Добавить в закладки Для замечаний |
|
| БанкиБанки — учреждения (с характером хозяйственных предприятий), имеющие своею основною задачею организованное посредничество в кредите, т. е. посредничество между лицами, имеющими свободные капиталы, и теми, кто в этих капиталах нуждается. Банки некоторых, притом особенно важных, видов принимают на себя, кроме указанной основной, еще и ряд других функций, которые имеют очень большое значение, но, не являясь общими для всех категорий Банков, в определение понятия Банк включены быть не могут. I. Из основной задачи Банков следует, что в некоторых операциях Банк сам получает кредит (пассивные операции), в других же он доставляет кредит своим клиентам (активные операции). Соответственно этому пассивами Банка называются все те статьи его баланса, по которым он оказывается должником, активами же — все те статьи, которые указывают на помещение им находящихся в его распоряжении средств (см. Банковские операции). Руководящим принципом деятельности Банков, при выборе последними их активов, признается необходимость соответствия характера этих активов характеру пассивов. Фактически требование это относится к срокам тех и других, так как если Банк по своим пассивным операциям получает средства на короткий срок (вклады краткосрочные или до востребования), а по активным раздает их в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (его ликвидность) подвергается опасности. Впрочем на практике вышеуказанный принцип банковской деятельности оказывается довольно эластичным, и если нарушение его не выходит за известные границы, которые, впрочем, не могут быть определены точно, ликвидность Банка остается в достаточной степени сохраненной (примером этого могут служить германские Банки до войны). II. Посредническая функция Банков имеет крупное народно-хозяйственное значение, так как, выполняя эту функцию, Банки содействуют обращению накапливающихся в стране капиталов на производительное назначение; банковская политика и состоит в сознательном воздействии Банков на передвижение и работу капитала. Банки могут расширять кредит сверх того размера, который определяется накоплением капиталов в стране (кредитная экспансия), но это легко ведет к кредитной инфляции, т. е. к созданию путем кредита избыточной покупательной силы, вызывающей нездоровый подъем товарных цен. Кредитная инфляция имеется налицо в том случае, когда в результате расширения кредита банками спрос на товары настолько увеличивается, что наступает повышение цен последних. Расширение кредита Банка может при этом соединяться с увеличением эмиссии банковых билетов центральным эмиссионным Банком или базироваться на этом увеличении эмиссии. Но это увеличение банкнотной эмиссии не является необходимым признаком кредитной инфляции, так как открытие банками кредита и без этого условия дает возможность клиентам их расширять спрос на товары, оплачивая последние путем распоряжения предоставленными им в кредит суммами (главным образом путем выдачи чеков на открывший кредит Банка). Но, конечно, вопрос о том, поведет ли открытие кредита Банка в том или ином случае к кредитной инфляции, есть вопрос сложный и должен решаться в зависимости от общей конъюнктуры народного хозяйства в данный момент. Впрочем относящиеся сюда проблемы отличаются сложностью, как показывает зародившаяся в настоящее время специальная теория банковского кредита (до недавнего времени существовала лишь теория кредита вообще). Примыкая к некоторым старым теориям кредита (особенно к теории Макледа), отчасти Уидерз (1909 г.) и в особенности Ган (1920 г.) развили учение, отрицающее зависимость размеров здорового кредита от предварительного накопления капиталов в народном хозяйстве; так как открытыми Банками кредитами клиенты распоряжаются путем чеков, которые переходят из рук в руки и, наконец, вносятся в Банки же в виде сбережений, то Ган утверждал, что пассивы Банков создаются их активами. Однако взгляд этот не может считаться общепринятым. Нельзя сомневаться в том, что Банки могут расширять кредит за пределы имеющихся уже в народном хозяйстве сбережений, но несомненно также л то, что это не приводит к кредитной инфляции лишь при особо благоприятных условиях (при прогрессирующем состоянии народного хозяйства). III. Сделанные замечания в большей или меньшей степени относятся ко всем видам Банков. Дальнейшая характеристика деятельности Банков должна принимать во внимание различие банковских операций и банковской политики у Банков различных категорий. Прежде всего необходимо указать, что Банки делятся на группы по формальному признаку — по характеру организации Банков. Решающую роль играет здесь, собственно, вопрос об источнике получения Банком его основного капитала и о формальных гарантиях, дающихся кредиторам Банка; нужно заметить, что по распространенному, более теоретическому, так называемому англо-французскому учению значение основного капитала состоит также именно в том, что в этом капитале заключается гарантия для кредиторов, между тем как по более практическому германскому взгляду капитал этот — только один из ресурсов для операций Банков. По указанному формальному признаку Банки делятся на: 1) государственные (капитал прямо доставляется государством), 2) общественные (городские, земские, сословные — капитал доставляется соответствующим обществом), 3) акционерные (капитал составляется путем выпуска акций), при чем следует различать государственно-акционерные (все акции находятся в руках государственных учреждений и предприятий), частные акционерные и, наконец, смешанные акционерные Банки, 4) Банки, основанные на началах взаимности, среди которых следует различать общества взаимного кредита (с капиталом, составляющимся путем товарищеских взносов, и с круговой ответственностью пайщиков, превышающей для каждого в определенное число раз взнос его в капитал) и кооперативные учреждения мелкого кредита (ссудосберегательные товарищества, кредитные товарищества — см. Кредитная кооперация), 5) частные единоличные Банки (банкирские конторы — капитал доставляется одним или немногими лицами). Указывают еще редкую форму благотворительных банков (капитал составляется путем пожертвований). Из всех поименованных групп самою значительною по своим размерам и своему влиянию является в обычных условиях группа частных акционерных Банков, но в Советской России в настоящее время частных акционерных Банков вовсе не имеется, и существующие у нас Банки (кроме обществ взаимного кредита и кредитных товариществ) имеют форму государственную, государственно-акционерную и смешанную. Кроме того, можно делить Банки на группы по разным признакам: по сроку оказываемого ими кредита (Банки долгосрочного кредита и Банки краткосрочного кредита, при чем долгосрочным обычно признается кредит на срок свыше одного года), по способу получения пассивов (Банки эмиссионные, Банки депозитные и Банки, выпускающие закладные листы или облигации), по кругу деятельности (Банки коммерческого кредита, спекулятивные, или фондовые Банки, Банки коммунальные, Банки земельные, или ипотечные, Банки сельскохозяйственные, Банки мелиоративные, учреждения мелкого кредита). Сводя эти различные классификации вместе, можно наметить следующие важнейшие виды Банков. 