Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Бюджеты некоторых иностранных государствБюджеты некоторых иностранных государств: Англия. Финансовый год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Со времени великой войны в Бюджете Англии произошли значительные изменения: так, в 1913/14 г. доходы = 198.242.897 ф. ст., расходы = 197.492.969 ф. ст.; в 1918/19 г. доходы = 889.020.825 ф. ст., расходы = 2.579.301.188 ф. ст. (т. е. Бюджет был сведен с резким дефицитом); в 1920/21 г. Бюджет, впервые с момента объявления войны, был сведен с излишком в доходах: доходы = 1.425.348.666 ф. ст., расходы= 1.195.427.877 ф. ст. Дальнейшие годы свидетельствуют о неуклонном уменьшении Бюджета в своем объеме: так, в 1921/22 г. доходы = 1.124.879.873 ф. ст., расходы = 1.079.186.627 ф. ст.; в 1923/24 г. доходы = 837.169.284 ф. ст., расходы = 788.840.211 ф. ст.; в 1924/25 года доходы = 799.435.600 ф. ст., расходы = 795.776.700 ф. ст. и, наконец, по сметным предположениям на 1925/26 г. доходы = 801.060 тыс. ф. ст., расходы = 799.400 тыс. ф. ст.; таким образом на бюджетный 1925/26 г. излишек доходов над расходами исчисляется в размере 1.600 тыс. ф. ст. Из вышеприведенных данных видно, что, начиная с 1920/21 г., доходы Англии неизменно превышают ее расходы. Доходная часть Бюджета разделяется на две категории: поступления от налогов (около 85 %) и неналоговые поступления (около 15 %). Поступления от налогов могут быть следующие: прямые налоги и пошлины (подоходный налог и налог на имущество, наследственные пошлины и налог на сверхприбыль, налог на доходы акционерных обществ, гербовые сборы, поземельный налог и налог на право разработки рудников, подомовый налог). Неналоговые поступления состоят: 1) из поступлений от государственных предприятий (почта, телеграф, телефон) — в доходной части фигурируют их валовые доходы, а в расходной части бюджета — их расходы; 2) из доходов от коронных земель и лесов (входят с сальдо-бюджетом); 3) из процентов по разным займам (процент и дивиденд на принадлежащие британскому правительству 175.000 акций Суэцкого канала, процент по военным займам союзникам, британским доминионам, по займам помощи Латвии, Литве, Чехо-Словакии, Венгрии, процент по экспортным кредитам и др.) и 4) из разных доходов. Более подробные изменения важнейших доходных статей Бюджета видны из нижеследующей таблицы (в тысячах ф. ст.).
Расходная часть английского Бюджета состоит: а) из неконсолидированного фонда (невотируемого парламентом) и б) из ежегодно вотируемых кредитов. Наиболее крупной статьей неконсолидированного фонда является расход по государственному долгу (на 1923/24 г. = 347.309 тыс. ф. ст., на 1924/25 г. = 357.161 тыс. ф. ст. и по смете 1925/26 г. = 360.000 тыс. ф. ст.); далее следуют: фонд на улучшение дорожного строительства (на 1923/24 г. = =14.090 тыс. ф. ст., на 1924/25 г. = 15.563 тыс. ф. ст. и по смете 1925/26 г. = 16.900 тыс. ф. ст.), дотации местам (на 1923/24 г. = 13.662 тыс. ф. ст., на 1924/25 г. = 13.967 тыс. ф. ст. и по смете 1925/26 г. = 13.329 тыс. ф. ст.), расходы по землеустройству, платежи Сев. Ирландии и т. д. Что же касается сметных расходов (ежегодно вотируемых), то за последние годы они были нижеследующие (в тысячах ф. ст.):
Франция. Финансовый год совпадает с календарным годом. Бюджет Франции за период 1914 — 1925 гг. претерпел значительные изменения не только в своем объеме, но и в своем органическом строении. Так, за последнее пятилетие был проведен ряд мероприятий в целях достижения бюджетного единства (был слит в общий Бюджет специальный Бюджет Эльзас-Лотарингии и др.). Что же касается изменений количественного характера, то масштаб их станет ясен из сопоставления цифр довоенного Бюджета с последующими Бюджетами Франции.
