Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Государственный кредит СССР

Государственный кредит СССР. Доходы от государственных кредитных операций служат нормальным источником для покрытия бюджетных дефицитов. Однако с точки зрения интересов народного хозяйства далеко не безразлично, каков, характер того бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами. Займы, заключаемые в силу чрезвычайных обстоятельств — войны, стихийных бедствий и т. п., — точно так же как и займы, служащие для покрытия обыкновенных государственных расходов, не создают нового источника государственного дохода, а лишь возлагают на бюджет новые тяготы. Иное дело, когда займы выпускаются на цели хозяйственного строительства. Производительное назначение средств, выручаемых от реализации займов, обеспечивает новые источники дохода, из которых и будут покрываться расходы по обслуживанию возросшего государственного долга.

Государственные займы СССР со времени денежной реформы служат для финансирования основных затрат в области народно-хозяйственного строительства. Вот почему рост государственного долга СССР не только не является угрозой для государственных финансов, но, напротив, служит необходимой предпосылкой для развития производительных сил страны. Государственный кредит дает возможность производить единовременно крупные затраты, необходимые для восстановления народного хозяйства, не переобременяя население налогами и распределяя платежи по обслуживанию и погашению государственного долга на ряд лет.

Государственный кредит вместе с тем дает возможность собрать распыленные средства, накопляющиеся в стране, и дать им производительное назначение.

В области государственного хозяйства Государственный кредит является средством перераспределения капиталов. Особенно существенно то обстоятельство, что фондовый оборот трансформирует краткосрочно-свободные средства хозяйственных органов в такие, которые пригодны к долгосрочному помещению и могут быть использованы для финансирования народнохозяйственного строительства. Так например хозяйственные органы помещают свои временно свободные кассовые средства в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Несмотря на краткосрочность этой бумаги (платежные обязательства выпускаются на б месяцев), государство получает с помощью этой кредитной операции долгосрочный кредит на сумму, равную в среднем 75 млн руб. В области частного хозяйства, в стихии рыночных отношений Государственный кредит имеет существенное значение в качестве фактора, передающего в руки государства средства, накопляющиеся в частном хозяйстве.

Таким образом Государственный кредит является в Советском союзе как бы мостом, соединяющим хозяйственную стихию с плановым хозяйством, каналом, по которому частные капиталы вливаются в систему государственного хозяйства, укрепляя и оплодотворяя его. Поэтому Государственный кредит в наших условиях является не только источником покрытия бюджетного дефицита, но и мерой, раздвигающей рамки планового начала за счет стихийно-экономических отношений.

Другое народно-хозяйственное значение Государственного кредита заключается в том, что он стимулирует капиталонакопление. Быстрота темпа народно-хозяйственного развития страны при данном размере национального дохода зависит от того, какая часть национального дохода идет на потребление и какая отлагается в виде капитала, служащего развитию производительных сил страны. Выгоды, которые дают государственные займы, стимулируют стремление к сбережению и приводят к сокращению потребления. Эта задача имеет особенно большое значение для СССР в настоящее время. Периоды социальных потрясений, войн, революций и хозяйственной разрухи действуют губительно на навыки к сбережению. Социальная революция, совершающаяся в нашей стране, и процесс обесценения денежных знаков, окончившиеся лишь 2,5 года тому назад, уничтожив накопленные сбережения, разрушили и самую идею накопления. Между тем процесс восстановления народного хозяйства требует значительных средств. Необходимо настойчиво воспитывать заново навыки к сбережению. Эту задачу, между прочими, и должен выполнять Государственный кредит. Кроме того кредитные операции СССР выполняют в настоящее время еще и функцию регулирования денежного обращения и содействуют укреплению покупательной силы червонца. С помощью займов с рынка снимаются избыточные денежные знаки, этим самым ослабляется спрос на товары, что облегчает задачу снижения товарных цен. За истекшие со времени восстановления Государственного кредита четыре года осуществлены до начала 1925/26 бюджетного года 15 кредитных операций.

Государственный долг СССР неуклонно растет из года в год, как это видно из нижеследующей таблицы (см. стр. 393 — 400).