1) Коммерческие Банки являются по способу привлечения пассивов депозитными, а по форме — обычно частными акционерными (у нас — государственно-акционерными и смешанными) Банками; в принципе это — Банки краткосрочного кредита. В своих регулярных операциях, они берут на себя оказание кредита торговле и промышленности, управление капиталами, посредничество в платежах, обмен денег, торговлю (по поручению и за свой счет) ценными бумагами и комиссионную торговлю товарами (см. Банковские операции). В настоящее время коммерческие Банки в целом ряде стран все более развивают так называемые иррегулярные операции, среди которых особенно следует отметить торговлю товарами за свой счет, эмиссию ценных бумаг (облигаций и акций разных предприятий) и вообще разные виды долгосрочного финансирования промышленности. Благодаря этим иррегулярным операциям увеличивается связь Банков с промышленными предприятиями и усиливается контроль первых над последними, что дает основание говорить о развитии финансового капитала (денежного капитала, организованного Банками). 2) Эмиссионные Банки, кроме обычных регулярных операций Банки коммерческого кредита, имеют еще и право выпуска банковых билетов (см. Банкноты). В прежние времена во многих странах число эмиссионных Банков было неограниченным, но в течение XIX в. в большинстве стран установилось монопольное право эмиссии в руках центрального Банка страны (имеющие различный характер исключения из этого правила найдем в Соединенных Штатах, Канаде, Шотландии, Ирландии, Италии и Германии). Главной задачей центральных эмиссионных Банков является регулирование всего денежного обращения и кредитного дела страны; обычно это — частные, иногда — смешанные акционерные Банки, в некоторых странах (например, во Франции) находящиеся под руководством правительства, но в 11 странах мира (в том числе в Советской России) это — государственные Банки. 3) Спекулятивные, или фондовые, Банки занимаются покупкой ценных бумаг за собственный счет и перепродажей их, что получает особенно крупное значение, когда они посредничают в размещении на отечественном рынке иностранных займов (Англия, Франция) или занимаются учредительством торгово-промышленных предприятий (Англия, Германия). Среди этих Банков замечательны в особенности так называемые общества финансирования, занимающиеся так называемой субституцией ценных бумаг, т. е. собирающие капиталы путем выпуска собственных ценных бумаг — акций и облигаций — и снабжающие затем этим капиталом финансируемые предприятия, бумаги которых эти общества оставляют у себя. В различных странах фондовые Банки или резко отделяются от коммерческих, или, наоборот, не могут быть отграничены от последних, являясь в последнем случае также депозитными Банками и производя другие операции коммерческих Банков. 4) Ипотечные Банки выдают ссуды под залог недвижимости (городской и сельской) и являются Банками долгосрочного кредита; средства они получают путем выпуска облигаций или закладных листов (т. е. обязательств Банка, обеспеченных совокупностью заложенных в Банке имуществ и погашаемых путем тиражей); в Советской России, вследствие особенностей ее земельного права, ипотечных Банков не существует. 5) Банки коммунального кредита имеют назначением кредитование местных союзов (провинций, городов) путем выдачи краткосрочных и долгосрочных ссуд. Банки такого рода имеются в разных странах (классический образец такого кредитного учреждения находим в Бельгии). То, что в Советской России называется «коммунальными» Банками, не совсем соответствует этому типу (наши коммунальные Банки ближе к типу коммерческих Банков, но учреждаются по инициативе и при участии местных советов); к этой категории зато подходит у нас Центральный Банк коммунального хозяйства и жилищного строительства. 6) Сельскохозяйственные Банки имеют назначением удовлетворить потребность сельского хозяйства в оборотных средствах путем выдачи как краткосрочных, так и долгосрочных ссуд на покупку инвентаря, рабочего скота, семян, удобрений, на мелиорацию (этой последней цели служат и специальные мелиорационные банки) и т. д. В Советской России существует система сельскохозяйственных Банков, во главе с Центральным сельскохозяйственным банком и с низовой сетью сельскохозяйственных кредитных кооперативов. 7) Учреждения мелкого кредита имеют целью удовлетворить потребность в кредите, возникающую в так наз. мелком трудовом хозяйстве; они носят кооперативную форму, принимают вклады и оказывают как краткосрочный, так и долгосрочный кредит (но круг их активных операций ограничен). Лишь с некоторыми оговорками могут быть отнесены к Банкам ломбарды, производящие лишь активную операцию выдачи мелких краткосрочных ссуд под ручные заклады, и сберегательные кассы, обычно ограничивающиеся лишь пассивною операцией приема мелких сбережений. IV. Организация Банков зависит в значительной степени от вышеуказанного формального признака, по которому Банки делятся на группы. В акционерных Банках во главе стоят правление, совет и собрание акционеров, в государственных Банках — либо управляющий и совет (дореволюционный Государственный Банк), либо правление с его председателем (современный Госбанк) и т. п.; в последних различным образом комбинируется начало избираемости и назначения. В центральном месте нахождения Банка имеется его главная контора, у нас также называемая правлением, в провинции — филиалы (конторы, отделения и агентства); в некоторых странах (Соединенные Штаты) Банки не учреждают филиалов, что представляет простор действию мелких местных Банков. В главной конторе Банка (правлении) имеются отделы для заведывания отдельными видами операций или отдельными сторонами деятельности Банка. Среди этих отделов особого упоминания заслуживают получающие в последнее время все большее значение финансово-экономические бюро, задачей которых является изучение клиентелы Банка и экономического положения как данной страны, так и других стран, нужное для ведения Банком его политики. V. Кредитные учреждения каждой группы объединяются фактически в известную систему. Такой системы Банков не существует лишь тогда, когда в данной стране не существует Банков совсем; этот последний случай имеется налицо, если дело снабжения хозяйственной деятельности страны средствами строится не на кредитном, а на сметном принципе, что отвечает принципам коммунизма, при котором полное отсутствие обмена, денег и кредита возмещается направлением материальных ценностей из одних хозяйств в другие, производимым общественною властью по общему плану, при чем все хозяйства снабжаются средствами, назначенными по бюджету. К этому строю приближалось наше народное хозяйство в 1918 — 1920 г.