Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Подоходный налог

Подоходный налог. Подоходный налог занимает в настоящее время одно из главнейших мест в налоговых системах современных государств. Это свое значение Подоходный налог приобрел в процессе длительного развития и лишь при определенных экономических и социальных условиях. Главные преимущества Подоходного налога заключаются в том, что он, больше чем какой-либо другой налог, сообразуется с платежеспособностью плательщика, учитывая в большинстве случаев все моменты, влияющие на налоговую платежеспособность и производя обложение по принципу обложения чистого дохода.

Первоначальные формы Подоходного налога были однако весьма далеки от тех более или менее совершенных форм, которые он принял в настоящее время. Необходимыми условиями для проведения Подоходного налога являются: 1) определенный уровень экономического развития, приводящий к сильной концентрации доходов, благодаря чему становится особенно выгодным прогрессивное обложение; 2) определенное соотношение классов дабы введение Подоходного налога поддерживалось в данный момент достаточно в политическом отношении сильными классами; 3) фискальные потребности государства и напряженность обложения широких масс населения, делающие возможным дальнейшее увеличение государственных доходов лишь за счет усиления обложения имущих классов; 4) достаточно развитую «налоговую мораль» населения и 5) техническую подготовленность финансового аппарата к проведению сложной системы Подоходного налога. Лишь при наличии всех указанных условий возможно проведение Подоходного налога по строго установленным совершенным формам, в противном случае приходится идти на компромиссы, приспосабливаясь к наличным условиям. В отношении каждого из указанных условий проведения Подоходного налога следует отметить следующее:

1) При слабо выраженной в доходном отношении дифференциации населения и при общем низком уровне доходов пределы прогрессивного Подоходного налога сильно ограничены, и здесь возможно проведение классного налога, т. е. установления определенных ставок для групп плательщиков (по профессиональному или классовому признакам) с проведением прогрессивного обложения лишь для более высоких доходных групп. Такая система была введена в 1851 г. в Пруссии, в 1923 г. — в СССР. 2) Поскольку во введении Подоходного налога не заинтересованы сильные в политическом отношении классы, все попытки проведения Подоходного налога окажутся весьма мало эффективными. Это вполне подтверждает пример Англии, где в 1842 г. Подоходный налог смог быть введен лишь потому, что в этом были заинтересованы землевладельцы, рабочий класс (чартистское движение) и отчасти сами промышленники (отмена хлебных пошлин, акцизов и др. стеснений производства при условии введения Подоходного налога). Не говоря уже о рабочем классе, выставляющем высоко-прогрессивный Подоходный налог в качестве одного из требований своей политической программы, Подоходный налог во II половине XIX в. приобрел себе решительных сторонников в лице землевладельцев, которые при Подоходном налоге как налоге личном (см.), учитывающем в отличие от реальных налогов (см.) задолженность и др. моменты, влияющие на платежеспособность и размер чистого дохода, должны были бы благодаря сильной задолженности нести значительно меньшее бремя обложения. 3) Кроме классовых интересов на введение Подоходного налога оказывают сильное влияние фискальные потребности. Практика показала, что Подоходный налог при наличии благоприятных экономических условий может давать фиску весьма крупный доход; поэтому во многих странах (например, в России в 1905/06 г.) проекты введения Подоходного налога возникают в моменты финансовых кризисов. Поскольку эти моменты во многих случаях совпадают с эпохами войны, то хронологически введение Подоходного налога совпадает с войной: так, в России Подоходный налог был введен в 1916 г., в Англии — в 1798 г. (война с Францией), в С. ш. Америки федеральный Подоходный налог вводился во время гражданской войны и др. Но при введении Подоходного налога надо учитывать, что для того чтоб он давал крупные фискальные результаты, необходимо приучить население и финансовый аппарат к сложной технике его проведения, на что уходит обычно несколько лет; следовательно, если вводить его в моменты острой нужды, то он может оказать весьма слабую помощь. С этой точки зрения следует признать неправильными проникнутые классовыми интересами защиты буржуазии теории Подоходного налога в качестве резервного фонда; согласно этой теории следует государству дать право ввести Подоходный налог, но обусловить это введение лишь моментом острой фискальной потребности. 4) «Налоговая мораль», привычка населения к уплате налогов и правильному показанию доходов, играет исключительно крупную роль в Подоходном налоге, где некоторые виды доходов весьма легко поддаются утайке. «Налоговая мораль» создается лишь в процессе длительного налогового воспитания, культурного развития населения. Поэтому в странах культурно низко развитых, где населению трудно разобраться в декларациях и т. п., Подоходный налог, построенный по совершенным системам, не дает значительных результатов. 5) Техническая подготовленность аппарата, наличие достаточных контрольных мер являются необходимыми условиями успешности Подоходного налога.

