Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Смешанные общества

Смешанные общества.

Смешанными обществами называются акционерные общества или товарищества с ограниченной ответственностью, в образовании капитала и в управлении делами которых участвует, наряду с частными лицами, государство — в лице своих центральных или местных органов. Единичные примеры подобных предприятий встречались еще в XVII и XVIII вв. (Ост-индская компания, некоторые предприятия в Австрии и Пруссии). Более широкое распространение Смешанные общества получили в начале XX в., главным образом в области коммунального хозяйства. Органы местного самоуправления (муниципалитеты и общины) стали привлекать к сооружению и эксплуатации электрических станций, газовых заводов, трамваев, водопроводных и других коммунальных предприятий частный капитал путем учреждения Смешанных обществ. Муниципалитеты стремились при этом использовать технический и коммерческий опыт частных фирм и придать организуемым совместно с ними предприятиям большую гибкость. Частный же капитал получал возможность участия в коммунальном хозяйстве на менее стеснительных условиях, чем те, которые ставились ему при даче обычных концессий. Особенно широкое распространение Смешанные общества получили в Германии в области электрохозяйства. Из 91 Смешанных общества, функционировавших в ней к началу войны, около 9/10 имели своей целью эксплуатацию районных или местных электрических станций или трамваев. Та же тенденция использовать новую организационную форму для нужд коммунального хозяйства проявилась и в других странах. Австрийский закон от 6 марта 1906 г. о товариществах с ограниченной ответственностью существенно облегчил возникновение Смешанных обществ и установил для них ряд отступлений от общего закона. Бельгийский закон от 18 августа 1907 г. предоставил общинам учреждать (правда, каждый раз с специального разрешения центральной власти) смешанные предприятия в акционерной или кооперативной форме для использования водных сил.

Новый толчок к развитию Со. дата мировая война и последовавшая за нею в ряде стран революция. Во время войны форма Смешанных обществ была широко использована в Германии для организации так наз. «военных товариществ» (Kriegsgesellschaften), имевших своей главной целью снабжение отдельных отраслей промышленности сырьем и распределение этого сырья между предприятиями данной отрасли. После войны и революции идея Смешанных обществ нашла признание в законе от 31 декабря 1919 г. о социализации электрического хозяйства. Вместе с тем усилилось учреждение Смешанных обществ в области коммунального хозяйства — главным образом в целях устранения дефицитности последнего. Наконец, еще большее значение получила форма Смешанных обществ в связи с планом Дауэса, повлекшим за собой соответствующую реорганизацию Рейхсбанка и всего железнодорожного хозяйства Германии. Австрийский закон от 14 марта 1919 г. предоставил правительству право требовать передачи ему половины акций или паев каждой вновь организуемой акционерной компании или товарищества с ограниченной ответственностью — иначе говоря, право превратить любую вновь учреждаемую компанию или товарищество в Смешанное общество. Во Франции первым по времени законом о Смешанных обществах явился закон от 16 декабря 1919 г. о Смешанных обществах использования водных сил, вслед за которым в 1920 — 1924 гг. был издан ряд других законов о применении той же формы — главным образом в области электрохозяйства. Английское правительство за время войны и в особенности после нее приняло деятельное участие в ряде Смешанных обществ, организованных для эксплуатации персидских, бирманских и американских нефтяных промыслов.

