Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Государственное счетоводствоГосударственное счетоводство. Термин Государственное счетоводство применяется обыкновенно к счетоводству по государственному бюджетному хозяйству — бюджетным доходам и расходам, специальным средствам и капиталам и депозитным суммам. Принятая теперь у нас система Государственного счетоводства весьма существенно отличается от системы дореволюционного времени. Тогда Государственное счетоводство формально регулировалось общими и особенными счетными уставами 1857 г., но бюджетная и контрольная реформы 60-х годов прошлого века и появление новых крупных отраслей в государственном хозяйстве — железнодорожной и винной — не только вызвали необходимость в многочисленных изменениях счетных уставов, но и потребовали издания особых бухгалтерских правил для распорядительных управлений, инструкций казенным палатам и казначействам и ряда других правил, нормирующих счетоводство отдельных отраслей гос. хозяйства. По этим правилам исходными основаниями для бюджетного счетоводства служили кассовые доходные и расходные расписания, которые составлялись центральными учреждениями по параграфам, статьями литерам своих доходных и расходных смет и посылались в департамент казначейства. Последний получал их и рассылал казенным палатам для распоряжений по казначействам. Исполняя бюджетные назначения, распорядительные управления вели бухгалтерские книги: 1) журнал для хронологических записей по приходу квитанций казначейств в приеме доходов и по расходу выдававшихся управлениями ассигновок, 2) главную книгу, которая подразделялась на 4 части — сметных расходов, государственных доходов, специальных средств и партикулярных сумм — и в которой по данным журнала производились систематические записи оборотов по сметным подразделениям, и 3) вспомогательные расчетные книги: по залогам поставщиков, по долгам мест и лиц и по авансовым выдачам. Те же управления ежемесячно составляли сличительные ведомости, которые заключали в себе итоги по каждому счету главной книги за истекший месяц, и посылали их в казначейства, которыми в случае надобности делались на ведомостях отметки о необходимых исправлениях. Эти ведомости по получении их из казначейств отсылались в контрольные палаты, которым распорядительные управления доставляли также и свою документальную отчетность. Казначейства вели приходный и расходный журналы, отсылавшиеся в казенные палаты по истечении каждой четверти месяца вместе с приходными и расходными документами, кассовый журнал, заключавший в себе ежедневные сведения о движении денежных ценностей казны, специальных средств, депозитов Государственного банка и посылавшийся в казенные палаты по истечении каждого месяца, расчетную книгу о движении кредитов и другие вспомогательные книги. Пользуясь полученными из казначейств документами, казенные палаты, в которых сосредоточивалось общее счетоводство по государственным доходам и расходам всех ведомств данной губернии, составляли перечни поступивших доходов и произведенных расходов, при чем до внесения показанных в документах сумм в перечни производилась разбивка документов по тем сметным подразделениям, причислению к которым они подлежали. Месячные итоги перечней вносились в бухгалтерские книги доходов и расходов с показанием движения сумм по каждому сметному подразделению и каждому казначейству в отдельности. По кассовым оборотам, к которым относилась пересылка сумм, расчеты с посторонними капиталами, почтово-телеграфные переводы, расчеты с Государственным банком и пр., также составлялись перечни и велись бухгалтерские книги по доходам и расходам. Кроме указанных книг, казенными палатами велись кассовый свод, который объединял данные кассовых журналов казначейств о движении денежных ценностей, и ряд других вспомогательных книг. Месячные итоги бухгалтерских книг казенных палат помещались ими в отчетные ведомости, которые составлялись отдельно по сметным и кассовым оборотам и доставлялись вместе с приходными и расходными документами казначейств в контрольные палаты. Располагая отчетностью распорядительных управлений, с одной стороны, и казенных палат — с другой, контрольные палаты подвергали эти отчетности взаимной поверке в кассовом отношении, составляли ведомости по сметным суммам и кассовым оборотам и отсылали их в центральную бухгалтерию государственного контроля, которою эти отчетные данные объединялись в общий отчет об исполнении росписи, представлявшийся на рассмотрение законодательных учреждений. Кроме того б. департаментом казначейства по данным казенных палат составлялся кассовый отчет министерства финансов, который представлялся на рассмотрение второго департамента государственного совета и заключал в себе подробные сведения о движении сумм в кассах. Как в распорядительных управлениях, так и в казначействах, казенных и контрольных палатах применялась простая система счетоводства; даже по банковым операциям казначейств велось