Добавить в закладки Для замечаний |
|
| БюджетБюджет. — История Бюджета в России. Современное понятие о государственном Бюджете, бюджетное право и бюджетная техника являются результатом долгого исторического процесса: усложнения экономической и финансовой жизни государств, переход от натурального к денежно-меновому хозяйству, борьба народного представительства с абсолютизмом и, наконец, воздействия финансовой науки. Лишь в XIX столетии прочно установились основные начала Бюджета. Составление ежегодных Бюджетов в России начинается с 1803 г., когда, после учреждения министерств, была утверждена первая государственная роспись, в сумме 97,8 млн руб. (ассигнациями) по доходам и 95,6 млн руб. — по расходам. Заслуга первых шагов по упорядочению Бюджета принадлежала Сперанскому, выработавшему в 1809 г. известный «план финансов». Однако же правильные бюджетные начала прививались очень медленно, чему немало способствовало отсутствие единства кассы (см. Е. к.), так как каждое ведомство могло самостоятельно распоряжаться своими доходами. Бюджеты страдали хроническими дефицитами, достигшими особенно значительных размеров во время Крымской войны. Так, за 1854 — 1856 гг. дефицит, при общей сумме поступлений в 915 млн руб., составил 614 млн руб. Для покрытия его пришлось прибегнуть к средству, которое не применялось с 1817 г., а именно — к денежной эмиссии: в 1855 — 1857 гг. было выпущено кредитных билетов на 402 млн руб. С 1862 г. началась новая эпоха в истории русского Бюджета. В этом году, по проекту Татаринова, были утверждены новые сметные и кассовые правила, коренным образом преобразовавшие бюджетное дело и примененные впервые к Бюджету на 1863 г. В основание этих правил были положены два главных начала: 1) единства Бюджета, и притом брутто-бюджета: в роспись включались все государственные доходы и расходы, за пределами же ее оставались лишь суммы, имевшие специальное назначение, — и 2) единства кассы: все государственные доходы сосредоточивались в кассах министерства финансов, и все расходы должны были производиться из этих же касс непосредственно в руки прямых кредиторов казны; лишь в виде изъятия допускались, строго определенных случаях и в определенных размерах, авансы в счет действующей росписи. С 1863 г. началось и опубликование росписей, составлявших прежде тайну. Одновременно была установлена поверка доходов и расходов по подлинным документам особыми, независимыми от распорядительных управлений органами государственного контроля. На государственный же контроль с 1866 г. было возложено и составление отчетов об исполнении росписей. Татариновская система просуществовала с 1863 по 1917 год, т. е. в течение 55 лет. Правила 1862 г. неоднократно подвергались изменениям и дополнениям, из которых наиболее существенными были сметные правила 1906 г., изданные в связи с учреждением Государственной думы. Все эти изменения являлись, однако, частичными и не касались существа системы. Одновременно с реформою Бюджета были произведены преобразования в области налогов, где, в частности, питейные откупа были заменены акцизом с питей. Произведенная реформа не уничтожила, однако, дефицитов при исполнении Бюджета, главным образом вследствие широкого разрешения сверхсметных расходов. Особенно возросли дефициты в связи с русско-турецкой войной 1877 — 1878 гг.: размер их за 1876 — 1880 гг. составил 1.460 млн руб. Всего же за 1863 — 1880 гг., при общем поступлении обыкновенных доходов почти в 9 миллиардов руб., дефициты составили 2.267 млн руб., при чем война обошлась в 1.075 млн руб. Однако за тот же период было израсходовано 900 млн руб. на сооружение железных дорог и портов. С 1880 г. начинается ряд последовательных мероприятий, направленных к достижению равновесия в Бюджете. Наряду с отменой некоторых налогов (подушной подати, соляного акциза) были введены новые виды обложения: пошлины с имуществ, переходящих безмездными способами, сбор с доходов от денежных капиталов, дополнительные раскладочный и процентный сборы с торговли и промышленности и др. Неоднократно также повышались и существовавшие налоги. Вместе с тем принимались настойчивые меры к уменьшению роста расходов. В результате этого, начиная с 1888 года, не только исчезли дефициты по обыкновенному Бюджету, но и появились в нем значительные остатки. В то же время непрерывно продолжалась постройка и производился выкуп железных дорог: с 1881 г. по 1899 г. на это было израсходовано по чрезвычайному Бюджету 620 млн руб. Начиная с 1893 г., со вступлением Витте в управление министерством финансов, наш Бюджет был приведен в вполне устойчивое положение. С этого года до 1904 г., т. е. до русско-японской войны, обыкновенные доходи возросли на 1 миллиард руб., чему в особенности способствовал выкуп наиболее доходных частных железных дорог, развитие железнодорожного строительства и введение казенной винной монополии. Обыкновенные поступления, за полным удовлетворением обыкновенных расходов, давали