Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Винная монополия

Винная монополия. Один из видов обложения спирта и спиртных напитков заключается в оставлении за государством права на все производство сырого спирта и спиртных напитков, очистку спирта или оптовую или розничную продажу, или и на производство и продажу всех спиртных напитков или какого-либо их вида (например, монополия ректификованного спирта). С точки зрения фиска Винная монополия является самой совершенной формой обложения. При ней казна получает в свою пользу те доходы, которые при других формах обложения спирта достаются производителям или продавцам спирта или спиртных напитков. Доходы Винной монополии слагаются из акциза и предпринимательской прибыли, которая могла бы быть получена предпринимателями при допущении свободного обращения спиртных напитков. Из валового дохода Винной монополии необходимо вычитать издержки эксплуатации, которые обыкновенно бывают весьма велики, а также следует принимать во внимание и величину тех затрат, что делаются при организации Винной монополии. Доходы от Винной монополии колеблются не только от размеров потребления спирта, но и от изменения в хозяйственных условиях, отражающихся на издержках по эксплуатации. Колебания в цене сырья, топлива, стоимости рабочей силы могут внезапно доходную Винную монополию делать дефицитной.

Всякая Винная монополия сталкивается с интересами капиталистов. Государство, проводящее Винную монополию, должно стеснить частный капитал фактом организации Винной монополии. Частный капитал будет Винной монополией вытеснен или из сферы производства или из сферы торговли. Отсюда ожесточенная борьба в капиталистических странах вокруг Винной монополии. Землевладельцы-винокуры то поддерживают Винную монополию, то борются против. Оптовые торговцы спиртом поддерживают Винную монополию на производство, но против захвата государством торговли спиртом. Розничные торговцы (кабатчики) поддерживают государственную Винную монополию производства и оптовой торговли. Винная монополия дает возможность точно регламентировать и контролировать продажу спирта, устраняет из нее спекулятивные моменты. Формы организации Винной монополии и возможность ее проведения зависят от совокупности экономических и социальных условий данной страны. Одной из обязательных предпосылок Винной монополии является наличие достаточной концентрации производства. При сильно развитом процессе концентрации производства, если не будет организована государственная Винная монополия, явится сама собой в виде синдиката или треста частнокапиталистическая монополия производства или продажи спирта. Выгодность Винной монополии для государства зависит от степени рациональности ведения государственных хозяйственных предприятий в данной стране.

Вопрос о Винной монополии был выдвинут землевладельческими группами в Европе после сельскохозяйственного кризиса 70-х годов. Желая найти в лице государства доброго и справедливого покупателя, который бы за продаваемый ему спирт дал большую цену, чем перекупщики — оптовые торговцы, во Франции и в Германии землевладельцы одновременно начинают большую кампанию за введение Винной монополии. Проекты Винной монополии были поставлены в порядок дня. В 1886 г. Бисмарк внес в рейхстаг первый проект Винной монополии. Он встретил резкую оппозицию почти всех партий рейхстага, боявшихся главным образом усиления правительства при помощи того служебного аппарата, что должен быть в его руках для осуществления Винной монополии. Отчасти в проекте Винной монополии было усмотрено, совершенно справедливо, усиление финансовой мощи империи за счет входящих в ее состав государств. Финансовые затруднения и влияние синдиката винокуренных заводчиков выдвинули еще раз идею Винной монополии. В 1908 г. был внесен второй проект в рейхстаг. Винокуренные заводчики выдвинули Винную монополию в противовес повышению акциза. Они считали для себя наиболее выгодным государственную монополию оптовой продажи водки, которая гарантировала бы им цены, покрывающие издержки производства, и дала бы обеспеченный сбыт. Проект, совершенно открыто