Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Обложение военной прибыли

Обложение военной прибыли. До войны 1914 — 1918 гг. в финансовой практике подобного рода обложения не было. В финансовой науке в конце XIX и начале XX в. началась усиленная разработка идеи обложения незаслуженного прироста ценности. Новые идеи нашли сперва широкое применение в местном обложении, а перед самой войной — в виде налогов на прирост ценности земельных имуществ — они вошли и в государственные бюджеты. Английский бюджет 1909 г., устанавливавший обложение прироста земельной ценности, и германский имперский закон от 14 февраля 1911 г. об обложении прироста ценности земельной собственности, создавшейся без содействия собственника,, подготовили почву к возникновению даже в капиталистических странах обложения чрезмерного обогащения. С начала войны во всех европейских странах, воевавших и не воевавших, начался быстрый процесс социальной дифференциации. Одни нищали, другие внезапно богатели. Внутри имущественных классов, в связи с внезапными обогащениями и внезапными разорениями, началась борьба, которая и привела к появлению особого налогового института, носящего название Обложение военной прибыли. Под именем военной прибыли подразумевали излишние прибыли по сравнению с прибылью, полученной до войны. Определение военной прибыли предполагало общее уточнение определения прибыли, определения довоенной прибыли, определения размеров обложения военной прибыли. Движение в пользу Обложения военной прибыли захватило воюющие и нейтральные страны. Обложение военной прибыли было проведено в Германии, Франции, Англии, Италии, С.-А. соединенных штатах, Дании, Норвегии, Швейцарии, Испании, Швеции. В разных странах оно по-разному строилось. В одних стремились обложить лиц и предприятия, непосредственно работающие на оборону, в других — всех вообще, получавших прибыль свыше известного уровня. Первой на новую дорогу вступила Дания. Законом от 10 мая 1915 г. она облагает доходы, обусловленные конъюнктурой войны. Для обложения акционерных компаний брали средний процент дохода за 1910 — 1915 гг., и, если полученный доход превышал данный процент, они были обязаны платить. Для остальных лиц налог был организован, в виде надстройки над личным подоходным налогом, в форме более усиленного обложения личных военных доходов. В начале июня 1916 г. в Испании, где местные предприятия должны были конкурировать с вновь организованными французскими, английскими и немецкими предприятиями, был установлен налог на В. п., полученную местными и иностранными подданными. Обложению подлежала прибыль, превышающая нормальную на 7 %, и полученная после 1 января 1915 г. Однако для предприятий, существовавших в стране в течение двух лет до 1 августа 1910 г., нормальной считалась средняя прибыль, полученная за два последних года. Ставка обложения неоднократно пересматривалась и при прибыли свыше 50 % на основной капитал поднималась до 70 %. В Норвегии финансовый закон 1916 г. ввел с 1 июля 1915 г. налог с прироста доходов вследствие военной конъюнктуры. Налог уплачивался лицами и обществами, обычный доход которых превышал 10.000 крон. Однако общества должны уплачивать этот налог лишь в тех случаях, если их доход составлял 5 % и более на вложенный капитал и если прирост дохода выше 2.000 крон. Ставка налога неоднократно изменялась. В Швейцарии обложение В. п. было установлено только на второй год войны, который создал для швейцарского народного хозяйства неожиданно выгодную конъюнктуру. Закон установил обложение в размере 25 % (в 1917 г. ставка повышена до 42 %) сверхприбыли физических и юридических лиц, прибыль которых, согласно опубликованным балансам или представленным отчетам, превышает довоенную прибыль. Налог взимался до 1920 г., когда окончание войны и жестокий экономический кризис отняли возможность внезапного обогащения. За время своего существования налог дал 643,7 млн франков. Необходимо отметить, что в Швейцарии одновременно взимался чрезвычайный единовременный военный налог на доходы и имущества. Этим налогом были обложены все доходы свыше 25.000 франков и все имущества свыше 10.000 франков. В воюющих странах дифференциация населения была