Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Прогрессивное обложение

Прогрессивное обложение. Прогрессивное обложение — одна из систем, заключающаяся в том, что чем выше доход или чем больше имущество, тем больше квота (размер) налога, падающего на одну платежную единицу. Так, например, если доход в 10.000 руб. облагается в 5 % налогом, то доход в 12.000 руб. — уже 6 % и т. д. Таким образом устанавливается определенная прогрессивная шкала обложения доходов и имуществ. На известной высоте Прогрессивное обложение обычно переходит в пропорциональное, ибо если продолжать прогрессию без конца, то налог может поглотить весь доход или большую его часть. Последнее может послужить тормозом хозяйственно-производительной деятельности общества или же создает среди плательщиков тенденцию к утайке части своих доходов. Правда, такое явление не может принять крупных размеров; в развитом меновом обществе оно часто является невыгодным и для самого плательщика, ибо преуменьшение им своих доходов может привести к сокращению кредита. Но в известных пределах, при чересчур высоком Прогрессивном обложении, оно возможно. Прогрессивное обложение построено на тех принципах, что каждый член общества должен облагаться налогом согласно его средствам и экономической силе и платежеспособности. Так как платежеспособность появляется только в том случае, когда у хозяйствующего субъекта остается известный остаток свободных средств после удовлетворения своих насущных потребностей, то поэтому при Прогрессивном обложении мелкие доходы, не превышающие прожиточного минимума, так называемого Existenzminimum'a, согласно с культурным уровнем населения страны, обыкновенно совершенно освобождаются от налога. Благодаря этому лица, обладающие небольшими доходами, имеют возможность полностью, в пределах своих средств, удовлетворить свои насущные потребности. Это правило получило широкое распространение еще и потому, что обложение мелких плательщиков является маловыгодным и для самого фиска. Взимание с них налога обходится очень дорого. Старый прусский классный подоходный налог дает очень интересные данные по этому поводу. Так, чтобы собрать сто талеров налога с самой низшей ступени плательщиков, нужно было применить 228 напоминаний и 49 экзекуций, между тем как для плательщиков всех остальных групп для получения тех же ста талеров понадобилось всего 35 напоминаний и 4 экзекуции. При Прогрессивном обложении платежеспособность рассматривается не только с точки зрения величины дохода, но и по условиям удовлетворения плательщиком своих потребностей при помощи этого дохода. Эти условия видоизменяются в зависимости от размера дохода. Человек в первую очередь удовлетворяет свои наиболее насущные потребности в пище, одежде и жилище. При увеличении своего дохода он начинает из свободного остатка удовлетворять свои второстепенные и третьестепенные потребности. При этом, так как удовлетворение насущных потребностей может расширяться лишь в ограниченных пределах, то при увеличении дохода все большая и большая часть его идет на удовлетворение менее настоятельных потребностей. Это положение подтверждается и статистическими данными, собранными в различных странах относительно бюджетов отдельных групп населения. Для примера приведем данные Германского имперского статистического бюро, обследовавшего бюджеты 832 семейств различных классов. В результате обследования выяснилась следующая картина.
При доходе:Расходы (в марках) на:
марокпропитаниеквартируосвещениеодеждупрочиеИтого
абс.%абс.%абс.%абс.%абс.%абс.%
ниже 1.20058254,221420,0676,2999,211210,41.074100
от 1.220 до 1.60078554,624717,2704,81369,519913,31.437100
от 1.600 до 2.00091851,032418,0804,520711,527315,91.802100
от 2.000 до 2.5001.06448,138917,6884,027912,639317,72.203100
от 2.500 до 3.0001.15742,749018,01073,938714,357221,22.713100
от 3.000 до 4.0001.29138,162718,51243,647614,086925,83.387100
от 4.000 до 5.0001.42332,883519,31343,163814,71.30230,14.322100
свыше 5.0001.78030,387214,91793,187514,92.16236,85.868100

Аналогичные статистические сведения имеются и по другим странам. Таким образом, чем выше доход, тем большая часть его идет на удовлетворение менее значительных потребностей. Естественно поэтому, что состоятельный плательщик может быть обложен налогом в более высоком размере, чем тот, который имеет более скромный бюджет. Повышая квоту налога по мере увеличения дохода или имущества, Прогрессивное обложение переносит главную тяжесть налогового бремени на имущие классы. Поэтому оно при своем проведении в жизнь встречает с их стороны большое сопротивление; в силу этого обстоятельства вокруг него возникла горячая полемика. Сторонниками Прогрессивного обложения выступают представители мелкой буржуазии и пролетариата. Приверженцы этой системы выставили много положений в пользу этого рода обложения и постарались дать ей теоретическое обоснование. Одни из них приветствуют эту систему с точки зрения теории платежеспособности. По этой теории масштабом распределения налогов между гражданами должна служить платежная способность последних. Они признают, что платить налоги есть долг каждого члена общества, и на этом и основывают свою теорию. Особенно сильно настаивает на масштабе платежеспособности так называемая социальная школа, во главе которой стоит Адольф Вагнер. Последний считает, что история финансов разделяется на два периода — чисто фискальный и социально-политический. Во время первого все внимание правительства было сосредоточено исключительно на движении средств казны. В настоящее же время, в период социально-политический, налог уже является не только средством увеличения доходов фиска, но и могучим орудием общественных реформ. Налоги, по мнению этой школы, должны служить коррективом тех неустройств, которые создаются в современном государстве благодаря экономическому неравенству, порожденному капиталистическими странами. Лучшим коррективом этих неустройств является, по мнению Адольфа Вагнера, Прогрессивное обложение, с помощью которого налоговое бремя перелагается с неимущих на более состоятельные классы