Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Торговые договорыТорговые договоры. Понятие Торговые договоры охватывает всякого рода трактаты и соглашения между правительствами суверенных государств, регулирующие их экономические взаимоотношения и в частности правовые условия ведения товарообмена. Эти договоры носят обычно название «договоров о торговле и мореплавании», «торговых конвенций» или «договоров о дружбе и торговле». Задача подобных международных актов состоит в определении тех правовых основ, на которых будут строиться экономические взаимоотношения между заключившими их государствами. Поэтому в широком смысле слова следует отнести к Торговым договорам не только договоры о торговле и мореплавании, но и всякого рода специальные соглашения по отдельным экономическим вопросам, разрешающие ту или иную проблему международных экономических взаимоотношений. Сюда относятся хотя бы соглашения о доступе судов в порты контрагента и об открытии тех или иных гаваней для международной торговли, таможенные конвенции, соглашения об установлении определенных контингентов ввоза или вывоза (см. эти слова), соглашения о взаимном признании мерительных свидетельств торговых судов или удостоверений о происхождении товаров, выданных властями контрагента, конвенции об охране литературной и художественной собственности или прав изобретателя, соглашения об охране промышленной собственности, железнодорожные конвенции (см.) и др. С международно-правовой точки зрения Торговые договоры относятся к категории не политических международных договоров, каковыми являются мирные или союзные трактаты, соглашения о взаимном признании правительств, договоры об установлении полусуверенитета или протектората и др., а к области социально-экономических трактатов, определяющих правовое положение граждан (в частности коммерсантов), странствующих приказчиков, торговых и промышленных предприятий, и т. п. Для придания Торговым договорам исполнительной силы необходимо его утверждение верховной властью данного государства. Конституция каждой страны определяет порядок утверждения или ратификации Торговых договоров. В большинстве западноевропейских государств Торговые договоры одобряются по их заключении уполномоченным на то дипломатическим агентом, законодательными учреждениями и утверждаются главой государства — монархом или президентом. В СССР Торговые договоры, подписанные полномочными представителями Союза, получают одобрение ЦИК СССР и утверждаются его президиумом. Право заключения Торговых договоров составляет компетенцию Союзной власти, и поэтому договоры, заключенные от имени правительства СССР, действуют на территории всех союзных республик. По утверждении верховной властью того или иного Торгового договора происходит обмен ратификационными актами, и договор вступает в силу. Обычно в качестве неотделимой части Торгового договора признаются связанные с ним дополнительные соглашения: заключительные протоколы, ноты, приложения к договору, меморандумы и декларации. С XIX в. все европейские державы и важнейшие заокеанские страны связаны между собой различными Торговыми договорами, построенными обычно по одному типу (см. Таможенный тариф). Торговые договоры касаются обыкновенно следующих проблем: условий доступа граждан контрагента, их правового положения, положения иностранных юридических лиц, в частности торговых и промышленных предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных компаний, страховых обществ, кредитных учреждений, условий ввоза и вывоза произведений почвы и промышленности той или другой из договаривающихся сторон, транзита товаров через территорию одной из сторон, таможенных формальностей и порядка досмотра товаров, пользования сухопутными, речными, морскими, а в новейшее время и воздушными путями сообщения, в частности железными дорогами, обложения прямыми налогами и всякого рода связанными с торговлей или торговым мореплаванием сборами, правового положения странствующих приказчиков и условий ввоза ими и обратного вывоза товарных образцов, порядка выдачи лицензий и размеров контингента ввоза или вывоза того или иного контингентированного товара, охраны и передачи наследства после умершего подданного или гражданина страны контрагента, пользования всякого рода средствами сношений: почтою, проволочным и беспроволочным телеграфами и телефоном, освобождения граждан контрагента от натуральных повинностей, административных, муниципальных и судебных, и всякой обязательной гражданской, военной и военно-морской службы. До мировой войны Торговым договорам заключались обычно на продолжительные сроки, и в них указывалось, что о предстоящем денонсировании одна из договаривающихся сторон должна предупредить другую за год. В первое время после мировой войны Торговым договорам заключались на очень краткие сроки: полгода или, порой, даже три месяца; о денонсировании стороны были обязаны предупредить друг друга за 31 день. Подобная краткость сроков объяснялась неустойчивостью экономического положения заключавших данный Торговый договор государств. За последнее время Торговым договорам заключаются на более продолжительные сроки: Торговый договор между Великобританией и Финляндией, Чехословакией и Германией заключены на пять лет, Торговый договор между Соед. штатами и Германией от 8 декабря 1923 г. — на 10 лет. Кроме того, в Торговых договорах мы находим обычно постановления о свободе торговли и транзита, при