еще резче. Никогда раньше в истории воюющие государства не тратили таких огромных сумм, и частные лица не могли наживать в связи с войной таких огромных барышей. В Германии процесс обогащения верхних слоев буржуазии за счет населения был особенно силен и ярок в первые два года войны. Идея обложения В. п. возникла в 1915 г. Принятый еще в 1913 г. единовременный поимущественный налог, построенный на оценке имущества и доходов, давал возможность установить размеры В. п. 30 ноября 1915 г. в рейхстаг был внесен проект «О подготовительных мероприятиях для обложения военной прибыли» (закон от 25 декабря 1915 г.), коим — во избежание возможной утечки прибыли, которая могла быть распределена, так как предполагалось, что Обложение военной прибыли должно войти в силу после окончания войны, — предписывалось всем торговым товариществам, акционерным компаниям и прочим торгово-промышленным предприятиям, существовавшим в виде юридических лиц, отчислять 50 % военной прибыли в особый запасный фонд. Под военной прибылью понимался прирост прибыли (Mehrgewinn), то есть разница между средней прибылью трех лет, предшествовавших войне, и прибылью, полученной в военный год. По принятому затем в 1916 г. закону об обложении В. п. последнее распадалось на две части: обложение физических лиц, объектом коего был прирост имущества (Vermogenszuwachs), и обложение юридических лиц, объектом коего является прирост прибыли, или военная прибыль. Обложение военной прибыли (Kriegsgewinnsteuer) по отношению к физическим лицам был собственно усиленный и подновленный, существовавший в Германии налог на прирост имущества (Besetzsteuer), имевший место между 1 января 1914 г. и 31 декабря 1916 г. Обложению не подлежали имущества ценностью ниже 5 тыс. и прирост в 3 тыс. марок. Для обложения была принята так называемая фракционная налоговая система, т. е. по последовательным частям дохода. Относительно юридических лиц было установлено различие между отечественными и иностранными торгово-промышленными предприятиями; для первых если прирост их прибыли не превышал 2 % на основной или вложенный в дело капитал, то этот прирост облагался в размере 10 %, на 2 — 4 % налог был установлен в 12 % и т. д. и если был 20 и выше 20 %, то налог был установлен в 30 %. Военная прибыль иностранных предприятий, не превышавшая 50.000 марок, облагалась в размере 10 %, при чем ставка повышалась до 45 %, если прибыль исчислялась в 2 Миллиона и выше марок. Ожидали, что налог даст 1 миллиард марок, который можно будет употребить на погашение долгов. Налог строился как временная мера. В 1917 г. пришлось повысить Обложение военной прибыли на 20 % (предполагали, что это даст около 200 — 300 марок). Одновременно, предвидя Обложение военной прибыли в следующий бюджетный период, была возложена, в законодательном порядке, на акционерные компании обязанность за счет 4-го военно-хозяйственного периода образовать специальные резервы в размере 60 % их прибыли для возможной уплаты в будущем Обложения военной прибыли. Общее поступление от Обложения военной прибыли к концу 1917 г. по докладу министра финансов фон Роедерн было свыше пяти с половиной миллиардов марок. Налог, по мнению целого ряда специалистов, мог бы дать до 9 миллиардов марок, если бы он пользовался большей поддержкой и вниманием местных министерств финансов, которым было поручено установление прибыли и взимание налога. Налог мог взиматься не только деньгами, но и облигациями военных займов. Резервы, образованные для уплаты Обложения военной прибыли, были внесены в казначейство по особому закону в 1918 г.

