Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Вольный город

Вольный город. Следует различать Вольный город как независимый государственный организм, пределы которого ограничиваются одним крупным городом и его ближайшими окрестностями (Франкфурт-на-Майне до 1866 г. или Данциг, согласно ст. ст. 100 — 108 Версальского мирного трактата 1919 г.). и Вольный город как порто-франко, т. е. выделенный из таможенной границы данного государства округ, в пределах которого допускается беспошлинный ввоз и вывоз товаров. В подобных Вольных городах можно приобретать и потреблять иностранные товары, не оплатив их таможенной пошлиной; из Вольного города можно вывозить за границу любые товары без внесения вывозных таможенных пошлин. Такие Вольные города способствовали развитию оборотов важнейших транзитных портов, обеспечивая дешевизну обратных фрахтов и создавая для данной территории мощный рынок предметов международной торговли. Первые Вольные города в этом смысле были созданы во Франции в 1664 г. по инициативе Кольбера, объявившего таковыми Марсель, Дюнкирхен, Лориен, Байону и Сен-Жан-де-Люс. Французская революция в своем стремлении к экономическому объединению страны лишила означенные города их привилегий. Но французская идея Кольбера нашла свое применение в других странах: в 1719 г. император Карл VI объявил Вольными городами по внешней торговле Триест и Остенде. В литературе с того времени название Вольный город постепенно заменяется термином порто-франко. В Италии такие порто-франко были учреждены в Ливорно, Венеции, Генуе, Мессине, Ницце, Чивита-Веккии и Анконе. С 1824 г. возникло порто-франко в Бремене, с 1830 г. — в Гамбурге, с 1833 г. — в Любеке. К этому времени совершенно ясно определился статут Вольного города с абсолютной свободой беспошлинного ввоза, вывоза и транзита и отменой всякого таможенного досмотра и соединенных с ним формальностей. В России порто-франко впервые учреждено в Одессе указом от 16 апреля 1817 г.; это порто-франко значительно содействовало развитию торговли Одесского порта, сделав Одессу крупнейшим торговым центром

Черноморского побережья. Согласно ст. 59 Берлинского мирного трактата 1878 г.. передавшего Батумский порт России, последний был объявлен порто-франко; однако объявленное в нем в 1880 г. порто-франко было упразднено в июне 1886 г., о чем русское правительство известило предварительно дипломатическим путем заинтересованные иностранные державы. С присоединением к России по Айгунскому договору с Китаем от 16 мая 1858 г. Амура и Уссурийского края эти области получили права порто-франко, что вызывалось необходимостью снабжения местного населения иностранными товарами ввиду отдаленности этой окраины от центра России. Постройка Сибирской жел. дороги связала дальневосточные окраины с Россией и привела к зарождению местной промышленности, что дало возможность отменить порто-франко законом от 10 июня 1900 г.; были освобождены, однако, от ввозных таможенных пошлин некоторые импортные товары (сельско-хоз. машины, семена, удобрительные туки, металлические изделия). В период русско-японской войны было временно восстановлено порто-франко в б. Приамурском генерал-губернаторстве. Последнее было отменено 1 января 1908 г. В Якутской области порто-франко введено в порту Аян в 1858 г., одновременно оно было введено в Охотске. Эти порто-франко были упразднены в 1867 г. с установлением компенсационных пошлин для акцизных товаров. В настоящее время большинство порто-франко отменено; в Европе они остались только на Мальте с 1814 г., в Гибралтаре с 1706 г. и в Сулине с 1878 г. Вне Европы главнейшие порто-франко — Сингапур, Вей-Хай-Вей, Аден, Малакка, Джибути, Обок, Макао. Порто-франко процветали в эпоху развития протекционизма при преобладании транзитной торговли над торговлей национальной, давая возможность государству, обладающему удобным портом и мощным торговым флотом, выступить в роли посредника между странами потребления и производства различных сельскохозяйственных промышленных товаров. Развитие национальной торговли свело на нет прежнее значение Вольных городов, выявив при этом их 4 основных недостатка: 1) значительное потребление туземным населением беспошлинных товаров, что причиняет значительный ущерб фиску; 2) широкое развитие контрабандной торговли, борьба с которой значительно затрудняется установлением порто-франко; 3) серьезные неудобства для населения Вольных городов при ведении торговли с другими городами, ибо всякие сношения с прочими местностями того же государства стесняются различными формальностями таможенного надзора; 4) нарушение созданием Вольных городов единства таможенной системы данного государства. Новейшая таможенно-тарифная практика знает более совершенные формы корректива к таможенной системе нежели, Вольные города; это — свободные гавани и вольные склады (см.).

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«В»: Валюта, Валюта иностранная, Варрант, Ввоз, Вексель, Вексельный курс, Винная монополия, Вклады, Внешняя торговля, Военный налог, Возврат пошлин, Волостные (районные) финансы СССР, Вольный город, Всероссийский кооперативный банк, Вывоз, Вывозные пошлины, Вывозные премии, «В».