Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Наибольшее благоприятствование

Наибольшее благоприятствование.

Принцип Наибольшего благоприятствования обнимает те постановления торговых договоров, в силу которых на то государство, с коим заключен данный договор, автоматически распространяются все права, преимущества и льготы, которые предоставлены или будут предоставлены какой-либо иной иностранной державе в том или ином отношении.

Впервые принцип Наибольшего благоприятствования мы находим в торговом договоре между Нидерландами и Португалией, заключенном в 1661 г. До этого времени торгово-договорная политика важнейших государств ставила себе целью обеспечить своим коммерсантам монопольную торговлю в той стране, с правительством которой заключался торговый договор; подобного монопольного положения после некоторой борьбы, местами крайне упорной, достигал Ганзейский союз в Великобритании, Фландрии, Великом Новгороде и Пскове; Генуя и Венеция оспаривали по торговым договорам друг у друга монополию внешней торговли на Ближнем Востоке — в пределах Византийской империи, Иерусалимского королевства, а впоследствии Оттоманской империи. В XVII и XVIII вв. положение меняется: общий рост международной торговли и обострение конкуренции между коммерсантами и арматорами различных наций на тех или иных рынках приводит к тому, что каждое новое государство, заключающее торговый договор с тем или иным правительством, требует от него распространения на своих подданных, на свои торговые суда и ввозимые товары тех прав, преимуществ и льгот, которые были уже предоставлены данным правительством его конкуренту. При этом, во избежание необходимости подробно перечислять в торговом договоре все предоставленные ранее различным иностранным государствам права, преимущества и льготы, считали более удобным ограничиваться простой ссылкой в тексте данного договора на заключенные ранее с другими государствами торговые договоры, распространяя тем самым на нового контрагента содержание старых международных торговых договоров. Вышеуказанный Нидерландо-португальский торговый договор от 6 августа 1661 г. в своей ст. 3 предоставляет купечеству Республики соединенных провинций (Нидерланд) все преимущества, которыми пользовались или будут пользоваться в Португалии британские коммерсанты.

Таким образом в этом первом постановлении торгового договора о Наибольшем благоприятствовании мы находим указание о распространении на контрагента не только тех льгот, которые были до него предоставлены данным правительством соперничавшим с ним нациям в прошлом, но и тех льгот, которые могут быть предоставлены его конкурентам впоследствии.

