Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Госстрах

Госстрах. Этот термин употребляется на практике в двух смыслах: 1) как название Главного правления государственного страхования и 2) как наименование всего аппарата и системы государственного страхования.

Общее устройство страхового дела в СССР. После Октябрьской революции страховое дело в Союзе было упразднено. Оно возродилось вновь с началом новой экономической политики. 6 октября 1921 г. СНК РСФСР был издан декрет о государственном имущественном страховании. Этим декретом, а также декретом от 6 июля 1922 г. была установлена государственная страховая монополия. Исключение сделано только для кооперативных учреждений, получивших право страховать на взаимных началах имущество, принадлежащее этим организациям, при наличии соответственного перестрахования в Госстрахе. Таких кооперативных страховых организаций действует теперь три.

Проведение в жизнь страховой монополии было возложено на особое учреждение — Госстрах. Первое время как в центре, так и на местах Госстрах входил в состав общего финансового управления, но затем 6 июля 1922 г. был переведен на самоокупаемость, с выделением его в самостоятельное хозяйственное управление.

Порядок осуществления государственного страхования встретил в различных ведомствах, а также отдельных союзных республиках и даже губерниях разное отношение. Одно время чрезвычайно живо дискутировался вопрос об учреждении отдельных ведомственных страховых организаций, о передаче всего страхового дела отдельным республикам или даже губерниям, с сохранением за Госстрахом только функций перестрахования. В свою очередь высказывалась мысль о расширении функций кооперативного страхования. В настоящее время все эти разномыслия закончились. Еще в ноябре 1924 г. СНК СССР высказался за единство страховой монополии, а затем 18 сентября 1925 г. высшими союзными законодательными органами было утверждено новое Положение о гос. страховании, всецело стоящее на почве этого принципа. Сохранив единство страхового дела и устройства, Положение это подтвердило в общих чертах действующий ныне порядок и декларировало страхование в качестве функции Союза. Так, ст. 3 Положения указывает, что гос. страхование организуется на началах хозяйственного расчета и осуществляется на всей территории Союза ССР единым предприятием — «Госстрах», пользующимся правами юридического лица.

Кроме органов Госстраха, никакие другие органы Союза ССР и союзных республик — как центральные, так и местные — производить операций по страхованию не могут; кроме того, ст. 27 добавляет, что «правления государственного страхования в союзных республиках являются органами Главного правления государственного страхования Союза ССР».

Аппарат государственного страхования. Общее устройство страхового управления, согласно Положению от 18 сентября 1925 г., следующее. Центральными органами в СССР являются:

I. Главное правление государственного страхования, находящееся в Москве в ведении НКФ.

На Главное правление возлагается: а) общее руководство и надзор за страховыми операциями и за организацией дела государственного страхования во всем Союзе ССР; б) распоряжение имуществом и капиталами государственного страхования на основании правил, предусмотренных Положением; в) составление общих по всему Госстраху смет и сводных отчетов и балансов по всем операциям государственного страхования; г) разработка и внесение в страховой совет при НКФ СССР подлежащих его рассмотрению правил страхования (полисных условий), тарифов премий и правил к ним, а равно планов страхования в общесоюзном масштабе; д) изучение стихийных явлений и случайностей, предусматриваемых разными видами страхования.

На Главное правление возлагается также непосредственное ведение следующих операций: а) по перестрахованию рисков Госстраха в иностранных страховых организациях и по приему от последних их рисков в порядке перестрахования; б) по перестрахованию рисков взаимных кооперативных страховых организаций; в) по всем видам транспортного страхования; г) по всем видам страхования имуществ государственных учреждений СССР и предприятий общесоюзного значения; д) по всем видам личного страхования.

II. Кроме того, для регулирования страхового дела при НКФ СССР образуется Страховой совет под председательством наркомфина или члена коллегии. Членами Совета являются (ст. 37): 1) три члена по персональному назначению СТО; 2) шесть членов по персональному назначению Экосо союзных республик, по одному от каждой республики; 3) представители ВСНХ, НКПС, НКТорга, по одному от каждого; 4) три представителя от Главного правления государственного страхования; 5) один представитель от потребительской кооперации, делегируемый по соглашению республиканских центров потребительской кооперации, и 6) один представитель от производственной кооперации (сельскохозяйственной и промысловой), делегируемый по соглашению республиканских центров производственной кооперации.

