Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Репарации

Репарации. Под Репарациями в широком смысле понимают все те обязательства уплаты денежных сумм или взносов натурой, которые возложены на Германию и ее союзников Версальским и последующими мирными договорами; под Репарациями в узком смысле — обязательство Германии возместить ущерб, нанесенный войною гражданскому населению находившихся с Германией в войне стран. В ст. 231 Версальского договора «союзные и дружественные правительства объявляют, и Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за все потери и убытки, причиненные союзным и дружественным правительствам и их подданным в результате войны, навязанной им благодаря нападению Германии и ее союзников». Следствием отсюда является обязательство Германии «возместить весь ущерб, причиненный гражданскому населению каждой из союзных и дружественных держав и его имуществу нападением на земле, на море и в воздухе в течение того периода времени, когда каждая из этих держав находилась в состоянии войны с Германией, и вообще возместить весь ущерб, определенный в приложении I к настоящему разделу» (ст. 232). Приложение это весьма широко толкует понятие «ущерба, причиненного гражданскому населению», включая сюда пенсии, которые уплачиваются и будут уплачиваться участникам войны, и всякие пособия семьям мобилизованных. Ст. 232 заключает в себе также обязательство Германии взять на себя уплату долга, заключенного во время войны Бельгией у ее союзников. Ст.ст. 297 — 298 предусматривают вознаграждение Германией как союзных подданных, против которых и имущества которых были приняты Германией во время войны особые меры, так и германских подданных, против которых были приняты в союзных странах аналогичные меры. Различные приложения к разделу о Репарациях содержат постановления о поставках Германией угля и химических продуктов и о возмещении потерь в тоннаже союзников. Версальский договор не определяет общей суммы репарационных платежей: сумма эта должна была быть определена не позже 1 мая 1921 г. Репарационной комиссией, наделенной весьма широкими полномочиями. Комиссия состоит из 5 членов: представители Соединенных штатов, Англии, Франции и Италии являются: постоянными членами; представитель Японии включается в Комиссию тогда, когда обсуждается вопрос об ущербе на море или затрагиваются интересы Японии, представитель Югославии — при рассмотрении вопросов, касающихся Австрии, Венгрии или Болгарии; во всех остальных случаях пятым членом Комиссии является делегат Бельгии. Версальский договор предусматривает предварительные взносы деньгами и натурой в счет тех сумм, которые будут установлены Репарационной комиссией.

Период между ратификацией Версальского договора (янв. 1920 г.) и оккупацией Рура (янв. 1923 г.) заполнен бесплодными попытками союзных держав придти к соглашению между собой и сговориться с Германией по основным пунктам репарационного вопроса. На конференциях, которые следовали одна за другой (в Сан-Ремо — апр. 1920 г., в Хите и Булони — в мае и июне 1920 г.), выяснились две точки зрения: непримиримо настроенной Франции и склонных к смягчению требований — Англии и Италии. В конференции в Спа (июнь 1920 г.) впервые приняли участие представители Германии, указавшие на необходимость считаться с реальной платежеспособностью страны. На конференции в Брюсселе (дек. 1920 г.) был выдвинут так наз. «план Сейду», предвосхитивший основные положения будущего плана Дауэса; план этот предусматривал прогрессивно растущие годовые платежи Германии, поставки натурой, специальные гарантии платежей со стороны Германии, финансовый контроль союзников и предоставление международного займа; план этот, однако, был отвергнут. После того как в марте 1921 г. в Лондоне было отвергнуто предложение Германии ограничить общую сумму ее платежей 50 млрд. марок, союзники заняли Дюссельдорф, Дуйсбург и Рурорт на правом берегу Рейна. 27 апреля 1921 г. Репарационная комиссия сообщила Германии, что ее долг по Репарациям определен в 132 млрд. марок, не считая возложенного на Германию бельгийского долга, в 5,6 млрд. марок Лондонская конференция в мае 1921 г. остановилась на сумме годовых платежей Германии (деньгами и натурой) в 4,6 млрд. мар. Платежи Германии, однако, вскоре прекратились, ей был предоставлен мораторий, а Каннская конференция (янв. 1922 г.) ограничила платеж на 1922 г. суммой в 2.170 млн мар. Вскоре мораторий был продлен и на 1922 г. После безрезультатного окончания Парижской конференции в январе 1923 г. французские и бельгийские войска оккупировали один из наиболее промышленных районов Германии — Рурскую область. Оккупационные власти конфисковали правительственные средства в банках, взимали налоги и контрибуции, установили таможенную границу между Руром и остальной Германией, ввели собственное управление жел. дорогами и производили реквизиции угля, химических продуктов, железа, стали, дерева, машин, судов. Англия отрицала правомерность Рурской оккупации и ограничивалась (на основании Лондонского соглашения в мае 1921 года — Reparation Recovery Act) взиманием 26 % с ценности германского экспорта в Англию.