г., когда дореволюционная кредитная система была частью ликвидирована, частью объединена с Народным Банком РСФСР, а затем и этот последний Банк преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина (19 января 1920 г.). Но если хозяйственная деятельность страны снабжается средствами на началах кредита, тогда должны существовать Банк, а также должна существовать и кредитная система, которая может в этом случае соответствовать одному из трех типов, каждый из которых имеет свои характерные черты. Первым типом кредитной системы является тот, который соответствует хозяйственному строю, сохраняющему, наряду с регулированием производства и распределения, свободу потребления, а вместе с тем и существование обмена, денег и кредита. Принципами, на которых строится в этом случае кредитная система, являются следующие: деятельность Банка руководится в этом случае не стремлением к прибыли, а принципом служения интересам народного хозяйства; во всей системе Банка проведено начало координации, объединяющее их в единое целое и приближающее всю систему их к типу единого Банка, распространяющего свои филиалы по всей стране с известным разграничением поля деятельности между ними (по тому или иному критерию); наконец, вся система работает в этом случае по единому плану. Некоторые социалистические проекты (сен-симонистов, Отто Бауэра) изображают нам такую кредитную систему в виде существования единого руководящего центрального Банка, управляющего работою всех Банков страны, затем Банки второго порядка (Банки провинций), служащих посредниками между центром и местами, и, наконец, местных Банков, в основу работы которых положено начало специализации по отдельным видам производительной деятельности. Задачею всей кредитной системы является стягивание всех имеющихся в стране капиталов и наиболее выгодное с точки зрения народного хозяйства распределение их между различными отраслями производства и даже отдельными производителями, осуществляемое под руководством центрального Банка по единому плану. Так как Банки в этом случае находятся в руках государства, то последнее получает возможность при их посредстве сосредоточить в своих руках все руководство производительною деятельностью страны. Второй тип кредитной системы является прямою противоположностью первого. Основными принципами его являются: направление Банков своей деятельности главным образом не по соображениям об интересах народного хозяйства, но о собственном, частно-хозяйственном интересе (стремление к прибыли), а также отсутствие стройной и единой организации и единого руководства в полном смысле этих слов. Выросшая стихийно, в результате свободного и разрозненного действия экономических сил, такая кредитная система допускает лишь некоторую специализацию Банков в виде разграничения поля деятельности между целыми группами их, да и то не вполне определенного. Банки в этом случае сплетены между собою сетью сложных взаимоотношений, и в результате последних стихийно возникает кредитная система, отвечающая сложным потребностям жизни народного хозяйства, нерегулируемого из центра экономической деятельности. Такого рода кредитная система фактически действует в настоящее время в огромном большинстве стран мира (до Октябрьской революции она существовала и в России). Государственная власть при этом не дает банковской системе единого руководства и направления. Ограниченною является даже законодательная регламентация банковского дела, исключая некоторые области его, признаваемые за такие, в которых опасные стороны не могут быть устранены иным образом (эмиссионные банки, ипотечные банки). В некоторых странах, например, в Англии и Франции, свобода от законодательной регламентации в прежнее время признавалась условием успешной деятельности Банков; лишь после мировой войны, наряду с общим усилением тенденций к «этатизму» и регламентирующей политике, почти во всех странах обнаружилось стремление увеличить и законодательное регулирование банковского дела, но и то главным образом в смысле борьбы с несолидными Банками и в смысле требования публикации достаточно детальных и серьезных балансов. Тем более не может быть при этой системе речи о том, чтобы государство руководило всею деятельностью существующей в стране кредитной системы. Вообще эта система не работает по единому плану, соответственно которому Банки руководили бы производительною деятельностью страны. Конечно, и при этой системе роль Банков в народном хозяйстве очень велика (их называют «вождями народного хозяйства»), но их руководство экономическою работою страны не носит координированного характера и проявляется главным образом косвенно; даже в крайних случаях особенно развитого финансирования промышленности банки ограничивались лишь «участием» в управлении ею (довоенная Германия, отчасти и довоенная Россия). Некоторое объединение кредитной деятельности Банков при этой системе создается лишь политикою центрального эмиссионного Банка, но и оно имеет пределы. Прежде всего оно проявляется в так называемой дисконтной политике этого Банка, т. е. в изменении им ставки своего учетного процента (так наз. «официального» процента) для воздействия на экономическую жизнь страны. Существовал такой взгляд (высказывавшийся в особенности некоторыми руководителями Французского Банка), что центральный эмиссионный Банк, устанавливая эту ставку, только «констатирует» тот процент, который фактически вытекает из существующего соотношения спроса на кредит с предложением капиталов; но большинство следовало мнению, сложившемуся в особенности в Англии, что этот Банк может самостоятельно определять ставку своего процента и этим воздействовать на целый ряд сторон народно-хозяйственной жизни. Изменяя свою ставку, центральный Банк прежде всего воздействует на спрос на кредит, который предъявляется непосредственно к нему; но так как он является самым мощным кредитным институтом страны, то изменение его ставки влечет за собою и изменение ставок других Банков (в богатых странах Западной Европы и Америки рыночный процент ниже официального, в бедных, — например, в России, — он выше его). Изменение цены кредита в свою очередь отражается на товарных ценах; при высокой процентной ставке и, следовательно, ограничении кредита уменьшается спрос на товары, и наступает падение их цен, а понижение ставки и, следовательно, удешевление кредита ведут к увеличению спроса на товары и подъему цен. Но высокий уровень цен ведет к усилению ввоза иностранных товаров, а понижение уровня цен заставляет вывозить туземные товары за границу. Следовательно, повышение процента ведет к улучшению торгового баланса, понижение имеет обратные результаты, и таким образом Банк воздействует на движение золота в страну и из нее. Центральные эмиссионные Банки некоторых стран (особенно Англии и Германии) до войны действительно вели активную дисконтную политику, не только «констатируя», но и самостоятельно определяя ставку официального процента. Но эта дисконтная политика одновременно преследовала двоякую цель: во-первых, путем воздействия на размеры кредита и уровень товарных цен она стремилась регулировать экономическую жизнь страны, предотвращая ее потрясения; во-вторых, путем воздействия на торговый баланс и вексельные курсы она влияла на движение золота в страну и из нее в целях защиты золотого запаса самого центрального банка, так как этот запас был важен для сохранения разменности банковых билетов. Обе цели далеко не всегда совпадали друг с другом, и поэтому результатом ведения дисконтной политики было, во-первых, слишком частое изменение процентной ставки, вызываемое узко-валютными, но не общими