Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Государственные предприятия

Государственные предприятия (промышленные и торговые). Советские государственные предприятия, по определению т. Ленина, являются предприятиями социалистического типа. Они принадлежат государству, в котором средства производства и государственная власть принадлежат трудящимся; их производственные задания, темп и объем их дальнейшего развития регулируются в плановом порядке в соответствии с государственными потребностями и планомерным развитием народного хозяйства; одним из основных условий их эксплуатации является научная организация труда с ограждением интересов трудящихся. Эксплуатация Государственных предприятий, в противоположность эксплуатации предприятий частнокапиталистических, не преследует цели обогащения предпринимателя. В соответствии с этим при реализации продукции Государственных предприятий не может иметь место использование рыночных конъюнктур в чьих-либо сепаратных интересах, и сама по себе реализация продукции Государственных предприятий на вольном рынке является только способом распределения необходимых предметов производства.

Начало организации Государственных предприятий на указанных принципах относится к 1918 г., а именно — декретом СНК от 15 июня 1918 г. крупнейшие предприятия всех отраслей промышленности, в том числе предприятия по местному благоустройству и в области железнодорожного транспорта, со всеми их капиталами и имуществом, были объявлены собственностью РСФСР. С этого времени государство взяло в свое непосредственное управление всю массу предприятий самого разнообразного типа. Организованное на принципе строгой централизации объединенное управление гос. хозяйством, известное под именем «главкизма», оказалось не в состоянии полностью выполнить задачи управления, в частности вследствие несоответствия количества предприятий, оказавшихся в руках государства, тем сырьевым и продовольственным ресурсам, которые были в его распоряжении. Учитывая обнаружившиеся недостатки строго централизованного управления декрет СНК от 9 августа 1921 г. (С. У. 1921 г., № 59, V, 403), в соответствии с выработанными на X съезде партии и на всероссийской партийной конференции основными положениями новой экономической политики, установил новые принципы организации Государственных предприятий. Прежде всего общее количество предприятий, остающихся в непосредственном управлении государства, ограничивается и объемлет «отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга» (ст. 4 «а»), с тем, что все остальные предприятия должны быть сдаваемы в аренду (см. Аренда госпредприятий).

Оставленные в непосредственном управлении государства предприятия, как основное правило, «ведутся на началах точного хозяйственного расчета». Ряд последующих законодательных актов детализировал порядок перевода на хозрасчет Государственных предприятий и постепенно расширял и уточнял самое понятие хозрасчета. Так, постановлением СТО от 21 августа 1921 г. (С. У. 1921 г., № 63, ст. 462) было установлено образование особых объединений «наиболее крупных, технически оборудованных, целесообразно организованных и соответственно расположенных предприятий в данной отрасли промышленности». Объединениям передаются соответствующие предприятия со всем их оборудованием, материалами, запасами, топливом и сырьем, а также с относящимися к ним сельскохозяйственными угодьями, разработками и т. д., при чем всему передаваемому имуществу составляется опись с оценкой по инструкции СТО. Правление объединения находится под контролем соответствующего высшего органа и несет ответственность как за сохранность имущества объединения, так и за выполнение производственного плана и качество выпускаемых изделий. Президиуму ВСНХ по соглашению с президиумом ВЦСПС указанным постановлением предоставлено право утверждать положения о выделении как целевых групп промышленных предприятий, так и отдельных предприятий для управления ими на указанных началах. Организованные на новых началах Государственные предприятия постепенно получали право самостоятельной реализации своей продукции. Так, постановлением СНК от 27 октября 1921 г. (С. У. 1921 г., № 72, ст. 577) «О свободной реализации продукции предприятиями, снятыми с государственного снабжения», установлено, что все такие предприятия «имеют право для оплаты труда рабочих и служащих, для заготовки сырья, топлива и пр. расходов реализовать свою продукцию по рыночным ценам», при чем «распределительные государственные органы не имеют право требовать от этих предприятий безденежного отпуска готовых изделий, сырья, топлива и т. п.». Но в то же время сохранялась связь с «главками», а именно: правления предприятий и их объединений организовывались «в составе соответственного главного управления или при ВСНХ», при чем форма взаимоотношений между правлением и органом, при котором оно организовано, определялась инструкциями ВСНХ. Дальнейшим этапом в деле обособления Государственных предприятий было постановление ВЦИК от 23 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР», давшее объединениям права юридического лица. Но и с изданием такого постановления процесс организации нельзя было считать законченным. Остававшийся неурегулированным целый ряд вопросов о пределах хозяйственной самостоятельности вновь созданных объединений и их взаимоотношениях с государством ясно указывал на необходимость издания исчерпывающего закона, точно разрешающего все указанные вопросы.