Оккупация Рура чрезвычайно тяжело отражалась на хозяйственной жизни Германии, подрывая ее производительные силы и вконец разрушив ее валюту. Для того чтобы выйти из того политического и экономического тупика, каким являлась для Европы оккупация Рура, Репарационная комиссия 30 ноября 1923 г. назначила две комиссии экспертов, одна из которых, работавшая под председательством американского банковского деятеля Дауэса, должна была «исследовать вопрос об изыскании средств для восстановления бюджетного равновесия (Германии), а также о мероприятиях, необходимых для стабилизации германской валюты». 9 апреля 1924 г. комиссия Дауэса представила Репарационной комиссии свой доклад. 30 августа того же года в Лондоне были подписаны международные соглашения, а в Германии проведены через Рейхстаг законы, необходимые для осуществления «плана Дауэса». Эта дата кладет резкую грань в истории репарационного вопроса.

Доклад комиссии экспертов, рассматривая состояние валюты и государственных финансов Германии, а также ее железных дорог, как одного из главных потенциальных источников дохода, указывает, что «германское государственное хозяйство находится в зависимости от основного факта вытекающих для Германии из Версальского договора обязательств»; он изыскивает «практические способы добиться уплаты по этим обязательствам» и предлагает для этого ряд далеко идущих мероприятий, обеспечивающих не только поступление репарационных платежей, но и возможность влияния иностранных правительств на хозяйственную жизнь страны. Доклад исходит из необходимости восстановления налогового и хозяйственного единства Германии, нарушенного оккупацией Рура, и ставит задачей дать Германии возможность снова занять выдающееся место в мировом хозяйстве и приступить к накоплению средств для репарационных платежей. Констатируя достигнутую путем выпуска рентной марки стабилизацию валюты, комиссия считает необходимым или учреждение нового эмиссионного банка или переустройство Рейхсбанка; банк должен быть частным обществом с основным капиталом в 400 млн мар. и эмиссионной привилегией на 50 лет. Банкноты, в принципе разменные на золото, временно лишь фиксированные в своей ценности по отношению к золоту, должны быть обеспечены на 1/3 золотом или вкладами в солидных иностранных банках. Существующий наряду с правлением Генеральный совет банка состоит из 7 немцев и 7 иностранцев; Генеральный совет имеет «исчерпывающие полномочия в таких вопросах организации и деятельности банка, которые могут затронуть интересы держав-кредиторов». Один из членов-иностранцев именуется комиссаром и следит за соблюдением норм о выпуске банкнот и величине резерва. Что касается бюджета, комиссия считает необходимым снять с него в ближайшие 2 года репарационное бремя; при осуществлении этого условия, при устойчивости валюты и восстановлении единства Германии последняя могла бы, «при сильном внутреннем напряжении, облегченном атмосферой доверия..., восстановить равновесие своего бюджета собственными средствами и прочно это равновесие удержать». Доклад считает, что тяжесть обложения в Германии должна быть не ниже, чем в любой из стран-союзниц, и рекомендует ряд налоговых реформ: повышение обложения имущих классов и в особенности тех лиц, которые извлекли особые доходы из обесценения валюты, повышение акцизов и наследственного налога и понижение налога на оборот. Репарационные отчисления из бюджетных доходов начнутся лишь в 1926/27 г. (110 млн мар.) и дойдут в 1928/29 г. до «нормальной» величины — 1.250 млн Уплата этих сумм обеспечивается поступлениями от таможенных пошлин и акциза на водку, пиво, табак и сахар; соответственные доходы поступают на счет особого уполномоченного, который возвращает германскому правительству суммы, превышающие установленные платежи. Целиком на покрытие Репараций пойдут доходы от налога на транспорт, которые в нормальном году составят 290 млн мар.

Исходя из того, что германские предприятия, благодаря инфляции, избавились от своих долгов, план Дауэса привлекает к репарационным платежам железные дороги и промышленность Германии. Железные дороги остаются собственностью государства, но эксплуатация их вверяется особому обществу, во главе которого стоит правление из 18 членов, из коих 9 назначаются германским правительством, а 9 — уполномоченным по управлению облигационным долгом; за соблюдением интересов держателей облигаций и Репарационной комиссии следит комиссар-иностранец, не входящий в состав правления. Общество железных дорог выпускает на 11 млрд. мар. облигаций, передаваемых Репарационной комиссии и приносящих (с 1927/28 г.) 5 % и 1 % погашения; капитал Общества состоит из обыкновенных акций на 13 млрд. мар., передаваемых германскому правительству, и привилегированных на 2 млрд.; из последней суммы 1,5 млрд. передаются ж.-д.. обществу, а 500 млн — правительству, которое половину этой суммы продаст, чтобы выручку употребить в 1925/26 г. на репарационные платежи. Что касается промышленности, то на нее налагается ипотека в 5 млрд. марок; полные платежи (300 млн мар., т. е. 5 % и 1 % погашения) будут производиться с 1927/28 г.