В процессе исторического развития Подоходного налога выработалось три системы обложения. Первая и более старая английская система носит название шедулярной системы. Шедулярная система, установленная в Англии в 1803 г. и восстановленная в 1842 г., заключается в самостоятельном обложении доли дохода от каждого источника. Всех шедул (разделов) пять. Шедула А облагает доходы от занятия сельским хозяйством, шедула В — ренту землевладельцев, шедула С — доходы от денежных капиталов, шедула Д — торгово-промышленные доходы и шедула Е — доходы от жалований, пенсий и т. п. Колоссальное преимущество шедулярной системы заключается в технических удобствах и возможности широкого применения принципа взимания налога у источника, т. е. при выплате самого дохода: фермер удерживает следуемый с землевладельца налог при уплате ему арендной платы, налог по шедуле С удерживается при оплате процентов, налог с жалований и т. п. удерживается при их выплате государственными учреждениями и кассами. Кроме того такая система значительно затрудняет утайку доходов. Но, обладая отмеченными положительными качествами, шедулярная система не дает возможности проводить прогрессивное обложение с совокупности доходов, устанавливать вычет долгов, семейные скидки и т. п., т. е. эта система в значительной степени лишена преимуществ системы Подоходного налога.

Этого недостатка стремится избежать следующая форма, которая по месту своего первоначального идейного возникновения может носить название французской. По этой системе сохраняется шедулярное обложение, но, начиная с определенного уровня дохода, плательщики обязаны подавать декларации о всех доходах в совокупности, и, начиная с этого уровня, доход подлежит прогрессивному обложению со всей массы доходов, и здесь допускаются уже обычные вычеты и скидки: на трудовые доходы, по семейному положению, на уплату долгов и пр. Эта система успешно применяется в настоящее время в Англии и Франции.

Наконец, по третьей системе, так называемой прусской (введена в Пруссии в 1891 г., заимствована в России при выработке проекта 1916 г., установлена в СССР в 1922 г. и др.), обложение происходит с совокупности доходов, показываемых в декларациях, подаваемых плательщиками с доходом свыше определенного минимума (Existenzminimum'a), обычно значительно низшего чем устанавливаемый для «дополнительного налога с совокупности доходов» при второй системе Подоходного налога. Подоходный налог по идее должен взиматься с действительного, чистого дохода, полученного плательщиком. Однако по различным причинам технического характера и по классовым требованиям господствующих классов это правило часто не соблюдается и обычно во вред фиску и к выгоде плательщиков. При условии распространения Подоходного налога на большое число плательщиков (при обложении доходов от сельского хозяйства при наличии большого числа сельских хозяев, например, свыше 7 млн во Франции) и при неуверенности в правильности бухгалтерских записей становится технически невозможным производить точный учет фактического дохода каждого индивидуального плательщика. В таких случаях устанавливается обложение по нормам доходности, т. е. фиск презюмирует, что при таких-то внешних признаках такое-то имущество или род деятельности дает такой-то доход. Так, например, во Франции доход от занятия сельскохозяйственным промыслом определяется в кратном отношении к наемной стоимости участка. В других случаях такое нормативное обложение преследует цели исключить влияние преходящих конъюнктурных факторов, определяющих доход, например, в случаях определения доходов от торгово-промышленной деятельности в размере средней за последние три года, но не свыше фактических доходов за последний год. Некоторые государства, в видах достижения специальных целей, устанавливают изъятие от обложения некоторых видов доходов: например, С. ш. Америки во время войны широко применяли изъятие от Подоходного налога доходов от государственных займов.

В основу Подоходного налога, как общее правило, кладутся декларации, т. е. подаваемые плательщиками по особым формам сведения о получаемых доходов. Большое значение в деле правильного исчисления доходов, борьбы с утайкой доходов и в качестве контрольного средства имеют косвенные декларации, когда каждое предприятие или учреждение, производящее выплату каких-либо средств, обязано сообщать об этих выплатах по местожительству получателя доходов. Некоторое контрольное значение имеет публичность деклараций, т. е. когда все поданные в финансовые органы декларации вывешиваются для всеобщего ознакомления, причем каждый может указать на неправильности в декларациях третьих лиц.

