Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Финансовая политика

Финансовая политика. Задачей Финансовой политики является определение наиболее рациональных мероприятий, обеспечивающих государству и другим органам, ведущим публичное хозяйство, собирание нужных им средств, а также выбор наиболее рациональных способов расходования уже полученных ресурсов. Финансовая политика осуществляется государством и теми местными органами, которым предоставлена в той или иной мере финансовая самостоятельность. Завися от характера власти, Финансовой политики необходимо отражает классовые интересы того класса, который в данную минуту стоит у власти. Классовые интересы дают Финансовой политики главное ее содержание. Однако эгоизм командующего класса всегда должен считаться с тем, что при полном подчинении эгоистическим классовым интересам всех мероприятий как в области собирания средств государства, так и в области расходования проявление узких классовых интересов неминуемо столкнется с дальнейшей возможностью развития производительных сил данного государства. Отчетливую картину такого столкновения дает Франция эпохи старого порядка. Феодальная королевская власть вместе с дворянством и духовенством почти в открытой форме (наследственные должности, пенсии, синекуры) делили между собой собранные государственные средства, которых поэтому постоянно не хватало для покрытия необходимых государственных потребностей. Государственные ресурсы собирались при помощи тягчайших налогов, разорявших страну. Вобан писал, что во Франции почти десятая часть нищенствует, три отягощены долгами и поборами; им не из чего даже подавать милостыню. Только одна десятая часть населения благоденствует. Лябрюер, в эпоху пышного Версальского двора французских королей, поражавших своего роскошью всю Европу, писал: «Всматриваясь в наши поля, мы видим, что они усеяны множеством каких-то диких животных, самцов и самок, с смуглым, синевато-багровым цветом кожи, перепачканных землей и сожженных солнцем; они точно прикреплены к земле, которую роют и переворачивают с непоколебимым упорством. На ночь они прячутся в свои логовища, где они живут черным хлебом, водой и кореньями». Тэн, в работе которого «Происхождение общественного строя современной Франции» находится приведенное место Лябрюера, на страницах, посвященных обложению соли и вина, приводит большое количество данных о том, как неумеренное обложение прекращало дальнейшее развитие производительных сил страны. В Египте в 40 — 60-х годах XIX в. феллахи, не вынося высокого обложения, предпочитали срубить финиковую пальму, чем иметь дело с назойливыми сборщиками податей. При переходе власти к буржуазии, само собой разумеется, меняется характер Финансовой политики. Типичным примером является история многочисленных попыток проведения подоходного налога во Франции. Теоретическая рациональность подоходного обложения не встречала возражения, но так как налог задевал интересы командующего класса, то он встречал резкую оппозицию. Начиная с основания Третьей республики до начала мировой войны, не было возможности сломить эгоизм заинтересованных групп населения. В современном французском бюджете мы видим медленное вымирание обложения землевладельцев и земледельцев. Влияние мелких земельных собственников привело к тому, что в 1925 г. поземельный налог и обложение дохода земледельческих предприятий, вместе взятые, дают меньше чем сбор с автомобилей. Мелкий земельный собственник требует от своих избирателей освобождения от обложения. Также весьма характерна неудача в области обложения доходов от процентных бумаг в 1923 — 1925 гг., задевавшая интересы мелких держателей, которых хотели подчинить более строгому режиму. История обложения сахара и выдача вывозных сахарных премий в Бельгии и Франции с 70-х годов XIX в. является изумительным приспособлением финансов государства к узким классовым интересам. Обложение налогоплательщиков высоким налогом и выдача вывозной премии приводят к тому, что владельцы сахарных заводов были в состоянии из Государственного казначейства выбрать не только все, что внесли плательщики налога на сахар, но еще прихватить в свою пользу некоторую долю других налогов. Обложение спирта также часто давало возможность получать предпринимателям, вместо уплаты налога государству, своеобразный доход. Такова была, например, конструкция налога на спирт, действовавшая в 80-х годах в Германии, повлекшая получение винокуренными заводчиками больших сумм, получивших ироническое название «дара любви» (Liebesgabe). В расходах современного государства правящие группы буржуазии часто бывают заинтересованы и прямо и косвенно. Современная: литература содержит бесчисленные примеры, как под влиянием металлургической промышленности государство идет на расширение колониальных завоеваний, обещающих промышленности новые заказы на рельсы, железнодорожные принадлежности, военное снаряжение. Каждый крупный колониальный бюджет является источником многочисленных, хорошо оплаченных должностей, которые после короткой службы в колониях дают право на получение крупных пенсий. В некоторых