Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Бюджеты СССРБюджеты СССР. От совзнака к твердому годовому бюджету. Развитие советского Бюджета прошло через три этапа, характеризующиеся все возрастающей твердостью бюджетных исчислений и продолжительностью действия этих Бюджетов. Первый этап обнимает собой период перехода от натуральных отношений в хозяйстве, а следовательно, и в Бюджете — к денежным отношениям. Процесс денатурализации народного хозяйства, начавшийся с переходом к новой экономической политике, был связан с коренной ломкой установившихся на бюджет взглядов в эпоху военного коммунизма. Бюджет превратился за этот период в бухгалтерию всего государственного хозяйства, отражавшую не только конечный результат той или иной операции, но и самое движение материальных ценностей, участвующих в развертывании этой операции. Отнюдь нельзя считать исключенным, что мы в том или ином виде, но уже на более высокой и усовершенствованной основе вернемся к бюджетным построениям такого типа. Но в коренным образом изменившейся экономической обстановке Бюджет должен был превратиться из брутто-бюджета в сальдо-бюджет; другими словами, пришлось вынести за бюджетные скобки все внутренние расчеты и обороты одной отрасли хозяйства с другой. Таким преобразованием Бюджета заполнены весь 1922 и 1923 гг. К этому времени относится интенсивная работа над построением заново системы налогов, разбитой в предшествующее пятилетие. Падающая валюта делала эту задачу особенно трудной, так как в этот период Бюджет строится исключительно на совзнаке. Поэтому ни о каких сколько-нибудь длительных построениях не могло быть и речи. Предельным сроком, на который утверждались так называемые эмиссионные планы (представлявшие собой нечто вроде месячных Бюджетов), был месяц. Однако на деле, вследствие падения совзнака, приходилось корректировать эти планы еженедельно, при чем по сути дела все корректирование происходило при помощи маневрирования эмиссией. Второй этап начинается с конца 1923 г., когда усилившееся падение совзнака привело к необходимости выразить Бюджет сперва в так называемых товарных рублях (очень недолгое время), а затем перейти на месячные Бюджеты в золотом исчислении (в червонных рублях). Ряд ставок (железнодорожные тарифы, налоги) были переведены на червонное исчисление, что придало значительно больше твердости как доходной, так и расходной части Бюджета. При исполнении Бюджета червонные рубли переводились по курсу дня на совзнаки. Переход к такой системе стал возможным лишь после того, как судьба совзнака была предрешена. Внося элемент значительного упорядочения в Бюджете, переход на червонный счет наносил сокрушительный удар существованию совзнака. Реформа денежного обращения открывает полосу твердых Бюджетов, не только выраженных в золоте, но и исполнявшихся в твердой валюте. Новый этап ставил перед финансовой политикой задачу постепенного перехода от слишком коротких бюджетных периодов, закрывавших перед хозяйством возможность дальше заглядывать вперед, к все удлиняющимся срокам. В течение 1924 и 1925 гг. эта проблема решалась путем перехода от месячного Бюджета к трехмесячным и, наконец, к шестимесячным. Так подготовлялся первый твердый годовой Бюджет Советского Союза, составленный на 1925/26 г. Рост бюджета и национальный доход. Развитие Бюджета за эти годы характеризуется следующими цифрами (за округлением):
А если сложить государственный Бюджет и местный, то итоги получатся такие:
Особенно быстрый подъем замечается при переходе с Бюджета 1924/25 г. к Бюджету на 1925/26 г. Бюджет отражает здесь тот общий перелом, который наступил в народном хозяйстве во второй половине 1925 г. в связи с первым хорошим урожаем за годы советской власти. В сельскохозяйственной стране, подобной нашей, размеры Бюджета теснейшим образом связаны с размерами урожая. Сравнивая кривую роста Бюджета за последние три года с кривой национального дохода, мы приходим к выводу, что вторая несколько опережает первую.