После введения в 1918 г. чрезвычайного военного сбора Обложение военной прибыли слилось с обычным обложением. Во Франции Обложение военной прибыли было проведено чрезвычайным налогом на военную прибыль законом от 1 июля 1916 г. В следующем году закон от 16 июня 1917 г. внес ряд изменений в конструкцию этого налога. Налог взимался с военной прибыли, полученной за время с 1 августа 1914 г. по 31 июня 1920 г. Плательщиками налога были: 1) поставщики и комиссионеры, имевшие с государством договоры на поставку различных продуктов; 2) акционерные компании; 3) лица, платившие патентное обложение, доход которых превышал нормальную прибыль; 4) горнозаводские предприятия, платящие пропорциональную горную подать. Освобождены от налога: предприятия, организованные инвалидами войны; предприятия, владельцы которых были ранены, искалечены или провели всю войну на фронте; предприятия, расположенные в сфере военных действий, если они приостанавливались более чем на 6 месяцев. С 1 января 1919 г. подлежат обложению все предприятия, ежегодная прибыль которых к 1 января 1919 г. больше 30.000 фр. Обложению подлежит дополнительная прибыль. Для предприятия и лица определяется нормальная прибыль и та, которая была реализована им после 1 августа 1914 г. Разница между ними есть военная прибыль, подлежащая обложению. Закон от 1 июня 1916 г. предоставил плательщикам различные способы определения нормальной прибыли. Чаще всего нормальной прибылью считались 6 % на капиталы, затраченные до 1914 г., и 8 % на капиталы, внесенные в предприятия после 1 января 1917 г., или увеличенный в 30 раз патентный налог. Прибыль военных лет устанавливалась на основании данных счетоводства предприятия. Был предоставлен из военной прибыли вычет в размере 5.000 фр. тем предприятиям и лицам, что продолжали свою обычную деятельность. Все предприятия, обязанные платить чрезвычайный налог на военную прибыль, должны были представить декларацию о размерах ими полученной прибыли. Финансовое ведомство само устанавливало размер прибыли и увеличивало оклад, в случае отсутствия декларации, на 25 %. При установлении злого умысла в уклонении от декларации обложение могло быть повышено еще на 25 % Особая департаментская комиссия поверяла все жалобы. Недовольные решением в департаменте могли переносить спор в Париж в высшую комиссию. В большинстве случаев облагаемая прибыль находилась путем сравнения двух балансов: баланса довоенного и баланса года обложения. Промышленникам, употреблявшим полученную прибыль на расширение капитала, давалось право вносить ее в течение трех следующих лет. За государством в течение 15 лет сохраняется право взыскивать неполученные суммы. Ставка налога была очень высока. По закону от 1 июля 1916 г. и от 30 декабря 1916 г. процент обложения был 50 % до 500 000 фр. и 60 % с суммы свыше 500.000 фр. По закону от 31 декабря 1917 г. ставка налога была с прибыли до 100 тыс. фр. — 50 %, от 100 тыс. фр. до 250 тыс. фр. — 60 %, от 350 тыс., фр. до 500 тыс. фр. и от 500 тыс. фр. и выше — 80 % Поступления от чрезвычайного налога на военную прибыль: в 1917 г. — 617 млн фр.. в 1918 г. — 1.761 млн фр.. в 1919 г. — 1 718 млн фр., в 1920 г. — 2.610 млн фр., в 1921 г. — 2.544 млн фр., в 1922 г. — 3.882 млн фр. Взимание чрезвычайного обложения В. п. во Франции еще не закончено. Финансовый закон от 13 июля 1925 г. обязывает всех плательщиков представить декларации полученной ими В. п. до 31 октября 1925 г. До 30 июня 1928 г. местные комиссии по взиманию налога имеют право налагать взыскания и составлять налоговые определения. Составление окладных списков предположено до 31 декабря 1928 г. При обнаружении неправильностей в декларации В. п. обязательно прилагается повышение налоговых ставок в размере 50 %. В целях гарантии уплаты налога казначейству — кроме бесспорно ему принадлежащего права обращать взыскание неуплаченных сумм на движимое и недвижимое имущество плательщика — предоставлено право накладывать ипотечные запрещения на недвижимое имущество, торговые запасы, морские суда, принадлежащие плательщику. Местная комиссия должна, предварительно выслушав плательщика, решить, полезно ли и необходимо установление залоговых ограничений для обеспечения уплаты налога. В Италии все доходы, полученные торговцами, промышленниками и посредниками вследствие европейской войны в период времени с 1 августа 1914 г. по 31 декабря 1915 г., равно как того же рода доходы, которые за этот период превышали обыкновенные доходы, подлежали частью подоходному налогу и, кроме того, чрезвычайному налогу, взимавшемуся в следующих размерах: 1) с торговцев и промышленников в размере 10 % — с части дохода, превышающей 8 % и не свыше 10 % на затраченный капитал, 15 % — с части доходов, величиной от 10 до 15 %, и т. д. до 30 % — с доходов выше 20 % на основной капитал; 2) с