Таким законом явились два декрета (от 10 апреля и 17 июля 1923 г.) о государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (С. У. 1923 г., № 29, ст. 336). С их изданием процесс реорганизации во всех основных чертах можно считать законченным. В то время как первая стадия характеризовалась полной централизацией, вторая стадия, возникшая в начале новой экономической политики, носит переходный характер, сочетая принципы централизованного управления с началами автономии предприятий. Наконец, третья стадия, созданная декретами о трестах, определенно конструирует Государственные предприятия как автономные единицы, «которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций». Основной целью такой самостоятельности является стимулирование полезной деятельности предприятий путем использования личной инициативы, предоставления известной свободы в управлении предприятиями и в их операциях на рынке. В соответствии с этим основным требованием, которому должна удовлетворять деятельность предприятий, является соблюдение начал «коммерческого расчета». Таким образом по идее закона свободная хозяйственная инициатива в деле управления предприятиями должна строго соответствовать требованиям правильной коммерческой эксплуатации с максимальным поднятием полезной производительности труда, с приспособлением к потребностям населения и условиям рыночного товарооборота. Поскольку коммерческая эксплуатация предусматривает извлечение прибыли, и декреты о трестах считают прибыль необходимой целью работы треста. «В основу управления, — говорится в приказе ВСНХ от 16 июля 1923 г., — кладется прибыль хозяйственной единицы (треста); и под углом зрения прибыли направляется вся деятельность треста и оценивается деятельность правления треста».

Конечно, ошибочно было бы считать, что извлечение прибыли является основной целью деятельности Государственных предприятий. Вполне возможна эксплуатация предприятий, хотя и убыточных, но необходимых с государственной точки зрения. Но в то же время несомненно, что Государственные предприятия по мысли закона в большинстве должны быть рентабельными, создавая поддержку для бюджета государства и обеспечение возможности накопления капиталов. Для осуществления предоставляемой самостоятельности декреты о трестах дают Государственным предприятиям права юридического лица и предоставляют имущество, поступающее на образование уставного капитала. Имущество передается по инвентарной описи с оценкой по существующим рыночным ценам. Предоставляя трестам определенный комплекс имуществ, государство устанавливает право казны на прибыль трестов и в то же время освобождает казну от ответственности за их долги: «государственная казна за долги трестов не отвечает» (ст. 1 декрета от 10 апреля 1925 г.). Таким образом в указанных взаимоотношениях треста и государственной казны есть некоторая аналогия с взаимоотношениями акционерного общества и акционера, не отвечающего за долги общества своим имуществом. Но наряду с указанной аналогией имеет место и существенное различие: в то время как у частного акционерного общества все имущество отвечает перед кредиторами, закон в отношении ответственности трестов вводит серьезные ограничения. Прежде всего не все передаваемое при организации имущество поступает в свободное распоряжение треста: земля, ее недра, воды и леса как имущество, совершенно изъятое из гражданского оборота, предоставляются только на праве пользования, не входят в состав уставного капитала и уже поэтому не могут отвечать за долги треста. Далее, и в составе имущества, входящего в уставный капитал, почти всегда находится имущество, изъятое из гражданского оборота, которое уже в силу этого не может быть обращаемо на удовлетворение кредиторов. Но декреты о трестах идут далее и не только освобождают от ответственности по взысканиям имущество, само по себе изъятое из гражданского оборота, но ограничивают ответственность и имущества, входящего в состав основного капитала, допуская обращение на него взысканий лишь с разрешения госоргана, в ведении которого предприятие находится. Таким образом полностью отвечает перед кредиторами лишь имущество, входящее в состав оборотного капитала. В основе такого ограничения лежит стремление обеспечить сохранность предприятия, как производственного целого, со всем его оборудованием.