народно-хозяйственными соображениями: с 1905 по 1909 г. Английский Банк изменял свою учетную ставку 28 раз, Германский Рейхсбанк — 26 раз, между тем как не проводивший активной дисконтной политики Французский Банк изменил свою ставку всего 4 раза; в одном 1910 г. Английский Банк изменил свою ставку 9 раз. Это обстоятельство вело иногда к тому, что банковая система и вообще рынок капиталов, если на последнем было достаточно средств, переставали считаться с изменением ставок центрального Банка, который таким образом терял свое регулирующее положение; благодаря этому, например, Английский Банк не смог предупредить кризисов, обрушившихся на английский денежный рынок. Во-вторых, необходимость повышать ставку для защиты золотого запаса даже и тогда, когда общему ходу экономической жизни страны ничто не угрожало, вело к вздорожанию кредита, вызывавшему жалобы и воздействие на центральные эмиссонные Банки с целью заставить их заменить активную дисконтную политику, как средство защиты золотого запаса, другими средствами. Так, Французский Банк старался заменить эту политику путем накопления большого запаса и одно время путем применения так наз. политики премий (имея право разменивать билеты на серебро, за размен на золото он взимал приплату), другие Банки (особенно Австро-Венгерский) вступили на путь девизной политики, т. е. покупки и продажи иностранной валюты с целью воздействия на ее курс, а вместе с тем и на движение золота (см. Девизная политика). Но все эти, а также и другие (так наз. «мелкие») средства не всегда вполне разрешали вопрос, и таким образом дисконтная политика уже до войны вызывала ряд затруднений. В связи с этим уже в те времена отмечалась эволюция центральных эмиссионных Банков «от дисконтной политики к господству над рынком» путем распределения находящихся в распоряжении Банков средств (Пленге, 1913 г.); впрочем, конечно, говорить о том, что в кредитной системе разбираемого типа действительно достигалось господство центрального Банка над рынком, можно лишь со значительным преувеличением фактического положения дела: в некоторых странах, как сказано, наблюдалось даже обратное явление — ослабление роли центрального банка в руководстве рынком (Англия). Но, с другой стороны, несомненно, что в критические и вообще тревожные времена роль центрального эмиссионного Банка на рынке значительно увеличивалась. Это последнее обстоятельство стоит в связи с тем, что центральный эмиссионный Банк при описываемой системе является последнею опорою кредита в стране, «позвоночным столбом» ее кредитной системы: в случае потрясений на рынке Банки страны подкрепляли свое положение обращением к центральному эмиссионному Банку за кредитом. Это в свою очередь связано с тою ролью «банка банков», которую центральный эмиссионный Банк в большей или меньшей степени играет при описываемой системе в современных странах. Понятие банка банков включает в себя два следующих признака: во-первых, сосредоточение в руках центрального Банка средств казны, Банков и торгово-промышленных предприятий с отказом его от конкуренции с обычными коммерческими Банками в области привлечения частных вкладов и, во-вторых, возможно более полное перенесение центра тяжести его активных операций с непосредственного кредитования на кредитование Банков (и вообще посредников). Впрочем со времени мировой войны характерная для довоенного времени роль центрального эмиссионного Банка, как банка банков, получила в большей части мира второстепенное значение по сравнению с их функцией как банкиров правительства. Такое изменение положения центральных Банков стоит в связи с военными и послевоенными расходами правительств и обращением их к центральным Банкам за ссудами (до войны такие ссуды имели небольшое сравнительно значение), но отразилось на этом изменении и приобретение дисконтной и вообще процентной политикой как центральных, так и других Банков нового характера. Уже во время войны повсеместное (кроме Соединенных Штатов) прекращение размена билетов и изменение характера всей экономической деятельности воевавших, а отчасти и нейтральных стран привели к тому, что центральные эмиссионные Банки стали поддерживать свои ставки на устойчивом и сравнительно невысоком уровне; некоторое влияние имело здесь и регулирующее воздействие правительства на банк и на рынок в интересах государственного кредита. Эти факторы действовали и после войны; в особенности сказывалось ослабление прежней «борьбы за золото» благодаря отсутствию размена. Вследствие этого до 1925 г. прежней активной дисконтной политики центральные Банки Европы уже не вели: Английский Банк, который еще в 1914 г. изменил свою учетную ставку 8 раз, во время войны перешел к гораздо более спокойной политике: в 1915 г. он изменил процент 1 раз, в 1917 г. — 2 раза, в 1918 г. не изменил его ни разу, в 1919 г. изменил ставку 1 раз, в 1920 г. — 1 раз, в 1921 и 1922 гг. — по 4 раза, в 1923 г. — 1 раз, наконец в 1924 г. опять не изменял ставки совсем. Редко изменяли ставки центральные Банки и ряда других стран (Франции, Бельгии, Италии, Австрии и др.), допуская таким образом иногда большое расхождение между официальной и рыночной ценой капитала; некоторые из этих Банков, отказавшись от попытки действовать на рынок путем изменений процента, прибегали зато к прямому распределению кредита между клиентами (Румыния и др. страны). Зато в некоторых странах, особенно жестоко страдавших в послевоенное годы от инфляции, центральные Банки пытались уравновесить последствия обесценения денег путем установления высоких ставок (Германия, Польша, Венгрия, отчасти Советская Россия); хотя этот так наз. «страховой» процент достигал иногда непомерной высоты (в Германии в 1923 г. — 90 %, в Польше в январе 1924 г. — 144 %,), он не избавлял центральные Банки от больших потерь и оказывался бессильным в воздействии на требования кредита. По мере урегулирования валютного и денежного рынка дисконтная политика центральных Банков начинает медленно приближаться к довоенным условиям; слишком высокие ставки некоторых пострадавших от войны стран стали в 1925 г. понижаться: в Германии процент Рейхсбанка, уже более двух лет стоявший на уровне 10 % (в 1923 г. эта ставка применялась к ссудам в устойчивой валюте), в феврале 1925 г. понижен до 9 %, в Австрии в апреле 1925 г. — с 13 до 11 %, в Венгрии в марте и мае — с 12,5 до 9 %. С другой стороны, восстановление золотой валюты в некоторых странах дало им стимул наметить возвращение к более активной дисконтной политике: Английский Банк, до весны 1925 г. сообразовавший свою учетную ставку в значительной степени с уровнем нью-йоркского процента, со времени восстановления так наз. «золотого стандарта» весною 1925 г. перешел к более самостоятельной и энергичной дисконтной политике; в 1925 г. он изменил ставку (бывшую неизменной с 1923 г.) 4 раза (в марте, августе, октябре и декабре); впрочем она все-таки колебалась лишь между 4 и 5 % (в 1914 г. — между 3 и 10 %), но и в довоенное время колебания этой ставки не были обычно очень большими (в 1914 г. сказалось уже начало войны). Особняком стоит движение дисконтных ставок в Соединенных Штатах, на которых отражался постоянный прилив золота в эту