Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Рентное обложениеРентное обложение. Под выражением Рентное обложение понимается в СССР особый сбор с городских земель и с земель, предоставленных транспорту, введенный постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. («Известия ЦИК СССР и ВЦИК» от 7 декабря 1923 г., № 280, Собр. узак. 1923 г., № 114 — 115, ст. 1055.) Это постановление устанавливает «взимание ренты с земель: а) находящихся в черте городских поселений и б) на территории, предоставленной транспорту» (ст. 1). Рента уплачивается с городских земель «как застроенных, так и незастроенных» (ст. 2) с допущением некоторых изъятий. Постановление устанавливает два вида подлежащей взиманию ренты — ренту основную и ренту дополнительную. Основная рента по Постановлению взимается «в одинаковом для всех земельных участков каждого города размере», при чем допускается отступление от этого правила для основной ренты, уплачиваемой государственными предприятиями, находящимися в ведении центральных хозяйственных органов СССР или союзных республик. Основная рента «поступает в общегосударственный доход», как говорит Постановление по отношению к городским землям (ст. 2), и «в доход казны», как это сказано в Постановлении по отношению к землям, предоставленным транспорту (ст. 4). Дополнительная рента с городских земель взимается «в мере различия доходности участков, в зависимости от местоположения и других условий» (ст. 2), при чем ее ставки устанавливаются «по частям города (кварталам и улицам) и по способам использования земельных участков и устройству и назначению сооруженных на них зданий» (ст. 7). Дополнительная рента с городских земель «обращается в местные бюджетные ресурсы данного города» (ст. 2), а с земель, предоставленных транспорту, «поступает в доход Народного комиссариата путей сообщения в составе арендной платы» (ст. 4), при чем «суммы дополнительной ренты с земель, предоставленных транспорту, поступают в специальные средства НКПС» (ст. 12 «Правил о взимании ренты», установленных Постановлением СНК СССР от 29 мая 1924 г., распубликованным в № 136 «Изв. ЦИК и ВЦИК» от 8 июня 1924 г.). Величина ставок основной ренты «по городам и уездам» (для земель, предоставленных транспорту) определяется «по соображению с размером чистой средней доходности прилегающих к городу (или к железной дороге) земель сельскохозяйственного пользования, с размером арендной платы, взимаемой за эти земли, и с другими экономическими моментами» (ст. 6). Для определения средней чистой доходности земли ст. 5 утвержденного Советом труда и обороны 11 мая 1924 г. «Общего положения об учете ренты с застроенных и незастроенных земельных участков и об определении доходности земель и строений» указывает следующие «элементы» расчета: а) среднюю урожайность (за вычетом семян) преобладающих для данного уезда сельскохозяйственных культур на землях, прилегающих к городам, и землях, предоставленных транспорту; б) средние цены на продукты этих культур; в) средние расходы, падающие на одну десятину тех же культур, на посев, сбор урожая и доставку продуктов на рынок;, г) обычную пропорцию главных культур; д) распределение пашни на посевную и паровую площади и е) средние расходы, падающие на одну десятину пашни по амортизации капитала, вложенного в постройку и инвентарь (ст. 5 упомянутого «Общего положения»). Величина ставок дополнительной ренты с городских земель «определяется по соображениям: а) со средними для данного района или вида имущества размерами падающей на 1 кв. саж. земли доходности имущества, за вычетом всех расходов по эксплуатации и процентов на капитал, заключающийся в стоимости построек и в мелиорациях земельных участков, а равно амортизации этого капитала; б) с отношением средней для данного района и вида имущества арендной платы, падающей на 1 кв. саж. земельного участка, к наименьшей в данном городе арендной плате по соответствующим имуществам» (ст. 7 Постановления ЦИК СССР о взимании ренты от 12 ноября 1923 г.). Районы, на которые делится каждый город по доходности входящих в него земель, устанавливаются, как это указывает «Общее положение», по плотности населения отдельных кварталов, при чем «соседние кварталы, более или менее близкие по размеру плотности населения», объединяются в районы (ст. 11). По установлении районов, на основании сходства кварталов города по плотности населения, в полученную группировку районов может быть внесено изменение «в зависимости от