Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Дотации

Дотации. Доходы местных органов управления слагаются из поступлений, извлекаемых на публично-правовой и частноправовой основах, и субсидий, получаемых от центральной власти. За последние 50 — 70 лет во всех государствах замечается быстрый рост субсидий, выдаваемых местным союзам. Это вызвано отчасти тем, что современному государству в силу целого ряда причин приходится прибегать к децентрализации расходов путем перенесения их с государственного бюджета на местный. Но это только одна из причин возрастающего значения субсидии в местном бюджете. Большую роль в этом направлении сыграло и увеличение расходов местных органов под влиянием внутреннего развития общинной жизни и возрастающего влияния демократических слоев населения на ход общинного управления; при чем быстрое увеличение расходов, вызванное этими причинами, не сопровождалось соответствующим ростов доходов благодаря недостаточной эластичности местного обложения.

Предоставление Дотациий не сопряжено с разрешением каких-либо определенных задач в области местного хозяйства. Дотации имеют в виду или компенсировать местный бюджет за переданные ему с государственного бюджета новые расходы, или же дать возможность экономически слабым союзам развить свою деятельность. Вмешательство государства в местную жизнь может быть осуществлено наиболее полно только при помощи субсидий, выдача которых практикуется в том случае, если центральная власть стремится повлиять на деятельность местных союзов или имеет в виду объединить государственное и местное хозяйства единым финансовым планом. Пособия состоят из различного рода имущественных объектов, как-то: здания, сооружения и т. д., которые дают возможность общине освободиться от каких-либо расходов. Денежные Дотации заключаются в предоставлении местным органам власти денежных пособий или новых доходных источников. Очень часто государство, поручая общинам взимание какого-либо налога, предоставляет им некоторую часть поступления. В Англии Дотации выдаются в виде надбавок к государственным налогам и играют крупную роль в бюджете общин. Заметное увеличение роли надбавок вызвано расширением функций, возложенных на «местное управление» (Local Governement). Необходимость предоставления надбавок вызвана также и тем, что поступления от местных налогов крайне неравномерно распределялись по отдельным территориальным единицам. Надбавки к государственным налогам приобрели крупное значение в английском местном бюджете после реформы 1888 г., уничтожившей стеснительные для местного хозяйства «graints-in-aide», представлявшие собой субвенции в виде долевого участия государства в расходах на начальные школы, на народное здравоохранение, на содержание дорог, органов юстиции и др. специальные цели. Вместе с этим реформа 1888 г. предоставила местным органам часть налога на наследства (за счет «probate duty»); место «probate duty» после реформы наследственного налога 1894 г. заняла «estate dute», доля которой была повышена в 1896 г. Следует отметить, что английская реформа 1888 г., изменившая характер государственных субсидий, — единичное явление в новейшей истории местных финансов, так как большинство государств в целях проведения централизации в управлении стремится заменить дотационные пособия субвенционными. Из германских государств широкое развитие Дотаций, но уже в денежной форме, наблюдается в Пруссии. Местное хозяйство дореволюционной России, обремененное значительным кругом обязанностей и не имевшее крупных налоговых источников, почти не знало помощи от государства. Денежные пособия от государства носили в большинстве случаев характер субвенции.

На основании декрета Совета народных комиссаров от 22 августа 1921 г. «о местных денежных средствах» вновь организованному местному хозяйству в виде Дотаций из государственных средств предоставлялись процентные отчисления от всех прямых налогов, поступающих в пределах данной территории. По декрету СНК от 31 октября 1922 г. участие государства в местном хозяйстве выражалось в предоставлении отчислений от промыслового налога, от продналога, трудгужналога, от подоходно-поимущественного и общегражданского налогов и от лесного и страхового доходов. Вместе с этим местные органы пользовались правом вводить надбавку к государственному промысловому налогу, к судебным и нотариальным пошлинам и к патентам на право торговли напитками и табачными изделиями.

Изданное в 1923 г. Временное положение о местных финансах почти не изменило состав Дотаций, предоставляемых местным органам в виде надбавок и отчислений. Сверх этого, местностям, которые в силу ли своей экономической отсталости или под влиянием стихийных бедствий не могли сбалансировать своих смет бездефицитно, предоставлялось право возбуждать перед НКФ подлежащей союзной республики ходатайство о денежной Дотации. Правом этим пользовались СНК автономных республик и губернские и областные исполкомы. Для удовлетворения экстраординарных нужд и покрытия дефицитов по отдельным местным бюджетам образовывался особый дотационный фонд, величина которого должна была определяться ежегодно СНК СССР. Распределение Дотаций было поручено особой комиссии по финансированию, учрежденной при НКФ каждой союзной республики. Система денежных Дотаций не дала благоприятных результатов, так как местные органы, надеясь на помощь государства, не были заинтересованы в бездефицитном сбалансировании смет. В силу этого обстоятельства во Временном положении в редакции 1924 г. вместо дотационного организован субвенционный фонд, названный «целевым фондом на удовлетворение отдельных потребностей», и «резервный фонд» на покрытие экстренных потребностей, вызванных стихийными бедствиями и другими обстоятельствами исключительного порядка. В виде же Дотаций сохранены по-прежнему отчисления и надбавки к государственным налогам и доходам. Отчисления от промыслового и сельскохозяйственного налогов определяются для каждой отдельной губ. ежегодно в зависимости от ее нужд; размер отчислений от прочих не играющих крупной роли государственных налогов и доходов в большинстве случаев фиксирован. Некоторые виды отчислений имеют целевое назначение. Дотации в виде надбавок предоставлены от государственного промыслового, от подоходного и др. налогов и сборов. Установленный для надбавки к промысловому налогу максимум колеблется от 100 до 300 %% в зависимости от характера предприятия; максимальный размер надбавки к подоходному налогу определен в 25 %; однако к подоходному налогу предусмотрена возможность повышения надбавки до 50 % по ходатайству губернских исполкомов.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Д»: Дальневосточный банк, Двойное обложение, Дебет-Кредит, Девальвация, Девизная политика, Девизы, Декларация, Делькредере, Демонетизация, Денежное обращение, Денежное обращение в СССР, Денежное обращение на западе, Деноминация, Депозит, Депорт, Дефицит, Дефляция, Дисконт, Дисконтная политика, Добавочные сантимы, Дотации, Драгоценные камни, Дэмпинг, «Д».