Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Государственные землиГосударственные земли. Государственными землями называются земли, право владения и распоряжения которыми принадлежит государству. В дореволюционное время по характеру землевладения различались три основных категории земель: а) крестьянские надельные земли, площадь которых по 50 губ. Европейской России к 1917 г. определялась в круглых цифрах в 153 млн гектаров (140 млн дес.), б) частновладельческие земли — около 87,4 млн гектаров (80 млн дес.) и в) земли государственные. Последние в свою очередь распадались на две отличные друг от друга группы: 1) земли, в отношении которых государство осуществляло только право верховного надзора и управления, не отчуждаемые и не подлежащие действию давности; право пользования ими предоставлялось отдельным категориям населения и регулировалось особыми законодательными положениями; площадь этих земель не была точно определена, и к ним относились степные пространства, занятые кочевниками, а также обширные площади Сибири и крайнего Севера; 2) земли, составляющие собственность государства как юридического лица, отчуждаемые, подлежащие действию давности, обычно служащие средством извлечения доходов в пользу государства (казенные лесные дачи, казенные оброчные статьи, удельные земли и пр.), с общей площадью свыше 164 млн гектаров (150 млн дес.). Источники образования Государственных земель были чрезвычайно разнообразны: необъятные пространства Сибири и Дальнего Востока, киргизские и калмыцкие степи, частью просто занятые, частью завоеванные, конфискованные частновладельческие и церковные имения, выморочные земельные имущества и вообще все земли, не составляющие чьей-либо собственности, считались Государственными землями. Наиболее крупным источником дохода являлись казенные лесные дачи, с общей площадью удобной земли в 90,1 млн гектаров (82.498 тыс. дес.), доходность которых на 1 января 1914 г. определялась для 50 губерний Европейской России в 53.524 тыс. руб. На втором месте по степени доходности стояли удельные земли сельскохозяйственного назначения, площадью в 1,96 млн гектаров (1.763 тыс. дес.) с доходностью около 5.100 тыс. руб., и лесные дачи площадью в 6.22 млн гектаров (5.730 тыс. дес.) с доходностью в 5.178 тыс. рублей. Эти доходы составляли 54 % всех доходных поступлений удельного ведомства (по данным на 1897 г.). Третье по доходно эти место занимали казенные оброчные статьи. Общая площадь их на 1 января 1915 г. определялась в 3,61 млн гектаров (3.317 тыс. дес.) с доходностью в 9.706 тыс. рублей (по 50 губ. Европейской России). Земли, в отношении которых государство осуществляло лишь право верховного надзора и управления, непосредственного дохода казне не приносили, и за право пользования ими никаких платежей не взималось. Вместе с тем эти земли служили фондом, из которого по мере надобности образовывались казенные оброчные статьи или отводились, земельные участки для разных государственных надобностей. С изданием 26 октября 1918 г. декрета «О земле» все земельные отношения изменяются коренным образом. Частная собственность на землю отменяется, и все без исключения земли объявляются собственностью государства; владение землей допускается только на правах пользования. Земельные кодексы. действующие в союзных республиках (РСФСР, УССР и БССР) и регулирующие все земельные отношения, различают следующие виды земель: а) земли, предоставленные в трудовое пользование, б) земли, отведенные городам и поселениям городского типа, и в) все прочие земли сельскохозяйственного назначения, составляющие государственные земельные имущества. Кроме этих основных трех видов, ст. 155 Земельного кодекса РСФСР и аналогичные ей статьи земельных кодексов УССР и БССР выделяют особую группу земель специального назначения. К числу таковых относятся: «земли, находящиеся под лесами, горными разработками, железными дорогами и подобными им, военными сооружениями и пр.». Трудовые земли. Право пользования землей для ведения сельского хозяйства имеют все граждане Союза без различия пола, вероисповедания и национальности, но при непременном условии обработки земли личным трудом или трудом членов своего семейства. Такое трудовое пользование является бессрочным и прекращается только в случаях, указанных законом. В зависимости от характера землепользования земли облагаются единым сельхозналогом, рентой и арендной платой. Земли, предоставленные в трудовое пользование, облагаются только единым сельхозналогом. Городские земли. Земли, отведенные городам и поселениям городского типа с лесами, недрами и водными пространствами, находятся в непосредственном ведении исполнительных комитетов в лице их органов местного хозяйства. Они могут быть: а) использованы органами местного городского хозяйства непосредственно, б) предоставлены учреждениям, предприятиям и организациям, государственным и общественным, кооперативным и частным, а также отдельным лицам или в) предоставлены в бесплатное общественное пользование. В отношении способов и порядка эксплуатации различаются следующие виды городских земель: а) селитебные, б) земли общего пользования и в) городские угодья. Земли селитебные разбиваются — в зависимости от экономического характера городского населения, типа построек данной местности, особенностей поселений в целом и отдельных районов, а также санитарных условий — на селитебно-строительные участки, каковые предоставляются на арендных началах с соблюдением законов о земельной ренте и правил городского благоустройства учреждениям, предприятиям и лицам, являющимся фактическими пользователями построек, находящихся на этих участках, или принявшим на себя обязательства возведения новых строений. Земли общего пользования в пределах городской черты находятся в непосредственном управлении органов исполкомов, ведающих местным хозяйством, и предоставляются в бесплатное пользование всех граждан. Иногда из этих земель выделяются участки для сдачи в краткосрочную аренду под торговые палатки, киоски, буфеты и т. д., при том непременном условии, что такое выделение не