В России идея Смешанных обществ впервые возникла также в применении к электрическим и электротехническим предприятиям, но не с точки зрения интересов коммунального хозяйства, а в качестве общей меры промышленной политики правительства. В 1916 г. Министерство торговли и промышленности разработало план овладения важнейшими электрическими и электротехническими предприятиями путем принудительного устранения из них германского капитала, под преобладающим влиянием которого они находились, и превращения их в Смешанные общества, с приобретением в казну 1/3 акций каждого из реорганизованных предприятий. Подобную реорганизацию Министерство предполагало произвести по отношению к 7 крупнейшим предприятиям с общей суммой основных капиталов в 120.000.000 руб., в том числе, по отношению к Всеобщей компании электричества, обществам «Сименс и Гальске» и «Сименс-Шуккерт». Обществу электрического освещения 1886 г. и др. В последнем, наряду с казной и частными акционерами, должны были принять участие и городские самоуправления Петрограда и Москвы. Несмотря на проявленную Министерством настойчивость, ему удаюсь осуществить свой план только во время революции (в июне 1917 г.) и лишь по отношению к Всеобщей компании электричества, в которой правительству в последний момент пришлось оставить за собой вместо предположенной 1/3 акций — 2/3, с разделом остальных акций между русским и американским капиталом. Равным образом не осуществился и зародившийся в недрах того же Министерства проект особого промышленного банка, к участию в котором Министерство пыталось привлечь некоторые московские банки и который должен был явиться проводником правительственной политики в промышленности, а также инициатором в деле создания целой сети промышленных Смешанных обществ. Форма Смешанных обществ была использована в 1917 г. и Министерством путей сообщения, привлекшим частный капитал в Выксунские горные заводы, приобретенные им в порядке принудительной ликвидации германских предприятий. В 1918 г. с проектом грандиозного Смешанного общества (с капиталом в 1,5 млрд. руб.) выступил директор Сормовского и Коломенского заводов А. П. Мещерский, предложивший ВСНХ организовать из 17 крупнейших заводов (центральных, южных и уральских) паровозо- и вагоностроительный трест, который должен был объединить в своих руках до 85 % всего паровозостроения, до 65 — 70 % вагоностроения и ряд связанных с этими отраслями горных, металлургических и лесных предприятий. После долгих переговоров ВСНХ объединил, однако, большую часть намеченных к трестированию заводов в так наз. «Гомзу» — по тому же техническому плану, но в порядке полной национализации всех предположенных к объединению в Смешанные общества предприятий. Аналогичный проект металлургического треста уральских заводов, с участием государства, русского и американского капитала, был выдвинут весной 1918 г. горнозаводской группой Стахеевского концерна, но уже в самом начале переговоров столкнулся с категорическим отказом ВСНХ от допуска частного капитала в уральскую промышленность. Лишь после перехода к новой экономической политике проблема организации Смешанных обществ привлекла к себе внимание правительства.

Смешанные общества явились одной из форм привлечения иностранного капитала, получившей применение главным образом в области внешней торговли. Идея Смешанных обществ была выдвинута германскими фирмами, не решавшимися вложить свои капиталы в чисто концессионные предприятия и предложившими НКВнешторгу создать ряд Смешанных обществ для импортно-экспортных операций. Считаясь с медленным ходом концессионных переговоров, НКВнешторг воспользовался возможностью привлечь иностранный капитал в более эластичной форме, которая вместе с тем позволяла ему использовать технический и коммерческий опыт лучших западноевропейских фирм. Первым опытом явилось учрежденное НКВнешторгом в мае 1921 г. в Германии совместно с «Гамбург-Америка-линией» Русско-германское транспортное товарищество с ограниченной ответственностью (так наз. «Дерутра»), с капиталом в 100.000 марок, из коих 50 % были внесены НКВнешторгом и 50 % — «Гамбург-Америка-линией». Вслед затем в декабре 1921 г. идея Смешанных обществ была санкционирована IX Съездом советов, высказавшимся за учреждение, при обязательном участии НКВнешторга, Смешанных обществ «для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границу и ввоза в Сов. Россию необходимых ей продуктов». Еще более широкий круг операций был предусмотрен декретом ВЦИК от 13 марта 1922 г. о внешней торговле, возложившим на НКВнешторг организацию Смешанных обществ не только для импортно-экспортных операций, но и для производства экспортных товаров. В соответствии с этим НКВнешторг организовал ряд Смешанных обществ как в СССР, так и за границей — для самых разнообразных целей в области внешней торговли и в связанных с ней отраслях хозяйства. Большая часть этих обществ ограничивается торгово-транспортными функциями. Наряду с этим имеются, однако, и Смешанные общества, соединяющие торговые операции с производственными. Так, например, Руссанглолес, Руссголландолес и Норвеголес, получившие в концессию около 5 млн дес. леса на севере РСФСР, ведут лесозаготовки, распиловку, вывоз и продажу леса. товарищество Перешелк эксплуатирует единственную в Персии шелкомотальную фабрику, товарищество Перехлопок ведет работы по организации посевов хлопчатника.