Государственный долг СССР возрос за 1923/24 г. в 2 раза и за 1924/25 г. в 1,5 раза. Он рос быстрее чем государственный бюджет, составляя в 1922/23 г. 8,1 % его, в 1923/24 г. — 10,7 % и в 1924/25 г. — 12,6 % суммы государственного бюджета.

В отношении к национальным доходам СССР остаток государственного долга составлял 2,1 % национального дохода за 1923/24 г., 2.4 % национального дохода за 1924/25 г. Государственный долг СССР по сравнению с нашим государственным бюджетом и национальным доходом по абсолютной величине незначителен. Достаточно вспомнить, что внутренний долг бывшей Российской империи составлял перед войной (на 1 января 1914 г.) 122,5 % государственного бюджета и 35,8 % годового национального дохода.

Государственный долг СССР
Наименование займа (в хронологическом порядке)Дата декрета о выпускеНоминальная сумма займа
1. Первый внутренн. краткоср. гос. хлебный заем20 мая 1922 г.10 млн пуд. ржи.
2. Гос. выигрышный заем 1922 г.31 октября 1922 г.100 млн зол. руб.
3. Платежные обязательства центрокассы НКФ7 февраля 1923 г.-
4. Второй внутренн. краткоср. гос. хлебный заем22 марта 1923 г.100 млн пуд. ржи.
5. Транспортные сертификаты26 июля 1923 г.24 млн зол. руб.
6. Гос. краткоср. сахарный заем 1923 г.15 ноября 1923 г.1 млн пуд. сахара-рафинада
7. Гос. 8 % внутренн. заем 1924 г.15 февраля 1924 г.100 млн руб.
8. Первый крестьянск. выигрышный заем 1924 г.19 марта 1924 г.50 млн руб.
9. Второй гос. выигрышный заем 1924 г.16 апреля 1924 г.100 млн руб.
10. Гос. краткоср. 5 % внутренн. заем 1925 г.23 февраля 1925 г.10 млн руб.
11. Крестьянск. выигрышный заем 1924 г. (повторный выпуск)15 апреля 1925 г.100 млн руб.
12. Гос. внутренн. заем хозяйств. восстановления14 августа 1925 г.300 млн руб.
13. Второй гос. крестьянский выигрышный заем2 октября 1925 г.100 млн руб.
14. Второй гос. 8 % внутренний заем 1926 г.4 июня 1926 г.100 млн руб.
15. Гос. выигрышный заем 1926 г.3 сентября 1926 г.30 млн руб.

Движение гос. долга СССР
Название займаОстаток долга в млн руб. на 1 октября
1922 г.1923 г.1924 г.1925 г.1926 г.
Первый хлебный заем
Первый выигрышный заем
Платежн. обязат. центрокассы НКФ
Второй хлебный заем
Транспортные сертификаты
Сахарный заем
8 % внутренний заем 1924 г
Крестьянский заем 1924 г
Второй выигрышный заем
Краткосрочный 5 % заем 1925 г
Второй крестьянский заем 1925 г.
Второй 8 % внутр. заем 1926 г.
Гос. внутр. заем хозяйств. восстановл.
2,5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
51,9
38,1
27,9
0,25
-
-
-
-
-
-
-
-
-
98,9
48,7
0,5
-
-
26,5
36,8
33,5
-
-
-
-
-
98,9
77,5
-
-
-
64,7
45,3
69,9
10,0
-
-
-
-
100,0
78,6
-
-
-
71,5
1,7
51,8
0,2
81,7
32,5
245,6
Всего2,5118,1244,9366,3663,6