В истории русской внешнеторговой политики принцип Наибольшего благоприятствования впервые встречается в начале XVIII столетия при заключении торговых договоров правительством Петра I с западными державами: так, торговая конвенция с вольным городом Любеком 1713 г. предоставляет гражданам Любека, приезжающим в Россию для ведения торговых операций, все привилегии по торговле, кои предоставляются обычно английским и голландских купцам. Впоследствии договаривающиеся стороны стали добиваться друг от друга предоставления по торговому договору не только тех преимуществ, которые предоставлены или будут предоставлены одной определенной и поименованной в тексте договора державе, но и тех, которыми будут пользоваться в дальнейшем подданные, суда и товары любого третьего иностранного государства. Так, например, ст. 5 Англо-испанского торгового договора от 27 мая 1667 г. формулировала, что впредь испанцы в Великобритании и англичане в Испании будут пользоваться всеми правами, преимуществами и льготами, которые «уже предоставлены или впредь будут предоставлены христианнейшему королю, важнейшим государствам, ганзейским городам или какому-либо другому королевству или государству, в столь же полной, совокупной и благоприятной мере, как будто они были специально перечислены и включены в настоящий трактат». Такое расширение принципа Наибольшего благоприятствования впервые встречается в истории русской экономической политики в царствование Анны Иоановны, когда 28 ст. торгового договора с Великобританией от 2 — 13 декабря 1734 г. провозгласила, что «обеих сторон подданные в их областях всегда яко наилучший фаворизованный народ трактованы и почитаны быть имеют». Во второй половине XVIII в. и в XIX столетии принцип Наибольшего благоприятствования становится постепенно одним из основных начал торгово-договорной практики. Россия широко применяет во второй половине XIX столетия принцип Наибольшего благоприятствования в своих торговых договорах с Францией, Румынией, Турцией, Китаем, Перу, Конго, Сиамом и др. в эпоху 1860 — 1892 гг. С заключением ряда новых договоров в период 1893 — 1904 гг. этот принцип был проведен в отношении Франции, Германии, Австро-Венгрии, Дании, Португалии, Румынии, Бельгии и Болгарии. После 1904 г. мы находим его в новейших договорах с Египтом, Австро-Венгрией, Болгарией, Германией, Италией, Мексикой, Румынией, Сербией, Францией, Черногорией, Швецией и Японией. Мировая война привела к расторжению всех торговых договоров, заключенных между теми государствами, которые оказались в 1914 — 1918 гг. в состоянии войны друг с другом. По окончании мировой войны разгромленная Германия была вынуждена предоставить своим победителям одностороннее Наибольшее благоприятствование по торговле (ст.ст. 264 — 267 Версальского мирного трактата 1919 г.) и торговому мореплаванию (ст.ст. 271 — 273 того же трактата). Таким образом Германия предоставила односторонне без всякой взаимности права, преимущества и льготы по принципу Наибольшего благоприятствования всем 27 государствам, подписавшим означенный мирный трактат. С начала 1925 г. Германия получила возможность приступить к заключению со своими победителями новых торговых договоров, в которых принцип Наибольшего благоприятствования проводится на равных основаниях для обоих контрагентов: ст. 1 ее торгового договора с Великобританией от 2 декабря 1924 г. проводит принцип Наибольшего благоприятствования в отношении торговли; по ст. 2 этот принцип применяется в отношении доступа граждан, судов и грузов в порты и на территорию контрагента; согласно Наибольшему благоприятствованию договор регулирует проблемы таможенного и налогового обложения и применения ограничительных контингентов для ввоза или вывоза отдельных товаров. Ст. ст. 217 — 227 Сен-жерменского мирного трактата 1919 г. вынуждают Австрию согласиться на одностороннее Наибольшее благоприятствование в отношении всех своих победителей, при чем срок подобного Наибольшего благоприятствования установлен в 5 лет (ст. 232). Аналогичные постановления об одностороннем Наибольшем благоприятствовании в отношении побежденных государств мы находим в ст.ст. 147 — 156 мирного договора с Болгарией 1919 г., заключенного в Нельи, и в ст.ст. 200 — 203, 211, 215 Трианонского мирного договора с Венгрией 1920 г. В настоящее время принцип Наибольшего благоприятствования встречается в подавляющем большинстве новых торговых договоров (в качестве примера приведем ст. 2 Финско-великобританского торгового договора от 23 декабря 1923 г.: «Договаривающиеся стороны согласны, что во всех обстоятельствах, относящихся к отправлению промыслов, торговли, мореплавания или промышленности, всякая привилегия, льгота или изъятие, которую одна из договаривающихся сторон теперь предоставляет или предоставит в будущем судам, подданным или гражданам другого иностранного государства, будет распространена немедленно и безусловно без оговорок и без компенсаций на суда подданных или граждан другой страны, так как по их (договаривающихся сторон) намерениям промыслы, торговля, мореплавание и промышленность каждой из договаривающихся сторон должны регулироваться во всех отношениях на основе положения наиболее благоприятствуемой державы». Аналогичное постановление можно найти в Итало-австрийском договоре о торговле и мореплавании от 23 апреля 1923 г. и в Нидерландо-чехословацком торговом договоре от 20 января 1923 г. См. также хотя бы новейшие торговые договоры между Канадой и Бельгийско-люксембургской таможенной унией от 3 июля 1924 г., между Италией и Финляндией от 22 октября 1924 г., между Польшей и Турцией от 23 июля 1923 г., между Финляндией и Латвией от 23 августа 1924 г., между Германией и Португалией от 20 марта 1926 г., между Англией и Грецией от 16 июля 1926 г., между Англией и Югославией от 18 июня 1926 г. и др.