посредников — в размере от 5 до 30 %. От налога освобождались новые или возросшие доходы, не превышавшие 2500 лир. Впоследствии ставки для всех категорий плательщиков были значительно повышены. Из целого ряда опытов Обложения военной прибыли наиболее удачным оказался опыт Англии, хотя она и не была первой страной, осуществившей у себя Обложение военной прибыли. Введению общего Обложения военной прибыли предшествовала попытка ограничиться обложением прибыли в отдельных промышленностях 2 июля 1915 г. Министр снабжения по этому закону получил право всякие предприятия, работающие по его указанию над выполнением военных заготовок, объявить «контролируемыми предприятиями» (a controled establishment). Контролируемые предприятия, пользуясь особыми привилегиями в области эксплуатации рабочей силы, обязывались уплачивать государству «весь излишек чистой прибыли», превышающий одну пятую нормальной прибыли. Нормальной прибылью предприятия было предложено считать среднюю сумму чистой прибыли двух последних финансовых годов предприятия до начала войны. Другими словами, закон о военном снабжении ограничивал прибыль контролируемых предприятий в 20 % средней прибыли двух довоенных годов. Взимание нового налога было поручено не податным органам, а новому министерству снабжения. Считалось что министерство снабжения может, осуществляя свои задачи и руководя предприятиями, работающими на оборону, легче осуществить поставленную задачу, чем управление внутренних сборов. В 1916 г., когда решили обложить военную прибыль, The Munitions Levy продолжало существовать. Предприятия были обязаны уплачивать из двух налогов тот, который был выше. Финансовый акт 1917 г. уничтожил с 1 января 1917 г. The Munitions Levy. Практика The Munitions Levy была не совсем удачна. Возникло много споров. Были большие недоимки. Обложению подлежали 7.500 предприятий. Только в сентябре 1915 г. в бюджет Мак-Кенна по второму финансовому акту 1915 г. Обложение военной прибыли сделалось всеобщим. Обложению подлежит прибыль, возникшая во время войны вообще, а не только прибыль, возникшая вследствие военных обстоятельств. Всякий излишек прибыли во время войны, безотносительно к причинам его происхождения, подлежит обложению 50 % излишней прибыли. Излишней прибылью считалась всякая прибыль свыше 200 ф. ст. выше уровня довоенного времени. Налог взимался со всяких отраслей промышленности и всех предприятий за исключением земледельческих предприятий. В своей второй бюджетной речи 4 апреля 1916 г. Мак-Кенна предложил поднять ставку налога до 60 %. Он находил излишним поднимать выше налоговую ставку ввиду того обстоятельства, что новая ставка вместе с повышенным подоходным налогом и дополнительным подоходным обложением (super tax) доходит до взимания почти 77 % промысловой прибыли. Весной 1917 г. Бонар Лоу, как канцлер казначейства, мог доложить палате общин, что обложение излишней прибыли начало играть одну из главных ролей в финансировании войны. В 1916/17 г. оно принесло 139.920.000 ф. ст., что было на 53.920 000 ф. ст. больше сметных предположений и дало почти четвертую часть доходов. Бонар Лоу предложил еще раз повысить размер обложения, доведя его до 80 %. Вместе с тем было решено увеличить законный процент для частных предприятий до 8 %, а кроме того принималось во внимание повышение ценности денег; было внесено правило, что для всех новых предприятий законный процент повышается на 3 %, т. е. для акционерных компаний — 9 %, а для частных предприятий — 11 %. В бюджете 1918 г. было в отношении обложения излишней прибыли сделано только одно изменение. Было решено, что впредь суммы, вырученные от продажи торговых запасов, подлежат также обложению. В этом было значительное отступление от обычной английской практики подоходного налога, в котором всегда уменьшение или увеличение капитала отличается от дохода. Поводом к такому изменению послужило то обстоятельство, что в некоторых случаях, продавая большой запас товара, облекали такую уступку в форму продажи дела или части предприятия. По заключении перемирия в бюджете 1919/20 г. ставка обложения излишней прибыли была понижена до 40 %. В течение 1918/19 г. оно дало почти 300 млн ф. ст., около одной