Подоходному налогу подлежат все лица, получающие самостоятельные доходы свыше установленного закона экзистенцминимума. Последний варьируется по отдельным странам в зависимости от уровня и стоимости жизни, но преследует также цели освободить финансовый аппарат от работы по обложению массы мелких плательщиков, налоговые поступления с которых не покрывают издержек взимания и не дают фиску крупных выгод. Постепенно все больше в системах Подоходного налога начинают учитываться моменты, влияющие на субъективную платежеспособность, делается различие между незаработанными и трудовыми доходами в сторону пониженного обложения последних, проводится вычет долгов (здесь приобретает особое значение система косвенных деклараций и взаимных поверок деклараций); устанавливается система льгот и скидок по семейному положению, так как, конечно, лицо с большой семьей менее платежеспособно, нежели лицо с равным доходом, но не имеющее иждивенцев. Учет семейного положения может проводиться различным способом: или свободный от обложения минимум дохода варьируется в зависимости от количества не имеющих доходов членов семьи, или на каждого члена семьи допускаются вычеты из получаемого дохода, или понижается разряд по платежу налога и т. п.

Подоходный налог в большинстве стран взимается в настоящее время по прогрессивному принципу, при чем прогрессия строится на различных основаниях (см. это слово); случаи пропорционального обложения в настоящее время весьма редки.

В финансовой теории и практике большие споры вызвал вопрос о привлечении к Подоходному налогу юридических лиц: акционерных обществ и компаний, товариществ и др. Обычно эта проблема разрешается в положительном смысле, но обложение юридических лиц строится тогда на иных основаниях. В пользу Подоходного налога с юридических лиц выставляются следующие соображения: юридические лица платежеспособны, поскольку имеют доход, и изъятия у них в форме Подоходного налога части прибыли есть одна из форм регулирования капиталонакопления; облагать юридические лица в фискальном отношении выгоднее, чем облагать самостоятельные доходы каждого акционера. Но, конечно, правильно делаемое возражение, что получаемый юридическими лицами доход не носит личного характера, т. е. не служит средством удовлетворения индивидуальных потребностей, а носит объективный характер, потому что величина прибыли акционерной компании ничего не говорит о доходе ее акционеров, так как последний зависит от числа участников, среди которых распределяется прибыль. Гораздо важнее уровень прибыли предприятия. В соответствии с этим Подоходный налог с юридических лиц выделяется иногда в самостоятельный налог, построенный или по принципу пропорционального обложения, или по принципу прогрессии в зависимости от высоты прибыли на капитал. Эта система требует введения специального налога на капитал во избежание преувеличения капитала для уменьшения размера прибыли.

В СССР Подоходный налог был введен в 1922 г. и был построен по прусскому образцу при невысоком экзистенцминимуме. Опыт оказался неудачным в силу отсутствия достаточных экономических и технических условий подоходного обложения. Поэтому Положением от 12 ноября 1923 г. Подоходный налог был реформирован. Был установлен классный налог, взимаемый в твердых ставках со всех лиц, в зависимости от профессионального и классового признаков. Для лиц с совокупным доходом от всех источников свыше 300 — 500 руб. в полугодие (в зависимости от географического пояса) установлен прогрессивный Подоходный налог с прогрессией до 25 %. Для доходов рабочих и служащих экзистенцминимум повышается еще на 900 руб., иначе говоря налог взимается в Москве лишь при доходе свыше 1.400 руб., но со всего дохода свыше 900 руб. Юридические лица, в коих не участвует государственный капитал, подлежат обложению на общем основании, но имеют более высокий свободный от обложения доход. Положением от 29 октября 1924 г. налог был подвергнут новому пересмотру в сторону изменения ставок основного и прогрессивного Подоходного налога (прогрессия была поднята до 30 %) и изменения перечня субъектов обложения. Государственные, кооперативные предприятия, смешанные общества подлежат Подоходному налогу в особом порядке по закону от 20 июня 1923 г.: обложение происходит централизованным порядком, ставка пропорциональная — 8 %. Поступления Подоходного налога с каждым годом возрастают, но пределы Подоходного налога все же весьма ограничены благодаря слабой дифференциации населения, хотя группа лиц с высшими доходами постоянно растет.