Вслед за НКВнешторгом на путь организации Смешанных обществ вступили другие экономические комиссариаты и прежде всего ВСНХ, принявший совместно с НКВнешторгом участие в организации первого смешанного общества с домицилем в РСФСР (акц. об-во Кожсырье, учрежденное в начале 1922 г., позднее превратившееся в чисто государственное акционерное общество и ныне ликвидированное). В настоящее время почти все экономические комиссариаты, одни в большей, другие в меньшей мере, являются участниками организованных ими самими или при их ближайшем содействии акционерных обществ. Декрет ВЦИК и СНК от 21 декабря 1922 г. предоставил кооперативным организациям и «отдельным гражданам, заинтересованным в развитии сельского хозяйства», входить в число учредителей общества сельхоз. кредита (Собр. узак., № 81, ст. 1046). Возможность привлечения частных акционеров предусматривается и уставами коммерческих банков («спецбанков»). Декрет от 18 января 1923 г. о коммунальных банках предоставил ГИКам организовывать таковые « в виде смешанных акционерных обществ» (Собр. узак., № 4, ст. 82). Организация ломбардов «смешанного типа с участием частного капитала» разрешена ГИКам декретом от 11 октября 1922 г. об учреждении ломбардов (Собр. узак., № 64, ст. 829). Одни из этих обществ с самого начала являются смешанными, так как частный капитал принимает участие в их учреждении, учредителями же других являются исключительно государственные учреждения и государственного предприятия. Поскольку их уставы специально оговаривают возможность привлечения частного или частного и кооперативного капиталов, каждое из них может в любой момент превратиться в Смешанное общество (лишь немногие уставы категорически исключают возможность привлечения частного или кооперативного капиталов). На практике, однако, подавляющее большинство этих обществ продолжает оставаться чисто государственными предприятиями, причем и в тех из них, в коих позднее наряду с государственные учреждениями и государственными предприятиями появились частные акционеры, доля участия частного капитала выражается в совершенно ничтожных цифрах. Те же общие причины, которыми был обусловлен несколько замедленный темп концессионной политики, сказались и на темпе развития Смешанных обществ. X Съезд советов в декабре 1922 г. признал финансовые соглашения с иностранным капиталом в форме концессии и Смешанные общества желательными лишь постольку, «поскольку они не затрагивают политического и экономического суверенитета Советской Республики и не предоставляют иностранному капиталу решающего значения в основных отраслях промышленности». С другой стороны, и частный капитал обнаружил тяготение лишь к организации импортно-экспортных Смешанных обществ, так как участие в них обеспечивало ему более высокую прибыль и меньшую связанность капитала. Между тем укрепление международно-политических и хозяйственных позиций СССР за границей повлекло за собой известную переоценку значения Смешанных обществ и в области внешней торговли. В первый период прорыва блокады Смешанные общества облегчали НКВнешторгу выход на внешний рынок, обеспечивая экспортируемые им товары от наложения ареста по искам бывших собственников или гарантируя НКВнешторгу получение кредита за границей (иностранные участники обязывались обычно к предоставлению НКВТ определенных кредитов). С признанием СССР всеми главными державами и с восстановлением хозяйства СССР опасность ареста экспортируемых товаров отпала, необходимые кредиты НКВТ стал получать за границей непосредственно, и для него явилась возможность развить в больших размерах сеть консигнационных складов, в ряде отношений более выгодных для государства, чем операции Смешанных обществ. Некоторые из Смешанных обществ, действовавших в области внешней торговли, превратились в акционерные общества с участием государственного капитала в размере всех 100 % (например, Русгерторг), другие были ликвидированы. В 1923/24 г. доля участия всех Смешанных обществ (включая Русгерторг) в импорте составляла 5,6 %, в экспорте — 4,4 % (включая РОСД, в котором также нет иностранного капитала). За 9 месяцев 1924/25 г. доля участия тех же Смешанных обществ в импорте упала до 3,5 %, но по экспорту повысилась до 7,2 %. В итоге в общем обороте внешней торговли роль Смешанных обществ в 1923/24 г. выразилась в 4,5 % и в 1924/25 г. (9 мес.) — в 3,8 %.

