Дефицит
Дефицит. Дефицитом называется обнаружившийся по бюджетному балансу недостаток доходов для покрытия предстоящих в данном бюджетном периоде расходов (см. Бюджет государственный). Бюджетный Дефицит не всегда однако совпадает с действительным. Непредвиденные обстоятельства могут сделать дефицитным вполне благополучный бюджет, а иногда, хотя и реже, получается противоположный результат. По происхождению своему Дефицит может зависеть, во-первых, от действительного несоответствия поступлений с расходами и, во-вторых, от неправильного исчисления доходов и расходов. Действительный недостаток доходов может быть случайным или же, наоборот, он может корениться в причинах более глубоких и длительных. Случайные Дефициты имеют обыкновенно кратковременный характер и вызываются причинами преходящими, независящими от воли правительства и законодательных учреждений (например, неурожай). При здоровых финансах они не вызывают серьезных последствий и большею частью быстро ликвидируются. Главною причиною Дефицитов не случайного характера является общее расстройство народного хозяйства и финансов и нерациональная финансовая, а также иногда экономическая и общая политика. Кроме того более или менее длительные Дефициты могут обусловливаться крупными мероприятиями, обещающими в будущем улучшение хозяйственных и финансовых условий, но связанными с значительными предварительными затратами (мелиорация, устройство и развитие путей сообщения и т. д.). Значение Дефицитов последнего рода может быть различным: если вызывающие их мероприятия задуманы правильно, не выходят из пределов экономических потребностей и финансовых ресурсов страны и осуществляются планомерно и рационально, то такие Дефициты не представляют опасности. Наоборот, ошибки в плане и исполнении и форсирование в объеме и времени выполнения мероприятий могут повлечь за собою ухудшение финансов, а следовательно, и дальнейшие Дефициты. Наиболее опасными являются Дефициты, коренящиеся в расстройстве народного хозяйства. Такие Дефициты принимают обыкновенно затяжной характер и могут привести к крушению государственных финансов. Дефициты, зависящие от неправильных исчислений, могут происходить или от неумения составителей бюджета, или же сознательно. Последнее бывает в тех случаях, когда правительство путем преуменьшения доходных исчислений стремится создать внебюджетный источник для каких-либо крупных мероприятий. Подобные бюджетные Дефициты не переходят в действительные. Наличность Дефицитов в бюджете обязывает правительство и законодательную власть найти источники для его покрытия. Такими источниками могут быть: 1) свободные остатки от прежних бюджетов (см. Свободная наличность); 2) сокращение предположенных уже расходов; 3) увеличение налогов и использование новых источников доходов; 4) займы; 5) отчуждение части государственных имуществ и 6) эмиссия денежных знаков. Эмиссия является крайним и наиболее опасным средством покрытия Дефицитов. Она всегда таит в себе зародыши новых Дефицитов. Кроме явного Дефицита, бюджет может заключать в себе Дефицит скрытый, замаскированный преувеличенным исчислением доходов или невнесением в бюджет некоторых несомненно предстоящих к исполнению расходов. Для правительства и для законодательной власти в таких случаях обыкновенно бывает ясна неизбежность Дефицита при исполнении бюджета, но нежелание, по соображениям политики внутренней или внешней, заранее обнаружить это обстоятельство приводит к замаскированию такого Дефицита в бюджете. Подобный прием не всегда удается и во всяком случае не может быть часто повторяем.
Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Д»:
Дальневосточный банк, Двойное обложение, Дебет-Кредит, Девальвация, Девизная политика, Девизы, Декларация, Делькредере, Демонетизация, Денежное обращение, Денежное обращение в СССР, Денежное обращение на западе, Деноминация, Депозит, Депорт, Дефицит, Дефляция, Дисконт, Дисконтная политика, Добавочные сантимы, Дотации, Драгоценные камни, Дэмпинг, «Д».