Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Бюджет государственныйБюджет государственный (по русской терминологии — государственная роспись доходов и расходов). Под государственным Бюджетом разумеется утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление, в принятой денежной единице, предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением их баланса. Таким образом Бюджет есть финансовое выражение, для данного промежутка времени, общего плана государственного хозяйства. Заблаговременный подсчет предстоящих государству в ближайшем будущем расходов и сопоставление их с ожидаемыми за то же время поступлениями дают возможность определить, совпадают ли или не совпадают доходы с расходами. В последнем случае получается или превышение доходов над расходами, или же, наоборот, недостаток их для покрытия таковых. Превышение доходов дает возможность использовать излишек их как ресурс для новых расходов, или же — когда такое превышение оказывается значительным и постоянным — оно может служить поводом к понижению налогового обложения населения. Недостаток же доходов — дефицит (см. Дефицит) — обязывает правительство изыскать для его покрытия источники, которые и показываются в Бюджете, а если дефициты получают более или менее длительный, хронический характер, свидетельствующий о недостатках или расстройстве государственного хозяйства, то принять, кроме того, меры к устранению этих явлений. Для достижения означенных целей Бюджет должен удовлетворять известным основным условиям. Условия эти касаются строения, составления, обсуждения и утверждения Бюджета. В отношении своего строения Бюджет должен, прежде всего, обнимать и доходы и расходы, и давать баланс тех и других. Без этого условия не существует Бюджет, а есть лишь отдельные сметы. Далее, Бюджет должен быть выражен в единообразной, более или менее устойчивой денежной единице. Современный Бюджет есть продукт денежно-менового хозяйства; все его обороты проходят через государственные кассы. Поэтому материальные обороты могут входить в него лишь в виде реального денежного эквивалента: так, покупка государством необходимых для него предметов и платное пользование с его стороны трудом населения отражается по Бюджету внесением в него соответственных расходов, а по продаже различных предметов и за оказываемые государством населению платные услуги в Бюджет включаются ожидаемые от этого поступления. На материальные поступления и расходы, стоящие вне денежного оборота, т. е. безвозмездное отчуждение в пользу государства имущества и безвозмездное же пользование трудом населения (натуральные налоги и повинности), бесплатное предоставление населению предметов и услуг (даровые пайки и т. п.), а равно и натуральный товарообмен не должны сами по себе входить в Бюджет. Такие обороты не проходят по кассам в виде денежных поступлений и расходов, и внесение их в Бюджет делало бы последний искусственным, невыполнимым на практике. Неустойчивость денежной единицы, в особенности же быстрое ее обесценение, не препятствуя, с формальной стороны, составлению Бюджета, делает его, однако, неисполнимым по существу, так как реальная ценность доходных поступлений и производимых расходов не соответствует бюджетным предположениям. При таких условиях Бюджет быстро теряет практическое значение. Затем Бюджет должен быть единым, полным и исключительным, т. е. он должен обнимать в одном балансе все предвидимые государственные доходы и расходы и вместе с тем не должен содержать в себе каких-либо поступлений, не принадлежащих государству, и расходов, производимых не из казны. Наконец, все государственные доходы и расходы должны быть строго систематизированы в Бюджете, т. е. должна быть выработана рациональная бюджетная классификация. Такая классификация имеет важное юридическое и практическое значение (см. Классификация доходов и расходов). Существенными отступлениями от некоторых из указанных начал отличаются Бюджеты английский, бельгийский, итальянский и Соединенных штатов Северной Америки. Бюджеты эти вносятся в законодательные палаты не в форме сбалансированных сводов доходов и расходов, а частями, обнимающими либо только новые доходы и расходы (Соединенные штаты), либо отдельные сметы (Бельгия и Италия), либо только неконсолидированные доходы и расходы (см. ниже — Англия). Объединение же и сбалансирование Бюджета производится или в объяснительной записке министра финансов (Бельгия и Соединенные штаты), или в его бюджетной речи (Англия), и лишь в Италии сбалансированный Бюджет утверждается в законодательном порядке в периодическом законе о доходах. К условиям составления Бюджета относится прежде всего точность бюджетных