Органам управления трестом — правлению или единоличному управляющему — предоставляется широкая самостоятельность в своих действиях. Организованные в составе управления ревизионные комиссии хотя и не ограничиваются рассмотрением годичных балансов и отчетов, как то имеет место в акционерных обществах, но во всяком случае осуществляют лишь последующий контроль. Все те вопросы, которые изъяты из сферы единоличного распоряжения правления и отнесены к компетенции госоргана, в ведении которого предприятие находится, указаны в декретах о трестах, а также точно перечисляются в уставах отдельных предприятий.

Приведенные основные моменты организации характеризуют тресты как самостоятельные хозяйственные единицы. Но вместе с тем надлежит отметить двойственность в организации трестов: являясь самостоятельной хозяйственной единицей, трест в то же время является государственным органом управления. Государство, создавая тресты, по своему усмотрению может их ликвидировать «до нецелесообразности дальнейшего существования»; органы управления и ревизии назначаются государством, государство может изменять размер уставного капитала трестов путем изъятия части имущества (например, при перераспределении имущества между трестами, при их реорганизации), наконец — может давать принудительные заказы (так наз. «занаряживание»).

Кроме того, каждый трест находится в ведении соответствующего госоргана, которому принадлежит право высшего руководства и надзора и к непременной компетенции которого отнесено решение наиболее существенных вопросов, точно перечисленных в уставе, — приобретение и отдача в аренду строений, рассмотрение и утверждение смет и плана действий на наступающий год, а также отчета и баланса за истекший год, разрешение на расходование запасного капитала и др.

Предписывая Государственным предприятиям руководствоваться принципами коммерческой эксплуатации, стремящейся к извлечению прибыли, закон создает из прибылей предприятий не только источник государственного дохода, значение которого для бюджета должно прогрессировать с дальнейшим развитием хозяйственной жизни страны, но и источник финансирования самих предприятий на основе планового регулирования.

В то время как в частноправовом капиталистическом хозяйстве накопление средств остается в пределах своего предприятия или объединения, структура Государственных предприятий исключает возможность создания такого положения, при котором какая-либо отрасль торговли или промышленности стала самодовлеющей, получив возможность самостоятельного развития вне строгих рамок общегосударственного плана народного хозяйства. Из валового дохода Государственных предприятий обязательно отчисляются суммы, необходимые для амортизации, по установленным нормам, обеспечивающим правильный, так сказать автоматический ход нормального восстановительного процесса, устраняющего естественный износ основного имущества предприятия; что же касается чистой прибыли, то она по общему правилу подлежит зачислению в доход казны за отчислением лишь части, предназначаемой на образование необходимых резервов и капиталов специального назначения. Так, декреты о трестах предусматривают отчисления из чистой прибыли в запасный капитал и фонд улучшения быта рабочих, а также (не свыше 2 %) «на выдачу тантьем членам правления и наградных рабочим и служащим». Вместо с тем декреты о трестах предусматривают возможность бюджетных ассигнований в целях увеличения уставных капиталов, а также выдачу государственных долгосрочных ссуд. Кроме того, предусмотрена возможность покрытия за счет госбюджета убытков трестов, если выяснится необходимость восстановления уставного капитала и запасный капитал окажется для этого недостаточным. Таким образом закон обеспечивает возможность развития Государственных предприятий на основе общего плана хозяйственного строительства страны и в то же время считается и с сепаратными интересами предприятий, предоставляя им необходимые «специальные средства».

Приведенные основные принципы организации характеризуют Государственные предприятия как промышленные — тресты, — так и торговые — синдикаты, торги и акционерные общества — с исключительным участием госкапитала.

