Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Таможенный союз

Таможенный союз. Таможенный союз означает основанное на международном договоре объединение двух или нескольких суверенных государств в единую таможенную территорию. При этом вводится единый общий для членов Таможенного союза таможенный тариф по границе их с другими иностранными государствами, и создаются особые таможенные органы. Следует отметить, что вхождение в Таможенный союз нисколько не умаляет суверенитета того или иного государства, которое продолжает сохранять свою абсолютную политическую независимость. В результате создания Таможенного союза на общих внешних границах проводится единый таможенный тариф по границе между членами Таможенного союза или совершенно отменяются таможенные пошлины и уничтожаются даже самые пограничные таможенные учреждения, или же сохраняются некоторые таможенные пошлины компенсационного характера, которые имеют целью сравнять неодинаковую налоговую конъюнктуру вошедших в Таможенный союз государств. Заключение Таможенного союза ведет обычно к учреждению особых органов, имеющих целью издание единого таможенного устава и производства взаимных расчетов между вошедшими в состав Таможенного союза государствами. Наиболее интересным историческим примером Таможенного союза является германский «цолльферейн», возникший 1 января 1834 г. и явившийся основой будущего политического объединения германских государств Средней Европы, закончившегося основанием в 1871 г. Германской империи. Основа германского Таможенного союза была заложена еще в 1819 г., когда Пруссия заключила Таможенный союз с небольшим княжеством Шварцбург-Зондерсгаузен; к этому союзу примкнул ряд мелких среднегерманских государств. В январе 1828 г. был заключен Таможенный союз между королевствами Баварией и Вюртембергом, к которому примкнула в сентябре того же года соседняя Саксония; этот союз получил наименование «Среднеевропейского торгового союза». В марте 1833 г. произошло слияние Баваро-вюртембергского Таможенного союза с прежде основанным Таможенным союзом Пруссии и небольших княжеств. С присоединением к ним Саксонии был учрежден сначала 1834 г. Германский Таможенный союз, который в 1867 г. был преобразован в Северогерманский Таможенный союз, а с основанием Германской империи прекратил свое существование. Германский «цолльферейн» является естественным Таможенным союзом в собственном смысле, тогда как все остальные таможенного характера объединения подобными союзами отнюдь не являлись, так как были лишь особыми между собою соглашениями в политическом отношении несамостоятельных стран. Например, Таможенный союз между Австрией и Венгрией, существовавший с 1850 г., — лишь таможенно-тарифный договор между двумя частями одного и того же «двуединого» государства. От Таможенного союза следует отличать таможенно-политическое присоединение, т. е. включение одного или нескольких суверенных государств в состав таможенной территории другого обычно более крупного самостоятельного государства. При таком присоединении присоединяющееся государство обычно требует от своего контрагента установления доли его участия в распределении таможенных доходов данной страны, в соответствии с размерами территории или с длиной его таможенной границы. Но в отличие от Таможенного союза подобное государство не оказывает никакого влияния на таможенное законодательство и на таможенно-тарифную политику того государства, которое включило его в состав своей таможенной территории. В качестве примера достаточно привести включение крошечного княжества Монако в состав таможенной территории Французской республики в 1865 г. Небольшое княжество Лихтенштейн в 1852 г. было присоединено к таможенной территории Австро-венгерской империи, а после мировой войны, с крушением Габсбургской монархии, княжество Лихтенштейн присоединилось в 1921 г. к таможенной территории соседней Швейцарии. Герцогство Люксембург еще в 1842 г. вошло в состав Германской таможенной территории, а после Версальского мирного трактата, порвавшего связи между герцогством и побежденной Германией, оно вошло в 1922 г. в состав таможенной территории Бельгии. Последнее объединение носит, впрочем, название «Бельгийско-люксембургского Таможенного союза», на деле же торговые договоры и таможенные тарифы Бельгии распространяются всецело на Люксембург.

Наряду с перечисленными Таможенными союзами и другими присоединениями небольших государств к таможенной территории своих крупных соседей следует отметить ряд интересных проектов Таможенных союзов, встречавших одобрение в европейской политической и экономической литературе. Так, например, одно время пользовался популярностью проект Скандинавского Таможенного союза из Швеции, Норвегии и Дании, поговаривали и о Бельгийско-голландском Таможенном союзе, находились сторонники тройственного Таможенного союза, мечтавшие обратить тройственный политический союз Германии, Австро-Венгрии и Италии в более тесное экономическое единение. Наконец, следует отметить идею Среднеевропейского Таможенного союза, встречавшую в годы мировой войны серьезную поддержку со стороны пангерманских политических течений. Раздробление прежде единой Австро-венгерской империи на ряд самостоятельных государств, разделенных таможенными перегородками, привело к идее Дунайского Таможенного союза, который объединил бы Австрию, Венгрию и Чехо-Словакию; этот проект возник после успеха транспортной конференции в Порто-Роза в ноябре 1921 г., урегулировавшей железнодорожные сношения между странами — наследницами Габсбургской империи.

Возможность основания Таможенного союза в том или ином случае зависит в значительной степени от общеполитической конъюнктуры и от общеэкономических предпосылок во взаимоотношениях между теми государствами, которые должны стать членами будущего Таможенного союза; большое значение имеют также технические затруднения, которые следует преодолеть для введения в жизнь подобных Таможенных союзов, например в отношении выработки общих таможенных тарифов, удовлетворяющих нуждам промышленности и сельского хозяйства каждой вступающей в союз страны, устранения таможенных границ между входящими в союз государствами, валютных взаимоотношений означенных государств в таможенно-тарифных делах и т. д. На подобные затруднения натолкнулся в 1924 г. проект Таможенного союза между Эстонией и Латвией, впрочем в марте 1927 г. заключено соглашение о проведении в жизнь Таможенного союза между Эстонией и Латвией. Следует иметь в виду, что с точки зрения международной торгово-договорной политики вопрос о Таможенном союзе приобретает серьезное значение вследствие того, что действие принципа наибольшего благоприятствования (см. Наибольшее благоприятствование) не распространяется на всякого рода права, преимущества и льготы, которые предоставляют друг другу на основе взаимности члены всякого Таможенного союза, являющегося единой таможенной территорией с единым таможенным тарифом и объединенной таможенной администрацией. Проблема Таможенного союза имеет большое будущее, особенно в наши дни, когда в результате мировой войны и связанных с нею социальных потрясений возникли новые суверенные государства, невольно тяготеющие экономически к тем странам, в состав которых они входили до 1914 г.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Т»: Табачная монополия, Табачное обложение, Такса, Талон, Таможенная война, Таможенные пошлины, Таможенный союз, Таможенный тариф, Тарифная система железных дорог, Торгово-промышленный банк СССР, Торговые договоры, «Т».