чем изъятия делаются по соображениям охраны политической безопасности или по санитарным причинам охраны жизни и здоровья людей, животных и растений, а также в отношении тех предметов, на которые установлена государственная монополия. Договоры сов. правительства должны быть разделены на три группы: а) мирные трактаты, закончившие ту или иную войну и содержащие только немного статей, посвященных экономическим взаимоотношениям; б) договоры о взаимном признании и установлении нормальных политических и экономических взаимоотношений и в) договоры торгового по преимуществу характера. Для анализа торгово-договорной политики имеют значение все три категории трактатов, почему и следует привести полный их перечень: мирные договоры: с Эстонией — в Юрьеве от 1 февраля 1920 г., с Латвией — в Юрьеве от 11 августа 1920 г., с Финляндией — в Юрьеве от 14 октября 1920 г., с Польшей — в Риге от 18 марта 1920 г.; договоры о взаимном признании и установлении нормальных политических и экономических взаимоотношений: с Литвой — в Москве от 12 июля 1920 г., с Персией — в Москве от 26 февраля 1921 г., с Афганистаном — в Москве от 28 февраля 1921 г. с Турцией — в Москве от 16 марта 1921 г., с Монголией — в Москве от 5 ноября 1921 г., с Китаем — в Пекине от 31 мая 1924 г. и отдельно с правителем Манчжурии маршалом Чжан-Цзо-Лином в Мукдене от 20 сентября 1924 г.; договоры торгового по преимуществу характера: с Англией — в Лондоне от 16 марта 1Г21 г., с Австрией — в Вене от 7 декабря 1921 г., с Чехословакией — в Праге от 5 июня 1922 г., с Данией — в Москве от. 23 апреля 1923 г., с Италией — в Риме от 7 февраля 1924 г. (вместо прежнего тоже в Риме от 26 декабря 1921 г.), со Швецией — в Стокгольме от 15 марта 1924 г., с Японией — в Пекине от 20 января 1925 г., с Германией — в Москве от 12 октября 1925 г. в дополнение к договору в Раппало от 16 апреля 1922 г. и в отмену Берлинского договора от 6 мая 1921 г., с Норвегией — в Москве от 15 декабря 1925 г. в отмену первого договора в Христиании (ныне Осло) от 2 сентября 1921 г.; кроме того, подписаны, но еще не ритификованы Торговые договоры: с Персией — в Тегеране от 3 июля 1924 г., с Грецией — в Афинах от 24 июня 1926 г. и с Турцией — в Ангоре от 11 марта 1927 г.; наконец, одной из сторон было отказано в ратификации Торговых договоров: с Италией — в Генуе от 24 мая 1922 г., со Швецией — в Стокгольме от 1 марта 1922 г., с Англией — в Лондоне от 8 августа, 1924 г. и с Венгрией — в Берлине от 16 сентября 1924 г. Первый Торговый договор советского правительства с Великобританией от 16 марта 1921 г. провозглашает восстановление торговых сношений, при чем оба правительства обязуются «не ставить эту торговлю в худшие условия по сравнению с торговлей, ведущейся с другими государствами», что означает принятие принципа наибольшего благоприятствования. Банковые кредитные и финансовые операции производятся на основе территориального статута, особые статьи определяют положение торговых делегаций. Раппальский договор с Германией от 16 апреля 1922 г. проводит принцип наибольшего благоприятствования в отношении граждан одной страны на территории другой и для общего регулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений. 12 октября 1925 г. был подписан в Москве Торговый договор между Германией и СССР, состоящий из общих положений и нижеследующих соглашений, которые составляют с основным договором неразрывное целое: 1) соглашение о правах граждан; 2) экономическое соглашение; 3) железнодорожное соглашение; 4) соглашение о торговом мореплавании; 5) налоговое соглашение; 6) соглашение о третейских судах и 7) соглашение о защите промышленной собственности. Торговый договор с Австрией от 7 декабря 1921 г. аналогичен в основном договору с Англией от 16 марта 1921 г. Временный договор с Чехословакией от 5 июня 1922 г. провозглашает автономность торговой политики и проводит в отношении монополии внешней торговли принцип ее признания, установленный в договоре с Норвегией; Торговый договор с Данией от 23 апреля 1923 г. содержит ряд постановлений по проблемам торговой политики; в отношении таможенного обложения установлен принцип наибольшего благоприятствования, коммерческие, кредитные и финансовые сделки должны совершаться при условии подчинения законам страны их заключения. Принцип наибольшего благоприятствования проводится в отношении торговых судов и пользования всякого рода портовыми устройствами и приспособлениями. Однако при этом оговорено, что Дания не может претендовать на права и привилегии, предоставленные советским правительством иностранному государству, признавшему его де-юре, поскольку само датское правительство воздержится от аналогичного признания. Одним из наиболее полных Торговых договоров советского правительства является Торговый договор с Италией от 7 февраля 1924 г.: в нем на основе равенства с туземцами разрешаются вопросы отправления торговли и промыслов и их налогового обложения, перевозок по внутренним путям сообщения, взимания портовых сборов и пользования всякого рода портовыми сооружениями и приспособлениями. Юридические лица на начале взаимности обладают процессуальной дееспособностью; итальянские общества для отправления своей деятельности на территории СССР должны получать предварительное разрешение в установленном порядке. Принцип наибольшего благоприятствования проведен в отношении всех льгот, прав и преимуществ общего характера, которые предоставлены