страну после войны; благодаря этому приливу эмиссионные банки Соединенных Штатов не имели побуждения повышать и вообще изменять свои ставки (в 1924/25 г. в Нью-Йорке эта ставка была 3 — 3,5 %), и дисконтная политика потеряла там почти всякое значение для регулирования рынка. Этот кризис дисконтной политики после войны, еще более обостривший сознание тех слабых сторон ее, которые намечались уже и до войны, заставляет на Западе (в особенности в Америке) горячо обсуждать вопрос о том, «что могут сделать центральные Банки». Выдвигаются идеи новых критериев дисконтной политики — идеи изменения ставок соответственно движению товарных индексов (Готрэй, Митчелль, Адаме, Беллерби); признается необходимым и восполнение дисконтной политики применением так наз. кредита, основанного на отборе (selective credit), т. е. на намеренном и сознательном выборе некоторых клиентов, следовательно — на прямом распределении кредита. Таковы основные черты второго типа кредитных систем. Третьим типом системы Банков является тот, который имеется в настоящее время в Советской России и соответствует сложному хозяйственному строю, являющемуся переходной стадией к коммунистическому общественному устройству. Соответственно этому в основу этой кредитной системы кладутся два начала. С одной стороны, кредитные учреждения в своей деятельности должны считаться с рыночным элементом и направлять свою политику, по крайней мере по внешности, в том же направлении, как Банки экономически свободной системы: ведясь «на начале хозяйственного расчета», они не только должны покрывать свои издержки, но и стремиться к прибыли (хотя бы и придавая этой прибыли значение лишь «резерва, выделенного благоприятною конъюнктурой» и предназначенного для страховки на будущее). Однако это начало действует лишь постольку, поскольку оно не ограничивается вторым лежащим в основе советской кредитной системы принципом — интересом народного хозяйства. Даже более: рыночное начало, свободная деятельность Банков, их стремление к прибыли хотя и составляют основу деятельности наших современных Банков, но в то же время признаются подчиненными началами, лишь терпятся, чтобы во всех сомнительных случаях уступать место регулированию во имя общего интереса народного хозяйства. Эти общие черты действующей у нас системы кредитных учреждений отражаются на разрешении трех основных проблем, перед нею возникающих: проблемы дисконтной политики, проблемы распределения кредита и проблемы размежевания поля деятельности между Банками. Что касается до дисконтной политики, то для ведения ее выше обрисованное положение банковой системы является мало благоприятным. Клиентами нашего Госбанка и других крупных Банков и по пассивам и по активам являются в огромном большинстве национализированные предприятия, обнимающие все крупное производство и крупную торговлю; широкий рынок мало связан с деятельностью этих Банков, и для цены их кредита имеет малое значение как общее отношение спроса на капиталы и предложения их, так и стремление воздействовать на положение рынка; с другой стороны, интересы народного хозяйства, тесно связанные с интересами крупной промышленности и торговли, заставляют держать дисконтную ставку на относительно (при нашей скудости капиталами) низком и устойчивом уровне. Так как В., однако, должны руководиться и принципом коммерческого расчета, то они должны при этом оставлять известную маржу между ставками процентов по пассивным и активным операциям, достаточную для покрытия их издержек и получения ими прибыли. Таким образом ставки наших Банков определяются не столько стихийным соотношением спроса на кредит и предложения капиталов и не столько стремлением воздействовать на этот спрос и это предложение, сколько соображениями о значении деятельности их клиентов, и внутренним положением самих Банков (издержками их); отсюда пестрота ставок даже крупных Банков. В первое время деятельности Госбанка, ознаменованное обесценением денег, ему приходилось устанавливать «страховые» учетно-ссудные ставки для возмещения того ущерба, который наносился банку обесценением рубля. Сначала установленный им процент составлял для государственных предприятий 8 % в месяц, т. е. 96 % в год (для кооперативных — 10 %), и для частных — 12 % в месяц); в течение первого года деятельности Банка процент этот несколько раз повышался, но и у нас, как за границей, этот страховой процент не избавил Банк от убытков, приносимых обесценением денег (так как этот процент был все-таки ниже процента указанного обесценения). Так наз. стабилизация рубля летом 1922 г., а затем введение червонца позволили Банку постепенно отказаться от «страхового» процента: с 26 июня 1922 г. он был понижен (по учету векселей сроком не свыше 2 месяцев — 2 % в месяц, но взимались еще дополнительные комиссии), а с лета 1923 г. (июль) Госбанк перешел на ставки, не включающие в себе страхового элемента; с тех пор он сохранял в интересах народного хозяйства определенную цену на кредит, не пытаясь путем ведения дисконтной политики воздействовать на рынок. Ставки были изменены еще раз (весною 1924 г.) и с 1 апреля 1924 г. остаются на одном и том же уровне, составляя по учету векселей, смотря по сроку последних и по категории предприятий (государственные и кооперативные, во-первых, и частные — во-вторых), в правлении от 8 до 12 %, а в филиалах от 10 до 15 % в год. Ставки других банков, как сказано, отличаются разнообразием, которое, впрочем, к осени 1925 г. несколько сгладилось. Как выше указано, установление официальной ставки Госбанка и других наших крупных Банков в малой степени принимает во внимание соотношение спроса на кредит с предложением капиталов. Вследствие этого такая цена кредита не может содействовать отбору здоровой клиентелы Банков, действительно нуждающейся в кредите на производительные цели; такой отбор клиентелы должен у нас еще в гораздо большей степени, чем в упомянутых западных странах, осуществляться путем распределения кредита. В отличие от последних у нас система распределения кредита облеклась в целую систему планового кредитования народного хозяйства, при помощи которого стремились преодолеть скудость средств нашего государственного кредитного рынка. Кредитные планы на каждый квартал хозяйственного года стали разрабатываться у нас особенно тщательно с середины 1923/24 хоз. года и получили свою полную организацию со времени начала обсуждения кредитных планов в Комитете банков, учрежденном 24 июня 1924 г. и представляющем собою одно из ярких проявлений характерной для нашей кредитной системы тенденции к регулированию развития сети Банков и единству банковской политики. Комитет Банков учрежден при правлении Госбанка для согласования деятельности кредитных учреждений и разработки общих вопросов регулирования банковского кредитования. Комитет этот состоит из представителей шести крупных Банков Союза, представителя Бюро обществ взаимного кредита и (с совещательным голосом) представителей ведомств; заседания его должны происходить не реже одного раза в месяц. Комитет обсуждает общее направление политики кредитных учреждений, кредитные планы, вопросы согласования деятельности Банков в области направления их