населения, что содействует смягчению экономического неравенства. Другие теоретики выставляют теорию социального возмездия для теоретического обоснования этого обложения. Они считают идеалом пропорциональное обложение, но, ввиду того, что косвенные налоги имеют прогрессивный характер, падая более тяжело на неимущих, чем на более состоятельных, они признают необходимость введения известного корректива в обложении, каковым они считают Прогрессивное обложение. Наконец, сторонники теории предельной полезности обосновывают Прогрессивное обложение следующими положениями: они считают, что органы государства оказывают гражданам известные услуги, что последние уплачивают известные суммы денег. Здесь между государством и населением происходит тот же меновой процесс, как и на рынке. Каждое лицо имеет известные коллективные потребности, и вот для удовлетворения их оно отдает государству ту часть своих денег, которые пошли бы иначе на удовлетворение менее настоятельных личных потребностей. Таковы теоретические обоснования для Прогрессивного обложения у его сторонников. Противники этого вида обложения в свою очередь стараются привести известные доводы, подрывающие рациональность этой системы. Аргументы их защищают интересы крупной буржуазии. Большая часть их исходит из воззрения на государство как на страховую компанию, которой каждый гражданин уплачивает в виде налога только стоимость государственных услуг. Другие смотрят, что налог есть просто плата государству за защиту собственности. Оба эти течения сходятся в положении, что каждый гражданин получает от государства тем больше услуг, чем больше его доход или имущество. Поэтому они считают, что налоги должны быть пропорциональными. Для Прогрессивного обложения нет абсолютно никаких обоснований. Все эти положения как сторонников, так и противников Прогрессивного обложения наряду с другими более мелкими слабыми сторонами обладают одним общим слабым местом: они не выясняют ни причин появления этой формы обложения ни ее достоинств. Они стараются или оправдать или осудить эту систему. Между тем, чтобы получить правильный взгляд на нее, крайне необходимо остановиться на этих двух вышеуказанных вопросах. Разрешение этой задачи дается марксистским методом. Прогрессивное обложение есть результат социальной борьбы. Увеличение политической силы рабочего класса, выставляющего требование переложения налогового бремени на состоятельные классы общества, и приводит к Прогрессивному обложению. С другой стороны, в деле введения Прогрессивного обложения оказал влияние и класс мелкой буржуазии, стремящийся переложить налоговое бремя на крупную буржуазию. Наконец, класс мелких аграриев заинтересован в усиленном обложении крупных землевладельцев для освобождения от налога своих мелких участков. Сводя воедино все сказанное, следует признать, что основанием Прогрессивного обложения является рост политического влияния широких народных масс. С увеличением влияния низших классов населения, ростом их благосостояния и приобщением их все больше и больше к современной культуре они все сильнее начинают настаивать на переложении налогового бремени на более состоятельные классы — это и приводит к Прогрессивному обложению. В подтверждение этого можно привести несколько исторических справок: так, Прогрессивное обложение было введено во Флоренции в 1442 г. в период борьбы народной и аристократической партий, в 1742 г. — в Голландии, где было демократическое устройство. С 40-х годов XIX ст., с оживлением рабочего движения и революционных настроений, оно снова вводится в систему государственных финансов. В XX в. прогрессивная система обложения существовала уже в большинстве цивилизованных государств. Ее успеху, с другой стороны, способствовало и сильное хозяйственное развитие, наблюдавшееся в XIX и XX вв. Рост капитализма, дифференциация источников обложения, могучий расцвет кредитного хозяйства — все это создало такой высокий уровень экономической жизни, что Прогрессивное обложение могло быть с успехом проведено в жизнь. Следует заметить, что эта система есть высшее достижение финансовой техники. Она возможна только там, где имеется налицо в известной степени хорошо подготовленное чиновничество, политическая честность граждан и высоко развитое кредитное хозяйство. Особенно важно, чтобы была известная политическая честность, ибо эта система покоится главным образом на декларации, т. е. добровольном объявлении дохода. Развитие же кредитного хозяйства приводит к лучшей отчетности предприятий, что облегчает значительно финансовому аппарату возможность проследить правильность показаний. Сильные стороны этого обложения заключаются в том, что распределение налогового бремени по действительной платежеспособности населения не подрывает податных сил общества. Кроме того, при этой системе можно использовать податные силы населения в большем объеме, чем при других формах обложения. Противники этой системы указывают на ее слабые стороны. Они говорят, что при ней возможны утайки части доходов, и это высокое обложение ведет к эмиграции капиталов в другие страны. Но эти положения несущественны. Уже выше было указано, что при высокоразвитом кредитном хозяйстве утайка доходов может быть лишь в очень небольшом размере. Что же касается эмиграции капиталов, то для стран богатых капиталами она не страшна, а в бедных капиталами странах Прогрессивное обложение потому не может привести к их длительной эмиграции, что существует очень высокий процент на капитал. В данное время Прогрессивное обложение применяется во всех государствах, главным образом при лично-имущественно-подоходных налогах, налоге с наследств и квартирном. В СССР оно введено в едином сельскохозяйственном налоге, подоходном налоге, налоге на сверхприбыль и целевом квартирном налоге.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«П»: Платежный баланс, Платежный баланс СССР, Платина, Податная инспекция, Подоходный налог, Поземельное обложение, Поимущественный налог, Почтовые конвенции, Пошлины, Принудительный курс, Прогрессивное обложение, Процент, Публичный кредит, «П».