Изменения важнейших доходных статей за 1913 — 1923 гг. видны из нижеследующей таблицы (в млн франков):
Сметные предположения на 1925 г.: доходы = 32.853.095.276 фр., расходы = 32.814.926.371 фр. Бюджет 1925 г. предусматривает возвращение к бюджетному единству (с момента окончания войны до настоящего года было два бюджета: общий и репарационный; теперь же статьи репарационного бюджета вошли в общий бюджет). Бюджет [Сметные предположения, не включая специального Бюджета (budget sur ressources speciales)] был внесен в парламент в следующем виде:
В Бюджете на 1925 г. доходы разделены на 3 группы: 1) Обыкновенные и постоянные доходы (из них косвенные налоги, пошлины и регистр, сборы = 19.480 млн фр., прямые налоги = 6.141 млн фр., монополии = 2.707 млн фр., госуд. имущества = 320 млн фр. и т. д.). 2) Чрезвычайные доходы (из них налог на военную прибыль = 1.000 млн фр. и т. д.). 3) Доходы от репараций (из них германские платежи = 1.000 млн фр.). Расходная часть французского Бюджета составлена по министериальной системе (перечня кредитов по отдельным министерствам, число коих равно 15). Из расходных статей Бюджета на 1925 г. — на первом месте стоят платежи по государственному долгу = 17.804.519.412 фр., далее следуют расходы на армию и флот=5.168.922.867 фр., расходы Министерства финансов = 2.949.655.404 фр., Министерства нар. просвещения=1.850.007.037 фр., Министерства публичных работ =1.523.811.855 фр., Министерства труда =670.075.180 фр. и т. д. Германия. Бюджетный год начинается с первого апреля и заканчивается 31 марта. Война 1914 — 1918 гг. и последующие события внесли существенные изменения в федеральный германский Бюджет. До войны доходы германской федерации покрывались за счет поступлений от таможенных сборов, пошлин, почты и телеграфа, жел. дорог, имперского банка, имперской типографии, матрикулярных взносов и косвенных налогов. Постепенно федерация расширила свои налоговые права: так, например, законом от 11 сентября 1919 г. о местном финансовом управлении финансовые органы государства были переданы федерации; законом от 30 марта 1920 г. отдельным государствам запрещалось взимание подоходных налогов и надбавок к общефедеральным налогам (последние разрешались лишь с согласия центрального правительства) и т. д. В дальнейшем, в 1923 — 1924 гг., доля, причитающаяся областям и общинам в подоходном обложении с физических и юридических лиц, возросла (достигнув 90 %). Вообще новейшее германское законодательство видимо становится на сторону областей и общин, усиливая их право в финансовой области; тем не менее принцип централизации налогов в руках империи по-прежнему сохраняется. После войны до 1924/25 г. федеральный Бюджет Германии распадался на три отдельных Бюджета: Бюджет общего управления, Бюджет государственных предприятий (почта, телеграф, имперская типография, жел. дороги) и Бюджет по исполнению мирного договора. Эта конструкция федерального германского Бюджета в дальнейшем была видоизменена (в связи с изменениями, внесенными в жизнь Германии Лондонским соглашением): Бюджет на 1925/26 г., в отличие от прежних, распадается всего на две части — Бюджет общего управления и Бюджет последствий войны (взамен прежнего Бюджета — «исполнение мирного договора»). Бюджет «государственных предприятий» вошел в Бюджет общего управления. По-прежнему каждый отдельный Бюджет делится на обыкновенный и чрезвычайный Бюджет. Бюджет общего управления состоит из 21 отдела (Бюджет отдельных министерств и высших государственных учреждений). Каждый отдел (Бюджет) делится на доходную и расходную части; расходы подразделяются на постоянные и единовременные. Схема II части германского федерального Бюджета («последствий войны») значительно проще: доходная часть составляется из отдельных отчислений казны на покрытие расходов по исполнению мирного договора; расходная часть распределяется по отдельным министерствам, участвующим в выполнении мирного договора. Федеральный Бюджет Германии — брутто-бюджет (издержки взимания проводятся по смете Министерства финансов, и лишь госуд. предприятия входят сальдо-бюджетом). В общем Бюджет на 1925/26 г. характеризуется следующими цифрами: 1) Бюджет общего управления = 5.947 млн марок (из них 5.513,7 млн марок — обыкновенный Бюджет, 433,3 млн марок — чрезвычайный Бюджет). 