степени насыщенности отдельных частей города промышленными и торговыми заведениями, от удобства путей сообщения и от других факторов, влияющих на доходность земель» (ст. 11 «Общего положения»). В свою очередь внутри районов устанавливается градация доходности земельных участков в «зависимости: а) от способов использования (участки застроенные, незастроенные, огороды, сады, складочные помещения, рыночные площади); б) от устройства и назначения возведенных на них зданий (фабрично-заводские помещения, торговые здания, дома различной этажности; в) от имеющихся на участке сооружений (водопровод, канализация и т. д.) (ст. 13 «Общего положения»). На основании установленной таким путем градации доходности земельных участков от района к району и от участка к участку внутри района определяются ставки дополнительной ренты по городам. Что касается ставок дополнительной ренты с земель, предоставленных транспорту, то ни Постановление ЦИК СССР о взимании ренты ни «Общее положение» не указывают приемов определения размеров этих ставок очевидно потому, что вся дополнительная рента с земель, предоставленных транспорту, поступает, как уже сказано, в доход НКПС «в составе арендной платы» (ст. 4 Постановления от 12 ноября 1923 г. и ст. 3 Правил от 29 мая 1924 г.) и в силу этого представляет материальный интерес только для НКПС. Организация Рентного обложения представляется раздвоенной по различию двух необходимых для взимания ренты операций. Первая операция заключается в установлении ставок ренты в виде общего их расписания, т. е. независимо от применения этих ставок к тому или другому плательщику; это операция оценочная. Вторая заключается в отнесении выбранной из расписания ставки к определенному участку земли, в исчислении причитающегося с этого участка по избранной ставке оклада ренты, в нахождении обязанного к платежу ренты лица и истребовании с него этого платежа; это — операция взимания. Оценочная операция в отношении основной и дополнительной рент со всех вообще подлежащих обложению земель возложена Постановлением ЦИК 12 ноября 1923 г. на специально учрежденные центральную и местные оценочные комиссии при техническом содействии ЦСУ и его местных органов по собиранию и разработке «необходимых оценочных статистических материалов» и по выработке «на основе этих материалов проектов оценочных норм» (утвержденное ЦИК СССР 12 ноября 1923 г. Положение об оценочных комиссиях, ст. 11). Принятые Центральной комиссией ставки основной ренты подлежат утверждению «в порядке общесоюзного законодательства» (Постановление ЦИК от 12 ноября 1923 г., ст. 6), а принятые оценочными комиссиями союзных республик или местными оценочными комиссиями «ставки дополнительной ренты устанавливаются советами народных комиссаров отдельных республик, губернскими исполнительными комитетами и городскими советами в пределах, установленных в порядке общесоюзного законодательства» (постановление ЦИК от 12 ноября 1923 г., ст. 7.) Изъятие из этого общего порядка сделано лишь для установления ставки основной и дополнительной рент, взимаемой с государственных предприятий, находящихся в ведении центральных хозяйственных органов СССР или союзных республик. Эти ставки устанавливаются по принадлежности СТО или Экосо подлежащих республик. Платежу ренты подлежат те физические или юридические лица (частные домовладельцы, жилищные товарищества, арендаторы, учреждения, предприятия), «которым предоставлены земли или которым принадлежат либо предоставлены в пользование и распоряжение выстроенные на земельном участке здания» (Правила взимания ренты от 29 мая 1924 г., ст. 17). Все земли, с которых взимается рента, представлены следующими тремя категориями: 1) «участки, обслуживающие строения, принадлежащие частным физическим и юридическим лицам», 2) «участки, предоставленные государственным предприятиям по их уставам», и некоторые другие и 3) «застроенные и незастроенные земли», принадлежащие местным советам, либо ими самими управляемые, либо используемые ими путем сдачи в аренду как с торгов, так и без тортов, либо, наконец, «предоставленные в чье-либо пользование бесплатно» (Правила взимания ренты, ст. 5). Взиманием ренты с земель первых двух категорий устраняется взимание с них арендной платы. Что касается земель третьей категории, то в случаях, когда с них взимается арендная плата, причитающаяся с них рента «взимается в составе арендной платы» (ст. ст. 8 и 9 Правил о взимании ренты); в других же случаях рента взимается