Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Государственные доходыГосударственные доходы — в широком смысле — все Государственные доходы в отличие от доходов общественных и частных. В нашей бюджетной терминологии этим термином обозначают Государственные доходы неналогового характера, отличные по природе своей от налогов и кредитных операций. Сущность Государственных доходов заключается в том, что они поступают не в порядке осуществления государством своих публичных прав (налоги) и не от займов, которые государство выпускает на внутреннем и внешнем рынках, или от других государственных кредитных операций, а в результате оперативно-хозяйственной деятельности государственных органов (правительственные агенты, тресты, торги). По своей природе Государственные доходы разделяются на три группы: I группа — доходы, поступающие в оплату расходов, произведенных государством на оказание разным: лицам и учреждениям каких-либо услуг (пошлины, сборы и др.); II группа — доходы, поступающие от сдачи в аренду или от эксплуатации принадлежащих государству имуществ, предприятий и сооружений (аренда, прибыли, попенная плата); III группа — случайные доходы. В СССР Государственные доходы представляют значительную величину, но наибольшее значение в государственном и местном бюджетах имеет указанная выше вторая группа. В бюджетах иностранных государств Государственные доходы занимают скромное место, как то явствует из следующей таблицы (см. стр. 343):
Незначительная роль Государственных доходов в бюджетах иностранных государств объясняется тем, что во всех капиталистических странах государство избегает сосредоточения в своих руках имущественных источников доходов и, опираясь на публично-правовое начало, строит свои бюджеты исключительно на прямых и косвенных налогах. В противоположность этому в СССР Государственным доходам придается особое значение. В результате национализации значительная часть имущества, капиталов и предприятий перешла в собственность государства. Доходы от них не только укрепляют государственный и местный бюджеты, но и служат показателем успехов, достигнутых СССР в деле социалистического строительства. Соответственно делению бюджета СССР на общесоюзный, республиканский и местный, Государственные доходы делятся также на три части. К общесоюзным Государственным доходам относятся доходы от транспорта и связи, от всех государственных промышленных, торговых и кредитных предприятий общесоюзного значения, а равным образом и все те доходы, наблюдение за поступлением которых отнесено действующими законами к ведению общесоюзных ведомств и учреждений. К республиканским Государственным доходам относится большинство доходов от государственных имуществ, расположенных на территориях республик, от всех государственных предприятий республиканского значения и от тех доходных статей, наблюдение за которыми сосредоточено в республиканских ведомствах и учреждениях. К местным Государственным доходам относятся доходы от коммунальных и иных предприятий, подчиненных местным органам, и от имущества, переданных этим органам из общегосударственных фондов. Указанное разделение произведено в СССР по принципу финансирования, который состоит в том, что доходы зачисляются по тому бюджету, по которому финансируется учреждение или ведомство, наблюдающее (администрирующее) за данным источником дохода. В целях укрепления местного бюджета и установления большей связи местных органов с деятельностью республиканских ведомств, администрирующих государственные имущества, ЦИК СССР утверждены в пользу местного бюджета отчисления от некоторых Государственных доходов, а местным советам разрешено устанавливать в отношении других Государственных доходов надбавки. Положением о местных финансах, утвержденным II сессией ЦИК СССР 25 апреля 1924 г., предусмотрены следующие отчисления от Государственных доходов и надбавки к ним:
В государственном бюджете бывшей Российской империи на 1913 г. Государственные доходы составляли 40,6 % всех доходов, а в общей сумме бюджетов городов и земств (в местном бюджете) — 24,5 %. При сопоставлении Государственных доходов довоенного времени с нынешним их состоянием необходимо иметь в виду, что до 1917 г. значительные суммы Государственных доходов поступали от принадлежавших государству, земствам и городам (особенно последним) больших земельных площадей. После Октябрьской революции этот вид Государственных доходов в подавляющей своей части исчез, так как почти все земельные имущества перешли в пользование крестьянства. И лишь с 1922/23 г. был выделен государственный земельный запасный фонд, владение которым используется не в целях извлечения доходов, но для регулирования землепользования крестьянства и создания коллективных и советских земельных хозяйств. Равным образом при сравнении Государственных доходов, значившихся в довоенном местном бюджете, с современными следует учесть, что во многих городах коммунальные предприятия сдавались ранее в концессии. Так как с 1922/23 г. доходы от коммунальных предприятий включаются в местные бюджеты, то сравнивать дореволюционное цифры с современными было бы ошибочно. В едином своде государственного бюджета СССР значение Государственных доходов из года в год повышается. В 1922/23 бюдж. г. поступившие в кассы казначейства Государственные доходы составили 33,8 % всех доходов; в 1923/24 г. Государственные доходы показывали 42,6 % всех поступлений; в 1924/25 г. значение Государственных доходов повышаемся до 49,0 %, а в бюджете на 1925/26 г., одобренном СНК СССР, Государственные доходы составляют 49,7 % всей суммы бюджета. В абсолютных цифрах размер Государственных доходов определяется следующими суммами:
Отмеченный рост Государственных доходов наблюдается не по всем их видам. Если свести все виды Государственных доходов к указанным выше группам, то станет видно, какие из них увеличивают свое значение в государственном бюджете. в млн руб.
