Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Шоссейные сборыШоссейные сборы. Под шоссейными или дорожными сборами понимаются сборы за пользование сухопутными путями сообщения, кроме железных дорог. Когда все движение происходило по водным и шоссейным дорогам, Шоссейные сборы играли довольно видную роль. С появлением железнодорожного транспорта их значение стало сильно падать. Шоссейные сборы являются очень древними. В старое время эти сборы были очень распространены. Так они существовали еще в Римской империи, где они взимались с проезжающих по проложенным римлянами дорогам. В средние века мы их находим во Франции, Англии, Германии и др. странах. Они отличались здесь многочисленностью и крупным размером. Так, в Германии они взимались даже с пешеходов, причем не различалось, шел ли последний с товаром или без него; такая же пошлина бралась, только в большем размере, с проезжающих, причем делалось различие для обыкновенного экипажа и воза с кладью. Кроме того, во всех государствах существовали еще мостовые пошлины, взимавшиеся за переезд через мост, сбор за переправу через реку и даже за переправу в брод. Сначала это право принадлежало только королям. Позднее, с развитием феодального порядка, когда власть государя ослабела, эти сборы стали взиматься и отдельными светскими или духовными феодалами. С ростом королевского абсолютизма это право феодалы потеряли. Но в новое время эти пошлины все же сохранились. Монархи, нуждаясь в деньгах, устраивали целый ряд шоссейных дорог в своем государстве и взимали за пользование этими дорогами сборы, являвшиеся для них источниками дохода. Что же касается России, то здесь эти пошлины существовали еще в эпоху Киевской Руси. О них говорится в Русской правде. В Московской Руси существовали очень большие и многочисленные пошлины, называемые «проезжими пошлинами». Они достигли особенного развития в эпоху Ивана Грозного. В XVI в. все взимаемые сборы, среди которых большое значение имели проезжие пошлины, составили половину всех государственных доходов. Но эти сборы по своим размерам сильно затрудняли движение по дорогам. В 1654 г. они были отменены уставной грамотой, которая сохранила силу только за двумя видами пошлин: за мостовщиной и перевозами, взимавшимися в пользу казны и частных лиц, содержавших мосты и переправы. В новейшее время как в других странах, так и в России эти сборы потеряли свое фискальное значение и превратились в чистые пошлины. В зависимости от этого в период Русской империи установленные уставной грамотой правила взимания дорожных сборов подвергались значительным видоизменениям. В последнее время до революции существовали следующие правила по взиманию шоссейных сборов. Все дороги были разделены на пять классов (закон 1839 г.): 1) дороги государственные или главных сообщений, 2) дороги больших сообщений, 3) дороги обыкновенных почтовых сообщений из губернии в губернию, 4) дороги уездных торговых и почтовых сообщений, 5) дороги сельские и полевые. Из них дороги первого класса и некоторые дороги второго и третьего классов считались в ведении Министерства путей сообщения. Они управлялись или непосредственно вышеуказанным Министерством, или же находились во временном управлении земств. Все же остальные дороги второго и третьего классов и все четвертого и пятого находились в полном распоряжении земств, сельских общин и иногда частных лиц. Шоссейные сборы с дорог, находившихся в непосредственном ведении Министерства путей сообщения, шли в пользу Государственного казначейства, со всех же остальных дорог они собирались в пользу земств, сельских общин и частных лиц, содержавших дороги и различные дорожные сооружения, как-то: мосты, перевозы и т. д. При этом (для частных лиц) они устанавливались с разрешения министра внутренних дел и обыкновенно в размере, равном шоссейным сборам на казенных и земских дорогах. В некоторых местах России эти сборы были сданы в арендное пользование. Шоссейные сборы разделялись на две группы: на сборы с проезжающих и сборы, которые собирались с окрестных обывателей взамен личных повиннностей. В прежнее время в России были очень распространены личные дорожные повинности. К определенному участку дороги были приписаны целые окрестные поселения крестьян, которые должны были своим трудом исправлять дорожные сооружения и дороги. Кроме того, существовала особая повинность, заключавшаяся в отпуске леса уделами, казной и частными окрестными землевладельцами на исправление дорог и их сооружений. Все эти повинности после освобождения крестьян в большинстве случаев были переведены на денежные. Теоретическим обоснованием этого рода сборов является то обстоятельство, что наибольшие выгоды получают окрестные жители, мимо селений которых пролегает дорога. С проезжающих сборы взимались за пользование мостами, переправами и самими дорогами. наряду с обыкновенными сборами в Царстве Польском был установлен на всех дорогах еще особый сбор в пользу казны, именно — мостовая пошлина. Кроме того, собирался в России в некоторых местах еще сбор за разведение моста для прохода барок. Для всех пошлин с проезжающих по дорогам служили в качестве платежной единицы: верховая лошадь, упряжь, животное; дорожному сбору подлежали: 1) дилижансы, фургоны и другие экипажи, 2) проезжающие на лошадях почтовых, подорожных, вольнонаемных и собственных, 3) транспорты казенные и частные, 4} извозчичьи обозы, 5) возы с продуктами сельского хозяйства, 6) порожние экипажи. Освобождались от платежа этих сборов: 1) местные жители, 2) ямщики и извозчики без клади и пассажиров, 3) крестьяне и 4) проезжие по шоссе, недоезжающие до застав и проезжающие небольшой кусок пути. Размеры сборов определялись по зимнему и летнему положениям. В прежнее время они были очень большие, но в новейшее время они были значительно понижены и взимались в умеренных размерах. Они покрывали только издержки по содержанию шоссейных путей сообщения. В дореволюционной России доход казны от них не превышал 400.000 руб. в год; в Советском Союзе таких сборов не имеется ни в государственном ни в местном бюджетех. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Ш»: Шоссейные сборы, «Ш». |
| |