Объяснение этому явлению кроется в политике осторожного развертывания Бюджета, которое обеспечивало бы развитие производительных сил Союза. Чрезмерное извлечение ресурсов из национального дохода на нужды государственного хозяйства затормозило бы начавшиеся процессы накопления в городе и деревне и убило бы самый стимул к накоплению. Наконец, государственный Бюджет не может претендовать на полное извлечение или даже перераспределение ежегодного дополнительного национального дохода. В особенности это относится к полосе первоначального хозяйственного строительства, когда значительная часть прироста национального дохода оседает в деревне в виде ремонтируемых построек, инвентаря живого и мертвого и т. п. Сопоставляя одну лишь налоговую часть государственного и местного Бюджета с национальным доходом, надо придти к выводу, что рост налогов обгоняет рост последнего, вырастая в процентном отношении с 9 % в 1923/24 г. до 12 % по проекту на 1925/26 г. Все же она остается ниже довоенного процента, превышавшего 15 %. Пересчитав доходы государственного Бюджета из червонных рублей в довоенные по оптовому индексу Госплана, получим, что современный Бюджет составляет около ¾ довоенного. На душу населения в 1913 г. приходилось доходов около 21 руб., а в 1925/26 г. — около 15 руб. довоенных. По расходной части сравнение дает еще более благоприятную картину, так как на отошедшие местности падало больше расходов, чем на нынешнюю территорию Союза (на душу населения).
Чтобы судить о платежах, падающих на душу населения в СССР по сравнению с 1913 г., ниже приводится табличка в довоенных рублях всех бюджетных доходов и отдельно налогов на душу населения. Таблица дает для современного обложения 65 % довоенного; однако она не учитывает арендных платежей, платежей Крестьянскому банку и т. д., значительно повышавших тяжесть налогов до войны. С учетом этих платежей мы приходим к следующим цифрам:
Внутри налоговых поступлений также произошли серьезные сдвиги, в результате которых прямые налоги составляют в современном Бюджете одну треть всех налоговых доходов вместо 1/7 (приблизительно) в 1913 г. Таким образом удельный вес прямого налогового обложения в советском Бюджете значительно усилился, несмотря на увеличение поступлений по косвенным налогам. Проведенная советской властью национализация и вся социально-экономическая политика ее позволяют рассматривать косвенные налоги под несколько иным углом зрения, чем в капиталистических странах. Сейчас не может быть и речи о том, чтобы фискальная политика государства вдохновлялась классовыми интересами могущественных финансовых и промышленных кругов, борющихся за переложение налоговой тяжести при помощи косвенных налогов на широкие массы населения. При экономическом поравнении в результате революции вопрос о косвенных налогах уже не стоит так остро, как прежде. Однако он не снят полностью, и дальнейший подъем хозяйства и усиление накоплений как в городе, так и в деревне, требуют внесения коррективов в косвенное обложение через мощно действующий рычаг прямых налогов. Рост косвенных налогов в 1925/26 г. объясняется ростом потребления подакцизных продуктов и усилением поступлений так называемого «питейного» дохода. Современные акцизные ставки являются предельными и по ряду товаров снижены по сравнению с прошлогодними. В меру роста потребления бюджетная политика должна будет ориентироваться на постепенное понижение акцизных ставок, что, однако, предполагает упорядочение торгового оборота и розничных цен. При значительных накидках розницы на оптовые цены, достигающих 50 — 100 %, снижение акциза означало бы лишь премию розничнику без всякого облегчения потребителю. Неналоговые доходы Бюджета представляют собой поступления от государственных имуществ и предприятий, национализированных советской властью. Часть этих доходов (от транспорта, связи и лесов) вносится в Бюджет в валовой сумме, другая часть (от промышленности, торговли, банков) — лишь в виде чистого дохода. Беря лишь последний, мы получим цифру, примерно, в 500 млн руб. против 250 млн руб. для 1924/25 