либо в виде особой платы с лиц, которым подлежащие участки предоставлены, либо, при нахождении земель в непосредственном распоряжении органов коммунального хозяйства, основная рента «полностью уплачивается этими органами из средств города в доход казны» (ст. ст. 7 и 10 Правил о взимании ренты). Уплата ренты заменяет собой взимание арендной платы во всех случаях, кроме случаев сдачи земли с торгов. Для земель, сданных с торгов, сохраняется взимание арендной платы, правда, с отчислением из нее основной ренты в доход казны, когда арендная плата оказывается выше ренты; при недостаточности же арендной платы для покрытия ренты платеж за землю ограничивается только этой платой, так как считается, что платежи за землю, условленные при сдаче ее с торгов, достигают максимума того, что может платить арендатор из даваемого ему землей дохода. Взимание ренты представляет собой своеобразный вид государственного дохода, чуждый по своей идее финансовому хозяйству иностранных государств. Дело в том, что мотивы, по которым было введено взимание ренты, сводились к требованию, чтобы государство получало доход от принадлежащего ему самому имущества в виде национализированной земли. Поэтому взимание ренты при построении бюджета на 1923/24 г. не было отнесено к налогам, а было причислено к имущественным доходам и поставлено в роспись государственных доходов под названием «рентный доход» в отдел «доходы от государственных имуществ». Между тем взимание ренты часто рассматривается как налог, каковой взгляд нашел себе выражение в наименовании этого доходного источника «рентным налогом», что встречается в научной литературе. Нельзя не признать, что этот взгляд имеет под собой основания как в самой организации взимания ренты, сходной с организацией прямого обложения, так и в терминологии закона и административных распоряжений, употребляющих применительно к взиманию ренты выражения, свойственные налоговому делу, например, выражение «рентное обложение». Затем и практика взимания ренты обнаружила такие обстоятельства, которые подрывают идею этого доходного источника, как извлечения государством дохода от принадлежащего ему имущества. Во-первых, сколько-нибудь точное определение размеров земельной ренты невозможно; отсюда вытекает, что государство, несмотря на присущее ему имущественное право на землю, вынуждено при взимании ренты получать не действительный даваемый ею доход, а доход, предположительно исчисленный. Во-вторых, во многих случаях именно в городах вообще отсутствует тот доход, на который могло бы претендовать государство, как на «основную» ренту от принадлежащих ему земель; последнее объясняется тем, что законодательством о квартирной плате и мерами административной практики пользование землей в городах сделано во многих случаях либо совершенно безвозмездным, либо не вполне оплачиваемым; так, уплачиваемая за квартиры плата сплошь и рядом оказывается недостаточной даже для покрытия расходов по содержанию дома, не говоря уже о процентах на представляемый домом капитал или об амортизационных отчислениях, а об оплате занимаемой таким домом земли в подобных случаях не может быть и речи. Таким образом выгоды пользования землей оказываются в массе случаев неоплачиваемыми, почему при взимании ренты с собственников строений требования казны оказываются направленными на несуществующий источник. Взимание основной ренты представляет собой очень скромный по своим результатам доходный источник: на 1923/24 г. рентный доход по Своду Единого государственного бюджета был исчислен в 3.501 тыс. руб., тогда как действительное его поступление выразилось всего лишь в сумме 767 тыс. руб. Для 1924/25 г. соответствующее исчисление было сделано в сумме 8.500 тыс. руб., а действительное поступление оказалось равным только 2.699 тыс. руб.; на 1925/26 г. рентный доход ожидался в сумме 8.292 тыс. руб., а поступил (по предварительным данным) в размере 5.788 тыс. руб. Столь слабое поступление ренты объясняется рядом причин, в числе которых главное значение принадлежит большой сложности организации рентного обложения, а также отрицательному отношению к Рентному обложению на местах. Последнее вытекало как из обременительности для местных органов Рентного обложения нерентабельных земель, принадлежащих этим органам, так и из устранения взиманием ренты дохода от арендных платежей, что в большинстве случаев бываю убыточным, так как арендная плата обыкновенно выше ставок дополнительной ренты. Кроме того, весьма