На Страховой совет при НКФ Союза ССР возлагаются:

1) рассмотрение вносимых Главным правлением гос. страхования: а) планов страхования в общесоюзном масштабе; б) общих правил страхования (полисных условий); в) тарифов премий; г) законодательных предположений по государственному страхованию; д) предположений Главного правления об общих основаниях отчислений в резервы премий по всем видам страхования; 2) рассмотрение принципиальных вопросов по страховому делу, вносимых членами совета или ведомствами Союза ССР; 3) рассмотрение возникающих между Главным правлением гос. страхования и кооперативными страховыми организациями разногласий относительно условий договоров перестрахования; 4) рассмотрение годового и полугодового отчетных докладов Госстраха о финансовых результатах и статистико-экономических данных о ходе операций по каждому виду страхования. Обычно постановления страхового совета подлежат утверждению НКФ.

III. Ревизионная комиссия назначается НКФ СССР для проверки сводного отчета и баланса Главного правления государственного страхования.

Центральные республиканские органы. Таковыми являются: а) правления государственного страхования 6 союзных республик: Российской и Закавказской СФСР, Украинской, Белорусской, Туркменской и Узбекской ССР. На эти правления, являющиеся органами Главного правления, возлагается (ст. 28): главным образом непосредственное ведение операций государственного страхования на территории соответственных республик, за исключением, впрочем, операций, возложенных непосредственно на Главное правление, если только последнее не поручит производство этих операций республиканским правлениям, а также и руководство деятельностью местных органов государственного страхования, организация сих последних, инструктирование и инспектирование их и, наконец, всякого рода сводка данных по соответствующей республике и разработка и подготовка вопросов, затрагивающих страховое дело в данной республике. б) При НКФ каждой республики имеются также страховые советы в составе в общем сходные с союзным советом, но только с привлечением в него представителей НКВД, НКЗ и НКСО (ст. 40). По существу дела на эти страховые советы (ст. 41) возлагается предварительное рассмотрение дел, попадающих затем на обсуждение Союзного совета, за исключением, впрочем, рассмотрения проектов и планов по осуществлению в соответствующих союзных республиках мероприятий по предупреждению и борьбе со случаями, предусмотренными страхованием. в) Ревизионные комиссии (ст. 44), назначаемые НКФ союзных республик, проверяют отчеты и балансы правлений Госстраха в соответствующих республиках.

Местные органы государственного страхования. Эти органы производят страховые операции на основании правил и тарифов, установленных органами Госстраха в СССР, а также подлежащих инструкций и циркуляров.

Таковыми органами являются: а) уполномоченные, действующие на окраинах РСФСР; под их руководством находится несколько губерний. б) Краевые, губернские (областные) и окружные страховые конторы Государственного страхования в числе 112. Каждая контора объединяет деятельность во всей губернии или области или округе и находится в подчинении республиканскому центру. в) Уездные агентства (в числе 335). В их заведывании находится город и часть сельской местности. Кроме того, они представляют перед уездными органами общего управления интересы страхового дела в данном уезде. г) Участковые агентства (в количестве 1498) обслуживают в среднем район свыше 8.000 дворов в сельских местностях. На этих агентствах лежит вся страховая работа в пределах их участков, а также и ликвидация менее крупных страховых убытков. Эти агентства являются подчиненными губернским конторам.

Все лица, входящие в состав перечисленных органов, получают определенное содержание согласно коллективному договору. Кроме того, агенты получают некоторый процент за заключенные ими договоры страхования и за успешный сбор премий.

Самый же сбор страховых платежей по обязательному страхованию происходит чрез посредство особых сельских сборщиков, получающих за это также комиссионное вознаграждение.