В области внутренней торговли форму Смешанных обществ решено было использовать для вовлечения в орбиту влияния государственной промышленности и торговли частной розницы. Так, например, в 1925 г. в Москве было организовано акц. об-во «Московский розничник», с участием Металлосиндиката, Промбанка и частных торговцев. Совершенно ничтожную роль Смешанных обществ играют в промышленности. Кроме указанных выше импортно-экспортных Смешанных обществ, совмещающих торговую деятельность с производственной, нельзя, в сущности, указать ни одного сколько-нибудь значительного Смешанного общества чисто промышленного характера. Одно из первых по времени Смешанного общества этого типа («Турсар») ныне ликвидировано. Те же причины, которые влияли на слабый приток концессионного капитала в промышленность, сказались и на слабом притоке его в промышленные Смешанные общества. Несмотря на то, что ст. 26 декрета от 10 апреля 1923 г. о государственных трестах (Собр. узак., № 29, ст. 336) и ст. 24 декрета от 17 июля 1923 г. о местных трестах (Собр. узак., № 84, ст. 815) специально оговаривают возможность привлечения частного капитала в государственную промышленность путем превращения треста в Смешанное общество, до настоящего времени вопрос об участии иностранного капитала в некоторых национализированных предприятиях не выходит за рамки предварительных переговоров. Равным образом и в кредитных учреждениях, — уставы коих либо прямо предусматривают привлечение частного капитала, либо допускают таковое в форме требования непременной принадлежности большинства акций (обычно 51 %) государственные учреждениям и предприятиям, — частный капитал не принимает никакого или почти никакого участия (например, в Промбанке доля участия частного капитала не составляет и 1 %) В Юго-восточном коммерческом банке доля участия частного капитала с 31 % на 1 января 1923 г. уже к 1 октября того же года понизилась до 8 % и продолжала уменьшаться и в дальнейшем.

С о. организуются или с домицилем в СССР — в форме акционерных обществ, в порядке ст. ст. 322 — 366 Гражд. код. и ст. 3 декрета о Главн. конц. комитете при СНК СССР от 21 августа 1923 г. (Собр. узак., № 96, ст. 952), или за границей — в форме акционерных обществ или товариществ с ограниченной ответственностью, образованных по законам соответствующей страны. Уставы Смешанных обществ, организуемых в СССР и с участием русского капитала, утверждаются СТО СССР или Экосо соответствующей республики по представлению союзного или республиканского НКТорга. Уставы Смешанных обществ, организуемых в СССР, но с участием иностранного капитала, равно как уставы, «имеющие в основе концессионный договор», утверждаются СНК СССР по представлению Главн. конц. комитета. Смешанные общества, организуемые по иностранным законам, допускаются к импортно-экспортным и производственным операциям на территории СССР в общеконцессионном порядке. Несколько более простой порядок установлен для допущения их к операциям по внутренней торговле (разрешение Главн. конц. комитета по соглашению с НКТоргом СССР). государственные учреждения и предприятия, состоящие на государственном бюджете, вправе учреждать акционерные общества или приобретать их акции лишь при условии, что цели обществ «в той или иной степени связаны с предметом деятельности» данных учреждений или предприятий. На приобретение ими акций могут быть обращены лишь имеющиеся у них имущества и внебюджетные средства, либо отпущенные им для этой цеди специальные кредиты. На затрату имущества или внебюджетных средств они должны, однако, получить разрешение Экосо РСФСР или Экосо автономной республики. Республиканские и местные предприятия, переведенные на коммерческий расчет, могут учреждать акционерные общества или приобретать их акции лишь с разрешения соответствующего народного комиссариата или того областного (губернского) исполнительного комитета, в ведении которого предприятие находится (постановление НКВнуторга РСФСР и НКФ РСФСР от 7 августа 1925 г., Собр. узак., № 56, ст. 437).

Юридическое положение Смешанных обществ, образованных по законам СССР, определяется: 1) общими нормами Гражд.. кодекса (ст. ст. 322 — 366 для акц. обществ и паевых товариществ и ст. ст. 318 — 321 для товариществ с огр. отв.), 2) изданными в развитие и дополнение их специальными узаконениями по отдельным вопросам акционерного права, 3) уставом Смешанного общества, 4) специальным соглашением учредителей (учредительским договором) и 5) концессионным договором, если таковой был заключен обществом с правительством СССР. Попытка б. Комвнуторга урегулировать основные вопросы организации Смешанных обществ в законодательном порядке (ср. ст. ст. 477 — 493 проекта Торгового свода) не увенчаюсь успехом — ввиду тех возражений, которые проект Торгового свода встретил со стороны НКЮ РСФСР и других ведомств. Лишь в Гражд. кодекс УССР декретом ВУЦИК от 26 февраля 1926 г. внесено несколько специальных примечаний о Смешанных обществах к общим статьям об акционерных обществах (примечания к ст. ст. 324, 342, 348, 365 и 366).