случаях пенсии выплачиваются не метрополией, а колониальным бюджетом. Английская аристократия и английские средние классы крайне заинтересованы в регулярной уплате правительством Индии пенсии в Лондоне всем лицам, служившим и побывавшим в Индии. В бюджете Англии нет средств, отпускаемых для уплаты этих пенсий, но зато в бюджете Англии есть расходы на армию и флот, которые гарантируют исправность платежа пенсии Индиею. Если бы Индия почему-либо отказалась платить пенсии, то английский флот и армия сумели бы заставить ее исправно производить платежи. Финансовая политика в России, так же как и в целом ряде других государств, до революции была проникнута, узкими классовыми интересами и по преимуществу интересами наиболее влиятельной группы крупного дворянского землевладения. В течение XVIII в. и в первой половине XIX в. русские государственные финансы строились главным образом на подушной подати, которая резко делила население на два сословия: податное и неподатное. Неподатное (дворяне, духовенство, купцы) были свободны от обложения. Податное сословие несло всю тяжесть государственных и местных финансов. Бюджет России строился на доходах от казенной винной монополии, в существовании которой крупное дворянское землевладение было вдвойне заинтересовано. Во-первых, потому, что доходы от казенной винной монополии, находясь в государственном бюджете, гарантировали дворянское землевладение от какого-либо другого налога. (Зачем было вводить новые налоги, когда можно свести бюджет без дефицита путем прибавки нескольких гривенников на каждое ведро продаваемого спирта?) Во-вторых, сперва продавая, а в последние годы поставляя спирт для надобностей казенной винной монополии по разверстке и по повышенным ценам, крупное земельное дворянство было заинтересовано в сохранении казенной винной монополии, дававшей верные доходы при переработке хлеба и картофеля в спирт. Развитию казенной винной монополии сопутствовал спешный переход русской родовой аристократии в число винокуренных заводчиков. Мелкие акцизные чиновники не могли много спорить против первых и вторых чинов императорского двора, желавших часто сплавить плохой спирт по дорогой цене в казну. При установлении цен на спирт пускались в ход придворные связи, что заставляло Главное управление казенной продажи питей дать отдельным заводчикам возможно более высокую цену. Когда Министерство финансов пыталось получить нужный ему спирт с торгов, что было выгодно казне, дворянские собрания повели усиленную кампанию и добились приема спирта от помещиков без торгов. Остзейское дворянство, благодаря особым придворным связям, в 1904 г. получило 10 млн руб. из Государственного казначейства в вознаграждение за потерю права торговать в своих поместьях водкой в розницу. Получив 10 милл., остзейские дворяне все же остались оптовыми поставщиками спирта для казенной монополии. Государственное обложение земли почти отсутствовало. Земли в уездах, переходившие по наследству, освобождались от платежа наследственных пошлин, что давало особую привилегию дворянству. В государственных расходах также не было недостатка в крайне откровенной раздаче государственных средств в виде пенсий, пожалованных аренд, сложения казенных долгов по высочайшим повелениям, синекур разного наименования и, наконец, большого количества разных архаических учреждений (ведомство императрицы Марии и т. п.). Те же явления наблюдались и в органах местного самоуправления. В земских расходах редко обнаруживалось явное покровительство дворянскому землевладению, но зато в земских доходах оно выражалось со всей обнаженностью. Как общее правило, по всей России для взимания земских сборов худшие и малодоходные крестьянские земли были обложены значительно больше, чем лучшие и более доходные дворянские земли. В городах мы встречаемся с иной ситуацией. Здесь городские думы, в которых доминирующее положение занимали представители домовладельцев, с конца XIX в. делаются рьяными поклонниками муниципальных предприятий, потому что доходы от муниципальных предприятий, построенные на высоких ценах на воду, газ, электричество, трамвай, давали возможность пополнять городские кассы, не затрагивая доходов домовладельцев. В то же время оценочный сбор, падавший на домовладельцев, только в том случае возвышался, когда обнаруживался сильный недостаток квартир, дававший домовладельцу возможность переложить на квартиронанимателя повышение оценочного сбора. Волостные и сельские расходы уже безо всяких прикрас были возложены на крестьянское население, хотя сельские учреждения, а тем более волостные, обслуживали не только крестьян, но и всех, живущих в волости. Несмотря на то, что волость являлась не только органом крестьянского самоуправления (крайне ограниченного), но и государственного управления, никто, кроме крестьян, не платил на ее содержание.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Ф»: Федеральные финансы, Финансирование, Финансовая наука, Финансовая политика, Финансовая политика дореволюционной России и СССР, Финансовое право, Финансовое управление, Фискальная монополия, Фискальные пошлины, «Ф».