средств, установление пределов процентных ставок, вопросы организации кредитных учреждений и расширения сети филиалов существующих Банков, вопросы о валютных операциях, о размещении государственных займов и некоторые другие. Кредитные планы составляются Банками всесоюзного значения на основании сделанных им клиентами заявок о кредите, которые подвергаются рассмотрению и изменению, затем они поступают в Комитет Банков, а планы более крупных Банков (Государственного, Торгово-промышленного и Банка для внешней торговли), по рассмотрении в Комитете, идут еще через Госплан на утверждение Совета труда и обороны. В этих планах учитываются возможные поступления: от возврата ссуд, от продажи разных ценностей, по текущим счетам и вкладам, по Госбанку же еще и от расширения эмиссии банкнот, а по другим банкам — ожидаемое увеличение их задолженности Госбанку; с другой стороны, в планы входят и предстоящие платежи — по учетно-ссудным операциям и т. д. Совершенно очевидно, что кредитные планы не могут проводиться в жизнь строго, так как иначе Банки потеряли бы характер кредитных учреждений, считающихся с потребностями экономической жизни, которая при нашем хозяйственном строе не подвергается полному регулированию, и обратились бы в учреждения бюрократические, финансирующие известные предприятия по сметному принципу; ввиду этого планы имеют не обязательный, а только «ориентировочный» характер. Функция дисконтной политики по отбору подходящих клиентов и объектов кредитования не может быть вполне заменена плановым распределением кредита, так как вполне точного установления действительной потребности данного клиента в кредите при нашем хозяйственном строе быть не может. Поэтому у нас в последнее время стала обсуждаться мысль о переходе (с сохранением планового начала) к более активной дисконтной политике, который, однако, встречает ряд затруднений в дезорганизации и раздробленности нашего денежного рынка и в трудности избрать для нашей дисконтной политики подходящий критерий (вследствие отсутствия размена банкнот и строгого регулирования внешней торговли обычные критерии этой политики у нас неприемлемы). Вопрос этот пока не получил разрешения. Третья проблема нашей кредитной системы заключается в размежевании функций между Банками. При создании нашей банковской системы первоначально имелось в виду осуществление соответствующей началам социализма мысли о едином Банке, обнимающем всю страну сетью своих филиалов. Но затем — ввиду того, что установленный у нас строй допускает в известных пределах начало свободного рынка — принцип кредитной монополии был нарушен допущением ряда кредитных учреждений не только частных и кооперативных для мелкого оборота (обществ взаимного кредита и кредитных товариществ), но и государственно-акционерных и смешанных, частью с ведомственным характером, — для крупного оборота. В результате возникновения ряда крупных Банков, развивающих свои филиалы, и вследствие как скудости нашего рынка средствами, так и узости поля действия наших Банков (преимущественно это — область коммерческого, краткосрочного кредита), Банки эти должны были столкнуться между собою как в области пассивных, так и в области активных операций. Отсюда и возник вопрос о размежевании между ними поля деятельности, особенно выдвинувшийся осенью 1924 г. Проекты его разрешения, в их крайней форме, сводились к предложениям обратить Госбанк в «банк банков» и строго размежевать клиентелу Банков специального назначения (так наз. спецбанков). Но сложность нашего хозяйственного строя и экономическая слабость наших спецбанков воспрепятствовали такому разрешению этой проблемы, и проведенное осенью. 1924 г. (сентябрь) размежевание функций ограничилось лишь закреплением существовавших и раньше тенденций наших Банков к некоторой специализации, только с некоторым уточнением этих тенденций. VI. Историю Банков приходится начинать с очень давнего времени. Банкирский промысел возникал везде из промысла денежных менял, но уже в VI в. до нашей эры в древнем Вавилоне мы находим банкирские заведения, а не только простые меняльные лавки; профессиональными банкирами были также «трапедзиты» древней Греции и «аргентарии» древнего Рима, в Египте времен Птоломеев существовал даже государственный Банк. В средние века банкирская деятельность стала развиваться из промысла менял с XII в. прежде всего в Италии; тогда же появилось и современное название этой деятельности (от banca — стол, на котором менялы раскладывали деньги); главными операциями этих банкиров были: прием вкладов, кредитование морской торговли и посредничество в платежах (особенно в виде иногородних переводов — операции, из которой тогда же возник переводный вексель — тратта). Впоследствии, особенно в XV — XVI веках, большую роль стали играть ссуды государям, дававшиеся крупными банкирами (Фуггеры в Германии и др.). С XV в., также в Италии, стали появляться целые банкирские учреждения, которые основывались государствами-городами; первым был Банк св. Георгия в Генуе (учрежден в 1407 г.); в XVII в. такие же Банки возникли в Голландии, затем в Англии и стали принимать акционерную форму. Главной задачей этих Банков было облегчение платежей путем совершения переводов по книгам банков (жиробанки, от giro — круг); значение и размеры этой операции обусловливались в особенности плохим состоянием тогдашних денежных систем; по этой же причине некоторые из крупных Банков стали тогда же развивать эмиссию банковых билетов, которая в XVIII в. даже стала считаться необходимою составною частью операций банка. Со второй половины XVIII в. стали создаваться в Европе те разветвленные системы кредитных учреждений, которые описаны выше; вместе с тем эмиссия банкнот — уже в XIX в. — стала превращаться в монопольное право центральных эмиссионных Банков (но иногда, как, например, в Великобритании, в Германии, наряду с центральным Банком допускалось ограниченное количество других эмиссионных Банков). VII. Банковские системы главнейших стран мира (за исключением СССР) основаны, как выше указано, на сходных принципах, но каждая из них имеет и свои характерные черты. В особенности до войны различались системы «разделения труда» и «соединения труда» между Банками, представительницами которых являлась для первой — Англия, для второй — Германия; теперь эти различия выражены несколько менее резко в связи с усилением тенденций к финансированию промышленности в Англии и с влиянием периода инфляции на предприимчивость банков в Германии. В центре английской банковой системы стоит Английский Банк (учрежден в 1694 г.), — совершенно частное акционерное учреждение; с 1921 г. он имеет эмиссионную монополию в Англии, но в Шотландии и Ирландии имеются несколько эмиссионных банков. Главную роль на рынке играют депозитные банки Лондона, в результате процесса концентрации Банков поглотившие часть провинциальных Банков; среди них на первом месте стоят пять крупнейших Банков («большая пятерка» — the big five); депозитные Банки оказывают кредит хозяйственной деятельности через дисконтеров и дисконтные фирмы. Фондовые и спекулятивные операции находятся в руках специальных кредитных учреждений — коммерчески-банкирских фирм, финансовых обществ, трестов инвестирования, колониальных Банков. Центральным эмиссионным Банком Германии является Рейхсбанк, учрежденный в 1875 г., но глубоко преобразованный в 1924 г. (в связи с планом Дауэса); это — акционерный Банк, независимый теперь от правительства, но совет Банка, избирающий его правление, наполовину состоит из иностранцев (прежде правление банка — назначалось правительством). Кроме Рейхсбанка, правом эмиссии банкнот пользуются еще четыре Банка (в мелких государствах). Коммерческие Банки Германии в довоенное время отличались большим развитием иррегулярных операций, среди которых особенно крупное значение имело долгосрочное (по существу, хотя и не по форме) кредитование промышленности; среди них особенно крупную роль играют четыре Банка (так наз. D.