Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Шоссейные сборы

Шоссейные сборы. Под шоссейными или дорожными сборами понимаются сборы за пользование сухопутными путями сообщения, кроме железных дорог. Когда все движение происходило по водным и шоссейным дорогам, Шоссейные сборы играли довольно видную роль. С появлением железнодорожного транспорта их значение стало сильно падать. Шоссейные сборы являются очень древними. В старое время эти сборы были очень распространены. Так они существовали еще в Римской империи, где они взимались с проезжающих по проложенным римлянами дорогам. В средние века мы их находим во Франции, Англии, Германии и др. странах. Они отличались здесь многочисленностью и крупным размером. Так, в Германии они взимались даже с пешеходов, причем не различалось, шел ли последний с товаром или без него; такая же пошлина бралась, только в большем размере, с проезжающих, причем делалось различие для обыкновенного экипажа и воза с кладью. Кроме того, во всех государствах существовали еще мостовые пошлины, взимавшиеся за переезд через мост, сбор за переправу через реку и даже за переправу в брод. Сначала это право принадлежало только королям. Позднее, с развитием феодального порядка, когда власть государя ослабела, эти сборы стали взиматься и отдельными светскими или духовными феодалами. С ростом королевского абсолютизма это право феодалы потеряли. Но в новое время эти пошлины все же сохранились. Монархи, нуждаясь в деньгах, устраивали целый ряд шоссейных дорог в своем государстве и взимали за пользование этими дорогами сборы, являвшиеся для них источниками дохода. Что же касается России, то здесь эти пошлины существовали еще в эпоху Киевской Руси. О них говорится в Русской правде. В Московской Руси существовали очень большие и многочисленные пошлины, называемые «проезжими пошлинами». Они достигли особенного развития в эпоху Ивана Грозного. В XVI в. все взимаемые сборы, среди которых большое значение имели проезжие пошлины, составили половину всех государственных доходов. Но эти сборы по своим размерам сильно затрудняли движение по дорогам. В 1654 г. они были отменены уставной грамотой, которая сохранила силу только за двумя видами пошлин: за мостовщиной и перевозами, взимавшимися в пользу казны и частных лиц, содержавших мосты и переправы. В новейшее время как в других странах, так и в России эти сборы потеряли свое фискальное значение и превратились в чистые пошлины. В зависимости от этого в период Русской империи установленные уставной грамотой правила взимания дорожных сборов подвергались значительным видоизменениям.

В последнее время до революции существовали следующие правила по взиманию шоссейных сборов. Все дороги были разделены на пять классов (закон 1839 г.): 1) дороги государственные или главных сообщений, 2) дороги больших сообщений, 3) дороги обыкновенных почтовых сообщений из губернии в губернию, 4) дороги уездных торговых и почтовых сообщений, 5) дороги сельские и полевые. Из них дороги первого класса и некоторые дороги второго и третьего классов считались в ведении Министерства путей сообщения. Они управлялись или непосредственно вышеуказанным Министерством, или же находились во временном управлении земств. Все же остальные дороги второго и третьего классов и все четвертого и пятого находились в полном распоряжении земств, сельских общин и иногда частных лиц. Шоссейные сборы с дорог, находившихся в непосредственном ведении Министерства путей сообщения, шли в пользу Государственного казначейства, со всех же остальных дорог они собирались в пользу земств, сельских общин и частных лиц, содержавших дороги и различные дорожные сооружения, как-то: мосты, перевозы и т. д. При этом (для частных лиц) они устанавливались с разрешения министра внутренних дел и обыкновенно в размере, равном шоссейным сборам на казенных и земских дорогах. В некоторых местах России эти сборы были сданы в арендное пользование.

Шоссейные сборы разделялись на две группы: на сборы с проезжающих и сборы, которые собирались с окрестных обывателей взамен личных повиннностей. В прежнее время в России были очень распространены личные дорожные повинности. К определенному участку дороги были приписаны целые окрестные поселения крестьян, которые должны были своим трудом исправлять дорожные сооружения и дороги. Кроме того, существовала особая повинность, заключавшаяся в отпуске леса уделами, казной и частными окрестными землевладельцами на исправление дорог и их сооружений. Все эти повинности после освобождения крестьян в большинстве случаев были переведены на денежные. Теоретическим обоснованием этого рода сборов является то обстоятельство, что наибольшие выгоды получают окрестные жители, мимо селений которых пролегает дорога. С проезжающих сборы взимались за пользование мостами, переправами и самими дорогами. наряду с обыкновенными сборами в Царстве Польском был установлен на всех дорогах еще особый сбор в пользу казны, именно — мостовая пошлина. Кроме того, собирался в России в некоторых местах еще сбор за разведение моста для прохода барок. Для всех пошлин с проезжающих по дорогам служили в качестве платежной единицы: верховая лошадь, упряжь, животное; дорожному сбору подлежали: 1) дилижансы, фургоны и другие экипажи, 2) проезжающие на лошадях почтовых, подорожных, вольнонаемных и собственных, 3) транспорты казенные и частные, 4} извозчичьи обозы, 5) возы с продуктами сельского хозяйства, 6) порожние экипажи. Освобождались от платежа этих сборов: 1) местные жители, 2) ямщики и извозчики без клади и пассажиров, 3) крестьяне и 4) проезжие по шоссе, недоезжающие до застав и проезжающие небольшой кусок пути. Размеры сборов определялись по зимнему и летнему положениям. В прежнее время они были очень большие, но в новейшее время они были значительно понижены и взимались в умеренных размерах. Они покрывали только издержки по содержанию шоссейных путей сообщения. В дореволюционной России доход казны от них не превышал 400.000 руб. в год; в Советском Союзе таких сборов не имеется ни в государственном ни в местном бюджетех.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Ш»: Шоссейные сборы, «Ш».