В целях большего приближения страхового устройства к крестьянству правительствами союзных республик вводится в действие закон, предусматривающий избрание от каждого селения особых страховых уполномоченных. Последним предоставляется право принимать участие в оценке страховых объектов и производстве ликвидации страховых убытков. Помимо постоянных сотрудников у Госстраха имеются еще агенты-акквизиторы, работающие полностью из комиссионного вознаграждения.

Кроме того, в целях лучшего обслуживания торговли, транспорта и кредитного оборота, Госстрахом заключены особые соглашения, а иногда и договоры генерального страхования с банками, транспортно-экспедиционными учреждениями, почтовым и железнодорожным ведомствами, сберегательными кассами и т. п.

Затем, стремясь как можно полнее обслуживать русский импорт и экспорт, Госстрах организовал свою агентуру и за границей. Частью уже организованы и работают, а частью еще находятся в периоде организации агентства Госстраха в Финляндии, Эстонии, Латвии, Польше, Дании, Швеции, Норвегии, Германии, Великобритании, Италии, Турции, Персии, Монголии и Китае.

В тех же целях в феврале 1925 г. Госстрахом было учреждено в Лондоне Черноморско-Балтийское акционерное страховое общество с капиталом в 100.000 ф. ст. Из этого капитала 65 % покрыты исключительно из средств Госстраха.

Страховые операции. Операции Госстраха распадаются на страхование обязательное и добровольное.

Обязательное страхование разделяется на два вида: абсолютно-обязательное (окладное) и условно-обязательное (неокладное).

Окладное (абсолютно-обязательное) страхование распространяется как в сельских местностях, так и в городах на постройки, крупный скот (рогатый скот, лошади и верблюды) и посевы [В настоящее время разрабатывается также вопрос о страховании от неурожаев], принадлежащие частным физическим или юридическим лицам. Это страхование в сельских местностях каждой губернии или области производится по определенным страховым суммам (нормам). Нормы эти определяются, примерно, в 1/3 стоимости среднего крестьянского двора, урожая с десятины и стоимости животного, в зависимости от местных цен в данной губернии. Затем эти нормы и тарифы для каждой губернии по рассмотрении в республиканских правлениях Госстраха, страховых советах и Экосо поступают в Главное правление. Отсюда общий сводный план поступает в Союзный страховой совет и затем направляется на утверждение в законодательном порядке. Объекты, подлежащие обязательному страхованию, регистрируются и считаются застрахованными в размере установленных норм; если же стоимость их оказывается почему-либо ниже этих норм, то страхование действует в размере этой стоимости. Страхование автоматически начинает течь с 1 октября, т. е. с начала страхового года. Начиная с 1924/25 г., установлен такой порядок, что обязательное страхование от огня, как практиковавшееся издавна в России, вводится, за исключением далеких окраин, повсюду в СССР. Что же касается страхования посевов от града и скота от падежа, то эти отрасли страхования осуществляются Госстрахом только в тех уездах, высшие органы которых вынесут постановление о введении этих операций или не будут возражать против дальнейшего производства этих операций.

Несколько иначе проводится окладное страхование от огня в городах. Здесь жилые строения индивидуально оцениваются и считаются застрахованными в 50 % их оценки, однако не выше 2.500 руб., при чем строения стоимостью до 500 р. страхуются полностью.

В настоящее время (за 1925/26 г.) в порядке окладного страхования обслуживается 19,3 млн сельских дворов, 1,3 млн городских владений, 26 млн голов крупного рогатого скота, 9,1 млн голов лошадей, 0,02 млн голов верблюдов и 59,1 млн десятин посевов.

Страхование неокладное (условно-обязательное) распространяется преимущественно на имущества, принадлежащие государству или городам, и притом только постольку, поскольку имущества эти передаются в пользование третьим лицам на правах аренды или как-либо иначе. В целях обеспечения интересов государства имущества эти подлежат во все время их аренды обязательному застрахованию в полной их стоимости за счет арендаторов. Это страхование по преимуществу огневое.