защищавший интересы винокуренных заводчиков, был отвергнут. Наличие, однако, частно-хозяйственной сильной синдикатской организации неминуемо ставило на очередь вопрос о государственной Винной монополии. Во Франции с начала 80-х годов проект Винной монополии выдвигался проф. Альглав. В 1886 г. его агитация впервые привела к внесению в Палату депутатов проекта Винной монополии. Затем до войны 1914 г. было внесено около 20 проектов Винной монополии. Но ни один из них не мог получить законодательного утверждения ввиду того обстоятельства, что все проекты Винной монополии задевали интересы крестьян-винокуров, пользующихся рядом исторически сложившихся привилегий в деле безакцизного снабжения страны спиртом. В парламенте представители аграрных департаментов заботливо хоронили проекты Винной монополии. Общее движение 80-х годов захватило Швейцарию. Закон о Винной монополии был принят 23 декабря 1886 г. Право изготовления и ввоза спирта принадлежит союзу. Союз дает заказы на поставку спирта долями (доля — от 150 до 1.000 гектолитров). Каждый завод может получить только одну долю. Ввоз спирта находится в руках союза. Государство продает заготовленный спирт. Продажа спирта в розницу запрещена. Монопольное управление организует операцию заготовки спирта и его продажи внутри страны. Ему ассигнуются суммы, которые оно должно оплачивать государству определенными процентами и озаботиться о своевременном возврате. На спирт, выкуренный из туземных винограда, виноградных выжимок, плодов и ягод, Винная монополия не распространяется. Туземное производство спирта из картофеля и хлеба под влиянием Винной монополии сократилось. Денатурированный спирт продается монопольным управлением по значительно пониженным ценам. В 1910 г. прошел закон, запрещающий производство, привоз и продажу абсента. Чистый доход распределяется между всеми кантонами в соотношении с фактическим населением, исчисляемым по последней союзной переписи. Финансовые результаты монополии не могут быть признаны особенно удачными. Основные причины: оставление вне Винной монополии винокурения из плодов и ягод, а также дорогие цены на местный спирт, уплачиваемые Винной монополией. Кантоны обязаны 10 % полученных от Винной монополии сумм обращать на борьбу с причинами и следствиями алкоголизма. Но так как многие кантоны испытывают постоянную нужду в средствах, а усилить обложение имуществ и доходов не хотят, то суммы от 10 %-го отчисления тратятся вообще на покрытие расходов, имеющих очень отдаленную связь с борьбой против алкоголизма. Гигиенические результаты очень малы. Мало пьют водку, но зато растет потребление пива и ликерных вин. Мировая война заставила ввести Винную монополию в Германии и Франции. Под влиянием финансовых затруднений с целью сделать потребление спирта более доходным Германия в 1918 г. ввела, а в 1922 г. значительно усовершенствовала Винную монополию. Монополия заключается в исключительном праве государства: 1) закупать спирт у винокуров, 2) производить спиртные напитки (ром, коньяк и т. п.), 3) ввозить из-за границы спирт, 4) производить ректификацию, 5) производить оптовую продажу спирта. Винокуренные заводы поделены на: а) сельскохозяйственные, б) фруктово-винокуренные и в) промышленные. Винокурение контингентировано вдвойне. Во-первых, установлена общая норма выкурки спирта во всей стране, во-вторых, для каждого завода установлена доля общего контингента, соответственно его оборудованию и площади сельского хозяйства, к нему приписанной. Контингент сельскохозяйственных винокурен — не выше 400 гл., фруктовой — не выше 60 гл. Кооперативные винокурни получают контингент в размере их действительной продукции. Спирт покупается по цене, выведенной по издержкам завода средних размеров (500 гл). Крупные заводы должны отдавать казне спирт со скидкой, мелкие получают надбавку к цене. Монопольное управление устанавливает продажные цены на спирт с расчетом получить значительный доход. Из чистого дохода монополии некоторая доля уделяется на борьбу с пьянством и на борьбу с последствиями алкоголизма. Очистка спирта производится на частных заводах за соответствующее