неблагоприятно сказалась имевшая место, вследствие недостаточности оценочных материалов, произвольность вычислявшихся ставок рентного обложения. Для устранения этих недостатков Рентного обложения Постановлением СНК Союза ССР от 24 августа 1925 г. были расширены изъятия из Рентного обложения освобождением от него разных категорий земельных участков. Рассмотренные в предшествующем изложении Постановление ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. «о взимании ренты с земель городских и предоставленных транспорту», утвержденные СНК СССР 9 мая 1924 г. «Правила взимания ренты с земель городских и предоставленных транспорту», «Положение об оценочных комиссиях», «Общее положение об учете ренты с застроенных и незастроенных земельных участков», а также целый ряд других законоположений о Рентном обложении отменены опубликованными в № 99 (3.033) «Известий ЦИК» от 4 мая 1927 г.: 1) Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 апреля 1927 г. «о введении в действие» нового «Положения о взимании ренты с городских земель» и 2) постановлением ЦИК и СНК СССР оттого же числа о «Положении об оценочных комиссиях по учету ренты с городских земель». Упомянутое новое «Положение о взимании ренты с городских земель» от 30 апреля 1927 г., также опубликованное в Изв. ЦИК от 4 мая 1927 г., воспроизводит изложенные выше основы конструкции Рентного обложения, но вносит в нее некоторые изменения. Главнейшие из этих изменений заключаются в следующем: 1) основная рента взимается «в одинаковом размере для всех земельных участков каждого класса городских поселений» (ст. 2), а не для каждого отдельного города, как это было по Положению от 12 ноября 1923 г. ввиду этого «для установления ставок ренты все городские поселения разделяются на классы по признакам административного значения городского поселения, плотности населения, развития торговли и промышленности, положения в отношении путей сообщения и доходности прилегающих к городскому поселению земель» (ст. 4); 2) для ставок дополнительной ренты новое Положение установило принцип их кратного соотношения со ставками основной ренты, тогда как по прежнему Положению те и другие ставки были независимыми друг от друга; «пределы краткости дополнительной ренты к основной подлежат утверждению СНК СССР» (ст. 6); эти пределы устанавливаются в различной величине для разных классов городских поселений и категорий земель в зависимости от способов использования последних (участки под дворами, садами, огородами, рыночными площадями, жилыми домами, торговыми помещениями и промышленными заведениями); 3) введено различие ставок, применяемых к обложению одного и того же застроенного участка, в зависимости от различия частей этого участка (часть, находящаяся под строениями, и часть, занятая двором, садом, огородом), тогда как по прежнему Положению применявшаяся к обложению одного участка ставка была единой; 4) в случаях, когда оклад Рентного обложения исчисляемый с сданного в аренду земельного участка, превышает размер выплачиваемой арендаторами арендной платы, взимание ренты по новому Положению производится независимо от того, сдан ли облагаемый участок в аренду с торгов или без торгов; именно при сдаче в аренду органами коммунального хозяйства незастроенных земельных участков «основная и дополнительная рента взимается в составе арендной платы, ...если иное не устанвлено договором»; при этом «если арендная плата окажется ниже суммы причитающихся окладов основной и дополнительной ренты, то с плательщика взимается доплата в размере разницы между суммой арендной платы и суммой причитающихся окладов» (ст. 18); при сдаче же в аренду застроенных участков «основная и дополнительная рента взимается с арендатора в виде особой платы сверх арендной платы» (ст. 19). О других изменениях, внесенных Положением от 30 апреля 1927 г., см. статью «Новый закон о рентном обложении» в «Известиях ЦИК» от 7 мая 1927 г. № 102 (3036). «Положение о взимании ренты с городских земель» от 30 апреля 1927 г. введено в действие с 1 октября 1926 г. Рентный доход (именно доход от взимания основной ренты) по закону о бюджетных правах СССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. предоставлен союзным республикам, почему и проходит по их бюджетам. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Р»: Рабочий кредит, Расчетный баланс, Расчетный баланс СССР, Реальные налоги, Регалия, Рентное обложение, Репарации, Репорт, Речные сборы, Ростовщичество, «Р». |
| |