Юридические и экономические особенности, вызываемые совместной работой государственного и частного капиталов, находят свое выражение либо в уставе, фиксирующем минимальный процент государственного участия в капитале Смешанных обществ, порядок оплаты правительственных и частных акций, распределение мест в правлении и совете Смешанных обществ, особые права государства или частных акционеров и т. п., либо в специальном соглашении по тем же вопросам, заключаемом учредителями Смешанных обществ в период его организации — в том случае, если они не могут или не желают урегулировать все свои внутренние взаимоотношения в самом уставе. Теми же учредительскими договорами определяются и размеры кредитов, предоставляемых частными акционерами обществу, порядок разрешения споров между государственными и частными акционерами и т. п.

Основной капитал Смешанных обществ, организуемых по законам СССР, определяется обычно в рублях или же, в виде исключения, в фунтах стерлингов или долларах; основной капитал Смешанных обществ, образованных за границей, — в валюте соответствующей страны или же в твердой валюте другой страны. В Смешанных обществ, в коих частный капитал принимает участие с момента учреждения их, акции распределяются обычно поровну между правительственной и частной группой. Напротив, подавляющее большинство уставов обществ, учредителями которых являются лишь государственные органы и предприятия, закрепляет за государством (или же за государством и кооперацией) не менее 51 % или даже 60 % акций. При этом уставы нередко ограничивают свободную обращаемость не только частных, но и правительственных акций, ставя их передачу в зависимость от согласия правления (совета), либо даже от согласия правительства. Акции правительства либо оплачиваются на одинаковых основаниях с акциями частных акционеров, либо частная группа оплачивает все или часть правительственных акций, либо правительство оплачивает свои акции лишь в размере 20 % — с тем чтобы остающиеся 80 % постепенно пополнялись за счет излишков прибылей общества. Подобные льготы выговариваются правительством в виде компенсации за концессию, предоставляемую Смешанным обществам в области импортно-экспортных или транзитных операций. наряду с тем некоторые уставы предоставляют правительству право на часть излишков прибыли сверх фиксированной в уставе нормы (например, сверх 35 %) или даже на весь излишек сверх 100 % прибыли. Для УССР эта возможность предоставления государственные учреждениям и предприятиям привилегированных акций особо оговорена в законе (прим. к ст. 342 ГК).

Управление делами Смешанных обществ строится обычно на паритетных началах, причем, однако, правительство нередко выговаривает себе приоритет в решении спорных вопросов. В тех случаях, когда наряду с правлением создается в целях общего руководства и наблюдения за его деятельностью еще и совет, в правлении, как в оперативном органе, большее число мест предоставляется частному капиталу, в совете — государственному (о-во «Руссотюрк», в котором установлено обратное распределение мест, является единичным исключением). При отсутствии специальных постановлений в уставе или в дополнение к ним вопросы об управлении делами Смешанных обществ регулируются учредительским договором. Для Смешанных обществ, организуемых по законам УССР, возможность особого порядка образования органов Смешанных обществ оговорена в прим. к ст. 348 ГК УССР.

Права меньшинства охраняются в Смешанных обществах либо общими нормами акционерного права (например, ст. 360 Гражданского кодекса о праве меньшинства на избрание одного члена ревизионной комиссии), либо специальными постановлениями некоторых уставов о праве меньшинства на досрочную оплату их акций при несогласии большинства на ликвидацию общества (это последнее правило встречается, впрочем, лишь в очень немногих уставах). С другой стороны, некоторые уставы предоставляют правительству преимущественное право на приобретение имущества Смешанных обществ в случае его ликвидации — по последнему ликвидационному балансу или «при прочих равных условиях». Лишь устав Русско-канадского общества предусматривает обратный порядок: переход имущества при ликвидации к частным акционерам и оплату ими правительственных акций по определенному расчету.