2) Бюджет последствий войны =1.400,3 млн марок (из них 162,2 млн марок — обыкновенный Бюджет, 1.238,1 млн марок — чрезвычайный Бюджет). Доходы обыкновенного Бюджета общего управления слагаются из следующих категорий: 1) Из налогов на собственность и обращение (прямые) = 4.140 млн марок (из них: подоходный налог = 1.344 млн марок, поимущественный налог = 376 млн марок, налог на обращение = 1.440 млн марок, налог на юридических лиц = 144 млн марок и т. д.). 2) Из таможенных сборов и налогов на потребление = 1.099,7 млн марок; из них: пошлины и косвенные налоги, отданные в залог по плану Дауэса = 834 млн марок (таможенные пошлины ==160 млн марок, доходы от винной монополии = 140 млн марок, акциз с табака = 360 млн марок, акциз с пива = 128 млн марок, акциз с вина = 48 млн марок и т. д.). Из категории «прочих» налогов и пошлин можно отметить акциз с сахара = 231 млн марок. 3) Из различных ведомственно-административных доходов = 128.2 млн марок (из них: Министерство финансов = 50,17 млн марок, Министерство путей сообщения = 24,87 млн марок (лоцманские, буксирные сборы и т. д.), Министерство иностранных дел = 16,17 млн марок, Министерство юстиции = 11, 22 млн марок и т. д.). 4) Из дохода от продажи казне привилегированных акций «германского общества жел. дорог» = 195,8 млн марок. Расходная часть обыкновенного Бюджета общего управления состоит из постоянных расходов = 5.328.9 млн марок и единовременных= 184,8 млн марок (на армию и флот = 80 млн марок, субвенции на развитие воздушных сообщений = 15 млн марок, расходы Министерства финансов по ремонту и постройке казенных домов = 20 млн марок и т. д.). Доходы чрезвычайного Бюджета общего управления слагаются: из поступлений по займу (предназначенному для сбалансирования доходов и расходов) в размере 277 млн марок, поступлений от продажи железнодорожных акций = 145,8 млн марок и т. д. Расходная часть чрезвычайного Бюджета общего управления складывается из сумм, отнесенных к Бюджету «последствий войны» на 161,7 млн марок, из добавочных расходов к сметам Министерства путей сообщения = 66 млн марок и сметам общего финансового управления = 43 млн марок и т. д. Что же касается Бюджета «последствий войны» на 1925/26 г., то доходная его часть слагается из поступлений из Бюджета общего управления, из остатков от репарационных взносов (433,3 млн марок), из 7/12 годовой доли процентов, платимых по промышленным облигациям (72,9 млн марок) и из процентов по железнодорожным облигациям (297,5 млн марок). Значительная часть расходов Бюджета «последствий войны» состоит из чрезвычайных расходов = 1.238,1 млн марок (из них 1.095,4 млн марок репарационных платежей). Обыкновенные расходы составляют всего 162,2 млн марок (из них постоянные расходы = 145,5 млн марок; к ним отнесены различные добавки служащим, пострадавшим от оккупации, пособия беженцам и т. д.; к единовременным расходам =16,7 млн марок — отнесены расходы на постройку вокзалов в связи с проведением новой пограничной линии, субвенции демилитаризированной военной промышленности и пр.). Бельгия. Бюджетный год совпадает с календарным годом. Структура бельгийского Бюджета отличается значительными особенностями: отсутствием единства Бюджета, множественностью