1924/25 бюджетный год стоит на рубеже двух периодов развития государственного кредита, резко отличающихся между собой по методам реализации, условиям выпущенных займов и по бюджетно-финансовым и народно-хозяйственным задачам Государственного кредита. Первый период заканчивается в середине 1924/25 б. г. Он характеризуется антиципационными и краткосрочными займами и принудительными методами реализации долгосрочных займов. Государственный кредит в этот период испытывает на себе давление бюджетных требований, вытекающих из необходимости покрыть дефицит по обыкновенному бюджету, не прибегая к бумажно-денежной эмиссии, его рост форсирован и идет ненормальными несвойственными Государственному кредиту путями. Второй период, начавшийся в феврале 1925 г., является периодом здорового развития Государственного кредита, на базе совершающегося в стране капиталонакопления. Вновь выпускаемые займы размещаются в добровольном порядке, условия их соответствуют требованиям рынка. Доходы от кредитных операций идут целиком на хозяйственное строительство. Финансирование этого последнего производится из доходных поступлений от выпуска государственных займов в меру нормального развития Государственного кредита. Кредитные операции, осуществленные в первый период развития Государственного кредита, состоят из краткосрочных и долгосрочных займов. Краткосрочные займы были антиципационными, т. е. имели целью приблизить срок поступления в казну государственных доходов, и рассчитывали на средства населения, предназначенные для определенной цели и свободные лишь условно на очень краткий срок. I и II хлебные, а в значительной степени и I крестьянский займы имели в виду приблизить срок поступления сельскохозяйственного налога. Сахарный заем приблизил поступления доходов от сахарной промышленности, а транспортные сертификаты — от транспорта. Антиципационные займы по существу не увеличивали сумму ресурсов, находящихся в распоряжении у государства, а, лишь перемещали сроки их поступления во времени. Такую же роль играли и платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР, поскольку они перемещали сроки производства гос. расходов. наряду с краткосрочными займами советским правительством осуществлен и ряд долгосрочных кредитных операций — выпущены I и II выигрышные и 8 % внутренний займы.

Попытка разместить в порядке добровольной реализации Первый выигрышный заем, выпущенный на крупную сумму в 100 млн рублей, потерпела неудачу. В стране не создались еще предпосылки, необходимые для развития Государственного кредита, и не было почвы для долгосрочных кредитных операций. При чрезвычайной высоте среднерыночного учетного процента, при крайне ограниченных свободных капиталах, пригодных к помещению в государственные фонды, и при еще непреодоленном недоверии к политике Государственного кредита советского правительства размещение долгосрочных займов на крупные суммы, доходность которых далеко не соответствовала требованиям рынка, встретило непреодолимые трудности. Поэтому пришлось прибегнуть к размещению займа среди рабочих и служащих в порядке профессиональной дисциплины и частично разместить его принудительно среди плательщиков и доходного налога.

Второй выигрышный заем размещался целиком в принудительном порядке среди нетрудовых слоев населения.

8 % внутренний заем размещается полностью за счет резервных капиталов хозяйственных организаций, обязанных согласно декрету от 14 мая 1924 г. помещать 60 % своих резервов в облигации займов. Таким образом все долгосрочные займы, выпущенные СССР в 1922 — 1924 гг.. размещены либо среди населения в принудительном порядке, либо за счет резервных капиталов хозяйственных организаций, приобретающих государственные фонды в силу действующего законодательства.

Краткосрочные займы размещались, как правило, в добровольном порядке. Однако и здесь принуждение имело место зачастую в той или другой стадии реализации. Так. платежные обязательства Центрокассы НКФ выдавались в счет бюджетных ассигнований, хлебные займы нередко выдавались Госбанком в счет открываемых им кредитов.

Итак, первый период развития Государственного кредита целиком окрашен принудительными методами реализации. Такая политика Государственного кредита оправдана достигнутыми результатами. Перед государством стояла неотложная задача покрыть бюджетный дефицит без помощи бумажно-денежной эмиссии и усилить обратный приток в гос. кассы денежных знаков, выпускаемых в обращение. Государственный кредит содействовал разрешению обеих указанных задач. Он служил средством регулирования денежного обращения и вместе с тем явился новым источником доходов, с помощью которых удалось сперва сократить, а затем (в IV квартале 1923/24 г.) прекратить вовсе эмиссию бумажных денег.

Таким образом с помощью Государственного кредита СССР удалюсь приблизить проведение денежной реформы и дать стране уже в 1924 г. твердую валюту, на базе которой в таком быстром темпе совершается процесс восстановления народного хозяйства.

