Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Железнодорожные гарантии

Железнодорожные гарантии. Под Железнодорожными гарантиями надлежит понимать обеспечение правительством доходности капиталу, который вкладывался в железнодорожное предприятие. В России применение этой меры являлось необходимой предпосылкой привлечения частных капиталов в железнодорожные предприятия. Первая такая гарантия была выдана в 1857 г. Главному обществу российских железных дорог, причем ему гарантировался на акционерный капитал в 75 млн. рублей серебром ежегодный доход в 3.819.845 руб., из которого уплачивалось 5 % в дивиденд на основной капитал, а остальная сумма обращалась на погашение означенного капитала посредством ежегодных тиражей. Облигационному капиталу также гарантировалась доходность в 4,5 % с соответствующим процентом на погашение. В течение 11 последующих лет возникло 15 железнодорожных обществ с суммою акционерных капиталов в 69,7 млн. руб. сер. и 23,5 млн. руб. кред. с суммою облигационных капиталов в 138,3 млн. руб. сер. и протяжением железнодорожных линий в 3.600 верст. За это время возникло всего лишь 4 железнодорожных общества, акционерные капиталы которых, составлявшие 29,95 млн. руб. кред., не пользовались гарантией, и всего лишь одно из этих предприятий имело облигационный капитал в 12 млн. руб., гарантированный правительством. Протяжение железнодорожных линий этих четырех предприятий составляет всего 800 верст. С конца 1868 г. происходит перелом в политике железнодорожного строительства: правительство почти совсем перестает выдавать гарантии акционерным капиталам и пытается не давать их и облигационным капиталам. Из 29 обществ с суммою акционерных капиталов в 167,3 млн. руб. сер. и 66,0 млн. руб. кред., возникших в течение 6 лет (до 1874 г.), только 4 общества получили гарантию акционерных капиталов, причем лишь два с суммой акционерных капиталов в 15 млн. руб. получили гарантию в прежнем размере, т. е. 5 %, а другие два — с суммой акционерных капиталов в 38,2 млн. руб. — получили гарантию в размере всего лишь 3 %. Что касается гарантии облигационных капиталов, то из 29 обществ с протяжением железнодорожных линий в 12.113 километров (11.355 верст) 9 обществам с протяжением линии в 1.044 километра (979 верст) не было дано гарантии облигационным капиталам и из числа последних 4 предприятия, с протяжением линии в 433 километра (406 верст), для постройки таковых не пользовались облигационными капиталами, а 5 остальных реализовали всего лишь облигационных капиталов на 15 млн. руб. сер., тогда как облигационные капиталы остальных обществ составляли 398,2 млн. руб. сер. С 1874 г. происходит поворот в обратную сторону: не только все 6 новых обществ, учрежденных за время с 1874 по 1876 г. включительно, с суммой акционерных капиталов в 6,6 млн. руб. зол. и 29,9 млн. руб. кред., получают гарантию дохода по своим акционерным капиталам в размере 5 %, но даже Общество юго-западных железных дорог, образуемое в 1878 г. из слияния трех железнодорожных обществ, акционерные капиталы которых не были гарантированы, получает гарантию дохода по своему акционерному капиталу в размере 5 %. На этом прекращается на долгое время возникновение новых железнодорожных обществ, а с начала 80-х годов начинается выкуп железных дорог в казну и постройка новых средствами Государственного казначейства. Постройка же новых железнодорожных линий старыми обществами производилась за счет выпуска дополнительных облигационных капиталов, которым правительство гарантировало доходность сперва в прежнем размере (в 5 %), а затем в 4,5 % и 4 % в зависимости от состояния денежных рынков; исключение представляют два облигационных займа, выпущенных в виде 3 %-ных гарантированных правительством облигаций в 1881 г.

С конца XIX в. вновь начинают возникать железнодорожные общества, производящие постройку дорог главным образом за счет облигационных капиталов, которым правительство гарантирует доходность и срочность погашения как старым обществам; но при этом акционерным капиталам некоторых предприятий гарантирует известную доходность лишь в течение производства постройки дорог до начала их эксплуатации. Сумма уплаченных правительством процентов по гарантиям дохода как по акционерным, так и по облигационным капиталам за все время существования Железнодорожная гарантия составляла несколько сот миллионов рублей; таковые составляли по данным Государственного контроля на 1 января 1914 г. 513,6 млн. руб., кроме сумм, списанных в выкуп железных дорог от частных обществ.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Ж»: Железнодорожные гарантии, Железнодорожные конвенции, Железные дороги, «Ж».