Страхование добровольное. Все прочие виды имущества, а равно дострахование объектов, застрахованных по окладному страхованию, производится в порядке страхования добровольного. В этом отношении для облегчения дострахования Госстрахом изданы упрощенные и льготные правила дополнительного страхования для сельских рисков. Кроме того, для страхования движимости трудящихся от огня в городах введены особые упрощенные и льготные правила страхования.

Добровольное страхование распространено в настоящее время на следующие виды операции: а) Страхование от огня. Главная масса этих страхований относится к страхованиям товарным, а также фабрикам и заводам, принадлежащим государству. б) Страхование транспортное охватывает как воздушные и сухопутные, так речные и морские риски. в) Страхование скота от падежа и посевов от града. г) Страхование жизни, введенное только с января 1924 г. д) Страхование гарантийное, введенное в действие с марта 1925 г. и имеющее целью страхование убытков, возникающих в имуществе работодателей от неправильных или небрежных действий их служащих, и действующее по системе первого риска. е) Страхование от несчастных случаев, введенное с зимы 1925 г. ж) Страхование автомобилей, в том числе и гражданской ответственности, действующее с начала 1926 г.

Перестрахование. Принимая в перестрахование риски от 3 действующих в СССР кооперативных страховых учреждений, Госстрах в свою очередь также передает некоторые свои риски в перестрахование. В области Огневого дела, ввиду значительности своего портфеля и накопления уже крупных резервов премий и запасных капиталов, Госстрах ограничивается только отдельными передачами, производимыми в порядке факультативности. По страхованию же морскому, ввиду возможности больших кумуляций рисков на одном судне, а также чтобы устранить разного рода сомнения и затруднения для иностранных страхователей — Госстрах с марта 1924 г. перешел на облигаторный перестраховочный договор. Сперва главным перестраховщиком у Госстраха было страховое общество London Assurance, а теперь группа обществ во главе с английской компанией Sea Insurance С° Ltd.

ОПЕРАТИВНАЯ РАБОТА ГОССТРАХА. 1) Операции Госстраха за 1923/24 и 1924/25 гг.

в тыс. руб.
Наименование операцийСбор премийВыплата страхового вознаграждения
1923/241924/251923/241924/25
А. Окладное страхование
1) сельское:
от огня
от града
от падежа скота


16.400
8.500
9.840


18.103
5.588
14.457


6.586
6.865
6.719


12.704
6.346
18.477
Итого
2) городское:
а) от огня
б) от падежа скота

34.790
4.078
350

38.148
3.332
1.016

20.170
418
132

37.527
644
989
Итого4.4284.3485531 633
Всего по окладному страхованию39.21842.49620.72039.160
Б. Неокладное
и добровольное страхование
I. Огневое:
неокладное
добровольное



6.844
13.506



11.144
30.526



635
970



1.334
4.610
ИТОГО
II. Транспортное
III. Посевов от града
IV. Скота от падежа
V. Личное
VI. Гарантийное
VII. По приему перестрахование:
а) от огня
б) транспортного
20.350
4.251
262
564
44
-

1.355
83
41.670
6.315
520
1.368
1.024
313

1.664
327
1.605
291
83
362
1
-

58
1
5.944
2.423
329
1.131
128
21

396
5
Итог1.4381.99159401
Итого по всем операциям66.12795.70023.12149.505
Передано Госстрахом в перестрахование за границу преимущественно по транспортному делу страховых премий2761.567--

Что касается расходов по ведению дела, то таковые за 1924/25 г. выразились в следующих цифрах: общеадминистративных расходов 12,9 млн руб. и процентн. и премиального вознаграждения 6,0 млн руб., а всего 18,9 млн руб. В процентном отношении к собранной премии это составит:
 за 1923/24 г.за 1924/25 г.
по окладн. страх.21,6 %21,6 %
по неокл. и добров. страх.18,2 %18,0 %
по перестрахованию24.8 %24.7 %
в среднем20,3 %19,8 %

Финансовое положение Госстраха. Малая убыточность первых операционных лет деятельности Госстраха, продолжавшая сказываться и в 1923/24 и 1924/25 гг. по добровольному страхованию, а также чрезвычайно экономное ведение дела — все это вместе взятое дало возможность Госстраху окрепнуть и отложить весьма значительные резервы. В настоящее время Госстрах представляет собою организацию мощную и вполне обеспеченную финансами. В этом отношении интересно проследить динамику балансов Госстраха.