Однако принудительные методы, чуждые Государственному кредиту, привели для него к ряду отрицательных явлений.

Принудительно размещенные займы попадали в руки лиц, которые стремились как можно скорее от них освободиться и немедленно выбрасывали их на рынок. Облигация, полученная при уплате налога в обязательном порядке, теряла в глазах ее держателя свойство ценной бумаги — на нее смотрели как на неимеющую цены налоговую квитанцию и готовы были продать ее за любую цену. Благодаря этому курсовая стоимость наших фондов упала до уровня 20 % номинала (II выигрышный заем); облигации наших долгосрочных займов не находили себе держателей, несмотря на то, что доходность их поднималась до чудовищных размеров (до 130 % по II выигр. займу) (см. приводимую ниже таблицу).

Сравнивая движение курсов I и II выигрышных займов, мы видим, что курсы I займа несравненно устойчивей II. Причину этого следует искать в том, что государство прибегало к ряду мероприятий для того, чтобы поддерживать курс I выигрышного займа. II выигрышный заем не пользовался никакой поддержкой ни государства, ни банков. Поэтому его курс правильно отражает соотношение спроса и предложения на рынке.
ДатаI выигрышный заемII выигрышный заем
курсРентабельностьКурсРентабельность
за 5-рублев. облиг.% к номинал.годовой % доходностиза 5-рублев. облиг.% к номинал.годовой % доходности
1923 г.
Апрель
Июль
Октябрь
2-81
3-79
2-91
56,2
75,8
58,2
-
-
20,3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1924 г.
Январь
Апрель
Июль
Октябрь
2-52,5
2-75
2-35
2-40
50,5
55,0
47,0
48,0
26,1
23,2
25,0
30,1
-
-
1-30
1-27,5
-
-
26,0
25,5
-
-
112,9
120,9
1925 г.
Январь
Апрель
Июль
Октябрь
2-15
3-27
3-45
3-64,5
43,0
65,4
69,0
72,9
36,3
18,5
17,0
15,4
1-27,5
3-22,5
3-39
4-8,5
25,5
64,5
79,2
87,7
129,8
31,3
19,2
14,0
1926 г.
Январь
Апрель
Июль
Октябрь
3-91,5
3-96
4-01,5
4-18
78,3
79,2
80,3
83,6
13,3
13,2
13,0
11,9
4-49
4-70
4-85
5-00
89,8
94,0
97,0
100,0
13,3
9,6
8,6
8,2

Низкий курс долгосрочных государственных фондов повлек за собой и др. явления, неблагоприятно влиявшие на развитие Государственного кредита. Облигации долгосрочных займов стали вследствие падающего их курса котироваться на фондовых отделах товарных бирж не по реальному курсу, а по номиналу. Вследствие этого и оборот с ними ушел вовсе с официальной биржи и переместился целиком на так называемую вольную или черную биржу. Падающий курс наших долгосрочных займов и отсутствие реальной котировки фондовой биржи сделали невозможным банковский оборот с государственными фондами. В результате облигации займов превратились в неликвидную ценность, и продажа их была сопряжена с большими трудностями и потерями на курсе, а залог вовсе невозможен. При таких условиях не могло быть и речи о развитии Государственного кредита. Необходимо было отказаться от принудительных методов размещения займов и принять меры к оздоровлению и организации нашего фондового рынка.

Экономические процессы, совершавшиеся в стране в течение 1924/25 г., дали возможность вступить на этот путь к началу 1925 г. В течение 1924 г. восстановление народного хозяйства идет быстрыми шагами. Завершается процесс денатурализации хозяйства, товарно-денежный оборот растет, интенсивно возрастает стоимость денежной массы в обращении. На этой базе совершается процесс капиталонакопления. наряду с этим укрепляется и растет доверие к государственным фондовым бумагам. Наиболее симптоматичным показателем состояния рынка капиталов является изменение среднерыночного процента на ссудный капитал. Высота среднерыночного процента интересна не. только потому, что характеризует рынок денежных капиталов в стране, но и потому, что в конечном счете она определяет условия, на которых должны быть выпущены государственные займы, рассчитывающие на добровольное размещение на рынке. Отказ от принудительных методов реализации стал возможен в конечном счете только потому, что среднерыночный учетный процент снизился до такого уровня, что государство получило возможность выпускать займы на условиях, приближающихся к требованиям рынка