г. Усиление поступлений от неналоговых доходов свидетельствует о серьезном процессе финансового оздоровления всего государственного хозяйства. Национализированные промышленность и торговля дают около 170 млн руб. чистой прибыли, что составляет меньше половины всей прибыли, полученной промышленностью и торговлей. Поступления от лесного дохода уже приближаются к довоенному уровню и дают казне около 200 млн руб. дохода. В области чрезвычайных ресурсов надо отметить сокращение их роли в государственном Бюджете против прошлого года почти на 100 млн руб., при чем оно падает лишь в размере 10 млн руб. на кредитные операции. От последних ожидается 120 млн руб., и этой цифрой определяются размеры дефицита по бюджету, — т. е. меньше 3 %. Сопоставление результатов кредитных операций за истекшие два года с предположениями по Бюджету на 1925/26 г. приводят к следующим итогам: всего поступило от кредитных операций 183,5 млн руб. в 1923/24 г., 129 млн руб. в 1924/25 г. и ожидалось 120 млн руб. в 1925/26 г. Израсходованы же на погашение займов и уплату процентов по ним соответственно следующие суммы: в 1923/24 г. 75,1 млн руб., в 1924/25 г. — 67,4 млн руб., в 1925/26 г. — 187,8 млн руб. Таким образом чистый результат кредитных операций выражается в следующих цифрах: превышение поступлений над платежами по займам составили 108,4 млн руб. в 1923/24 г. и 61,6 млн руб. в 1924/25 г.; по бюджету 1925/26 г. ожидалось превышение платежей по займам над поступлениями в сумме 67,8 млн руб., не считая поступлений от реализации займа хоз. восстановления. Если на 1 октября 1924 г. внутренний государственный долг СССР выражался цифрой в 195 млн руб., то на то же число 1925 г. он вырос до 285 млн руб. и на 1 октября 1926 г. приблизится к 600 млн руб., учитывая 300 млн руб. от выпуска займа хозяйственного восстановления. Сюда не входят краткосрочные платежные обязательства государственного казначейства, находящиеся в обращении, на сумму около 80 млн рублей. Эти данные свидетельствуют о постепенном укреплении системы государственного кредита и внедрении кредитных операций в население. На 1 ноября 1925 г. находилось в обращении облигаций государственных займов (не считая 8 % внутреннего займа) на 220 млн руб.; из них в портфеле кредитных учреждений, включая залоговые операции, числилось меньше, чем на 50 млн руб. ценных бумаг. Остальные 170 млн руб. осели у населения. Расходная часть Бюджета. Линия развития расходной части государственного Бюджета определяется соотношением между обыкновенной и чрезвычайной его частями. В советском Бюджете под чрезвычайными расходами разумеются капитальные вложения в различные отрасли народного хозяйства. Последние носят долгосрочный характер и заменяют в значительной мере довоенную систему мобилизации средств для капитального финансирования путем долгосрочных внешних и внутренних займов. В то же время, особенно в первые годы роста Бюджета, он финансировал и такие операции, которые по существу своему относились к краткосрочному банковскому кредитованию, но не могли осуществляться банками ввиду их слабости. Этим объясняется, как показывают нижеприведенные цифры, некоторое сокращение удельного веса чрезвычайных расходов в общем расходном Бюджете. Опираясь сперва почти целиком на государственный Бюджет народное хозяйство в настоящий момент другим своим крылом упирается в прочную систему банковского кредита и ослабляет таким образом (относительно) давление на государственный Бюджет. (в миллионах рублей)
(в миллионах руб.)
Группировка обыкновенных расходов Бюджета по основным рубрикам показывает сильный рост двух основных рубрик: оборона, транспорт и связь. Расходы на госаппарат, включая сюда и все культурные и социальные расходы, растут сравнительно медленно. Сопоставление этой группы расходов с довоенным временем показывает при переводе червонных рублей в довоенные по курсу 1,8, что СССР достиг 75 % Довоенного расхода. Это сопоставление учитывает как расходы государственного Бюджета, так и местного. Более детальная табличка конкретизирует это общее сопоставление. (в миллионах руб.)