исчислений. Исчисления эти должны оказаться настолько близкими к действительности, чтобы не вызывать необходимости (кроме случаев чрезвычайных) в значительных от них уклонениях, т. е. в обращении к непредусмотренным в Бюджете источникам доходов и в дополнительных ассигнованиях из внебюджетных ресурсов. Бюджетные исчисления требуют большой опытности и глубокого знания Бюджета и всего государственного хозяйства. Практикою выработаны особые приемы для некоторых исчислений, при чем незаменимым материалом во многих случаях служат отчеты об исполнении последних Бюджетов. Вообще говоря, чем единообразнее содержание Бюджета и чем нормальнее течет государственная жизнь, тем легче достигается точность исчислений. Наоборот, сложность Бюджета, быстрая смена крупных политических событий, неустойчивость экономической политики — все это чрезвычайно затрудняет исчисления, которые приобретают гадательный характер. Подобные условия, при которых обыкновенно недостает необходимых материалов и невозможны правильные приемы исчислений, подрывают доброкачественность Бюджета и уменьшают его практическое значение. Очень важна также своевременность составления Бюджета. Проект его должен быть изготовлен и представлен правительством на рассмотрение законодательной власти к такому сроку, чтобы дать последней возможность обсудить и утвердить его к началу подлежащего бюджетного периода. Существенное значение имеет поэтому возможное сокращение числа подготовляющих Бюджет промежуточных инстанций. К условиям рассмотрения и утверждения Бюджета относится своевременность такого утверждения. Если Бюджет утверждается к концу бюджетного периода или же после его истечения, то он утрачивает практическое значение. Ввиду чрезвычайной важности Бюджета для всех сторон государственной жизни составление, обсуждение и утверждение его регулируются рядом законодательных и административных норм. Бюджет может быть или валовым, т. е. обнимать все доходы и расходы, или же чистым, где показывается лишь сальдо, т. е. превышение доходов над расходами, или наоборот. Первый называется брутто-Бюджет, второй — нетто-Бюджет. Нетто-Бюджет противоречит началу единства кассы (см.), так как при нем поступают в государственное казначейство, т. е. в общую массу казенных сумм, не все доходы, а лишь излишек их против расходов. Поэтому везде применяется, как общее правило, система брутто-Бюджета. Но иногда, в виде исключения, по некоторым операциям допускается и нетто-Бюджет, в целях придания большей гибкости расходам, которые освобождаются в этом случае от действия строгих бюджетных правил. Бюджет обыкновенно составляется на один год. При более продолжительных периодах уменьшается возможность предвидения событий, а следовательно, и точность исчислений, а при более кратких — в особенности в странах земледельческих, где на доходы сильно влияет урожай — получается несовпадение во времени поступления доходов и производства расходов, вследствие чего не всегда может быть достигнуто равновесие в Бюджете; кроме того, краткосрочности Бюджета препятствует большая сложность работы по их составлению и рассмотрению. Вследствие этого только в некоторых второстепенных германских государствах сохранились двух и трехлетние Бюджеты, а полугодовые Бюджеты существовали лишь у нас в 1918 и 1919 гг. В большинстве государств бюджетный год совпадает с календарным, в некоторых же, для согласования бюджетной работы с сессиями законодательных палат, он начинается 1 апреля или 1 июля. В СССР, где преобладающим экономическим фактором является урожай, бюджетный период ныне установлен с 1 октября по 30 сентября. Рассмотрение и утверждение Бюджета принадлежит везде законодательной власти, а бюджетная инициатива, т. е. право представления на обсуждение этой власти проекта Бюджета — правительству. Каждое ведомство, на основании доставленных подчиненными ему учреждениями и собранных им самим материалов, составляет по соглашению с министерством финансов проект своей сметы, т. е. перечень своих доходов и расходов, расположенных в порядке установленной классификации, с необходимыми к ним объяснениями (иногда, впрочем, само министерство финансов составляет общую смету доходов). Все сметы объединяются затем министром финансов в общий проект Бюджета, при чем главной задачей его является достижение равновесия между доходами и расходами. Проект этот рассматривается затем в Совете министров. Правительственный проект Бюджета с объяснительною запискою министра финансов вносится последним в законодательные палаты. Совокупность прав палат в области Бюджета обыкновенно носит название бюджетного права. Одобренный палатами Бюджет облекается в форму бюджетного закона и распубликовывается. В