-Banken, так как их названия случайно начинаются с одной и той же буквы Б); эти Банки (особенно Немецкий Банк — Deutsche Bank, который не надо смешивать с Рейхсбанком) сосредоточили у себя значительные суммы вкладов. Германия обладает развитою системой ипотечных Банков, среди которых теперь первое место, принадлежит Рентному Банку, созданному в 1923 г. в качестве эмиссионного для, упорядочения денежного обращения, но в 1924 г. преобразованного в ипотечный; после войны затруднения в реализации закладных листов составляют главное препятствие в деятельности этих Банков. Кроме того, в Германии существуют сети коммунальных кредитных учреждений, учреждений мелкого кредита и т. д. Во Франции монопольное право эмиссии находится в руках Французского Банка (учрежд. в 1800 г.). В системе Банков коммерческого кредита имеется группа крупных кредитных и депозитных Банков с густою сетью отделений в провинции; эти Банки по традиции сосредоточивались долго на ведении лишь регулярных операций, но после войны их предприимчивость, как и их мощь, значительно увеличилась. Кроме того, регулярные операции ведутся провинциальными Банками и банкирами, а спекулятивные — фондовыми Банками и крупными парижскими банкирскими домами. Среди учреждений, выдававших долгосрочные ссуды, следует отметить Банки земельного кредита (Credit foncier). После войны французская система пополнилась новыми членами — Банком национального кредита, деятельность которого связана с ликвидацией последствий войны, специальным Банком для внешней торговли и т. д. Если французская система по типу стоит ближе к английской, то система Соединенных Штатов приближается к германской. Правда, и здесь мы найдем специальные кредитные учреждения для осуществления особых задач; количество таких специальных учреждений даже растет: в 1916 г. создана целая система специальных учреждений для выдачи долгосрочных и иных ссуд земледельцам-фермерам (Farm Loan System); возникли особые Банки для внешней торговли, получающие средства путем выпуска облигаций. Но собственно среди Банков краткосрочного кредита разграничение функций проведено в слабой степени. За пределы регулярных операций не выходят лишь некоторые группы Банков; это, во-первых, Банки штатов, а во-вторых, эмиссионные Банки. Эмиссионной монополии в Соединенных Штатах нет, но на основании закона 1913 г. вся система эмиссионных Банков страны («национальных банков») подчинена контролю специального Федерального резервного управления (Federal Reserve Board); территория страны поделена на 12 округов, и во главе каждого поставлен особый эмиссионный Банк («федеральные резервные Банки»). Играющие большую роль в американской системе частные Банки и банкиры, а также общества кредита и финансирования (loan and trust companies) объединяют в своих руках ведение и регулярных, и иррегулярных операций. Так как в Соединенных Штатах Банки не учреждают филиалов, то число Банков очень велико (в июне 1925 г. их считалось 27.944, не считая еще некоторых частных Банков, не находящихся под контролем казначейства). VIII. Банковая система дореволюционной России создалась около середины XIX в. Правда, первые русские Банки (два — для ссуд дворянству и для ссуд купечеству) возникли в 1754 г., но до Александра II в России существовала «система казенных Банков» (негосударственных почти не было), в 60-х годах XIX в. ликвидированная. Стоявший в центре нашей кредитной системы перед революцией Государственный Банк был учрежден в 1860 г., но самостоятельное право эмиссии получил только в 1897 г.; масштаб деятельности его имел крупные размеры и все возрастал (баланс его перед войною превышал 3 миллиарда руб., число контор и отделений в 1916 г. равнялось 138; кроме того, банковые операции производились в 1916 г. в 793 постоянных казначействах). Система учреждений коммерческого кредита включала в себя частные акционерные коммерческие банки (первый из них основан в 1864 г.), число центральных учреждений и филиалов которых равнялось в 1916 г. 678 (число самих акционерных Банков коммерческого кредита перед революцией было 46), общества взаимного кредита, числом 923 (первое учреждено также в 1864 г.), и городские общественные банки, числом 326 (первый учрежден в 1788 г.). Система учреждений долгосрочного кредита состояла из двух государственных земельных Банков: Дворянского (учрежден в 1885 г.) и Крестьянского (учрежден в 1882 г.), Кассы городского и земского кредита (учреждена в 1912 г., в 1917 г. преобразована в Банк), 10 частных акционерных земельных Банков (первый учрежден в 1871 г.), одного земского банка и 36 городских кредитных обществ (первое учреждено в 1861 г.). В области мелкого кредита действовала широко развившаяся с 70-х годов сеть кооперативных кредитных учреждений, число которых в 1916 г. достигало 16.055. Для выдачи ссуд под движимость существовали ломбарды; перед войною их было 124 (2 казенных, 17 акционерных и 105 городских; первый казенный ломбард был учрежден в 1772 г., первый частный — в 1840 г., первый городской — в 1888 г.). Количество государственных сберегательных касс (первая учреждена в 1842 г.) превышало в 1916 г. 9 тысяч. Государственный Банк перед войною в значительной степени уже играл роль банка банков (его непосредственное кредитование составляло только четвертую часть его выдач). Наши коммерческие Банки, особенно петроградские, в значительной степени держались германской системы «соединения труда» (развивали иррегулярные операции и финансировали промышленность). После Октябрьской революции вся прежняя кредитная система была ликвидирована. IX. Система кредитных учреждений Союза ССР зародилась вместе с началом новой экономической политики (1921 г.). Вопрос о восстановлении системы Банков первоначально (на IV сессии ВЦИК РСФСР) был решен в пользу учреждения единого Банка с обнимающею всю страну сетью филиалов и монополией кредита. Декретом от 12 октября 1921 г. учрежден Государственный Банк (Госбанк) РСФСР (в 1923 г. переименованный в Государственный Банк СССР); по декрету от 11 октября 1922 г. он получил право эмиссии банковых билетов (конечно, монопольное, см. Государственный банк). Обнаружившаяся в течение первого года деятельности Банка недостаточность одного кредитного учреждения для удовлетворения кредитных запросов страны заставила IX съезд советов (декабрь 1921 г.) признать необходимость создания «кредитной периферии» в виде целой системы более мелких и более связанных с местами кредитных учреждений, непосредственно не соединенных с Госбанком. 