Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Бюджеты Советской России до образования СССР

Бюджеты Советской России до образования СССР. Последняя нормально составленная государственная роспись в дореволюционной России была роспись 1914 г. С началом войны по существу в России исчезло бюджетное, планомерное распределение средств. Рядом с Бюджетом, утверждаемым законодательными органами, вырос Бюджет войны, Бюджет фактического расходования. В вотируемые Бюджеты вносились расходы на армию и флот в размерах мирного времени. Законодательные органы утверждали Бюджет в таком виде. Затем военные расходы из этого Бюджета исключались и переносились в особый чрезвычайный Бюджет, образованный по правилам 1914 г. «о порядке испрошения, разрешения и ассигнования Военному министерству средств на расходы, вызываемые военными обстоятельствами». Военный фонд создал бюджетную двойственность. Рядом с Бюджетом, официально публикуемым и не имевшим дефицита, имелся второй Бюджет, — безграничных военных трат, — покрываемый кредитными операциями и выпуском бумажных денег. С момента Февральской революции положение сделалось еще запутаннее, и планомерность в распределении государственных средств почти совершенно исчезла. Внесенный в Государственную думу и Государственный совет Бюджет на 1917 г. остался нерассмотренным. Временное правительство не решилось его утвердить своей властью. Поэтому в течение всего 1917 г. в отношении производства расходов применялся порядок, установленный 116 ст. основных законов 1906 г., согласно которой если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя, установленным порядком утвержденная роспись, при чем до утверждения новой росписи открываются правительством ежемесячными долями в распоряжение ведомств необходимые кредиты, исходя из цифр последней утвержденной росписи с изменениями, последовавшими после утверждения росписи. Применение ст. 116 Временным правительством уже окончательно лишило русское государственное хозяйство бюджетной отчетливости. Бурное развитие революционных событий требовало экстренных ассигнований, которые, конечно, не могли уложиться в рамки росписи 1916 г. Практика сверхсметных ассигнований, не имеющих ничего общего с официально действующей росписью, стала широко применяться не только к расходам, вызванным войной, но и вообще ко всем расходам государства, появившимся в силу сложности политического момента. После Октябрьского переворота роспись 1916 г. не утратила своего юридического значения. В первые месяцы 1918 г. кредиты продолжали открываться по старым ассигнованиям 1916 г., но наряду с этим шел неуклонно рост сверхсметных ассигнований. Параллельно начались работы по составлению Бюджета на 1918 г. Подготовительные работы, производившиеся в центральных учреждениях с мая по декабрь 1917 г., пришлось оставить, так как начавшаяся организация страны не имела ничего общего со старым порядком, отражавшимся в каждой смете любого ведомства. Для облегчения и упрощения сметной работы правилами от 28 января 1918 г. разрешалось представлять сметы в Народный комиссариат финансов в одном экземпляре, совершенно отказавшись от их печатания. Также было решено изменить начало бюджетного срока. Желая приблизить бюджетный год к сельскохозяйственному, остановились на 1 июля, и поэтому было решено составить только полугодовой Бюджет, — с января по июль. Несмотря на это, составление Бюджета в условиях начавшейся гражданской войны затянулось, и государственная роспись была утверждена только 11 июля 1918 г., — тогда, когда уже кончился бюджетный период. Все кредиты, разрешенные по этой росписи, имели льготный срок до 31 июля 1918 г. Самой главной особенностью этого первого Бюджета Советской России явилась попытка возвращения к бюджетному единству, утраченному с начала войны. Доходы были определены в 2.852.726.548 руб., а расходы — в 17.602.727.444 руб. 3 июля 1918 г. были изданы правила о составлении Бюджета на второе полугодие 1918 г. Комиссариат финансов решил остаться при полугодовом Бюджете, считая совершенно невозможным составление годового Бюджета. Роспись общегосударственных доходов и расходов на июль-декабрь 1918 г. была утверждена 3 декабря 1918 г. Расходы были исчислены в 29.103 млрд. руб., доходы — в 12.730 млрд. руб., при чем в доходы было внесено 10 млрд. руб. поступлений от чрезвычайного единовременного налога с лиц, принадлежащих к имущественным группам городского и сельского населения. В объяснительной записке говорилось, что, когда социалистическое переустройство России будет закончено, тогда государственные бюджеты будут служить отражением не состояния денежных оборотов государственного казначейства по притоку денежных средств в кассы и по их расходованию из касс, но состояния оборотов с материальными ценностями, принадлежащими государству, а исполнение бюджетов будет происходить без денег, по крайней мере, в их нынешней форме. «Если к этому времени внутренняя и внешняя торговля будут организованы на началах товарообмена, должно потерять значение и количество выпущенных нами кредитных билетов. Ненужные в дальнейшем обороте, они без ущерба для государства самой жизнью будут аннулированы». Бюджет первого полугодия 1919 г. был утвержден 20 мая 1919 г. Расходы исчислены в 50.702 млрд. руб., а доходы — в 20.349 млрд. руб. Дефицит в 30 млрд. руб. ВЦИК разрешил правительству покрывать выпуском денежных знаков в размере необходимости. Бюджет 1919 г. является первым опытом Бюджета, построенного на новых основаниях. До него Бюджеты были по внешнему строению близки к Бюджетам дореволюционным. В этом Бюджете доходы Народного комиссариата продовольствия и ВСНХ составляют 68,6 всех поступлений. В Бюджете 