крупные остатки, обращавшиеся на покрытие чрезвычайных расходов, из которых первое место занимали ежегодно повторявшиеся расходы на постройку казенных железных дорог, в том числе Сибирской. Всего в 1893 — 1903 гг. поступило обыкновенных доходов 16,9 миллиард. руб. и выполнено обыкновенных расходов на 15,7 миллиард. руб. Из остатка в 1,2 миллиарда руб. были сполна покрыты расходы на постройку железных дорог, составившие за это время 934 млн руб. Период 1904 — 1907 гг. характеризуется значительными расходами на войну с Японией и на ликвидацию ее последствий. Общий итог этих расходов выразился в течение нескольких лет в сумме 2.347 млн руб., покрытых преимущественно за счет займов. Однако же и за эти годы поступление обыкновенных доходов — 8.657 млн руб. — превысило обыкновенные расходы — 8.093 млн рублей — на 564 млн руб. За счет этого превышения были произведены и расходы на постройку железных дорог в сумме 262 млн руб. Исполнение Бюджета за время существования Государственной думы разделяется на два периода: 1908 — 1913 гг., когда состояние русских финансов достигло наибольшего расцвета, и 1914 — 1916 гг. — время мировой войны. За первый период обыкновенных доходов поступило 17.200 млн руб., а обыкновенные расходы составили 15.664 млн руб.; с присоединением же к ним 523 млн руб., истраченных на постройку железных дорог — каковой расход, повторяясь из года в год, утратил характер чрезвычайного — было всего израсходовано 16.187 млн руб. Составившееся затем превышение обыкновенных доходов в 1 миллиард руб. пошло на удовлетворение прочих чрезвычайных расходов, главным образом на хозяйственно-операционные потребности армии и флота и на досрочное погашение займов, а также на накопление свободной наличности государственного казначейства (см. Свободная наличность). Наличность эта, составлявшая к началу 1909 г. 2 млн руб., возросла к 1 января 1914 г. до 514 млн рублей и послужила первым ресурсом для покрытия расходов на войну. В трехлетие 1914 — 1916 гг. преобладающее значение в Бюджете приобрели чрезвычайные военные расходы. Итог их составил 25.332 млн рублей, а главным источником для покрытия их послужили займы, выручка от реализации которых составила 23.241 млн руб. Обыкновенных доходов за это время поступило 9.711 млн руб., а обыкновенных расходов исполнено 8.491 млн руб.; кроме того, было израсходовано на сооружение железных дорог 319 млн руб. Насколько можно судить по опубликованным сведениям, в средствах государственного казначейства, с зачетом неиспользованных остатков от заключенных расходных смет, образовался к 1 января 1917 г., в общем выводе, дефицит на небольшую сравнительно сумму — около 400 млн руб. Выше приводятся две таблицы государственных доходов и расходов с распределением их по главным категориям за годы: 1893, 1903 (последний год перед русско-японской войной), 1906 (последний Бюджет, утвержденный в старом порядке), 1908 (первый Бюджет, рассмотренный Государственной думою *), 1913 (последний год перед мировой войной) и 1914, 1915 и 1916 (годы войны). Государственные доходы с 1893 года (в млн руб.) 1)
1) Доходы за все годы показаны согласно классификации, установленной законом от 4 июня 1894 г. о распределении доходов и расходов на обыкновенные и чрезвычайные. 2) Металлические доходы, исчислявшиеся в 1893 г. по особому сметному курсу, приведены в денежной единице, установленной с 1896 г. 3) По предварительным неполным сведениям Народного комиссариата финансов. 4) За исключением, в равных суммах по доходу и расходу, 4.447 млн руб., составляющих простой обмен краткосрочных обязательств Государственного казначейства истекших в 1915 г. сроков на вновь выпущенные обязательства на ту же сумму. Государственные расходы с 1893 года (в млн руб.) 1)
1) Распределение за все годы расходов на обыкновенные и чрезвычайные сделано согласно классификации, установленной законами от 4 июня 1894 г., 15 декабря 1897 г. и 22 мая 1900 г. 2) Металлические расходы за 1893 г. приведены в той же денежной единице, как и доходы — см. прим. 2 к табл. 1. 3) Согласно сметным назначениям с добавлением сверхсметных ассигнований по сведениям Комиссариата финансов. 4) За исключением, в равных суммах по доходу и расходу, 4.447 млн руб., составляющих простой обмен краткосрочных обязательств Государственного казначейства истекших в 1915 г. сроков на вновь выпущенные обязательства на ту же сумму. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Б»: Баланс, Банк для внешней торговли, Банки, Банкнота, Банковская статистика, Банковская эмиссия, Банковые операции, Банкротство государственное, Биллон и биллонная монета, Биметаллизм, Биржа, Брюссельская международная финансовая конференция 1920 г., Брюссельская сахарная конвенция, Бумажные деньги, Бухгалтерские книги, Бухгалтерия, Бюджет, Бюджет государственный, Бюджетное право, Бюджеты некоторых иностранных государств, Бюджеты Советской России до образования СССР, Бюджеты СССР, «Б». |
| |