Добавить в закладки   •   Для замечаний

Справочник
оптических
терминов


 

Галилей

Галилей (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза,-8.1.1642, Арчетри, близ Флоренции), итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик.

Галилей принадлежал к знатной, но обедневшей флорентийской семье. Отец его, Винченцо, известный музыкант, оказал большое влияние на развитие и формирование способностей Галилея. До 11 лет Галилей жил в Пизе, посещал там школу, затем семья переселилась во Флоренцию. Дальнейшее воспитание Галилей получил в монастыре Валломброса, где был принят послушником в монашеский орден. Здесь познакомился с работами латинских и греческих писателей. Под предлогом тяжелой глазной болезни отец взял сына из монастыря. По настоянию отца в 1581 Галилей поступил в Пизанский университет, в котором изучал медицину. Здесь он впервые познакомился с физикой Аристотеля, с самого начала показавшейся ему неубедительной. Галилей обратился к чтению древних математиков - Евклида и Архимеда. Архимед стал его настоящим учителем. Увлеченный геометрией и механикой, Галилей бросил медицину и вернулся во Флоренцию, где провел 4 года, изучая математику. Результатом этого периода жизни Галилея были небольшое сочинение "Маленькие весы" (1586, изд. 1655), в котором описаны построенные Галилеем гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов, и геометрическое исследование о центрах тяжести телесных фигур. Эти работы принесли Галилею первую известность среди итальянских математиков. В 1589 он получил кафедру математики в Пизе, продолжая научную работу. В рукописях сохранился его "Диалог о движении", написанный в Пизе и направленный против Аристотеля. Часть выводов и аргументация в этой работе ошибочны, и Галилей впоследствии от них отказался. Но уже здесь, не называя имени Коперника, Галилей приводит доводы, опровергающие возражения Аристотеля против суточного вращения Земли.

В 1592 Галилей занял кафедру математики в Падуе. Падуанский период жизни Галилея (1592-1610) - время наивысшего расцвета его деятельности. В эти годы возникли его статические исследования о машинах, где он исходит из общего принципа равновесия, совпадающего с принципом возможных перемещений; созрели его главные динамические работы о законах свободного падения тел, о падении по наклонной плоскости, о движении тела, брошенного под углом к горизонту, об изохронизме колебаний маятника. К этому же периоду относятся исследования о прочности материалов, о механике тел животных; наконец, в Падуе Галилей стал вполне убежденным последователем Коперника. Однако научная работа Галилея осталась скрытой от всех, за исключением друзей. Лекции Галилея читались по традиционной программе, в них излагалось учение Птолемея. В Падуе Галилей опубликовал только описание пропорционального циркуля, позволяющего быстро производить различные расчеты и построения.

В 1609, на основании дошедших до него сведений об изобретенной в Голландии зрительной трубе, Галилей строит свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение. Работа телескопа демонстрировалась с башни святого Марка в Венеции и произвела громадное впечатление. Вскоре Галилей построил телескоп с увеличением в 32 раза. Наблюдения, произведенные с его помощью, разрушили "идеальные сферы" Аристотеля и догмат о совершенстве небесных тел: поверхность Луны оказалась покрытой горами и изрытой кратерами, звезды потеряли свои кажущиеся размеры и впервые была постигнута их колоссальная удаленность. У Юпитера обнаружилось 4 спутника, на небе стало видно громадное количество новых звезд. Млечный Путь распался на отдельные звезды. Свои наблюдения Галилей описал в сочинении "Звездный вестник" (1610-11), которое произвело ошеломляющее впечатление. Вместе с тем началась ожесточенная полемика. Галилея обвиняли в том, что все виденное им - оптический обман, аргументировали и просто тем, что его наблюдения противоречат Аристотелю, а следовательно, ошибочны.

Астрономические открытия послужили поворотным пунктом в жизни Галилея: он освободился от преподавательской деятельности и по приглашению герцога Козимо II Медичи переселился во Флоренцию. Здесь он становится придворным "философом" и "первым математиком" университета, без обязательства читать лекции.

Продолжая телескопические наблюдения, Галилей открыл фазы Венеры, солнечные пятна и вращение Солнца, изучал движение спутников Юпитера, наблюдал Сатурн. В 1611 Галилей ездил в Рим, где ему был оказан восторженный прием при папском дворе и где у него завязалась дружба с князем Чези, основателем Академии деи Линчей ("Академии Рысьеглазых"), членом которой он стал. По настоянию герцога Галилей опубликовал свое первое антиаристотелевское сочинение - "Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся" (1612), где применил принцип равных моментов к выводу условий равновесия в жидких телах.

Однако в 1613 стало известно письмо Галилея к аббату Кастелли, в котором он защищал взгляды Коперника. Письмо послужило поводом для прямого доноса на Галилея в инквизицию. В 1616 конгрегация иезуитов объявила учение Коперника еретическим, книга Коперника была включена в список запрещенных. Имя Галилея в постановлении не было названо, но частным образом ему было приказано отказаться от защиты этого учения. Галилей формально подчинился декрету. В течение нескольких лет он принужден был молчать о системе Коперника или говорить о ней намеками. Единственным большим сочинением Галилея за этот период был "Пробирщик" (1623)- полемический трактат по поводу трех комет, появившихся в 1618. В отношении литературной формы, остроумия и изысканности стиля это одно из наиболее замечательных произведений Галилея.