Определение среднерыночного учетного процента в наших условиях связано со значительными трудностями. В СССР существует три рынка капиталов, замкнутых в себе и почти не сообщающихся между собой. Рынок государственный, организуемый Госбанком и спецбанками, характеризуется низкими и устойчивыми процентными ставками. Однако учетный процент этого рынка не является ценой денег, так как за этот процент удовлетворяется только узко ограниченный круг клиентуры (государственные хозяйственные организации), причем требования этой клиентуры на кредит получают удовлетворение далеко не полностью.

На противоположном полюсе находится неорганизованный вольный рынок. Учетные ставки этого рынка стремительно падают, оставаясь тем не менее чрезвычайно высокими. В октябре 1923 г. учетная ставка валютного рынка равнялась 16 % в месяц, к началу 1925 г. она колебалась на уровне 4 — 8 % в месяц. Однако в ее составе имеется значительный процент страховой премии от риска.

Следующим показателем учетного процента на рынке являются ставки организованного вокруг общества взаимного кредита частного рынка капиталов. Они падают не менее стремительно, чем ставки неорганизованного рынка: в октябре 1923 г. они были равны 15 % в месяц, к началу 1925 г. — 2 — 3 % в месяц.

Однако наиболее верным показателем среднерыночного учетного процента следует признать учетный процент, взимаемый на вольном рынке по платежным обязательствам Центрокассы НКФ СССР. Эта краткосрочная бумага, несмотря на то, что она выпускалась в порядке оплаты бюджетных ассигнований, прочно вошла в оборот и является показателем среднерыночного учетного процента, очищенного от страховых премий. Лучшим доказательством этого служит то обстоятельство, что курсы всех наших фондов, стабилизируются на уровне, обеспечивающем доходность, равную учетному проценту по платежным обязательствам. Интересную картину дает сопоставление динамики процента, взимаемого обществами Взаимного кредита и учетным процентам по платежным обязательствам.

за 1 месяц
ГодДатаУчетный % общ. взаимного кредитаПроцент по платежным обязательств. Центрокассы
1923 г.Октябрь5 - 717 - 13
1924 г.Январь3 - 512,6 - 8,6
Апрель3 - 54 - 7,6
Июль2 - 52,2 - 2,5
Октябрь2-42,1 - 1,9
1925 г.Январь2 - 32,1 -1,7
Апрель2 - 31,2
Июль2 - 2,51,3
Сентябрь1.5 - 2,51,3
Октябрь1.5 - 21,3
1926 г.Январь16 - 21,33
Апрель1,5 - 21,5
Июль2 - 2,51,5
Октябрь2,51,1

Как видно из приведенной таблицы до второй половины 1924 г. Государственный кредит был слабее кредита частных лиц и предприятий-клиентов обществ взаимного кредита. К августу 1924 г. совершается перелом: доверие к государственным фондам крепнет, и обязательства государства рассматриваются как первоклассные векселя. Ставку по учету их можно рассматривать как среднерыночный учетный процент, без страховой премии за риск. Ту же картину дает динамика рентабельности остальных государственных займов СССР, данные о которой приведены нами выше. Мы видим, что курсы наших займов быстро и систематически повышаются и доходность их стабилизуется на том же уровне, что и платежные обязательства Центрокассы. Снижение среднерыночного учетного процента создает основную предпосылку для развития государственного кредита. Государство получает возможность перейти к выпуску займов на условиях, удовлетворяющих требованиям рынка, и размещать на нем облигации своих займов, отказавшись раз навсегда от принудительных методов реализации. наряду с этим происходит резкое оживление биржевого оборота с государственными ценными бумагами. После проведения денежной реформы биржа из валютной превращается в фондовую: если она прежде играла на падении ценности совзнака и работала таким образом против государства, то теперь она играет на повышения курса государственных фондов и становится фактором, содействующим государству.