простое счетоводство, которое перелагалось на двойное уже в учреждениях Государственного банка. В настоящее время Государственное счетоводство Союза ССР регулируется Наказом по счетоводству и отчетности центральных и местных учреждений НКФ по исполнению росписи государственных доходов и расходов. Первое издание Наказа относится к концу 1921 г.; Наказ в последней его редакции утвержден 1 августа 1925 г. и получает применение с бюджетного периода 1925/26 г. Согласно заключениям Отдела счетоводства и отчетности и Счетного совета НКРКИ СССР, при выработке Наказа 1925 г. проведены принципы полной регламентации учета исполнения госбюджета, а также единства учета, унификации системы счетоводства и полноты его. По Наказу 1925 г. вместо прежней системы простого счетоводства к Государственному счетоводству применяется, как общая и обязательная, система двойного счетоводства, которая, способствуя поверке самими учреждениями своих оборотов, дает возможность пользоваться балансовой отчетностью, показывающей состояние всего бюджетного хозяйства в данное время. По этой системе ведется у нас счетоводство и по местным бюджетам, которое регулируется специальным Наказом 1925 г. В зависимости от современной организации государственных учреждений. Государственное счетоводство и отчетность по нему объединены в Наркомфине, в состав которого входят теперь и органы контроля; на обязанности же НКРКИ лежит только сообщение СНК заключения по годовому отчету НКФ об исполнении государственного бюджета. Приходно-расходные кассы НКФ, как исполнители бюджета, самостоятельно ведут все операционное счетоводство, не исключая разбивки оборотов и подлинных кассовых документов по соответствующим подразделениям смет. Контрольно-бухгалтерские управления губ- и облфинотделов или отделения окрфинотделов проверяют балансовую и детализованную сметную отчетности приходо-расходных касс на основании доставляемых им подлинных кассовых документов и сводят эти отчетности; центральные бухгалтерии финансово-контрольных управлений НКФ союзных республик проверяют и сводят отчетности подведомственных им контрольно-бухгалтерских органов как по сметам своей республики, так и по сметам Союза и включают в сводный оборотный баланс союзной республики суммы ведомственных доходов и расходов на основании балансовой отчетности административных учреждений своей республики; наконец, центральная бухгалтерия финансово-контрольного управления НКФ СССР сводит отчетности союзных республик, центрокассы и военно-окружных касс и включает в сводные оборотные балансы НКФ СССР суммы ведомственных доходов и расходов согласно балансовой отчетности центральных учреждений Союза. Включение в балансы отчетных данных ведомств по исполнению бюджета, способствуя выяснению действительного получения ведомствами администрируемых ими доходов и использования отпущенных им кассами НКФ средств, обусловливается тем, что, согласно новой инструкции НКРКИ СССР по счетоводству административных учреждений, ведомства лишь по мере получения талонов из касс НКФ списывают отпущенные им суммы на счета госрасходов, а с другой стороны, известная часть госдоходов обычно задерживается в кассах специальных сборщиков или в банках на текущих счетах учреждений. К журнализации оборотов применяется французская система, т. е. ведутся отдельные журналы для ежедневных постатейных записей по каждому виду операций согласно номенклатуре счетов баланса, и составляются ежедневные оборотные балансы, а при этом условии устраняется необходимость в ведении главной книги для систематических записей и общего бухгалтерского журнала для итоговых хронологических записей. Форма журналов предусматривает обязательное указание при каждой записи наименования корреспондирующего счета как в дебете, так и в кредите, чем упрощается ежедневная поверка всех основных журналов. Отдельного счетоводства для специальной регистрации кассовых оборотов, ввиду передачи денежных средств казны в распоряжение Госбанка, не ведется, и эти обороты, поскольку они связаны с исполнением бюджета, отражаются на входящих в балансы особых счетах Госбанка по расчетам сметным и по расчетам внесметным, к которым относятся расчеты по специальным средствам и депозитам. В кассах НКФ для записи операций ведутся основные журналы по следующим счетам баланса: 1) госрасходов текущего года СССР и СР, 2) госрасходов истекшего года СССР и СР, 3) расходов по реализации займов, 4) возврата госдоходов истекших лет, 5) госдоходов, 6) процентных отчислений от госдоходов, 7) нераспределенных госдоходов, 8) специальных средств, 9) депозитов, 10) Госбанка по расчетам сметным. 11) Госбанка по расчетам внесметным. 