вознаграждение, уплачиваемое казной. Во главе Винной монополии стоит управление из двух отделов — административного и коммерческого. Во Франции в самом начале мировой войны, в целях обеспечения заводов производства пороха и заводов взрывчатых веществ достаточным количеством спирта, был установлен особый порядок в отношении винокуренных заводов, производящих спирт из зерна, свекловицы и мелассы. Продукция этих заводов была предоставлена государству. Закон от 30 июня 1916 г. установил, что все количество спирта из этих заводов поступает в распоряжение государства. Ежегодно устанавливается особым декретом цена за сданный в казну спирт. С своей стороны государство до 40.000 гектолитров обязано предоставить частным лицам для нужд отдельных промышленностей, а в частности для консервирования фруктов, фармацевтических нужд и т. д. Государство продает спирт разным потребителям по разной цене. Дороже — для изготовления ликеров, уксуса, дешевле — для химических, фармацевтических производств, и в три раза дешевле — для тех производств, что употребляют денатурированный спирт. Вместе с этим была установлена монополия государства на спирт, привозимый из колоний и из-за границы. Для некоторых видов спиртных напитков сделано исключение: например, ром французских колоний, выкуренный из тростникового сахара, может ввозиться. Но ввозимые частными лицами разрешенные спиртные напитки оплачиваются особым дополнительным акцизом, равным разнице между ценой, по которой спирт приобретается государством, и ценой, по которой он отпускается для фабричных надобностей. После войны данное законодательство, несмотря на его небольшие финансовые результаты, осталось в силе. Основная причина этого лежит в том, что оно имеет большую поддержку части винокуров. Закон запрещает употреблять для изготовления напитков промышленный спирт — он передается государству. Спирт мелких винокуров, фабрикуемый из винограда, яблок, груш и т. д., не имеет поэтому на рынке конкурентов. Государственная монополия устранила и иностранных конкурентов. Поэтому неудивительно, что во Франции много защитников Винной монополии среди винокуров. С другой стороны, производители промышленного спирта из зерна, мелассы и свеклы также не могут быть недовольны. Цена на спирт вычисляется в зависимости от цены на сахар. Поднимается цена на сахар — поднимается цена и на спирт.

В России казенная монополия существовала уже при Иване Грозном. В Уложении Алексея Михайловича питейный доход получил более или менее полную регламентацию. В 1652 г. были совершенно запрещены частные кабаки, и до 1795 г. преобладала казенная продажа питей, с заменой ее — от времени до времени и в отдельных местностях — системой откупов (заготовку вина для последних казна оставляла за собой). В 1775 г. окончательно устанавливается система откупов и господствует до 1819 г. С 1819 г. снова возвращаются к монополии. В 1827 г. торговая монополия казны снова заменяется откупной системой, которая существовала до введения акцизной системы в 1863 г. Законом от 6 июня 1891 г. у нас снова вводится казенная монополия — сначала для восточных губерний (Пермской, Оренбургской, Уфимской и Самарской), а затем и для всей России (29 мая 1897 г.). Поводом к введению Винной монополии была борьба между торговым капиталом и винокурами-помещиками. Помещики-винокуры видели, как, покупая у них дешево спирт, торговый капитал при помощи соглашения мог дорого продавать потребителям. Возникновение Винной монополии было прикрыто лозунгами борьбы против пьянства. Когда же правительство на опыте восточных губерний увидело, что экспроприация в его пользу торговой прибыли водочных торговцев приносит большие фискальные доходы, оно быстро пошло на распространение данной системы на всю Россию. При проведении монополии влиятельным помещикам Прибалтийского края при помощи придворных связей удалось добиться особого вознаграждения за утраченное право торговать водкой в своих поместьях. По положению 1894 г. из частной торговли изъемлются спиртные напитки, водка и водочные изделия. Торговля же портером, пивом и брагой остается в частных руках.