На административных расходах советский Бюджет сэкономил около 80 млн руб. и перебросил их на дело просвещения и здравоохранения, где достигнут почти довоенный уровень. Поскольку общие размеры Бюджета в довоенных рублях отстают на четверть от довоенного, культурные расходы в нем занимают относительно большее место, чем в царском Бюджете, несмотря на оттеснение их военными и хозяйственными ассигнованиями. Возможность подобной перегруппировки в конечном счете зависит от размеров военного Бюджета, составляющего в довоенных рублях, примерно, 360 млн руб. против царских 800 млн руб. на нынешней территории Союза. Таким образом он сократился вдвое. Снятие с плеч страны расхода свыше чем в 500 млн руб. на военные и административные, т. е. непроизводительные расходы, решило задачу удовлетворения основных потребностей, как культурных, так и хозяйственных. Расходный Бюджет транспорта вырос до 1,3 млрд. руб., или 1/3 всего Бюджета Союза. Финансовые результаты работы железных дорог были таковы, что лишь в 1924/25 г. транспорт перестал получать дотации от госбюджета и сбалансировал доходы с расходами; за счет превышения эксплуатационных доходов над расходами железных дорог производилась оплата новых и восстановительных работ на транспорте, а также финансировалось содержание остальных частей транспортного хозяйства (шоссейных и грунтовых дорог, речных и морских пароходств, водопутей и т. д.). В 1924/25 г. было проведено обложение транспорта уравнительным сбором в пользу государственного казначейства, но фактически он не поступил, так как был зачтен в покрытие недовыручки на транспорте в размере 10 млн руб. На 1925/26 г. от транспорта предусмотрен чистый доход в размере 16 млн руб. При нагрузке железнодорожной сети в 4/5 довоенной исчисленный чистый доход реален при условии, что темп капитальных затрат на транспорте не будет чрезмерно увеличен. Крупной статьей в расходном Бюджете являются ассигнования на местный Бюджет. Связь с местным Бюджетом осуществляется по двум линиям: субвенции, выдаваемые на повышение зарплаты и строительство школ и больниц, и отчисления от государственных доходов. Оба вида помощи местному Бюджету значительно обогнали общий рост обыкновенных расходов и всего Бюджета, что характеризует особое внимание, уделяемое им государственным Бюджетом. Финансирование народного хозяйства. Выше был отмечен общий рост чрезвычайных расходов, по которым идет финансирование основных отраслей народного хозяйства. Следующая таблица показывает, куда направляются эти средства: Самое крупное место занимают в чрезвычайных расходах ассигнования на сельское хозяйство. Необходимость подъема сельского хозяйства требует создания мощной системы сельскохозяйственного кредита, которая сейчас складывается из 4 звеньев: Центрального сельхозбанка, республиканских сельхозбанков, губернских обществ сельскохозяйственного кредита и низовой кредитной кооперации. Госбюджет финансирует эту систему путем ассигнований в основные капиталы соответствующих звеньев этой цепи. Общий итог вложений государства в основные капиталы составляет около 150 млн руб., а вместе с специальными кредитами (целевые кредиты) — около 200 млн руб. Общий баланс всей системы выражался на 1 октября 1925 г. в цифре около 750 милл., а за исключением взаимной задолженности звеньев системы сельскохозяйственного кредита — около 525 млн руб. Указанной цифре баланса соответствуют государственные вложения в 74 млн руб., а вместе со специальными капиталами — около 100 млн руб. Подсчет всех вложений в сельское хозяйство как по госбюджету и по займу хозяйственного восстановления, так и по местному бюджету и системе кредита, показывает, что по сравнению с прошлогодними они увеличились почти вдвое, достигнув 528 млн руб. Сопоставление сельхозналога с ассигнованиями на сельское хозяйство показывает, что после 1922/23 г. соотношения резко меняются и дают следующие цифры:
(в миллионах руб.)
