Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Специальные сборы

Специальные сборы. Под Специальными сборами в финансовой теории подразумеваются особые публично-правовые доходы, извлекаемые путем раскладки на заинтересованных лиц, имущества которых приобрели какие-нибудь выгоды от мероприятий, осуществляемых публичной властью. В приведенном определении следует отметить 4 существенных момента: 1) принудительность взимания; 2) соблюдение в известной мере принципа эквивалентности услуг; 3) целевое назначение и 4) наличие выгод, полученных субъектом обложения от мероприятий публичной власти. Элементы, входящие в определение Специальных сборов, сближают их с специальными налогами, пошлинами и целевыми налогами. Специальные сборы, сближаясь с пошлинами принципом эквивалентности услуг, отличаются от последних принудительностью и определенностью круга лиц, которые привлекаются к уплате. На практике расходы по сооружению каких-либо общеполезных учреждений чаще всего покрываются Специальными сборами, а расходы по эксплуатации — при помощи пошлин. Иногда же и те и другие расходы покрываются Специальными сборами. Это наблюдается в том случае, если, в силу особенностей самого сооружения, не представляется возможным определить, насколько широко его услугами пользуются посторонние лица; слияние возмещения расходов по сооружению и эксплуатации в одном Специальном сборе применимо и в том случае, когда сам факт существования этих сооружений имеет особую постоянную ценность для определенного круга лиц. Таковы отличительные черты Специальных сборов от пошлин, несмотря на наличие некоторых общих признаков. Еще меньшее сходство наблюдается между целевыми налогами и Специальными сборами. При взимании целевых налогов отсутствует принцип эквивалентности услуг: публичная власть экспроприирует известную часть доходов, ничего не давая взамен. Наряду с этими Специальные сборы в Англии, а также и в Америке взимается так называемый betterment tax (спец. налог), который представляет собою налог, падающий на земли, не только непосредственно примыкающие к новым сооружениям, но и на все близлежащие участки, ценность которых несомненно увеличивается благодаря произведенным улучшениям. Betterment tax и так называемый Imporvement rate сближают: соблюдения принципа эквивалентности, целевое назначение и принудительность взимания. Наряду с этим имеется и принципиальное различие: betterment tax «просто перелагает все расходы или часть их на лиц, выигравших от улучшений, на том основании, что благодаря им поднялась цена земли; размер увеличения ценности не играет роли. Imporvement rate, наоборот, стремится обратить в пользу общества результат увеличения стоимости. Безотносительно к размеру издержек на улучшения с лиц, извлекающих от них выгоды, взимается половина или какая-нибудь другая часть приращения ценности, созданного этим улучшением. В то время как в первом случае отношение взимаемой суммы налога к издержкам улучшения определяется заранее, во втором случае отношение между издержками улучшений и налогом совершенно не принимается во внимание». Очевидно, что в основание пределов взимания Специальных сборов и на возмещение расходов по улучшениям следует положить известным образом локализированный интерес отдельных совладельцев. Если улучшения отражаются на имущественном положении ограниченного числа лиц, в этом случае применяются Специальные сборы в размере, покрывающем полностью всю совокупность произведенных расходов. Если же данное мероприятие обслуживает интересы всего общества, то очевидно, что принцип локальности совершенно неприменим. Специальные сборы по своему назначению могут взиматься на покрытие самых разнообразных расходов. Государство в настоящее время редко использует этот источник дохода; обычно оно передает его местным органам, ввиду того что проведение принципа эквивалентности услуг при взимании Специальных сборов сопряжено с большими трудностями и требует обязательно непосредственной близости к плательщику. Исторически значительная часть местных Специальных сборов возникла из натуральных повинностей, лежащих на отдельных домовладельцах. Сюда относятся обычно сборы за устройства мостовых, проведение водоснабжения и канализации, очистку труб и т. д. В Англии и Америке широкое распространение получили Специальные сборы, взимаемые с владельцев недвижимостей в виде компенсации за устройство каких-либо сооружений; на континенте этот вид сборов взимается в большинстве случаев в виде платы за те услуги, которые оказывают публичные органы отдельным владельцам недвижимостей. Специальные сборы в современном местном хозяйстве, по мере роста городов и увеличения влияния на хозяйственную жизнь широких слоев населения, завоевывают все большую и большую сферу применения. Из континентальных государств значительно развитую систему Специальных сборов имеет только Германия. Специальные сборы введены в Англии в самом начале прошлого столетия, во Франции в 40-х годах и в Германии со времени закона 1875 г., а в особенности 1893 г. Специальные сборы являются крупным доходным источником по преимуществу в бюджетах городов, сравнительно редко они встречаются в провинциальных бюджетах. В дореволюционной России цензовый состав органов самоуправления являлся препятствием к развитию Специальных сборов. Интересы городских домовладельцев отразились и на нашем городовом положении, согласно которому этот вид сборов мог быть введен только в ограниченном числе случаев, да и то с согласия домовладельцев. По ст. 63 Городового положения 1892 г. Специальные сборы в случае согласия домовладельцев могли быть введены: на содержание и устройство мостовых и тротуаров, на очистку домовых труб, на наем ночных караулов в целях пожарной безопасности и на вывоз нечистот или удаление их посредством канализации. Правом, предусмотренным ст. 63. воспользовалось ограниченное число городов, так как в большинстве случаев домовладельцы требовали покрытия всех нужд за счет общегородских средств. Более широкое распространение в дореволюционной России получили Специальные сборы, вводившиеся по просьбе заинтересованных лиц, объединяющихся в съезды, на нужды и улучшения отдельных отраслей промышленности, в особенности в горной, каменноугольной и др.

Временное положение о местных финансах, изданное впервые в 1923 г. и утвержденное с некоторыми поправками ЦИК СССР в 1924 г., предусматривало взимание Специальных сборов с имуществ, получающих особые выгоды от вновь осуществляемых «местными исполнительными комитетами каких-либо публичных мероприятий длительного значения для покрытия произведенных на эти мероприятия расходов». Сбор этот наименовался налогом и распространялся на сельские местности; взимание этого сбора отменено в 1925 г., так как он давал ничтожные финансовые результаты. Весьма вероятно, что с дальнейшим развитием местного хозяйства будет введен ряд Специальных сборов. В настоящее время в некоторых городских центрах, в том числе в Москве, имеется Специальные сборы за пользование канализацией, взимаемый в виде надбавки к плате за воду.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«С»: Самообложение, Сахарный заем, Сберегательные кассы, Свободная наличность, Серебро, Смешанные общества, Специальные сборы, Специальные средства, Страхование, Субвенции, «С».