Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Речные сборы

Речные сборы. Под Речными сборами понимаются сборы, взимаемые с перевозимых по рекам грузов и с судов, перевозящих эти грузы. Эти сборы возникли в ту эпоху, когда за государями и владетельными князьями еще не было признано права взимать с населения постоянные налоги. Постоянно нуждаясь в средствах, государи изыскивали для себя различные источники дохода. Одним из таких источников и являлись Речные сборы. Они носили характер регалий и взимались с судов, плавающих по рекам, и с перевозимых на них грузов за оказываемую государством услугу в виде устройства пристаней, складочных помещений и других речных сооружений, необходимых для судоходства. В эпоху позднего средневековья и первые века нового времени эти сборы были широко распространены во всех европейских государствах. При этом они отличались большим разнообразием. Кроме сбора за пользование пристанями и другими речными сооружениями, взимался еще целый ряд других сборов. Так, например, navaticum — судовые деньги, tranaticum — за право тянуть судно, ripaticum, или laudaticum — приколочные деньги. Эти сборы служили довольно значительным источником дохода, для средневековых государей. Но с торжеством налогового принципа и с развитием железнодорожного транспорта фискальное значение этих сборов совершенно пало. Эти сборы и по сие время сохранились во всех государствах, но теперь они построены на, пошлинном принципе. Доходы от них идут на содержание различных речных сооружений и покрывают лишь небольшую часть этих расходов. Речные сборы издавна существовали и у нас в России. Например, такие сборы взимались, как известно, еще московским великим князем, начиная с XII ст., с судов и грузов, проходящих по реке Москве. Они существовали и в дореволюционной России, но, так же как и в других современных государствах, они имели очень небольшое фискальное значение. До революции взимание их регулировалось Уставом путей сообщения. В то время существовали следующие сборы: пристанской сбор, сбор за взвешивание грузов, сбор за хранение и т. д.

После Октябрьской революции все эти сборы отпали одновременно с проведением принципа бесплатности перевозок. Но с началом новой экономической политики они стали снова возрождаться. В настоящее время основным речным сбором в СССР является пристанской сбор. Он взимается с каждого пуда перевозимого по рекам товара. Берется он один раз в месте погрузки или выгрузки товара. Размер этого сбора варьируется в зависимости от того, на каких судах происходит перевозка грузов. При перевозке их на товаропассажирских пароходах он взимается в размере 1,5 коп. с пуда. При перевозке же грузов на товарных пароходах берется всего 1 коп. с пуда. При перевозке их на непаровых судах пристанской сбор уплачивается в размере 0,5 коп. с пуда. Основанием к такому различию ставок является следующее обстоятельство. Предполагается, что на товаропассажирских пароходах т. е. большой скоростью, перевозятся наиболее ценные товары, почему они могут быть обложены всякими сборами в большем размере. Наоборот, на непаровых судах перевозятся наименее ценные товары, почему пристанской сбор взимается с них по меньшей ставке. Другими речными сборами является сбор за хранение товаров. Размеры его варьируются в зависимости от ценности товаров. Все товары подразделены по ценности на три класса: с товаров I класса этот сбор взимается в размере 1 коп. с пуда; с товаров II и III классов он берется по 0,5 коп. с пуда. Существует еще сбор за простой судна. Если по вине грузовладельца, арендовавшего судно, последнее задерживается в пути, то грузовладелец облагается особым сбором. наряду с указанными сборами имеется еще целый ряд других сборов, имеющих второстепенное значение, как, например, сбор за взвешивание грузов, сбор за бланки накладных и т. д. Особым видом Речных сборов являются целевые Речные сборы; главным таким сбором в СССР является сбор на культурно-просветительную работу среди работников водного транспорта, доход от которого поступает в распоряжение культотдела Союза транспортников. Он взимается как с грузов, так и с пассажиров. Все указанные сборы собираются управлениями водного транспорта. Но кроме них, в отдельных случаях, губисполкомами устанавливаются дополнительные целевые сборы. Последние взимаются агентами губисполкомов.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Р»: Рабочий кредит, Расчетный баланс, Расчетный баланс СССР, Реальные налоги, Регалия, Рентное обложение, Репарации, Репорт, Речные сборы, Ростовщичество, «Р».