Организация управления Винной монополии находилась в руках Главного управления неокладных сборов и казеннной продажи питей, входившего в состав Министерства финансов. Главному управлению подчинялись губернские и областные акцизные управления, а им — окружные управления, с окружными надзирателями во главе. При губернских и областных управлениях имелись совещательные органы — хозяйственные комитеты. Казенная монополия распространялась на оптовую и розничную торговлю водкой и спиртом. Казенная продажа была введена во всей России в 1904 г. за исключением Закавказья, средне-азиатских владений и областей: Амурской, Приморской и Камчатской. Производство спирта оставалось в руках частных заводов, от которых казна по особым правилам приобретала спирт. В этих правилах по приобретению спирта проявилось влияние дворян-помещиков, которые в Винной монополии нашли выгодный рынок сбыта. При невозможности выгодно вести зерновое хозяйство было удобно курить спирт и по дорогой цене сбывать его казне. В 1903 г. были опубликованы новые правила о заготовке спирта для надобности казенной продажи питей. В силу этих правил заготовка всего необходимого для казны спирта (количество его определялось Главным управлением в начале каждого года) производилась путем распределения этого количества между винокуренными заводами для поставки в казну по заранее установленным ценам (для каждой местности отдельно). Если по установленным ценам не было доставлено потребное количество спирта, или предположенный запас оказывался недостаточным, недостающее количество могло быть приобретено с торгов или заготовлено хозяйственным способом. Очистка спирта производилась казной на своих и частных ректификационных заводах. Очищенный спирт крепостью не ниже 95° поступал в казенные склады, где ректификовался и превращался в напитки разной крепости (40, 57, 90 и 95°), затем разливался в посуду (1/4, 1/20, 1/40, 1/100, 1/200 ведра) и поступал в казенные винные лавки и частные места продажи питей. Кроме казенных винных лавок и частных торговых заведений, продававших водку и спирт по поручению казны в запечатанной посуде и по обозначенным на этикетах бутылки ценам, — продажа водки производилась еще в трактирах, ресторанах и буфетах. Количество казенных складов было 342, винных лавок 28.557. Общее количество винных лавок в губерниях определялось Министерством финансов. Сельские общества имели право просить о закрытии казенных винных лавок, но не более, как на 3 года, и при условии отсутствия тайных мест продажи питей. В таком виде Винная монополия существовала у нас до июля 1914 г.. когда торговля водкой была запрещена. С запрещением торговли спиртом и спиртными напитками сократилось и винокурение. Запас спирта во все время войны вывозился через Архангельск за границу. Внутри страны спирт отпускался только по требованию учреждений. Закон от 29 сентября 1916 г. воспретил производство спирта на всех винокуренных и дрожже-винокуренных заводах. Ректификация его продолжалась всю войну. За 19 лет (с 1895 по 1913 г.) валовой доход по Винной монополии составлял 9,6 млрд. руб., расходы по ней — 2,7 млрд. руб.; чистый доход — 6,9 млрд. руб. Если вычесть акциз в размере 5,1, то коммерческий доход монополии — 1,8 млрд. руб. (точнее — 1,788 млрд. руб.). В 1914 г. ожидали дохода от Винной монополии — 935 млн руб. (26,6 % общих доходов). Ожидали, что казна продаст 1.340,7 млн литров (109 млн ведер) казенного вина.

После же Октябрьской революции распределением спирта сначала ведало Главное управление. 1 января 1919 г. Главное управление разбилось на 3 части: Центроналог — чисто акцизное учреждение; Главспирт (Главное управление государственной спиртовой монополии) с подчиненными ему рауспиртами (районные управления) и Управление государственными складами. В 1919 г. началось государственное винокурение для военных, технических и медицинских надобностей; спирт отпускался до начала 1921 г. бесплатно. В мае 1922 г. все винокуренные заводы были переданы из ведения Главспирта в губернские тресты. Тресты занимаются производством спирта-сырца, ректифицируемого на государственных заводах. Главспирт был переименован в июле 1922 г. в Госспирт (Москва), которому подчинены провинциальные рауспирты. Госспирт определял необходимое количество спирта на год и распределял производство его между трестами. Тресты собственными средствами выкуривают спирт. В конце года все учреждения должны были представлять сметы на потребное количество спирта. Госспирт, утвердив требование, распределял выдачу между рауспиртами, которые и извещали различные ведомства, находящиеся в их районах, о количестве спирта, который им приказано выдать. Дальнейшее распределение между учреждениями производится каждым ведомством. С 1 