СПРАВКИ о числе плательщиков прогрессивного налога и сумме их дохода по разрядам за 1923/24, 1924/25 гг. и 1-е полугодие 1925/26 г. по СССР
РазрядыРазмер полугодового дохода1-е полугодие 1923/24 г. без ЗСФСР2-е полугодие 1923/24 г.
Число лиц% к итогуСумма дохода% к итогуЧисло лиц% к итогуСумма дохода% к итогу
1До 500 р.126.13824,149.00810,4135.62722,753.7399,3
2-4от 500 до 1.000 р.282.18454,0193.20441,0318.81753,3219.63238,0
5-9от 1.000 до 3.000 р.101.08219,3155.82833,0124.66220,9193.96733,6
10-13от 3.000 до 5.000 р.9.0131,733.8617,211.7002,045.1607,8
14-17Свыше 5 000 р.4.5930,939.5388,46.7211,165.22511,3
Итого523.010100,0471.439100,0597.527100,0577.727100,0

РазрядыРазмер полугодового дохода1-е полугодие 1924/25 г.2-е полугодие 1924/25 г.
Число лиц% к итогуСумма дохода% к итогуЧисло лиц% к итогуСумма дохода% к итогу
1До 500 р.127.40124,351.33010,7118.46826,747.45012,1
2-4от 500 до 1.000 р.280.53953,6195.59840,7236.82653,3162.88441,5
5-9от 1 000 до 3.000 р.104.39219,9156.02232,479.82818,0121.11430,9
10-13от 3 000 до 5.000 р.7.2571,428.2755,95.9571,322.9785,9
14-17Свыше 5.000 р.4.0230,849.56510,33.2570,737.5699,6
 Итого523.626100,0480.909100,0444.340100.0392.015100,0

РазрядыРазмер полугодового дохода1-е полугодие 1925/26 г.
Число лиц% к итогуСумма дохода% к итогу
1
2-4
5-9
10-13
14-17
До 500 р.
от 500 до 1.000 р.
от 1 000 до 3.000 р.
от 3 000 до 5.000 р.
Свыше 5.000 р.
138.551
258.733
103.252
10.957
6.185
26,8
50,0
19,9
2,1
1,2
55.803
183.832
165.554
42.195
69.779
10,8
35,5
32,0
8,2
13,5
 Итого517.681100,0517.230100,0

Число всех плательщиков основного Подоходного налога составило в I полугодии 1924/25 г. 2,1 млн чел., из коих около 508 тыс. было привлечено к прогрессивному Подоходному налогу, доход же остальных 1,5 млн чел. не превысил экзистенцминимума. Во II полугодии 1924/25 г. было привлечено к основному Подоходному налогу 1,5 млн чел.; к прогрессивному Подоходному налогу — 358 тыс. чел. с полугодовым доходом в 296 млн руб., налог с которых был начислен в 13,2 млн руб. (без государственных, кооперативных и т. п. предприятий); в I полугодии 1925/26 г. к основному налогу было привлечено уже 2,3 млн чел., к прогрессивному — 544 тыс. с полугодовым доходом в 500 млн руб., на который было начислено 33,3 млн руб. налога. Сильная недоимочность по основному налогу, уплата его вне зависимости от размеров фактически получаемых доходов выдвинули в 1926 г. проект его полной отмены. Этот проект вызвал те возражения, что основной налог, хотя он и не является по существу Подоходным налогом, дает известные фискальные доходы (по подсчетам НКФ — 12 — 15 млн руб.), является массовым налогом, а благодаря невысоким ставкам — не особенно обременительным. В условиях нивелировки доходов и имуществ такая форма Подоходного налога неизбежна, ибо проводить для этой группы действительный Подоходный налог технически нерационально, а по экономическим и финансовым соображениям необходимо использовать их платежеспособность. Одновременно возникли проекты внесения новых изменений в Положение о Подоходном налоге с целью его улучшения (учет семейного положения) и основного пересмотра некоторых частей (введение прогрессивного обложения с государственных предприятий, пересмотр обложения юридических лиц и др.).