или будут предоставлены в отношении торговли, торгового мореплавания и транзита подданным, имуществу и судам всякой третьей державы; однако СССР не претендует на льготы, предоставляемые Италией своим колониям, протекторатам и владениям, а Италия — на льготы, предоставленные странам, составлявшим до мировой войны часть б. Российской империи, и азиатским соседям СССР, а также странам, лежащим у Ледовитого океана, в отношении занятия рыболовством. Договор содержит ряд постановлений по вопросам наследования, арбитража, правового положения странствующих приказчиков, пропуска товаров на ярмарки и выставки, пользования почтой, телеграфом и телеграфными кодами, освобождения граждан контрагента от всякой обязательной гражданской, морской и военной службы; предусмотрено заключение особых конвенций о защите прав литературной, художественной и промышленной собственности, патентов и фабричных знаков, о торговом мореплавании и наследовании. Русско-итальянский Торговый договор сопровождается таможенной конвенцией, что впервые встречается в практике СССР. Конвенция дает пять списков товаров: список А перечисляет итальянские товары, ввозимые в СССР со скидкой с общего таможенного тарифа СССР от 2 до 70 % (фрукты и вина от 40 до 75 %, шелк — 20 — 85 %, шелковые ткани — 50 %, автомобили и мотоциклы — 2 %). Список Б содержит понижение ставок на ввозимые в Италию из СССР икру, бобы, горох, ковры, терпентин, резиновую обувь, кишки соленые и ликоподий; беспошлинно ввозится пенька, лен, щетина, волос, шелковые коконы, железные и марганцевые руды, железный лом и кожи. Итальянские товары списка В и русские товары списка Г облагаются по принципу наибольшего благоприятствования. Список Д дает скидки с экспортных пошлин СССР (шелковые коконы и волос — 75 %, лен — 2 %). Срок действия торгового договора и таможенной конвенции 3 года. Торговый договор со Швецией от 15 марта 1924 г. построен на принципе наибольшего благоприятствования, подданные контрагента освобождаются от военной и подобных ей повинностей и их денежной замены; неприкосновенность имущества гарантирована в соответствии с законами обеих стран: для СССР согласно ст. ст. 69 и 70 Гражданского кодекса. Это первый случай, когда советский кодекс цитируется в международном договоре. Споры о выполнении договоров разрешаются соответствующим судом «по международному праву». Пункт III ст. 4 восстанавливает Русско-шведское соглашение от 14 — 27 июня 1907 г. о взаимном признании мерительных свидетельств. Представителям обеих стран при исполнении служебных обязанностей гарантируется содействие местных властей. Ст. 7 говорит о возобновлении почтово-телеграфных сношений. Ст. 8 посвящена изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования: на СССР не распространяются льготы, предоставленные Швецией Дании или Норвегии, а на Швецию — льготы, предоставленные СССР азиатским соседям. Характерной особенностью договора является оговорка, что Швеция не претендует на льготы по торговле и торговому мореплаванию, могущие быть предоставляемы странам, признающим СССР де-юре до 15 февраля 1924 г. (подразумеваются, кроме окраинных государств, Великобритания, Норвегия и Италия). Торговый договор с Японией от 20 января 1925 г. содержит ряд постановлений по вопросам торговли и торгового мореплавания. Торговый договор с Норвегией от 15 декабря 1925 г. проводит принцип наибольшего благоприятствования в отношении правового положения консульских представителей, граждан контрагента и их налогового обложения, общих условий торгового мореплавания, правового положения иностранных торговых судов, их грузов, капитанов, экипажей и пассажиров, большого каботажа, рыболовства и морского боя; особо оговорено право иностранцев на ведение внутренней торговли в пределах территории контрагента. Норвегией не только признается монополия внешней торговли СССР, но определены три функции торгпредства СССР в Осло: 1) охрана экономических интересов СССР, 2) совершение торговых сделок, 3) контроль за сделками хозорганов, имеющих право выхода на внешний рынок. Норвежские мореходные общества получают право учреждать свои агентства в Архангельске, Мурманске, Ленинграде и Новороссийске, что связано с предоставлением норвежскому флагу прав большого каботажа. Сов. гос. и кооп. организациям предоставлены льготы по закупке в Норвегии рыбы. Торговый договор с Норвегией содержат односторонний конвенционный таможенный тариф (см. Таможенный тариф). В изъятие из принципа наибольшего благоприятствования СССР не пользуется льготами, предоставленными Норвегией Швеции, Дании или Исландии, а Норвегия не получает льгот, которые советское правительство предоставляет или предоставит: а) окраинным государством, б) азиатским соседям СССР, в) государствам, признавшим СССР де-юре до 15 февраля 1924 г. Срок действия этого новейшего из вступивших в силу Торговых договоров СССР — три года с момента ратификации, последовавшей 22 февраля 1926 г. Общая практика Торговых договоров советского правительства показывает, что последнему удалось достичь признания монополии своей внешней торговли самыми разнообразными иностранными правительствами Запада и Востока. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Т»: Табачная монополия, Табачное обложение, Такса, Талон, Таможенная война, Таможенные пошлины, Таможенный союз, Таможенный тариф, Тарифная система железных дорог, Торгово-промышленный банк СССР, Торговые договоры, «Т». |
| |