октября 1923 г. отменен безакцизный отпуск спирта. Постановлением СНК от 22 марта 1923 г. допущена продажа наливок не свыше 20°, заготовляемых на государственных водочных заводах, при чем наливки эти облагаются дополнительным акцизом с каждого ведра. Постановлением от 3 декабря 1924 г. разрешено к выпуску в продажу хлебное вино до 30°. Осенью 1925 г. крепость поднята до 40°. Основной и единственной причиной допущения продажи вина является необходимость борьбы с развившимся за время войны и революции контрабандным кустарным производством спиртных напитков. Кустарное производство (самогон) появилось еще при царском правительстве. В эпоху недостатка хлеба борьба с ним велась с переменным успехом. Самогонное производство то стихало, то снова увеличивалось. Когда же прошел период недостатка хлебных запасов, самогон явился одним из способов социальной дифференциации деревни. Вооруженные бутылками самогона, самогонщики начали быстро накапливать состояние за счет остального населения. При колоссальности российских расстояний, при слабости административного надзора, при поддержке потребителей борьба с самогоном и его последствиями была возможна только путем предоставления населению лучшего по качеству напитка, по более дешевой цене, чем оно могло приобрести у самогонщиков. Новая организация Винной монополии регулируется Положением о производстве спирта и спиртных напитков и торговле ими от 28 августа 1925 г. Оно с 1 октября 1925 г. введено во всем Союзе за исключением Закавказской республики. По этому положению производство сырого спирта, из каких бы продуктов он ни производился, допускается на всех винокуренных, дрожже-винокуренных, фруктово-винокуренных и коньячных заводах, как государственных, так и кооперативных и даже частных, но выкуренный спирт, за исключением фруктово-виноградного и коньячного, подлежит сдаче Центральному управлению государственной спиртовой монополии. Центроспирт заменил существовавший ранее Главспирт. Ректификация спирта производится по преимуществу на ректификационных заводах и отделениях Центроспирта (бывших заводах и отделениях Главного управления Винной монополии). Изготовление хлебного вина (водки) составляет исключительное право государства, осуществляемое Центроспиртом. Изготовление водочных изделий производится как на государственных, так и на кооперативных и частных заводах. Хлебное вино должно изготовляться крепостью в 40° по Траллесу. Наливки и настойки могут изготовляться крепостью до 40°, а коньяки и ликеры — до 60° по Траллесу. Порядок производства водочных изделий регулируется не союзным, а республиканским законодательством. Спирт крепостью свыше 40° по Траллесу как в сыром, так и в ректифицированном виде отпускается лишь для технических, производственных, медико-санитарных и научно-учебных надобностей. Центроспирт передает хлебное вино для продажи на комиссионных началах как государственным, так и кооперативным и частным предприятиям, а также он может организовывать непосредственную продажу населению хлебного вина и водочных изделий. Центроспирт находится в ведении Народного комиссариата финансов СССР и действует на началах коммерческого расчета по особому уставу. При его организации ему переданы все ректификационные заводы и помещения бывших казенных винных складов. Центроспирт разрабатывает общий для всего Союза ССР план винокурения, приобретает и ректификует выкуриваемый на территории Союза спирт, заготавливает хлебное вино (водку) и отпускает ее торгующим организациям, отпускает спирт крепостью свыше 40° на потребности армии, здравоохранения, науки и промышленности, экспортирует спирт за границу. Центроспирт является организацией, занятой продажей спирта. Производство спирта оставлено в руках губернских спиртных трестов. Центроспирт не имеет права заниматься выкуркой спирта. Таким образом Винная монополия в Союзе с 1 октября 1925 г. осуществляется двумя путями: губернскими арестами по производству спирта (кооперативное и частное винокурение играет ничтожную роль); Центроспиртом, сосредоточивающим в своих руках на монопольных началах оптовую торговлю спиртом как внутри, так и вне Союза. Прибыли губернских спиртных трестов и прибыли Центроспирта от их операций входят в доход государства от промышленности и с ним поступают в государственную роспись. Кроме того, государство получает, как и прежде в России, отдельно начисляемый акциз на спирт и водочные изделия.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«В»: Валюта, Валюта иностранная, Варрант, Ввоз, Вексель, Вексельный курс, Винная монополия, Вклады, Внешняя торговля, Военный налог, Возврат пошлин, Волостные (районные) финансы СССР, Вольный город, Всероссийский кооперативный банк, Вывоз, Вывозные пошлины, Вывозные премии, «В».