Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Поимущественный налогПоимущественный налог. Поимущественный налог облагает всю совокупность имущества физических, иногда также и юридических лиц. В ценность облагаемого имущества включаются также права на денежные получения — ренты, пожизненные доходы и т. п., обложение которых происходит по их капитализованной доходности. Поимущественный налог может прежде всего различаться по источнику своей уплаты: Поимущественный налог может носить лишь номинальный характер, когда он уплачивается из извлекаемого из имущества дохода и когда, следовательно, ставки Поимущественного налога не превышают презумптивно исчисленной доходности имущества; в других случаях, обычно в эпохи особо острой финансовой нужды государства, как это было, например, во многих государствах во время войны, Поимущественный налог может принимать реальный характер, т. е. должен уплачиваться путем реализации самого имущества. Следовательно, для уплаты налога должна поступать на рынок большая имущественная ценность, что может вызвать резкое понижение цен. Во избежание этого уплата налога рассрочивается на ряд лет. Далее, Поимущественный налог может быть постоянным, периодическим или единовременным; наконец, он может взиматься или со всей ценности имущества, или лишь с его прироста. Исторически Поимущественный налог был одной из наиболее ранних форм обложения, но первоначально он носил чрезвычайный характер и часто являлся действительным изъятием части имущества. Но в настоящее время Поимущественный налог редко является самостоятельной формой обложения, так как имущество не может служить верным критерием доходности и, следовательно, платежеспособности плательщика. Поэтому Поимущественный налог становится дополнительным налогом к подоходному обложению наиболее состоятельного населения, особенно в отношении того имущества, которое не приносит непосредственного дохода, учитываемого при подоходном обложении, но которое в то же время свидетельствует о повышенной платежеспособности данного лица (например, владение экипажем, драгоценностью, коллекциями предметов искусства и т. п.). До эпохи войны 1914 г. ставки налога были сравнительно низки и прогрессивно увеличивались с осотом ценности имущества; ставки варьировались также от общей величины получаемого дохода (Германский закон 1913 г.). Некоторая часть имущества совершенно свободна от обложения. Ценность облагаемого имущества исчисляется или по его рыночной цене, или по «обычной» цене, или по капитализированной доходности. Во время войны ряд стран для удовлетворения своих финансовых потребностей вводил у себя не только номинальные, но и реальные Поимущественные налоги. Так, в Германии неоднократно вводились весьма высокие Поимущественные налоги: в 1919 г. ставки были установлены в размере 10 — 65 %% для последовательных долей ценности имущества физических лиц и 10 % с имуществ юридических лиц; в 1923 г. был введен периодический Поимущественный налог с чистого имущества, т. е. за вычетом лежащих на нем долгов, в размере от 0,1 до 1 %, юридические лица платят 0,15 %. Дополнительный сбор (на ближайшие 15 лет) составляет 100 — 200 %% основного. Таким образом Поимущественный налог превратился в номинальный Поимущественные налоги. Реальный Поимущественный налог был введен также в Австрии и Италии. Чтоб не подорвать совершенно хозяйственного положения плательщика уплата налога была рассрочена на десятки лет (в Италии, например, 30 лет), что в значительной степени лишает Поимущественный налог характера единовременности. В других странах проблема реального Поимущественного налога, как средства ликвидации финансовых последствий войны, одно время широко обсуждалась, но не была осуществлена ввиду экономической нецелесообразности: реальный Поимущественный налог подрывает хозяйственные основы плательщика, вызывает рыночные пертурбации, уплата его натурой (такое право было, например, предоставлено плательщикам в Австрии) невыгодна фиску. И фактически в странах, где чрезвычайный Поимущественный налог был введен, он на практике свелся, благодаря рассрочке платежа и т. п., к невысокому периодическому Поимущественному налогу, являющемуся дополнительным обложением фундированных доходов. В СССР в 1918 г. был издан закон о чрезвычайном единовременном Поимущественном налоге, производящем полную конфискацию имуществ, превышающих 10 т. руб. Поимущественный налог взимался со всех владельцев имуществ свыше определенного минимума и должен был дать по проекту 10 млрд. руб. Проведение Поимущественного налога вызвало необыкновенные трудности, и фактические поступления составили лишь около 1,5 млрд. руб. С восстановлением налоговой системы Поимущественный налог был установлен законом 1922 г. о подоходно- поимущественном налоге; устанавливалась доля имущества, свободная от обложения, были введены прогрессивные ставки; обложению подлежало имущество, не составлявшее предметов промысла. От налога были освобождены рабочие, служащие и юридические лица. Поимущественный налог был сохранен и при реформе подоходного налога в ноябре 1923 г. Но ввиду отсутствия экономических условий для его существования и развития, незначительности подлежащих обложению имуществ, благодаря произведенной Октябрьской революцией имущественной нивелировки населения, — Поимущественный налог в финансовом отношении дал весьма слабые результаты и в октябре 1924 г. был отменен. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«П»: Платежный баланс, Платежный баланс СССР, Платина, Податная инспекция, Подоходный налог, Поземельное обложение, Поимущественный налог, Почтовые конвенции, Пошлины, Принудительный курс, Прогрессивное обложение, Процент, Публичный кредит, «П». |
| |