законодательных актов, регулирующих отдельные Бюджеты (отсутствием единого, обобщающего законодательного акта), порядком рассмотрения и утверждения бюджетов (министериальная система) и т. д. В настоящее время Бюджет Бельгии в целом состоит из: обыкновенного Бюджета (Budget des Voies et des Moyens), чрезвычайного Бюджета, репарационного Бюджета (Budget des depences recouvrables) и Бюджета флота, почты и телеграфа (входивший сюда во время войны Бюджет ведомства снабжений ныне уже ликвидирован; входивший сюда прежде (железнодорожный Бюджет с 1 января 1925 г. выделен в автономный бюджет). Бельгийский Бюджет на 1925 г. характеризуется следующими цифрами (в млн франков):
Вышеприведенная таблица свидетельствует о том, что обыкновенный Бюджет на 1925 г. удалось сбалансировать (впервые с момента объявления войны). Доходная часть обыкновенного Бюджета слагается из поступлений от прямых налогов (на сумму 1.240 млн фр.), косвенных налогов, таможенных сборов (589 млн фр.), акцизов (468 млн фр.) и др. Расходная часть обыкновенного Бюджета распадается на следующие статьи: расходы по государственному долгу = 1.968,9 млн фр.; в эту цифру входят расходы и по процентам, по займам, каковые в 1924 и 1925 гг. перенесены из репарационного Бюджета; расходы по управлению: а) обыкновенные расходы = 1.446,5 млн фр. (из них на военное ведомство = 490,3 млн фр., Министерство искусств и наук = 293,3 млн фр., Министерство промышленности, труда и социального обеспечения = 173 млн фр., Министерство финансов =134 млн фр. и т. д.) и б) чрезвычайные расходы = 169,1 млн фр., на недоимки = 451,9 млн фр. (не поступившие налоги), расходы, вызванные повышением окладов содержания служащих и пенсий = 210 млн фр. Чрезвычайный Бюджет: доходы предусматриваются в сумме 109,7 млн фр. (от промышленного займа 1914 г., размещенного в Англии, Америке и Швейцарии, погашаемого в девизах, курс коего повысился). Расходы исчисляются в 621,4 млн фр. (на общественные работы = 249 млн фр., на оборону =148 млн фр., на финансовое управление = 192 млн фр.). Репарационный Бюджет (Budget des depences recouvrables): доходная часть предусматривает поступления на сумму 976,7 млн фр. (за счет Германии — по праву приоритета — 195 млн зол. марок, возмещение расходов по оккупации = 103 млн фр. и платежи натурой); расходная часть соответствует сумме доходов. Италия. Бюджетный год начинается 1 июля и заканчивается 30 июня. Сметные предположения на 1924/25 г.: доходы = 20.001.880.851 лира, расходы = 19.949.567.132 лиры. Таким образом, впервые с момента объявления войны, ожидается превышение доходов над расходами (+52.313.719 лир). Из доходной части бюджета могут быть отмечены: поступления от прямого обложения = 4.171.800 тыс. лир (из них — подоходный налог = 2.300.000 тыс. лир), поступления от косвенного обложения = 2.751.950 т. лир, поступления от монополий (табачной = 2.900.980 тыс. лир, на лотереи = 325.000 тыс. лир, соляной = 171.000 тыс. лир и т. д.). Главнейшие статьи расходной части Бюджета — расходы по государственному долгу (11.933.049,1 тыс. лир), расходы Военного министерства (1.899.868,5 тыс. лир), Морского министерства (875.072,8 тыс. лир), публичные работы (861.010 тыс. лир) и др. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Б»: Баланс, Банк для внешней торговли, Банки, Банкнота, Банковская статистика, Банковская эмиссия, Банковые операции, Банкротство государственное, Биллон и биллонная монета, Биметаллизм, Биржа, Брюссельская международная финансовая конференция 1920 г., Брюссельская сахарная конвенция, Бумажные деньги, Бухгалтерские книги, Бухгалтерия, Бюджет, Бюджет государственный, Бюджетное право, Бюджеты некоторых иностранных государств, Бюджеты Советской России до образования СССР, Бюджеты СССР, «Б». |
| |