Из приводимой ниже таблицы оборотов главнейших фондовых бирж СССР (Москва, Ленинград и Харьков) мы видим, что к январю 1925 г. обороты с государственными фондами резко вырастают как в абсолютных цифрах, так и в их относительном значении в общей сумме биржевого оборота.

Обороты Московской, Ленинградской и Харьковской фондовых бирж. (В млн руб.)
Кварталы бюджетного годаОбщая сумма оборота IОбороты с ценными бумагами II% отношение II к I
1924/25 г.
1-й квартал
2-й "
3-й "
4-й "

49,2
42,8
43,2
55,9

22,0
13,0
33,2
51,3

44,7
30,4
76,8
91,8
Итого191,1119,562,5
1925/26 г.
1-й квартал
2-й "
3-й "
4-й "

64,1
49,5
38,3
38,1

61,5
48,4
38,3
38,0

95,9
97,8
100,0
99,7
Итого190,0186,298,0

Наряду с оживлением биржевого оборота с госфондами банки вводят операции по покупке и продаже облигаций займов на неограниченную сумму и широко развивают онкольные и залоговоссудные операции под обеспечение их. Биржевой и банковский оборот с государственными фондами превращают облигации наших займов в ликвидную ценность, на которую имеется постоянный спрос, обеспечивающий им устойчивый курс, гарантирующий держателям займов верный и твердый доход, соответствующий среднерыночному.

24 февраля 1925 г. по постановлению СНК СССР прекращено принудительное размещение II выигрышного займа и декларировано о том, что принудительные методы размещения не будут больше применяться при размещении государственных займов СССР. По постановлению СНК СССР 28 июля 1925 г. выдача платежных обязательств Центрокассы НКФ СССР в счет бюджетных ассигнований, начиная с 1 октября 1925 г., производится лишь в порядке полной добровольности при наличии согласия получателей кредитов, при чем расчет производится по курсу, устанавливаемому биржевой котировкой. Таким образом принудительные методы государственного кредита отходят в область истории. Новые займы выпускаются на условиях, удовлетворяющих требованиям рынка, размер их соизмеряется с емкостью рынка, а реализация производится в порядке добровольной подписки.

Первым займом, проведенным на указанных нами новых началах, является 5 % краткосрочный заем 1925 г. Он насквозь проникнут декларативным и опытным началом. Незначительная сумма займа (10 млн руб.) свидетельствовала о том, что новые займы советского правительства будут выпускаться в таких размерах, которые будут посильны рынку; высокая доходность займа (он был выпущен по курсу 82 за 100) обозначала, что доходность займов будет соответствовать требованиям рынка и будет ориентироваться на состояние рынка капиталов. Вместе с тем краткосрочный заем 1925 г. должен был помочь НКФ прощупать рынок, установить его емкость и настроение. Методы реализации этого займа были также крайне показательны. Это был первый советский заем, размещенный в порядке открытой публичной подписки, продолжавшейся 6 дней. Немедленно вслед за окончанием подписки заем был введен для котировки на биржу; одновременно банки повели широкие онкольные операции под облигации его. Результаты подписки оказались чрезвычайно благоприятными. Подписка покрыла заем в пять с лишним раз. Облигации займа были распределены между подписчиками в порядке разверстки, при чем подписчики 2-й и 3-й группы — на сумму свыше 500 руб. — облигаций не получили, а подписчики 1-й группы получили их из расчета 80 % подписанной ими суммы. Результаты реализации займа 1925 г. свидетельствуют о том, что курс новой политики в области гос. кредита взят правильно, и что он имеет прочные корни, в экономике страны и в психологии населения.

Эти выводы полностью подтверждались и при осуществлении следующей кредитной операции. По постановлению ЦИК и СНК СССР от 2 октября 1925 г. был выпущен II гос. крестьянский выигрышный заем. Этот заем, в противоположность предыдущим кредитным операциям в деревне, не является, антиципационным. Доходность его состоит из процентов (12 годовых), выплачиваемых по ежемесячным купонам, и из выигрышей, на выплату которых ежегодно назначается сумма, равная 5 % номинала выпущенного в обращение займа.