12) НКФ по расчетам и 13) отчислений в местные средства. К числу вспомогательных книг для детального учета операций относятся: 1) расчетные книги сметных кредитов, 2) лицевые счета ведомств по госдоходам, 3) лицевые счета специальных средств, 4) лицевые счета депозитов и 5) книга исправительных оборотов. По забалансовым счетам ведутся следующие книги: а) игральных карт (сортовая), б) депозитов ценных бумаг по реализации займов, в) ценностей распорядительных управлений по специальным средствам и депозитам, г) открытых кредитов Союза, д) открытых кредитов союзных республик и е) переходящих ценностей. Контрольно-бухгалтерские управления ведут мемориал по систематической форме для регистрации своих оборотов и книги: сводных оборотных балансов подотчетных касс, оборотных балансов своего управления, общих сводных оборотных балансов и исправительных оборотов. Счетоводство центральных бухгалтерий союзных республик и Союза по своему характеру является сводным; в них ведутся мемориал и книги по сводке отчетных ведомостей по сметным кредитам, расходам и доходам, составляемые же ими сводные балансы брошюруются и в конце года переплетаются в книги сводных балансов. В качестве отчетных материалов кассы НКФ посылают в контрольно-бухгалтерские управления семидневные оборотные балансы, с приложением к ним подлинных приходных и расходных документов и семидневные ведомости о доходах, движении кредитов и расходов, а также месячные и годовой оборотные балансы. Месячная отчетность контрольно-бухгалтерских управлений, отсылаемая в центральные бухгалтерии союзных республик, состоит из сводного оборотного баланса, сводных ведомостей о движении кредитов и о расходах по сметам Союза и союзной республики, сводных ведомостей о кредитах и расходах тех же смет за льготный срок, сводных ведомостей по госдоходам смет Союза и союзных республик и ведомости постатейных оборотов по дебету и кредиту счетов НКФ союзной республики и НКФ Союза по расчетам. Кроме месячной отчетности, контрольно-бухгалтерские управления посылают в центральные бухгалтерии союзных республик годовой сводный оборотный баланс. Отчетность, доставляемая центральными бухгалтериями союзных республик центральной бухгалтерии Союза, по своему характеру однородна с отчетностью контрольно-бухгалтерских управлений. Балансовая и сметная отчетности служат для центральных бухгалтерий союзных республик и Союза материалом для составления годовых сводных оборотных балансов о движении бюджетного хозяйства и отчета по исполнению единого государственного бюджета Союза ССР. Что касается сводного баланса, то при последовательном переходе его от одного органа к другому в нем постепенно увеличивается число счетов от добавления счетов собственных балансов этих органов. Так, на собственном балансе союзных республик для регистрации учета сумм росписи госдоходов и госрасходов своей республики и включения в баланс сумм ведомственных доходов и расходов на основании отчетности административных учреждений открываются по активу 14 счетов (счет росписи госдоходов СР, счет госрасходов СССР и пр.) и такое же число счетов по пассиву (счет росписи госрасходов СР, счет госдоходов СССР и пр.); в результате же сличения собственного баланса со сводным балансом подотчетных учреждений общее число счетов на сводном балансе центральной бухгалтерии союзной республики определяется по активу в 33 и по пассиву в 28. Составляемый центральной бухгалтерией Союза общий сводный оборотный баланс имеет по активу 37 счетов и по пассиву 33 счета, кроме 5 заграфных, одноименных с заграфными счетами балансов контрольно-бухгалтерских управлений. Этот сводный баланс по своей полноте, раздельности и детализации счетов должен быть признан отвечающим на все требования, которые могут предъявляться к бюджетному балансу. Он отражает отдельно по бюджетам Союза и союзных республик не только действительное поступление доходов и производство расходов, но и сметные назначения, открытые кредиты, их использование, взаимные расчеты Союза и союзных республик, недоимки по доходам, дефициты или, наоборот, превышение доходов над расходами и, наконец, бюджетную эмиссию казначейской валюты. Отчет по исполнению единого государственного бюджета Союза ССР составляется по программе, разрабатываемой по соглашению НКФ и НКРКИ СССР и утверждаемой СНК СССР. Отчет этот посылается на заключение РКИ и рассматривается в СНК Союза одновременно с заключением РКИ. Если сравнить наше Государственное счетоводство по Наказу 1925 г. с Государственным счетоводством европейских стран, то нельзя не придти к тому заключению, что по системе счетоводства мы примыкаем к Англии, Франции и Италии, которые также ведут Государственное счетоводство по двойной системе, и что сводный баланс Союза ССР по числу входящих в него счетов является одним из наиболее полных. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Г»: Гербовый сбор, Городское хозяйство, Госстрах, Государственная торговля, Государственное банкротство, Государственное имущество, Государственное счетоводство, Государственные доходы, Государственные земли, Государственные казначейские билеты, Государственные предприятия, Государственный банк СССР, Государственный инвентарь, Государственный контроль, Государственный кредит СССР, «Г». |
| |