Наибольшие разногласия вызвал как в судебной и административной практике, так и в юридической литературе вопрос о частно- или государственно-правовой природе Смешанных обществ, с разрешением которого в ту или иную сторону связан ряд серьезных практических последствий о подведомственности судебных споров, о праве Смешанных обществ на удовлетворение их претензий наряду с претензиями государственных предприятий, о регистрации внебиржевых сделок, о ставках служащих, обложении и т. п. Трудность проблемы заключалась в необходимости примирить использование частноправовой организационной формы (акционерное общество) с государственно-хозяйственной природой Смешанных обществ, создаваемой фактом принадлежности государству не менее 50 % всех акций. После ряда противоречивых решений отдельных ведомств и органов выход был найден в принципиальном признании Смешанных обществ частноправовыми организациями и в ряде конкретных отступлений от этого принципа, сделанных в порядке специального законодательства.

1 октября 1923 г. пленум Верховного суда РСФСР признал, что «акционерные общества — независимо от того, носят ли они смешанный характер, т. е. участвует ли в них частный капитал, или же они фактически состоят исключительно из государственных органов в качестве акционеров, но, согласно утверждаемым СТО уставов их, допускается вступление в них частных капиталистов, — не являются государственными предприятиями в области гражданского оборота, и, следовательно, к ним подлежат применению все законоположения, регулирующие деятельность частноправовых организаций как в области участия в обороте, так и при судебном разрешении возникающих споров» (см. также постановление пленума Верховного суда РСФСР от 3 ноября 1923 г. и разъяснение НКЮ РСФСР от 6 окт. 1924 г., № 611). В соответствии с этим 18 мая 1925 г. пленум Верховного суда РСФСР разъяснил, что Смешанные общества «в смысле взыскания перед взысканиями прочих лиц иными преимуществами, кроме указанных в утвержденном их уставе, не пользуются и под общее определение претензий государственных учреждений и предприятий (ст. 266 ГПК) не подходят», — иначе говоря, отнес претензии всех Смешанных обществ к категории частных претензий. Декрет ВЦИК от 27 сентября 1926 г. об изменении ст. 266 ГПК РСФСР также приравнял к претензиям государственных учреждений и предприятий лишь претензии акционерных обществ с исключительным (по уставу) участием государственного и кооперативного капитала (Собр. узак., № 64, ст. 503). Но наряду с тем в 1923 — 1926 гг. был издан ряд законодательных актов, коими Смешанные общества — в точно определенных отношениях — были приравнены к государственным предприятиям, причем одни из названных актов приравнивают к государственными предприятиям лишь Смешанные общества с преобладающим участием государственного капитала, другие — Смешанные общества с преобладающим участием государственного и кооперативного капиталов, третьи же — все вообще Смешанные общества. Так, например, декрет от 20 июня 1923 г. приравнял все Смешанные общества к государственным предприятиям в отношении обложения подоходным налогом (Собр. узак., № 61, ст. 573; ныне действующее Положение от 15 октября 1926 г., напротив, распространяется лишь на Смешанные общества, в коих не менее 50 % акций принадлежит государственным и кооперативным акционерам — Собр. зак., № 68, стр: 524), декрет от 4 ноября 1924 г. — в отношении переуступки прав по железнодорожным накладным (Собр. зак. 1925 г., № 1, ст. 10), декрет о 21 ноября 1924 г. — в отношении размера аванса, получаемого при государственных подрядах и поставках (Собр. зак., № 26, ст. 221). В вопросе об установлении персональных окладов и о получении товаров из таможен с отсрочкой платежа таможенных пошлин к государственным предприятиям приравнены лишь Смешанные общества с преобладающим государственным капиталом (постановления СТО от 2 ноября 1923 г. — Собр. узак. 1924 г., № 11, ст. 90 и от 26 августа 1925 г. — Собр. зак., № 60, ст. 453). Равным образом и утв. СТО СССР 10 сентября 1926 г. Правила составления балансов и исчисления амортизационных платежей (Собр. зак. № 60, ст. 453) и утв. СНК СССР 21 сентября 1926 г. Правила о трудовых списках (Собр. зак., № 66, ст. 502) распространяются лишь на Смешанные общества с преобладающим государственным капиталом. Постановление СТО от 5 апреля 1924 г. о снижении персональных окладов (Собр. узак., № 53, ст. 525), декрет СНК СССР от И августа 1924 г. об установлении бухгалтерской отчетности по заработной плате (Собр. зак., № 4, ст. 58) и постановление СТО СССР от 30 ноября 1926 г. о недопустимости возведения непромышленных строений стоимостью более 1.000 000 руб. (Собр. зак., № 76, ст. 610) приравняли к государственным предприятиям Смешанные общества с преобладающим участием государственного и кооперативного капиталов. Декрет СНК СССР от 7 марта 1924 г. и утв. СТО 11 апреля 1924 г. Правила помещения части резервных капиталов (60 %) в государственные процентные бумаги приравняли к госпредприятиям лишь те из обществ с преобладающим государственным капиталом, в коих «фактически не участвует иностранный капитал» (Собр. узак., № 43, ст. 399). Особняком стоят декреты СНК СССР от 3 апреля и 14 мая 1925 г. об ответственности за соблюдение правил об отчислениях на строительство рабочих жилищ и о порядке использования этих отчислений, приравнявшие к государственным предприятиям лишь акционерные общества, учредителями коих являются исключительно государственные учреждения и предприятия (Собр. зак., № 40, ст. 295; «Изв. ЦИК», № 295).