24 января 1922 г. был издан декрет о кредитной кооперации (см.). 8 февраля 1922 г. был учрежден устав Банка потребительской кооперации (Покобанк), преобразованного в конце 1922 г. в единый общекооперативный банк — Всероссийский кооперативный Банк (см. Всекобанк). С лета 1922 г. стали открываться общества взаимного кредита (см.); первым из них 1 июня 1922 г. открыло свою деятельность петроградское (потом ленинградское) общество. Сеть этих обществ усиленно развивалась, и 27 июля 1924 г. утверждено Положение о Бюро обществ взаимного кредита, имеющем целью информацию обществ по предметам их деятельности и представительство их интересов в центре. Вслед затем были учреждены акционерные Банки; первым был учрежден (в мае 1922 г.), в виде смешанного акционерного Банка с преобладающим участием государства, Юго-Восточный (с 1925 г. — Северо-Кавказский) акционерный коммерческий банк. Постановлением СТО от 18 августа 1922 г. разрешено шведскому гражданину О. Ашбергу учредить в Москве частный акционерный Банк под названием Российский коммерческий банк (Роскомбанк), устав которого утвержден 19 октября 1922 г.; 7 апреля 1924 г. и 14 февраля 1925 г. устав этого Банка был изменен: Банк обратился в государственно-акционерный и получил название Банк для внешней торговли СССР (см. Внешторгбанк). Одной из важнейших задач этого Банка является привлечение иностранного капитала, составляющее также одну из целей (наряду с содействием внешней торговле Союза и облегчением финансовых расчетов с чужими странами) советских Банков за границей, которые стали возникать приблизительно с того же времени; в настоящее время советских Банков за границей имеется девять (Московский народный банк, Лимитед- и Аркос-банк в Лондоне, Гарантийный и кредитный Банк для Востока — «Гаркребо» в Берлине, Кооперативный транзитный Банк в Риге, Русско-Персидская банкирская контора «Русперс» в Тегеране, Русско-Монгольский коммерческий Банк в Урге, Дальне-Восточный Банк в Харбине и Банки в Копенгагене и Стокгольме). В апреле 1922 г. возник Дальне-Восточный Банк в Чите (см. Дальбанк). Программой развития «кредитной периферии» было не предусмотрено учреждение государственных по существу (акционерных по форме) Банков, работающих в отдельных отраслях народного хозяйства (спецбанков), но под давлением потребностей и интересов некоторых ведомств проекты таких Банков стали усиленно выдвигаться с 1922 г. 1 сентября 1922 г. утвержден устав Промышленного Банка (см. Промбанк); впоследствии этот банк, переименованный в Торгово-Промышленный Банк СССР, получил новый устав, утвержденный 8 августа 1923 г. и несколько измененный 13 августа 1924 г. Таким образом в 1922 г. были заложены все основные начала действующей в настоящее время в Союзе кредитной системы, состоящей из ряда звеньев; Госбанк из единого Банка обратился в центральный эмиссионный Банк этой системы, однако кредитующий народно-хозяйственную деятельность страны по преимуществу непосредственно и играющий главную роль на нашем кредитном рынке. Число спецбанков значительно увеличилось вследствие постановления ВЦИК и СНК от 18 февраля 1923 г., предоставившего губисполкомам учреждать коммунальные Банки, целью которых является «содействие банковыми операциями восстановлению и развитию местной экономической жизни»; первым из них возник (еще до этого постановления) Московский городской Банк (см. Мосгорбанк), устав которого утвержден 6 ноября 1922 г. Сеть коммунальных Банков в провинции стала сильно возрастать и 17 января 1925 г. была увенчана учреждением Центрального Банка коммунального хозяйства и жилищного строительства (см.). Другим важным звеном кредитной системы Союза явилась сеть учреждений сельскохозяйственного кредита, начало которой положил декрет ВЦИК и СНК от 21 декабря 1922 г., предписавший учредить комитет содействия сельскому хозяйству и приступить к организации сети местных обществ сельскохозяйственного кредита, в состав учредителей которых могут входить государственные и кооперативные учреждения и предприятия и отдельные граждане. Развивавшаяся сеть этих обществ была возглавлена, в результате Постановления II съезда советов СССР (1 февраля 1924 г.), учреждением Центрального сельскохозяйственного Банка (см.), устав которого утвержден 15 февраля 1924 г. (стали возникать и сельскохозяйственные Банки республик). Базис этой системы сельскохозяйственного кредита был создан постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1924 г. о сельскохозяйственной кооперации (число кредитных товариществ, сельскохозяйственных товариществ и кредитных отделов потребительских обществ в середине 1924/25 года равнялось 8.223). В том же 1924 г. возникли и еще два спецбанка: Банк по электрификации (см. Электробанк), устав которого утвержден 29 октября 1924 г., и созданный в Ташкенте для развития торговых сношений со Средней Азией Средне-Азиатский Банк (устав утвержден 31 января 1924 г.) (см.). Следует, наконец, упомянуть о декрете от 11 октября 1922 г., давшем толчок учреждению городских и акционерных ломбардов, число которых в октябре 1925 г. достигало 21, и о Постановлении СНК от 26 декабря 1922 г. об учреждении государственных трудовых сберегательных касс (см.); число последних в настоящее время превышает 9 тысяч. Если не считать учреждений двух только что названных типов, а также не считать и учреждений мелкого кооперативного кредита, то число всех Банка Союза с их филиалами (по данным на 28 декабря 1925 г.) следует определить в 1.275, как видно из следующей таблицы:
Сюда следует присоединить еще 650 центральных и местных касс Наркомфина, которые с 1 октября 1925 г. приписаны к учреждениям Госбанка и получили право производства простейших банковских операций. Главнейшими общими законодательными актами, регулирующими банковое дело Союза, являются: 1) Постановление СТО от 10 ноября 1922 г. о порядке утверждения уставов и о надзоре за деятельностью кредитных учреждений, 2) положения о Наркомфинах Союза и отдельных республик 1923 и 1924 гг., отличающие кредитные учреждения, имеющие общесоюзное значение (такими признаются семь центральных Банков, Дальне-Восточный и Средне-Азиатский), от республиканских и местных, 3) Постановление СНК СССР от 11 августа 1924 г. о порядке открытия контор, отделений и агентств кредитных учреждений, 4) наконец, упомянутое уже выше Положение о комитете Банков 24 июня 1924 г. (и Положение о совещании Банков 11 апреля 1924 г., созываемом менее регулярно, чем комитет, и включающем не только столичные, но и провинциальные банки). Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Б»: Баланс, Банк для внешней торговли, Банки, Банкнота, Банковская статистика, Банковская эмиссия, Банковые операции, Банкротство государственное, Биллон и биллонная монета, Биметаллизм, Биржа, Брюссельская международная финансовая конференция 1920 г., Брюссельская сахарная конвенция, Бумажные деньги, Бухгалтерские книги, Бухгалтерия, Бюджет, Бюджет государственный, Бюджетное право, Бюджеты некоторых иностранных государств, Бюджеты Советской России до образования СССР, Бюджеты СССР, «Б». |
| |