Заем делится на 10 серий, причем выпуск отдельных серий должен производиться постепенно по мере реализации их. Заем выпущен на 2 года с 1 ноября 1925 г. по 1 ноября 1927 г. НКФ объявил подписку на первые 2 серии займа в городах СССР, выделив некоторую часть облигаций для непосредственной продажи в деревне. Заем имел полный успех среди городского населения. Подписка покрыла сумму предполагавшихся к реализации серий займа в 3,5 раза. Перед началом подписки НКФ объявил о том, что подписчики делятся на 3 категории (подписчики на сумму 100 руб. включительно, подписчики на сумму свыше 100 руб. и до 3.000 руб. включительно и подписчики свыше 3.000 руб.) и что в случае, если подписка превысит сумму займа, то облигации будут распределены по разверстке, при чем 1-я категория будет удовлетворена полностью, в следующую очередь удовлетворяются подписчики 2-й категории и в последнюю очередь — подписчики 3-й категории.

Так как подписка по 1-й категории дала 45,7 млн руб., то НКФ выпустил 5 серий, удовлетворив 1-ю категорию полностью и 2-ю на 50 % подписной суммы. Таким образом в очень короткий срок размещено в городе облигаций II крест, займа на 50 млн руб., при чем большая часть займа подписана частными лицами и разместится среди мелких держателей. В дальнейшем размещение II крестьянского займа продолжалось путем продажи облигаций как в городе, так и в деревне. На 1 октября 1926 г. реализовано свыше 81 млн руб. Однако большая часть облигаций займа осела в городе. С июля 1926 года НКФ ввел продажу облигаций II крест. займа в рассрочку, имея ввиду привлечь в заем средства наименее состоятельных рабочих и служащих.

Последней кредитной операцией, осуществленной в конце 1925/26 бюджетного года, был выпуск выигрышного займа 1926 г. Отличительной чертой этого займа является его беспроцентность. Вся сумма платежей государства по займу (14,3 % годовых) распределяется между держателями его облигаций в форме выигрышей. Такое построение займа диктовалось следующими основными соображениями. При выпуске процентного займа государство, конкурируя на рынке ссудных капиталов, должно оплачивать процентную ставку близкую к той, которая существует на рынке. При высоте этой последней выпуск процентов займа обошелся бы государству чрезвычайно дорого. Между тем опыт государственного кредита СССР показал, что держатели наших займов проявляют повышенный интерес к выигрышам. Поэтому заем, дающий значительный шанс на выигрыш, мог рассчитывать на успех.