случае неутверждения нового Бюджета к началу бюджетного периода обыкновенно применяется впредь до такого утверждения режим временных кредитов (Douziemes provisoires). Такие кредиты разрешаются или в общебюджетном периоде, или же властью правительства. В последнем случае временные кредиты ограничиваются соответственными долями бюджетных ассигнований предшествовавшего периода, при чем допускаются поправки, вытекающие из последовавших в течение этого периода финансовых законов. Временные кредиты являются авансом в счет имеющего быть утвержденным Бюджета. При исполнении Бюджета необходимо считаться с различною природою доходной и расходной частей его. Исчисления доходные бывают всегда лишь предположительными, и действительные поступления различных доходов обыкновенно либо превышают бюджетные цифры, либо не достигают их, в зависимости от причин, нередко совершенно независящих от правительства. Поэтому в отношении доходного Бюджета на правительстве лежит лишь обязанность принимать законом установленные меры к своевременному взысканию налогов и других поступлений. Иначе обстоит дело с расходами. Бюджетные кредиты специализируются, т. е. для каждой потребности в Бюджете назначается определенная сумма, которую правительство не в праве увеличивать собственною властью (так наз. правовая специализация Бюджета), а дополнительные кредиты, в случае надобности, разрешаются в законодательном порядке (см. Кредиты бюджетные). Таким образом в Бюджете появляются подразделения, именуемые главными. Чем меньше таких подразделений, тем свободнее правительство распоряжается бюджетными ассигнованиями, и наоборот. Практика показывает, что законодательные палаты, в целях увеличения своего влияния, обыкновенно стремятся ограничить свободу правительства в распоряжении кредитами посредством увеличения специализации Бюджета. Излишняя дробность главных подразделений затрудняет, однако, использование кредитов, лишает Бюджет необходимой эластичности и заставляет правительство обременять законодательные учреждения многочисленными представлениями о дополнительных ассигнованиях; но, с другой стороны, чрезмерная широта этих подразделений может повести к фактическому изменению правительством финансового плана, имеющегося в виду при утверждении Бюджета. В русском Бюджете главные подразделения носят названия параграфов (или номеров росписи): они делятся в сметах на статьи, при чем передвижение кредитов между статьями одного параграфа, т. е. усиление одних статей свободными остатками от других, может производиться властью главных распорядителей кредитов — народных комиссаров. Кроме того, статьи иногда разделяются на литеры, где передвижение предоставляется уже второстепенным, местным распорядителям. Точное соблюдение правил расходования кредитов является непременным условием правильного ведения финансового хозяйства. Поэтому всюду обращается особое внимание на усвоение всеми распорядителями кредитов бюджетной дисциплины и на целесообразную организацию государственных касс, которые должны находиться в исключительном ведении и подчинении финансового ведомства, ответственного за целость народных средств. Исполнение Бюджета никогда не совпадает в точности с имеющимися в нем цифрами не только по доходам, но и по расходам. По некоторым кредитам могут оказаться неиспользованные по назначению остатки, а в других случаях могут последовать дополнительные или новые ассигнования. Поэтому нельзя правильно судить о финансовом хозяйстве страны, в особенности в периоды кризисов, на основании одних лишь Бюджетов; материалы для такого суждения могут давать только своевременно и правильно составленные отчеты об исполнении Бюджета. А так как все без исключения обороты должны проходить в виде поступлений и расходов через государственные кассы, то непременным условием исполнения Бюджета является правильно поставленная и строго применяемая единообразная система счетоводства по этим кассам, а также своевременное представление в центр целесообразно составляемой отчетности по операциям касс. Без этих условий не может быть необходимого надзора за правильностью исполнения Бюджета. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Б»: Баланс, Банк для внешней торговли, Банки, Банкнота, Банковская статистика, Банковская эмиссия, Банковые операции, Банкротство государственное, Биллон и биллонная монета, Биметаллизм, Биржа, Брюссельская международная финансовая конференция 1920 г., Брюссельская сахарная конвенция, Бумажные деньги, Бухгалтерские книги, Бухгалтерия, Бюджет, Бюджет государственный, Бюджетное право, Бюджеты некоторых иностранных государств, Бюджеты Советской России до образования СССР, Бюджеты СССР, «Б». |
| |