трети (32,1) всех доходов. В 1920 г. Остен Чемберлен предложил снова вернуться к ставке в 60 %. Экономические последствия такого обложения не могут быть представлены в объективных цифрах. Здесь приходится довольствоваться главным образом отзывом лиц, наблюдающих действие налога. Желающие быстрой ликвидации обложения излишней прибыли уверяют, что налог давит промышленность, энергию. Громадная продуктивность обложения излишней прибыли является одной из наиболее интересных сторон его. В течение пяти лет Англия собрала почти биллион фунтов от одного этого налога, почти одну четвертую часть всех обыкновенных государственных доходов. В отдельных случаях встречались разнообразные способы укрыть себя от обложения. Маленький предприниматель вносил в список служащих у него членов своей семьи с совершенно изумительным жалованием за фиктивную работу, или старался наиболее удачные сделки не проводить у себя по книгам. Одни приступали к устройству отделений, которые только в будущем могли быть доходны; другие широко тратили деньги на рекламу. Ряд наблюдательных людей считал, что особая щедрость предпринимателей по выдаче различных премий служащим и рабочим стоит в прямой связи с обложением излишней прибыли. Были случаи покупки убыточных предприятий, чтобы, соединяя их убыточные балансы с хорошими, искусственно понизить довоенный уровень прибыли. Было большое стремление оценивать ниже действительной стоимости имеющиеся в наличности запасы материалов и товаров. Вообще вопрос об инвентаризации товаров возбудил целый ряд трудно разрешимых проблем. Почти все наблюдатели сходятся в мнении, что до заключения перемирия случаев намеренного уклонения от платежа обложения излишней прибыли наблюдалось немного. После заключения перемирия, когда общественное мнение перестало рассматривать уклонение от платежа обложения излишней прибыли как государственную измену, появилось своеобразное стремление во что бы то ни стало обойти закон и заплатить меньше. Обложение в размере 80 % и высокий подоходный налог отнимают надежду на будущие доходы. Деловые сферы считали, что обложение страхует старые предприятия от конкуренции новых. В апреле 1920 г. налог на прибыль акционерных компаний установлен в размере 5 % на всякого рода доходы, полученные после 31 декабря 1919 г. Налог на военную прибыль перестал существовать. С.-а. соединенные штаты ввели у себя Обложение военной прибыли еще до вступления в число воюющих стран. Закон от 8 сентября 1916 г. установил особый налог в размере 12 % на прибыль военно-промышленных предприятий. Следующий закон от 3 марта 1917 г. обложил сверхприбыль. По этому закону взималось 8 % с излишней прибыли акционерных обществ сверх: а) 5.000 долл. и б) 8 % на вложенный в предприятия капитал. По существу это было не обложение В. п., а более высокое обложение прибыли во время войны. Но в связи с этим обложением в 1918 г. была сделана попытка обложить В. п. Налог был соответствующим образом переименован в «налог на военную и чрезвычайную прибыль», и ставки его в значительной степени были подняты: 1) 30 % с излишка чистого дохода сверх 8 % на капитал, 2) 65 % с дохода, если доход на капитал превышает 20 %, 3) 30 % с излишнего дохода над довоенным доходом, если он выше 3.000 долл. Но ввиду усиленной оппозиции крупной буржуазии обложение В п. было проведено очень слабо. У налоговых органов не оказалось ни авторитета, ни влияния, ни умения справиться с поставленной задачей. Обложение собственно В. п. было отменено в следующем 1919 г., а обложение сверхприбыли было понижено. В 1921 г. налог на сверхприбыль был отменен. Вместо него ввели усиленное обложение юридических лиц. В России, как и во всех воевавших государствах, война вызвала резкое увеличение прибылей промышленных предприятий; 19 крупных машиностроительных заводов дали увеличение прибыли на 60 %, 22 текстильных предприятия на 80 %, 40 сахарных заводов от 200 % до 500 %: предприятия Рябушинских в 4 раза, Хлудовых в 2 раза. Выдвижение проекта обложения В. п. встретило резкое сопротивление со стороны промышленников. Они считали, что в русских условиях прибыль призрачна и случайна и поэтому обложению не подлежит. Когда министерство финансов опубликовало свои предложения об обложении В. п., Комитет совета съездов объединенной промышленности в начале января 1916 г. выдвинул свои более льготные для промышленности проекты. 