Выигрышный заем 1926 г. был построен таким образом, что выигрыши погашали облигацию, при чем часть выигрышей (в 100 руб.) является по существу лишь платежами погашения. Так как количество выигрышей от 200 руб. до 100.000 руб. остается неизменным во всех тиражах, распределяясь между все уменьшающимся количеством облигаций, то шансы на выигрыш систематически растут: в I тираже выигрывает 1 облигация на 250 облигаций, в последнем тираже 1 облигация на 19. Заем был выпущен на 30 млн руб. в облигациях по 100 руб., делящихся на 4 части по 25 руб. каждая, и рассчитан на размещение среди лиц свободных профессий, наиболее высоко оплачиваемых рабочих и служащих и на средства частных торгово-промышленных кругов. Реализация займа началась 25 сентября и производилась в течение месяца по выпускному курсу 96 руб. за 100 руб. номинальных. Заем имел полный успех и был размещен в течение периода продажи по выпускному курсу полностью. Реализация займа была произведена целиком за счет частных средств (госорганы не принимали участия в его размещении), при чем сумма, реализованная с помощью займа, была снята полностью с рынка (никаких залогово-ссудных операций под обеспечение облигаций займа не производилось). наряду с реализацией займов, рассчитанных на размещение на рынке капиталов, продолжалась реализация 8 %-ного займа, в облигации которого хозорганы обязаны в силу закона помещать свои резервные капиталы. В этих целях после размещения I 8 %-ного займа был выпущен II 8 %-ный заем на тех же условиях. Облигации этих займов не обращаются на рынке и не котируются на бирже. Ликвидность их обеспечивается тем, что НКФ обязан производить покупку облигаций у хозорганов в тех случаях, когда соответствующая часть резервных капиталов, помещенных в заем, должна быть израсходована. Совершенно особый характер носит государственный заем хозяйственного восстановления. Процесс восстановления народного хозяйства достиг такого уровня, при котором нельзя ограничиваться, увеличением оборотных капиталов за счет краткосрочного кредита. Необходимо увеличить основные капиталы наших промышленных, транспортных и сельскохозяйственных организаций путем долгосрочного финансирования их капитального строительства. Между тем наш фондовый рынок является рынком краткосрочного кредита. Единовременное размещение на нем долгосрочного займа, каким является заем хозяйственного восстановления, на крупную сумму в 300 млн рублей было бы крайне затруднительно в настоящее время. Поэтому заем хозяйственного восстановления рассчитывает преимущественно не на фондовый рынок, а на свободные средства наших хозорганов, скопляющиеся в кредитных учреждениях и образующие тем стабильные, не снижающиеся остатки на текущих счетах и вкладах. Таким образом реализация займа хозяйств, восстановления строится на следующих основаниях: государство выдает хозорганам ссуды облигациями займа хозяйственного восстановления. Под обеспечение этих облигаций банки будут выдавать долгосрочные ссуды. Каждый хозорган, получив облигации займа, вправе либо продать их, либо передать банку в обеспечение открываемого ему онкольного счета.

При такой организации ответственность за вложенные банками в эту операцию средства перекладываются на государство, а так как заем погашается, начиная с 1 октября 1925 г., равными долями по полугодиям, то банковские средства иммобилизуются на сравнительно краткий срок. Хозяйственные же организации получают кредит на 5 лет и погашают полученную от НКФ ссуду, начиная с 1928 г., по полугодиям равными долями с таким расчетом, чтобы закончить всю операцию к 1 октября 1930 г.

Заем хозяйственного восстановления был выпущен в расчете, что в течение 1925/26 года произойдет увеличение денежной массы в обращении и значительный рост остатков текущих счетов в кредитных учреждениях. Однако эти предпосылки не осуществились. Процесс восстановления народного хозяйства закончился к 1926 году; в связи с этим приостановился рост денежной массы и остатки на текущих счетах хозяйственных органов, использующих все свои свободные средства для расширения производства путем вложения новых средств в свои предприятия не только не возросли, но дали снижение. В результате финансирование займа хозяйственного восстановления осуществилось за счет ресурсов Госбанка и в значительной мере за счет банковской эмиссии. Ввиду этого выдача ссуд облигациями займа хозяйственного восстановления была прекращена с 1 октября 1926 г., и дальнейшее финансирование капитальных затрат в области народного хозяйства осуществляется путем бюджетных ассигнований.

Из приведенных выше данных видно, что Государственный кредит СССР ориентируется на 3 основных источника капитало-накопления: 1) на трудовые сбережения крестьян, рабочих и служащих, 2) на рынок частного накопления нетрудового населения и 3) на капиталы государственных хозяйственных предприятий и кредитных учреждений.

Ряд явлений, как-то: оживленный спрос на облигации всех займов при малом предложении их, обусловливающий уменьшение портфелей ценных бумаг кредитных учреждений, систематический рост курса всех госфондов и стабилизация рентабельности их на систематически снижающемся уровне — свидетельствуют о том, что Государственный кредит СССР вступил в стадию прочного и нормального развития.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Г»: Гербовый сбор, Городское хозяйство, Госстрах, Государственная торговля, Государственное банкротство, Государственное имущество, Государственное счетоводство, Государственные доходы, Государственные земли, Государственные казначейские билеты, Государственные предприятия, Государственный банк СССР, Государственный инвентарь, Государственный контроль, Государственный кредит СССР, «Г».