Если к бюджетным ассигнованиям на 1925/26 г. прибавить средства на сельское хозяйство по займу хозяйственного восстановления, мы получим баланс между цифрами изъятия и вложения в сельское хозяйство. Положение промышленности в Бюджете характеризуется тем, что она включается как в доходную, так и в расходную часть Бюджета своим сальдо. Это означает, что она отчисляет по отдельным отраслям промышленности прибыль в госбюджет и получает ассигнования на капитальные затраты и новое строительство. Баланс промышленности в Бюджете, т. е. сопоставление прибылей и ассигнований, был резко дефицитен в первые годы нэпа. В бюджете на 1925/26 г. он выравнивается и принимает следующий вид:
Однако — и это играет решающую роль — промышленность получает сверх бюджета по займу хоз. восстановления свыше 140 млн руб., при чем проценты и погашение по этому займу будут выплачиваться в течение первых трех лет из государственного Бюджета. Кроме того, расходы по электрификации и институтам ВСНХ также должны быть сюда присоединены, что обеспечивает решительный перевес в 200 млн руб. минимально за вложениями из государственных ресурсов. Качественно промышленные ассигнования 1925/26 г. резко отличаются от прошлогодних тем, что они предназначены исключительно на переоборудование и дооборудование промышленности, на новое строительство и увеличение оборотных средств, но отнюдь не на покрытие дефицита. Промышленность перестала быть убыточной, и валовая ее прибыль в истекшем году оценивается цифрой, превышающей 300 млн руб. Указанные выше вложения обеспечивают возможность удвоения капитальных затрат 1924/25 г. и расширения промышленной продукции на 50 % В общей сложности по Бюджету и займу в народное хозяйство вливается в 1925/26 г. свыше 700 млн руб., а вместе с ассигнованиями прошлых лет страна, опираясь только на внутренние ресурсы, мобилизовала через инструмент государственного бюджета почти 2 млрд. руб. Благодаря этому была упрочена материальная база для быстрого подъема решающих отраслей народного хозяйства. Бюджеты союзных республик. Единый Бюджет складывается из прочно спаянных внутренним материальным единством и общностью бюджетного баланса республиканских Бюджетов и собственно общесоюзного Бюджета. Удельный вес Бюджетов республик, в которых сосредоточены главным образом культурные и социальные расходы, обнаруживает резкую тенденцию к увеличению. Доходная часть Бюджетов республик за истекшие три года значительно выросла в связи с передачей в Бюджет республик ряда доходных источников и отчислений от общесоюзных налогов и других доходов. В 1923/24 г. доходы республик составляли лишь 8 % всех доходов Бюджета СССР, а в 1925/26 г. они подымаются до 21 — 22 %. Размер доходов, падающих на душу населения по республикам, изменялся следующим образом (в червонных рублях):
Таким образом по республикам происходит быстрое и более или менее равномерное возрастание доходов. Исключение в ЗСФСР объясняется передачей ей 100 % отчислений от прямых налогов и передачи ей общесоюзных недр, расположенных на ее территории с Рост доходов обеспечил бездефицитное сбалансирование Бюджета РСФСР, сведение к минимуму дефицита по Бюджету УССР в 1925/26 г. и возможность значительного расширения расходной части Бюджета республик. В прилагаемой таблице показан рост расходов в относительных числах:
Нижняя строка вычислена по отношению к 1924/25 г., принятому за 100. Если принять во внимание, что весь Бюджет, а также общесоюзный, вырастает кругло на 31 %, то цифры показывают значительное повышение республиканских Бюджетов. Взаимодействие обоих факторов дало в результате оздоровление Бюджетов республик и уменьшение их дефицитности, что показывает следующая таблица: (дефицит в % к Бюджету республики)
Общую картину нарушают молодые республики с неокрепшим Бюджетом и Белоруссия, чрезмерно увеличившая свою расходную часть. Дальнейший рост Бюджета повлечет за собой возможности расширения ассигнований на культурное и социальное строительство и обеспечит тем самым развитие Бюджетов республик. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Б»: Баланс, Банк для внешней торговли, Банки, Банкнота, Банковская статистика, Банковская эмиссия, Банковые операции, Банкротство государственное, Биллон и биллонная монета, Биметаллизм, Биржа, Брюссельская международная финансовая конференция 1920 г., Брюссельская сахарная конвенция, Бумажные деньги, Бухгалтерские книги, Бухгалтерия, Бюджет, Бюджет государственный, Бюджетное право, Бюджеты некоторых иностранных государств, Бюджеты Советской России до образования СССР, Бюджеты СССР, «Б». |
| |