наносит ущерба для общего пользования. Наконец, к третьему виду городских земель — «городские угодья» — относятся все земли, расположенные в пределах городской черты и не относящиеся к селитебным и землям общего пользования. В состав этих земель входят: леса, торфяники, земли сельскохозяйственного назначения, как-то: выгоны, луга, пашни, огороды, фруктовые сады и т. д. Все эти земли эксплуатируются или непосредственно коммунальными органами или путем предоставления в арендное или бесплатное пользование других учреждений и отдельных лиц на условиях, особо устанавливаемых исполкомами. Городские земли подлежат обложению основной и дополнительной рентой. Первая идет в доход казны, а вторая обращается, в местные средства данного города. Размер основной ренты определяется ставками, утверждаемыми в законодательном порядке для каждой области и уезда, размер же дополнительной определяется губисполкомами. Освобождаются от платежа ренты земли под реками, каналами и пр., земли, предоставленные в бесплатное общее пользование, а также отведенные под крепостные сооружения, земли, занятые государственными коммунальными учреждениями, а также леса, кустарники и полевые земли, если последние облагаются единым сельхозналогом. Кроме ренты, в некоторых случаях с городских земель может взиматься и арендная плата, при чем, если участки сданы в аренду с торгов, то рента основная и дополнительная входит в состав арендной платы, если же участки сданы без торгов и арендная плата ниже оклада ренты, то с арендатора может быть взыскана разница между рентой и арендой. Земли специального назначения. Земли специального назначения отводятся различным учреждениям для каких-либо государственных надобностей несельскохозяйственного назначения. Отвод таких земель совершается по общим правилам землеустроительного производства, и арендная плата за пользование ими не взимается. По миновании надобности для специальных целей эти земли поступают в состав гос. земельных имуществ вне городской черты и в городские земли, если находятся в пределах этой черты. Из земель специального назначения земли, отведенные НКПС для нужд железнодорожного транспорта, подлежат обложению основной и дополнительной рентой, при чем первая идет в доход казны, а вторая составляет доход НКПС и зачисляется в специальные его средства. Оклад дополнительной ренты за эти земли утверждается центральной оценочной комиссией Союза ССР. Государственные земельные имущества. Все земли сельскохозяйственного назначения, оставшиеся за чертой трудовых и городских земель, а также земель специального назначения, составляют государственные земельные имущества и находятся в общем заведывании и распоряжении Народного комиссариата земледелия соответствующей республики. Они могут быть использованы или путем непосредственного ведения хозяйства соответствующими органами Наркомзема или путем предоставления их в пользование государственным общественным организациям и учреждениям, а также отдельным лицам. Все эти земли, находясь в непосредственном распоряжении государства, имеют назначением обслуживание различных государственных потребностей. Из всего обширного круга этих многочисленных и разнообразных потребностей можно отметить следующие основные направления: а) извлечение доходов в пользу государства, б) создание агрикультурных ценностей и оказание агрикультурной помощи сельскому населению, в) расширение фонда трудовых земель и удовлетворение потребностей государства в земле для специальных целей. В зависимости от преобладания того или иного назначения государственные земельные имущества разделяются на следующие три вида: а) совхозы, б) доходные статьи и в) государственный земельный запас. Совхозы, являясь оборудованными сельскохозяйственными предприятиями, имеют главной целью служить научно-технической основой для развития сельского хозяйства, а потому и должны быть примером наиболее целесообразного и рентабельного использования земельных угодий, давая наивысшую продукцию с единицы посева, получая улучшенные сорта хлебов и выводя улучшенные породы животных. Таким образом совхозы должны являться главной базой агрикультурной помощи населению и вместе с тем могут быть источником дохода от эксплуатации, особенно в том случае, когда они относятся к числу промышленных, т. е. удовлетворяющих производственные нужды промышленных предприятий путем возделывания сельскохозяйственных технических культур. По характеру использования совхозы могут быть сведены к трем основным группам: а) совхозы трестированные, территориально объединяемые в губернские, областные или республиканские тресты, б) совхозы Сахаротреста и в) все прочие совхозы как местного, так и республиканского значения. Доходные земельные статьи имеют главной целью извлечение наибольшего дохода в пользу государства путем предоставления их в возмездное пользование учреждений, организаций, а также отдельных лиц. Наибольшее значение среди них как по легкости использования, так и по размеру доходности имеют земли государственного лугового фонда. Государственный земельный запас состоит из земель, не получивших еще определенного назначения. Эти земли являются основным фондом для удовлетворения всех возникающих потребностей государства в земле. Одной из самых постоянных потребностей является расширение площади земель трудового пользования, обусловленное накоплением живой рабочей силы в деревне. По неполным данным, поскольку учет государственных земельных имуществ еще не закончен в республиках ЗСФСР. УзбССР и ТССР, на 1 октября 1925 г. общая площадь гос. земельных имуществ Союза определяется в 31,75 млн гектаров (29.062.489 дес.). Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Г»: Гербовый сбор, Городское хозяйство, Госстрах, Государственная торговля, Государственное банкротство, Государственное имущество, Государственное счетоводство, Государственные доходы, Государственные земли, Государственные казначейские билеты, Государственные предприятия, Государственный банк СССР, Государственный инвентарь, Государственный контроль, Государственный кредит СССР, «Г». |
| |