В 1623 на папский престол под именем Урбана VIII вступил друг Галилея кардинал Маффео Барберини. Для Галилея это событие казалось равносильным освобождению от уз интердикта (декрета). В 1630 он приехал в Рим уже с готовой рукописью "Диалога о приливах и отливах" (первое название "Диалога о двух главнейших системах мира"), в котором системы Коперника и Птолемея представлены в разговорах трех собеседников: Сагредо, Сальвиати и Симпличо.

Папа Урбан VIII согласился на издание книги, в которой учение Коперника излагалось бы как одна из возможных гипотез. После длительных цензурных мытарств Галилей получил долгожданное разрешение на напечатание с некоторыми изменениями "Диалога"; книга появилась во Флоренции на итальянском языке в январе 1632. Через несколько месяцев после выхода книги Галилей получил приказ из Рима прекратить дальнейшую продажу издания. По требованию инквизиции Галилей был вынужден в феврале 1633 приехать в Рим. Против Галилея был возбужден процесс. На четырех допросах - от 12 апреля до 21 июня 1633 - Галилей отрекся от учения Коперника и 22 июня принес на коленях публичное покаяние в церкви Maria Sopra Minerva. "Диалог" был запрещен, а Галилей 9 лет официально считался "узником инквизиции". Сначала он жил в Риме, в герцогском дворце, затем в своей вилле Арчетри, под Флоренцией. Ему были запрещены разговоры с кем-либо о движении Земли и печатание трудов. Несмотря на папский интердикт, в протестантских странах появился латинский перевод "Диалога", в Голландии было напечатано рассуждение Галилея об отношениях Библии и естествознания. Наконец, в 1638 в Голландии издали одно из самых важных сочинений Галилея, подводящее итог его физическим изысканиям и содержащее обоснование динамики - "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки...".

В 1637 Галилей ослеп. Он умер 8 января 1642. В 1737 была исполнена последняя воля Галилея - его прах был перенесен во Флоренцию в церковь Санта-Кроче, где он был погребен рядом с Микеланджело.

Влияние Галилея на развитие механики, оптики и астрономии в 17 в. неоценимо. Его научная деятельность, огромной важности открытия, научная смелость имели решающее значение для победы гелиоцентрической системы мира. Особенно значительна работа Галилея по созданию основных принципов механики. Если основные законы движения и не высказаны Галилеем с той четкостью, с какой это сделал И. Ньютон, то по существу закон инерции и закон сложения движений были им вполне осознаны и применены к решению практических задач. История статики начинается с Архимеда; историю динамики открывает Галилей. Он первый выдвинул идею об относительности движения (Галилея принцип относительности), решил ряд основных механических проблем. Сюда относятся прежде всего изучение законов свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; законы движения тела, брошенного под углом к горизонту; установление сохранения механической энергии при колебании маятника. Галилей нанес удар аристотелевским догматическим представлениям об абсолютно легких телах (огонь, воздух); в ряде остроумных опытов он показал, что воздух - тяжелое тело и даже определил его удельный вес по отношению к воде.

Основа мировоззрения Галилея - признание объективного существования мира, т. е. его существования вне и независимо от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается - происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно неделимых атомов, ее движение - единственное, универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все в природе подчинено строгой механической причинности. Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений. Согласно Галилея, познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, основой науки - опыт. Отвергая попытки схоластов добыть истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем отвлеченных умствований, Галилей утверждал, что задача ученого -"... это изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии" ("Диалог о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой", М.-Л., 1948, с. 21). Тех, кто слепо придерживается мнения авторитетов, не желая самостоятельно изучать явления природы, Галилей называл "раболепными умами", считал их недостойными звания философа и клеймил как "докторов зубрежки". Однако, ограниченный условиями своего времени, Галилей не был последователен; он разделял теорию двойственной истины и допускал божественный первотолчок.

Одаренность Галилея не ограничивалась областью науки: он был музыкантом, художником, любителем искусств и блестящим литератором. Его научные трактаты, большая часть которых написана на народном итальянском языке, хотя Галилей в совершенстве владел латынью, могут быть отнесены также к художественным произведениям по простоте и ясности изложения и блеску литературного стиля. Галилей переводил с греческого языка на латынь, изучал античных классиков и поэтов Возрождения (работы "Заметки к Ариосто", "Критика Тассо"), выступал во Флорентийской академии по вопросам изучения Данте, написал бурлескную поэму "Сатира на носящих тогу". Галилей - соавтор канцоны А. Сальвадори "О звездах Медичей" - спутниках Юпитера, открытых Галилеем в 1610.

Соч.: Le opere. ed. nationale, v. 1 - 20, Firenze, 1890 - 1909; Pensieri, mott e sentenze, tratti dalla editione nationale delle opere da A. Favarq, Firenze, 1910; Le opere, Firenze, 1933 (Scritti Letterari, v. 9); в рус. пер.- Диалог о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой, М.-Л., 1948; Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению, М.-Л., 1934; Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся, в сб.: Начала гидростатики, М. -Л., 1933; Послание к Франческо Инголи, в сб.: Галилео Галилей (1564-1642), М. -Л., 1943; Избр. труды, т. 1-2, М., 1964.