13 мая 1913 г. правительство в порядке чрезвычайного законодательства опубликовало закон о временном налоге на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий. Задача налога — обложить повысившуюся за время войны прибыль. По своей организации он был пристроен к государственному промысловому налогу, как бы составляя временный придаток к этому налогу, так как обложению подлежала прибыль, уже раз обложенная промысловым налогом. Обложению подлежали предприятия, как подлежащие публичной отчетности, так и не подлежащие таковой, уплачивавшие дополнительный промысловый налог, а равно и лица, выполняющие подряды и поставки, на которые выбирались особые промысловые свидетельства, и лица высшей администрации в акционерных обществах. Объектом обложения была военная прибыль, полученная в 1916 и 1917 окладных годах. Декларация требовалась только от подрядчиков, поставщиков и лиц высшей администрации в акционерных обществах, а для предприятий размер обложения определялся раскладочным присутствием. Неотчетные предприятия привлекались к уплате этого налога, если военная прибыль, обложенная раскладочным сбором за 1916 и 1917 окладные годы, была исчислена на каждый из этих годов в размере не менее 2.000 руб., и превышали по крайней мере на 500 руб. среднюю сумму прибылей, исчисленных по раскладкам за 1913 — 1914 окладные годы. Налоговые ставки для этих предприятий были однообразны — в 20 %. Если прибыль подотчетного предприятия не превышала 8 % на вложенный в предприятие основной капитал, то эта прибыль не подлежала обложению. Налоговая ставка в отчетных предприятиях от 20 до 40 % варьировалась исключительно в зависимости от процентного отношения (начиная с 8 %) прибыльности предприятия к основному или вложенному в дело капиталу. Окладочные листы по этому военно-поприбыльному налогу должны были быть разосланы 1 декабря 1916 г. и 1 декабря 1917 г. В государственную роспись 1917 г. был включен предполагаемый доход в размере 55 млн руб. Объектом обложения должна была быть В. п., полученная в 1916 и 1917 гг. Промышленники выдвигали против налога возражения, что он продиктован помещиками и что он падает полностью на промышленников. Весьма существенным дефектом обложения В. п. в России было принятие высоких норм амортизации. В Государственной думе, куда закон поступил для окончательного утверждения, промышленники требовали Обложение военной прибыли домовладельцев и сельских хозяев. Комиссия Государственной думы пыталась расширить Обложение военной прибыли и на доходы 1915 и 1918 гг. После Февральской революции в начале апреля 1917 г. Временное правительство поручило министру торговли разработать проект о замене Обложения военной прибыли ограничением предпринимательской прибыли. В мае министр труда социал-демократ Скобелев выдвинул идею 100 % обложения прибыли. В результате колебания вправо и влево Временного правительства появился закон от 12 июня 1917 г. Организация налога в общем осталась без изменения. Были в значительной мере увеличены нормы обложения. Ставки налога для отчетных предприятий для прибыли свыше 6 % к основному капиталу взимались в 40 % и т. д. и кончались при прибыли свыше 20 % обложением в размере 80 %. Предельный размер обложения военно-поприбыльного налога вместе с подоходным промысловым и другими налогами установлен был в пределах 90 % прибыли. Отличительной чертой этого закона было стремление привлечь и посредников, получающих В. п. После Октябрьского переворота СНК декретом от 24 ноября 1917 г. установил максимальный предел для всех видов обложения, падающих на отчетные предприятия — до 95 %; что же касается лиц администрации, то предел обложения был установлен до 50 % их вознаграждения. Национализация промышленности и разрушение старого финансового аппарата, особенно казенных палат, свело на нет попытки Обложения военной прибыли в России.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«О»: Облигации, Обложение военной прибыли, Общества взаимного кредита, Октруа, Ориентировочный бюджет, Оценка имущества, «О».