Законом от 26 марта 1926 г. установлены семейные скидки: для плательщиков с полугодовым доходом не более 2.000 руб., имеющих на своем иждивении более двух человек семьи, оклад прогрессивного налога понижается на 25 %. Одновременно в целях нового облегчения налогового бремени для трудящихся государственных учреждений и предприятий получаемое ими вознаграждение для целей обложения понижается на 20 %, а заработки подсобного характера для всех лиц, основным доходом которых является вознаграждение за работу по найму, принимаются для исчисления прогрессивного Подоходного налога в половинном размере. Местным финансовым органам тем же законом предоставлено право освобождать от платежа основного Подоходного налога неплатежеспособных граждан, но с тем, чтобы это не приняло характера огульного освобождения отдельных групп плательщиков. Произведены также некоторые изменения в перечне субъектов обложения. Осенью 1926 г. Подоходный налог был коренным образом реформирован. Закон от 24 сентября 1926 г. отменил основной Подоходный налог, значительно повысил ставки прогрессивного Подоходного налога, понизил свободный от обложения доход и т. п. В настоящее время Подоходный налог имеет следующую структуру. Подоходному налогу подлежат все физические лица, имеющие самостоятельный доход от источников, находящихся в пределах СССР; акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью, а равно общества взаимного кредита; иностранные общества и товарищества по операциям в пределах СССР. Государственные, кооперативные предприятия и смешанные общества облагаются по прежнему в особом порядке пропорциональным Подоходным налогом. Налог взыскивается с доходов, превышающих для лиц получающих доход от труда по найму 1.200 — 900 р. в год (в зависимости от географического пояса), для всех прочих плательщиков — 800 — 500 руб. в год, при чем этот минимум не вычитается из доходов, подлежащих обложению, т. е. превышающих минимум. Лица, доход коих не превышает определенного уровня (4.000 р. в год для трудящихся по найму и пенсионеров и 2.000 р. в год для прочих), имеют право на семейные скидки в форме скидки в 25 % с оклада налога при наличии двух и более иждивенцев.

В качестве облагаемого дохода принимается сумма валовых поступлений за вычетом расходов, связанных с получением дохода (производственные издержки) и некоторых других, законом установленных; например, допускается вычет профессиональных и партийных взносов; допускается также вычет уплаченных премий по страхованию жизни, но не свыше 300 р. на плательщика.

Срок обложения — годовой; устанавливается 4 срока уплаты налога, но с рабочих, служащих и пенсионеров он вычитается ежемесячно двенадцатыми долями по месту выплаты дохода.

Налог — высоко прогрессивный. Система профессии введена штафельная, когда каждая доля дохода облагается своей ставкой, исчисляемой в процентном отношении к доходу. Установлено три шкалы прогрессии в зависимости от характера облагаемого дохода. По первой шкале с пределом прогрессии в 30 % и начальной ставкой в 0,7 % облагаются трудящиеся по найму и пенсионеры; по второй шкале со ставками от 2,5 % до 35 % облагаются лица, получающие доход от труда не по найму; по третьей шкале со ставками от 3 % до 45 % облагаются лица, имеющие нетрудовой доход, и юридические лица, облагаемые в общем порядке. Новые ставки производят значительное повышение Подоходного налога, особенно для высших по доходности групп населения и для нетрудового населения; это повышение еще более ощутимо потому, что в соответствии с окладами Подоходного налога исчисляются и оклады налога на сверхприбыль, введенного в качестве временного налога в середине 1926 г., но сохраненного и для 1926/27 г.

Кроме того, местные органы имеют право взимать надбавки в размере 25 % государственного оклада, а в некоторых случаях (например, Ленинград) размер надбавки повышен даже до 50 %.

Обложение, как общее правило, строится на основании деклараций плательщиков. Поступления Подоходного налога, — как общего, так и с государственных и т. п. предприятий — составили в 1922/23 б. г. 12,7 млн. руб., в 1923 24 г. — 64.2 млн. руб., в 1924/25 б. г. — 94,9 млн. руб., а в 1925/26 г. — 153 млн. руб. В общей сумме налоговых поступлений Подоходный налог составляет 7 — 8 % и около 3,5 % в общей сумме всех обыкновенных государственных доходов. В 1926/27 г. поступления Подоходного налога ожидаются в размере 168 млн. руб.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«П»: Платежный баланс, Платежный баланс СССР, Платина, Податная инспекция, Подоходный налог, Поземельное обложение, Поимущественный налог, Почтовые конвенции, Пошлины, Принудительный курс, Прогрессивное обложение, Процент, Публичный кредит, «П».