Комиссия экспертов предусматривает предоставление Германии международного займа в 800 млн мар. с двояким назначением: послужить образованию валютного фонда эмиссионного банка и дать последнему возможность финансировать поставки натурой для репарационных платежей.

Общая схема платежей по плану Дауэса рисуется в следующем виде (в милл.. мар.):
Источник платежаБюджет% по ж.-д. облигациямНалог на жел.-дор. транспортПродажа жел.-дор. акций% по промышл. облигациямЗаемИтого
1924/25-200---8001.000
1925/26-595250250125-1.220
1926/27110650290-250-1.200
1927/28500660290-300-1.750
1928/201.250660290-300-2.500

Указанный итог платежей обнимает «всю совокупность обязательств Германии перед союзными и дружественными державами». Начиная с 1929/30 г., бюджетная часть платежей, а с 1934/35 г. общая сумма их могут быть повышены в связи с ростом экономического благосостояния Германии, исчисляемым по особому «индексу благосостояния».

Все платежи поступают в центральный банк на счет генерального агента по Репарациям; этот взнос погашает обязательство германского правительства. План Дауэса таким образом строго различает взнос Германией следуемых с нее платежей и перевод их союзникам; последний должен совершаться без ущерба для германской валюты. Суммы на счету генерального агента могут употребляться банком для его краткосрочных операций, излишек же, превышающий 2 млрд., — на приобретение облигаций и выдачу долгосрочных займов; при достижении остатком на счету 5 млрд. марок репарационные взносы временно прекращаются, пока условия не позволят перевести часть накопленных средств в иностранную валюту.

В течение сентября и октября 1924 г. были осуществлены мероприятия, предусмотренные планом Дауэса (преобразование Рейхсбанка и управления жел. дор., выдача облигаций, назначение контрольных органов); заем, выпущенный в 9 странах (включая Германию) из 7 % по курсу 92. дал 801 млн нетто. В течение первого года действия плана (1 сент. 1924 г. — 31 августа 1925 г.) платежи различным государствам составили 897,2 млн мар. (в том числе Франции 454,5 млн мар., Англии — 191,0, Италии — 66,8, Бельгии — 115,9; остальное пришлось на долю Югославии, Соед.-штатов, Румынии, Японии, Португалии, Греции и Польши), расходы по займу — 77,0, содержание контрольных органов — 25,8 млн мар. Из общей суммы платежей 420 млн мар. пришлось на поставки натурой, 180 млн мар. — на. платежи на основании Reparation Recovery Act, 187 млн — на содержание оккупационных армий. В 1925/26 репар. году платежи различным государствам составили 1 104,2 млн мар. (в том числе Франции 583.8, Англии — 238,5, Италии — 85,2, Бельгии — 108,7 млн мар.), расходы по займу — 92,2, содержание контрольных комиссий — 19,3 млн мар. На поставки натурой пришлось в 1925/26 г. 658 млн мар., платежи на основании Reparation Recovery Act — 243, перевод наличными деньгами (преимущественно девизами) — 71 млн мар. Остаток приходится на расходы по содержанию оккупационных армий (86 млн мар.) и сальдо на счету агента по Репарациям в Рейхсбанке. В связи с быстрым восстановлением германских финансов правительство предпочло сохранить в своих руках полностью привилегированные акции железнодорожного общества и покрыть 250 млн мар. уже во втором репарационном году из общебюджетных доходов.

В дальнейшем, по-видимому, наибольшую трудность представит не столько собирание средств внутри страны, сколько перевод их за границу. Перевод этот должен свестись или к безвозмездному предоставлению жителям стран-кредиторов германских товаров или к возрастающему использованию иностранного кредита. Первый способ нарушает интересы отдельных, но весьма крупных отраслей промышленности стран-кредиторов; второй, поскольку он возможен, усиливает в конечном счете тяготы, ложащиеся на Германию. Естественным поэтому является предположение, что наступление периода полных платежей (2,5 млрд. в год) поставит на очередь пересмотр репарационного вопроса во всем его объеме.