1920 г., утвержденном, когда уже в нем миновала надобность, почти исчезли налоги и пошлины (0,3 всех поступлений). Наступивший затем период наиболее сильной экономической разрухи и обострения гражданской войны привел к довольно длительному состоянию почти полного отсутствия Бюджета. Только в заседании 11 августа 1921 г., т. е. уже при начале новой экономической политики, Совет народных комиссаров утвердил Бюджет на июль-декабрь 1919 г. и на 1920 г. Доходы второго полугодия 1919 г. были исчислены в 28 млрд. руб., а расходы — в 164 млрд. руб. В бюджете 1920 г. доходы равнялись 159 млрд руб., а расходы — одному триллиону двумстам пятнадцати млрд. руб. Роспись общегосударственных доходов и расходов 1920 г. была напечатана только в 1922 г. Изучение государственных Бюджетов эпохи 1918 — 1921 гг. встречает величайшие затруднения в отсутствии не только окончательных отчетов о действительном исполнении смет, но и предварительных смет. Роспись 1920 г., опубликованная в 1922 г., совершенно не отражает действительно произведенных расходов. Она — бледная тень того, что было в действительности. Но на пути к установлению действительных доходов и расходов ведомств и учреждений за этот период лежит совершенно непреодолимая трудность, которая никогда не будет побеждена. В то время отчетность носила хаотический характер, и почти вся она погибла. Даже если были предприняты специальные работы по восстановлению картины расходов и доходов, то, вероятно, получились бы только очень приблизительные данные. Интересно отметить, что военные расходы в Бюджете, несмотря на гражданскую войну, отражались мало. Они составляли всего только 38 % в 1918 г. и меньшую долю в предыдущих бюджетах. Это объясняется тем обстоятельством, что Бюджеты показывали только размеры денежных ассигнований, оставляя в стороне расходы, производимые в форме расходования натуральных запасов. Бюджет 1920 г. является наиболее ярким отражением эпохи военного коммунизма. В нем почти нет прямых налогов, местные расходы местных органов слиты с общегосударственными, и на нем успели отразиться постановления о бесплатном отпуске материалов и продуктов, а также предоставлении бесплатно услуг (компродами, почтой, железными дорогами и пр.). Бюджетные органы при составлении этих бюджетов были поставлены в величайшие затруднения. В их распоряжении не было часто самых элементарных данных для составления смет. Быстро меняющаяся экономическая и политическая обстановка, сменяющие друг друга законодательные акты, резко реконструирующие систему государственного управления, постоянные расширения задач государственной деятельности приводили к тому, что сметные предположения через 1 — 2 месяца совершенно расходились с действительностью. Ведомства получали в свое распоряжение сверхсметные кредиты и авансовые ассигнования. При исполнении Бюджета многие учреждения не могли использовать те кредиты, которые им были предоставлены. Новая экономическая политика стала принимать отчетливые формы только со второй половины года. В первой половине года еще не существовало местного Бюджета, еще широка была практика бесплатности продуктов и услуг, предоставляемых государственными учреждениями и предприятиями. Во второй половине года началось успешное восстановление налогов и сокращение бесплатности. Бюджет 1921 г. был сведен в доходной части в 4 триллиона 139 млрд. руб., а расходы — в 26 триллионов 76 млрд. руб. Являясь Бюджетом переходного периода, он не мог быть реальным исчислением вероятных доходов и расходов. При составлении Бюджета на 1922 г. было решено, что бюджетный год должен совпадать с хозяйственно-плановым годом, который, согласно постановлению Совета труда и обороны, должен начаться 1 октября. Поэтому Бюджет 1922 г. был составлен только на девять месяцев (с 1 января по 1 октября 1922 г.). Он был, в отличие от предшествовавших Бюджетов, составлен в золотых, довоенных рублях и носил название жесткого Бюджета. Уже после трех месяцев своего существования он был заменен новым Бюджетом. Согласно постановлению Совета народных комиссаров от 18 апреля 1922 г., этому новому бюджету было присвоено наименование «ориентировочного», на основе которого должны приводиться в исполнение бюджеты квартальные, т. е. рассчитанные на одну четверть года. В апреле 1922 г. применялся еще первоначальный бюджет 1922 г. (жесткий). В мае и июне кредиты отпускались по особым расписаниям, применительно к планам эмиссии. Первый квартальный бюджет был составлен на июль, август, сентябрь 1922 г. Бюджет 1922/23 г. является также только ориентировочным. Он служил только рамкой, в границах которой составлялись квартальные бюджеты и месячные расписания. Предварительно бюджет 1922/23 г. был составлен в трех единицах: по общетоварному индексу Госплана, по всероссийскому индексу Конъюнктурного института и по курсу банкнот Государственного банка. Окончательное утверждение Бюджет получил по индексу Госплана. Расходы исчислены в размере 1.014.875.124 р., доходы — в 941.875.124 руб. Бюджет 1923/24 г. должен быть первым Бюджетом Союза Советских Социалистических Республик и первым Бюджетом, построенным на червонном исчислении.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Б»: Баланс, Банк для внешней торговли, Банки, Банкнота, Банковская статистика, Банковская эмиссия, Банковые операции, Банкротство государственное, Биллон и биллонная монета, Биметаллизм, Биржа, Брюссельская международная финансовая конференция 1920 г., Брюссельская сахарная конвенция, Бумажные деньги, Бухгалтерские книги, Бухгалтерия, Бюджет, Бюджет государственный, Бюджетное право, Бюджеты некоторых иностранных государств, Бюджеты Советской России до образования СССР, Бюджеты СССР, «Б».