По поводу приведенной таблицы следует указать, что в 1923/24 г., после введения денежной реформы, кассы государственного казначейства производили перечисление падавших в своей покупательной способности совзнаков в червонные рубли. Вследствие хранения части своих сумм на текущих счетах (в червонном исчислении) в конторах Госбанка и от некоторой неизбежной условности в бухгалтерских записях, к концу года по книгам образовалась так наз. «курсовая разница», на величину которой искусственно увеличилась общая сумма доходов III группы. Примерные расчеты определяют сумму «курсовой разницы» в 17,1 млн руб., на каковую следует уменьшить III группу Государственных доходов в 1923/24 г. для сравнения со следующими годами. Приведенная таблица наглядно показывает, что увеличение удельного веса Государственных доходов в государственном бюджете СССР происходит исключительно за счет роста II группы, куда входят доходы от аренды и эксплуатации государственных имуществ, промышленных, торговых, кредитных и иных предприятий и сооружений, в том числе и Государственные доходы от железных дорог и учреждений связи. Детальное рассмотрение отдельных видов II группы Государственных доходов дает возможность не только определить перспективы дальнейшего их роста, но и выяснить зависимость, которая существует между ростом Государственных доходов в государственном бюджете и развитием государственного хозяйства, составляющего один из элементов социалистического строительства СССР.
Из отмеченного сопоставления величин Государственных доходов по отдельным видам II группы явствует, что быстрее других растут доходы от промышленных, торговых и кредитных предприятий; за ними следуют доходы от аренды и эксплуатации государственных имуществ, и третье место занимают Государственные доходы от транспорта и связи. Площади земельных имуществ, недр, лесов и водных пространств, перешедших к государству в результате национализации, настолько обширны, что рост доходов от них зависит в ближайшие годы гораздо в большей степени от организационного охвата их государственным аппаратом, надлежащей их охраны (особенно лесов) и выявления соответствующей условиям рынка и целесообразности арендной платы, нежели от приложения к ним капиталов для качественного улучшения. Наоборот, в отношении государственных предприятий, включая транспорт и связь, существует прямая зависимость между их рентабельностью и степенью насыщения капиталами. И если Государственные доходы от этих предприятий за рассматриваемое трехлетие выросли, то дальнейший их рот будет иметь место лишь в той мере, в какой государство найдет способ питать их денежными средствами для качественного улучшения, восстановления и нового строительства. Сравнение роста единого государственного бюджета СССР с ростом Государственных доходов указывает, что последние возрастают быстрее первого.