II. Сенжерменским мирным договором 10 сентября 1919 г. соответствующие обязательства были возложены на Австрию, которая вынуждена оплатить на подобных условиях весь ущерб и убытки, понесенные ее противниками от войны. В состав комиссии по взысканию австрийских Репараций входят: по одному делегату от 4 великих держав, заседающих постоянно, и 5-й делегат от других держав: от Японии — если комиссия выяснит убытки, понесенные врагами Австрии на море, от Греции, Польши, Румынии, Югославии или Чехо-Словакии — в касающихся этих держав случаях, во всех прочих заседаниях 5-м членом Комиссии является бельгийский делегат. Кроме того, Австрия обязана передать своим победителям весь торговый флот, значительное количество сельскохозяйственных машин, строительного леса и известное количество скота.

В настоящее время уплата австрийской контрибуции происходит через посредство комиссара Лиги наций, осуществляющего финансовый контроль над Австрией. Ст. ст. 161 — 174 Трианонского мирного договора с Венгрией обязывают ее к уплате через посредство Репарационной комиссии аналогичной контрибуции. В настоящее время вопрос об ее платежах урегулирован путем соглашения с победителями, и контрибуция уплачивается через посредство комиссара Лиги наций Смита (см. о финансовом контроле над Австрией и Венгрией ст. Государственное банкротство). В отличие от Германии, Австрии и Венгрии, на которых были наложены контрибуции неопределенных размеров, Болгария по ст. 121 мирного договора в Нельи от 27 ноября 1919 г. обязалась уплатить контрибуцию в размере 2.250 мил л. зол. франков полугодовыми платежами в период 37 лет. Суммы по Контрибуции должны были поступать в распоряжение Репарационной комиссии в Париже через посредство особой находившейся в Софии междусоюзной комиссии, составленной согласно ст. 130 из трех делегатов — от Британской империи, Франции и Италии. Платежи контрибуции могут, согласно договора, поступать не только золотом и деньгами, но и движимым и недвижимым имуществом, а также в виде концессий, наконец, облигаций, акций и др. цепных бумаг. За счет имеющих поступить платежей Репарационная комиссия получила право потребовать от Болгарии передачи ей бон в золотом исчислении. Из поступающих от Болгарии полугодовых платежей Репарационная комиссия может удержать суммы, необходимые для погашения процентов и амортизации бон. Сумма долга по ст. 121 договора включила в себя и долги Болгарии ее бывшим союзникам, прежде всего Германии (заем 1914 г.). Союзники по Версальскому договору получили в свое распоряжение соответствующие суммы (ст. 124 договора в Нельи). Ст. 122 договора в Нельи Репарационной комиссии было предоставлено право изменить постановление предыдущей статьи и облегчить бремя репарации для Болгарии. По декабрь 1922 г. Болгарии удалось лишь погашать проценты и покрывать расходы по содержанию междусоюзной комиссии, но не удалось ничего внести в покрытие капитального долга. Репарационная комиссия дала отсрочку на 3 года. 16 марта 1923 г. в Софии состоялось соглашение в изменение ст. 121 мира в Нельи. По этому соглашению проценты (5 %) начислялись лишь на сумму 550 млн золотых франков репараций, уплачиваемых в течение 60 лет суммами от 2,5 млн до 0,5 млн франков, при чем первый взнос должен был быть сделан 1 ноября 1923 г. Оставшаяся часть репарационного долга(2,25 млрд. — 550 милл.) должна была погашаться без начисления процентов с 1 апреля 1923 г. Помимо платежа по ст. 121 договора в Нельи, ст. 125 возложила на Болгарию обязанность вернуть все имущество, захваченное на территории Греции, Румынии и Сербии. В частности по ст. 127 договора Болгария обязалась передать этим трем государствам (не засчитывая в счет репарации по ст. 121). По ст. 128 договора Болгария (точно так же не засчитывая в счет общей суммы репарации по ст. 121) должна в течение 5 лет поставлять Югославии по 50.000 тонн угля ежегодно с копей в Пернике. Междусоюзная комиссия в Софии получила право для того, чтобы обеспечить исполнение Болгарией ее обязательств, распоряжаться поступлениями с налогов, пошлин, доходами с концессий и т. п., а также контролировать налоговой и финансовый аппараты Болгарии. Все золотые запасы Болгарии поступили в распоряжение комиссии (ст. 132). Все вышеизложенное доказывает, что контрибуция совершенно не является отживающим институтом и находит широкое применение в практике современных государств.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Р»: Рабочий кредит, Расчетный баланс, Расчетный баланс СССР, Реальные налоги, Регалия, Рентное обложение, Репарации, Репорт, Речные сборы, Ростовщичество, «Р».