Наиболее спорным вопросом оказался вопрос о подведомственности судебных споров Смешанных обществ. Циркуляром 6 февраля 1923 г., № 8, Высшая арбитражная комиссия отнесла к ведению арбитражных комиссий споры Смешанных обществ, уставом коих «за государством обеспечено преобладающее влияние» (свыше 50 % всех акций). Цитированным выше постановлением пленума Верховного суда РСФСР от 1 октября 1923 г. все иски Смешанных обществ были, напротив, признаны подсудными общим судам. В настоящее время этот вопрос разрешен декретом СНК и ВЦИК РСФСР от 12 января 1925 г. об арбитражных комиссиях РСФСР, поставившим передачу споров всех Смешанных обществ на рассмотрение арбитражных комиссий в зависимость от согласия на то самих Смешанных обществ (Собр. узак., № 6, ст. 46). Утв. 6 мая 1924 г. Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР вообще не упоминает о спорах Смешанных обществ. (Собр. узак., № 62, ст. 618).

Невыясненным остается лишь вопрос о допустимости обращения взыскания на, части имущества Смешанных обществ, входящие в состав его основного капитала. Ввиду отсутствия специального закона о приравнении Смешанных обществ к государственным предприятиям и в этом отношении, необходимо признать, — с точки зрения указанных выше постановлений пленума Верховного Суда РСФСР, — что кредиторы Смешанных обществ могут обратить взыскание на все имущество Смешанных обществ. Отсюда — практический вывод: впредь до издания соответствующего специального закона (издание такового предусматривает и ст. 22 — а ГК РСФСР в ред. декрета от 11 октября 1926 г. Собр. узак., № 68, ст. 531) государственные предприятия и имущества должны передаваться Смешанным обществам лишь в концессионное или арендное пользование, но не на праве собственности. Пока главной сферой применения Смешанных обществ являются внешняя и внутренняя торговля и кредит, вопрос о неприкосновенности основного капитала не играет особенной роли. Он приобретет, однако, громадное значение тотчас же, как только Смешанные общества получат сколько-нибудь широкое распространение в промышленности.

Совершенно особый порядок установлен для определения и распределения прибыли Смешанных обществ (постановление СТО СССР от 30 января 1925 г. — Собр. зак., № 8, ст. 79; см. также Собр. зак. 1926 г., № 55, ст. 404 и № 67, ст. 515). Предварительно общих собраний акционеров, созываемых для утверждения баланса и распределения прибылей, все вопросы обсуждаются соответствующими наркоматами при участии НКФ — для дачи надлежащих инструкций представителям наркоматов в данном Смешанном обществе. Вслед затем общее собрание акционеров определяет не только общий размер дивиденда, но и ту долю его, которая подлежит непосредственному внесению правлением Смешанного общества в доход казны за счет каждого из правительственных акционеров, с тем чтобы лишь остающаяся часть дивиденда выдавалась непосредственно последним. Акционеры — учреждения, состоящие на государственном бюджете, вносят дивиденд в доход казны полностью. Этот порядок распределения прибылей применяется ко всем Смешанным обществам, за исключением кредитных учреждений. На практике, однако, и причитающаяся к выдаче государственным акционерам часть дивиденда не всегда выдается им непосредственно, но обращается на покрытие их взносов по вновь выпускаемым акциям (такова, в частности, и практика Промбанка).

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«С»: Самообложение, Сахарный заем, Сберегательные кассы, Свободная наличность, Серебро, Смешанные общества, Специальные сборы, Специальные средства, Страхование, Субвенции, «С».