БАЛАНС ГОССТРАХА
Актив
Наименование статейНа 1.10.1922На 1.10.1923На 1.10.1924На 1.10.1925
в млн руб.
Касса правления0,10,10,10,1
Тек. счета и вклады1,212,020,236,9
Валютные ценности и %-ные бумаги0,30,416.821,9
Металлофонд2,52,52,52,5
Имущест. и материальные ценности0,30,71,21,7
Дебиторы2,32,37,717,1
Предупред. мероприят.--0,81,6
Местные учреждения-3,51226,2
Итого6,721,561,3108
Пассив
Наименование статейНа 1.10.1922На 1.10.1923На 1.10.1924На 1.10.1925
в млн руб.
Основной капитал1,251,255,05,0
Особый резерв2,52,52,52,5
Прочие капиталы0,41,250,112,8
Особые фонды0,10,10,19,7 1)
Резервы премий2,13,811,724,1
Резервы по неоконч. убытк.0,10,62,65,0
Кредиторы и др.-0,41,53,0
Местные учреждения-3,512,026,2
Нераспредел. прибыль за прошлые года--8,2-
Прибыль за отчетн. год0,378,217,619,7 2)
Итого6,721,561.3108

1) В том числе на меры превенции и репрессии 6,2 млн руб.

2) Эта сумма получилась путем вычета из прибылей по добров. и неокл. страхованиям в 23,4 млн руб. убытка по окладному страхованию в размере 3,7 млн руб.

Таким образом основной капитал Госстраха возрос до 5 млн руб., а запасный — до 12,8 млн руб. Все это, разумеется, упрочивает весьма значительно мощь Госстраха.

Большая часть наличных средств Госстраха держится в ликвидном состоянии — во вкладах, иностр. валюте и платежных обязательствах Центрокассы.

Помещение средств Госстраха за 1924/25 г. было следующее:

Помещение средств.
Наименование статейНа 1/Х 1924 г.На 1/Х 1925 г.
в тыс. руб.
Касса
Текущие счета и вклады
Залоги внесенные
Процентные бумаги и инвалюта
Паи и акции
Металлофонд
83,6
19.200,7
1.000,0
16.112,1
723,9
2.500,0
72,5
36.871,8
1.822,8
17.665,9
2.460,1
2.500,0
Итого39.620,361.393,1

Прибыль Госстраха за 1922/23 г. в размере 8,2 млн руб. сложилась из 3,8 млн руб по окладному страхованию и 4,4 млн руб. по добровольному и неокладному. За 1923/24 г. убыточность по окладному страхованию возросла весьма значительно, и потому выведенная за этот год прибыль в 17,6 млн руб. в большей своей части (70 %) приходится на страхования добровольные.

Результаты операций за 1924/25 г. выразились в следующем виде: окладное страхование дало 3,7 млн убытка, тогда как добровольное и неокладное страхования закончатся прибылью в размере 23,4 млн руб.

За счет прибылей 1922/23 г. было ассигновано Госстрахом свыше 2,2 млн руб. на меры борьбы (путем превенции и репрессии) со стихийными бедствиями. За счет же прибылей 1923/24 г. направляется на ту же цель свыше 5 млн руб., а за счет прибылей за 1924/25 г. около 6,2 млн руб. Таким образом Госстрах начинает ассигновывать значительные суммы на противопожарные меры и меры борьбы со смертностью скота.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Г»: Гербовый сбор, Городское хозяйство, Госстрах, Государственная торговля, Государственное банкротство, Государственное имущество, Государственное счетоводство, Государственные доходы, Государственные земли, Государственные казначейские билеты, Государственные предприятия, Государственный банк СССР, Государственный инвентарь, Государственный контроль, Государственный кредит СССР, «Г».