Следует отметить, что частноправовая акционерная форма не является основной для чисто государственных торговых предприятий; последние учреждаются обычно в форме торгов и синдикатов. Между последними имеется существенное отличие. В то время как «торги» по своей структуре являются теми же трестами, но только не производственными, а торговыми, синдикаты являются объединениями самих трестов определенной отрасли промышленности. Задачей синдикатов является объединение торговых, заготовительных и финансовых операций трестов — участников синдиката.

Таким образом синдикаты представляют из себя как бы сверхтресты, но притом — тресты sui generis. В отличие от промышленных трестов они не занимаются промышленной деятельностью, в отличие от торгов они, кроме чисто торговых операций по реализации продукции своих членов, ведут широкие заготовительные и финансовые операции, оказывая тем самым серьезное влияние и на производственную деятельность своих участников. В соответствии с этим в организации управления синдикатами в полной мере учтены их взаимоотношения с трестами-участниками, а именно — наряду с правлением в качестве высшего органа образовано собрание уполномоченных, состоящее из представителей трестов — членов синдиката. Далее, складочный (паевой) капитал синдиката образуется из паев членов синдиката; в соответствии с этим и прибыль синдиката, за отчислением в специальные капиталы, обращается в дивиденд на паи и поэтому поступает в доход казны не непосредственно, но через прибыль трестов, в состав которой она таким образом входит. Этим исчерпываются основные различия в структуре государственных промышленных и торговых предприятий. Гражданские кодексы союзных республик рассматривают Государственные предприятия как самостоятельные субъекты права, свободно выступающие в торговом обороте. В соответствии с этим и внесенный Высшей арбитражной комиссией проект правил ликвидации Государственных предприятий по неплатежеспособности предусматривает возможность ликвидации Государственных предприятий не только по инициативе госоргана, в ведении которого предприятие находится, но и по инициативе кредиторов по постановлению судебного органа. Государственные предприятия как промышленные, так и торговые подразделяются на предприятия общесоюзного, республиканского и местного значения и состоят соответственно в ведении госорганов Союза, республик или местных органов. Прибыль Государственных предприятий поступает в соответствующий бюджет — Союза, союзных республик или местный.

По данным ЦСУ на 1 октября 1925 г. и 1 апреля 1926 г. количество гос. промышленных предприятий, действующих и состоящих на консервации, а также сданных в аренду, выражается в следующих цифрах (данные относятся к предприятиям, имеющим хотя бы один двигатель или при отсутствии двигателя не менее 35 рабочих):
 ДействовалоНе действовало
ЗаведенийРабочих в них в тысячахЗаведенийРабочих в них в тысячах
На 1 октября 1925 г.5.8881.814,24.28048,8
На 1 апреля 1926 г.7.4692.169,02.953Сведений нет

В то же время промышленных предприятий, кооперативных и частных (собственных и арендованных), а также и концессионных состояло (см. стр. 367).

Цифровые данные о гос. торговых предприятиях — см. Государственная торговля.

На 1 октября 1925 г. На 1 апреля 1926 г.
На 1 октября 1925 г.ДействовалоНе действовало
Виды предприятийЗаведенийРабочих в них в тысячахЗаведенийРабочих в них в тысячах
Кооперативных1.44472,64492,8
Частных1.42634,45471,0
Концессионных135,420,07
На 1 апреля 1926 г.ДействовалоНе действовало
Виды предприятийЗаведенийРабочих в них в тысячахЗаведенийРабочих в них в тысячах
Кооперативных2.21.1102,7182Свед. нет
Частных2.02947,1320
Концессионных4313,66

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Г»: Гербовый сбор, Городское хозяйство, Госстрах, Государственная торговля, Государственное банкротство, Государственное имущество, Государственное счетоводство, Государственные доходы, Государственные земли, Государственные казначейские билеты, Государственные предприятия, Государственный банк СССР, Государственный инвентарь, Государственный контроль, Государственный кредит СССР, «Г».