Вышеприведенные таблицы и соображения указывают, что вследствие национализации имуществ и предприятий Государственные доходы в бюджете СССР приобрели значение значительно большее, чем в бюджетах капиталистических стран, и дальнейшее их развитие будет идти в соответствии с достижениями страны в деле социалистического строительства. При расчленении единого государственного бюджета СССР на его составные части удельный вес Государственных доходов в отдельных бюджетах к общей сумме доходов получит следующее выражение (в процентах к общей сумме доходов):
За рассматриваемые два года значение Государственных доходов заметно понизилось в бюджетах РСФСР и БССР и повысилось в бюджетах СССР, УССР и ЗСФСР. В абсолютных же цифрах Государственные доходы значительно выросли во всех частях единого бюджета. Рост Государственных доходов в отдельных частях единого государственного бюджета СССР (в млн Руб.): В союзных республиках, в которых в 1923/24 г. источники Государственных доходов не были подчинены организационному влиянию ведомственного надзора, в следующем году, в связи с установлением такого надзора. Государственные доходы показали заметно увеличившиеся суммы. В то же время в этот первый годичный бюджетный период, после замены падавших денежных знаков твердой валютой и оздоровления страны, сами республиканские бюджеты возросли в большей мере, чем Государственные доходы, которые предназначены быть главной основой республиканских бюджетов. С началом составления по СССР местных бюджетов значение в них Государственных доходов из года в год повышается. По отношению к общей сумме местных доходов Государственные доходы составили: в 1922/23 г. — 30 % в 1923/24 г. — 40,8 % в 1924/25 г. — 43,0 % Существовавший в 1922/23 г. порядок составления местных бюджетов и отчетности по их исполнению лишает возможности выявить размер поступления отдельных видов Государственных доходов, но на основании данных, относящихся к следующим двум годичным периодам, можно составить следующую таблицу, которая иллюстрирует значение отдельных видов Государственных доходов в абсолютных и относительных цифрах.
В 1923/24 г. наиболее значительными в местном бюджете были доходы от коммунальных хозяйств. На все прочие доходные источники не обращалось достаточного внимания со стороны органов местной власти. И лишь с 1924/25 г. их значение повышается, укрепляя местный бюджет доходами, превысившими предыдущий год более чем в два раза. Согласно правилам о ведении счетоводства и отчетности по исполнению бюджета, утвержденным 13 мая 1924 г., все поступающие в казначейские кассы Государственные доходы зачисляются по сметам тех ведомств, к компетенции которых относится администрирование данного вида дохода. В принятой у нас доходной классификации, изменяемой и утверждаемой обычно для одного бюджетного года, параграфы и статьи, определяющие с большей или меньшей точностью характер каждого из Государственных доходов, не определяются их сметной принадлежностью. Вследствие этого издаваемая доходная классификация дополняется особой инструкцией по ее применению, в которой указывается, по каким сметам следует проводить каждое поступление Государственных доходов. В основу определения сметной принадлежности Государственных доходов в бюджете СССР берется указанный выше принцип администрирования, согласно которому Государственные доходы зачисляются по смете того ведомства, которое администрирует данный источник дохода. Принцип финансирования, на котором основано бюджетное разделение Государственных доходов, и принцип администрирования, служащий основанием к определению их сметной принадлежности, отражаются на технике исчисления государственных бюджетов и соединения их в единый свод государственного бюджета СССР. Действующие правила составления бюджета возлагают на все ведомства обязанность представлять в соответственные НКФ свои соображения об ожидаемых поступлениях Государственных доходов с подробным для каждого из них обоснованием. Методы исчисления Государственных доходов применяются различные, в зависимости от природы дохода, но в силу того, что большинство Государственных доходов имеет характер аренды или прибыли от хозяйственной эксплуатации предприятий и сооружений, а ко времени составления бюджета частичные результаты деятельности предприятий или размера аренды оказываются в достаточной степени выявленными, — практика финансовых органов Союза остановилась на методе непосредственной оценки, который, судя по исчислениям Государственных доходов для бюджетов истекших годов, отличался достаточной точностью. Сопоставление исчисленных по единому государственному бюджету сумм Государственных доходов с результатами их поступления дает следующие показания:
В едином своде государственного бюджета СССР, представляемом СНК СССР на утверждение ЦИК СССР, принята следующая группировка Государственных доходов: 1) неналоговые пошлины (прочие пошлины и сборы), 2) доходы от почт и телеграфов, 3) доходы от транспорта, 4) доходы от государственных имуществ и предприятий: а) от государственной промышленности и торговли, б) от банков, в) от лесов, г) от недр, д) от прочих государственных имуществ и предприятий, 5) возмещение государственных расходов, 6) доходы разного рода (по разделу Бюджета чрезвычайных ресурсов), 7) доходы от реализации материальных фондов. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Г»: Гербовый сбор, Городское хозяйство, Госстрах, Государственная торговля, Государственное банкротство, Государственное имущество, Государственное счетоводство, Государственные доходы, Государственные земли, Государственные казначейские билеты, Государственные предприятия, Государственный банк СССР, Государственный инвентарь, Государственный контроль, Государственный кредит СССР, «Г». |
| |