В торгово-договорной практике советского правительства принцип Наибольшего благоприятствования встречается весьма часто: в договорах с окраинными государствами, за исключением договора с Финляндией от 14 октября 1920 г., предусмотрено: или немедленное применение принципа Наибольшего благоприятствования, или что в основу будущих торговых договоров между Россией и этими государствами должен быть положен этот принцип (см. ст. 13 Русско-литовского договора от 12 июля 1920 г., ст. 17 Русско-латвийского мирного договора от 11 августа 1920 г., прилож. к ст. 16 Русско-эстонского мирного договора от 2 февраля 1920 г.). Ст. 1 Русско-британского торгового соглашения от 16 марта 1921 г. обязует обе стороны не ставить торговлю с контрагентом «в худшие условия по сравнению с торговлей, ведущейся с другими государствами», что означает принятие принципа Наибольшего благоприятствования. Тот же принцип проводится в договоре с Монголией от 5 ноября 1921 г. (ст.ст. 7 и 12), в 4 ст. Раппальского договора с Германией от 16 апреля 1922 г., в 9 ст. договора с Чехо-Словакией от 5 июня 1922 г., в ст.ст. 2, 4 и 7 предварительного соглашения с Данией от 23 апреля 1923 г. и в ряде статей торговых договоров с Италией от 7 февраля 1924 г., договоре с Японией от 20 января 1925 г., с Германией от 12 октября 1925 г. и с Норвегией от 15 декабря 1925 г. В толковании принципа Наибольшего благоприятствования намечаются два направления: согласно принятой в европейских странах теории принцип Наибольшего благоприятствования распространяется в отношении всех льгот, прав и преимуществ, которые были или будут предоставлены каким-либо третьим державам.

Соед. штаты в своем первом договоре с Францией 1778 г. проводят принцип Наибольшего благоприятствования таким образом, что он распространяется только в отношении прав, преимуществ и льгот, предоставленных какой-либо третьей стране безвозмездно; льготы же, предоставленные за определенную компенсацию, распространяются на контрагента только при условии обязательного предоставления его правительством в данном торговом договоре аналогичной компенсации; подобный принцип Наибольшего благоприятствования носит на практике название «условного», или «возмездного» Наибольшего благоприятствования. Принцип «условного» Наибольшего благоприятствования встречается в торгово-договорной практике Соед. штатов и Южно- и Средне- американских республик, а также во многих европейских договорах первой половины XIX столетия. В договорах довоенной России принцип Наибольшего благоприятствования в начале XIX в. понимался в условной его формулировке; впервые торговый договор с Великобританией 1859 г. провел безусловную форму Наибольшего благоприятствования. Эта форма постепенно вытеснила принцип условного Наибольшего благоприятствования в торговых договорах сначала Европы, затем Южной и Средней Америки, а Соед. штаты, упорно державшиеся принципа условного Наибольшего благоприятствования, впервые отказались от него в торговом договоре с Германией от 8 декабря 1923 г., перейдя, таким образом, по примеру прочих держав к безусловной формуле Наибольшего благоприятствования. В большинстве торговых договоров последних лет мы встречаем простое упоминание о Наибольшем благоприятствовании, без указания на то, следует ли считать его условным или безусловным. В отдельных договорах имеются, однако, оговорки, заставляющие нас понимать принцип Наибольшего благоприятствования именно в безусловной его форме: ст. 1 Итало-испанского торгового договора от 10 декабря 1923 г. устанавливает, что всякие льготы, предоставленные третьей державе, распространяются на контрагента «немедленно и без условий»; ст. 5 торгового договора между Эстонией и Германией от 27 июня 1923 г. определяет, что всякие льготы, предоставленные третьей державе в отношении пользования железнодорожными и водными путями сообщения, «безусловно» распространяются на контрагента. Текстуальное указание на безусловное применение принципа Наибольшего благоприятствования мы находим в Финско-великобританском торговом договоре от 23 декабря 1923 г., в Итало-австрийском торговом договоре о торговом мореплавании от 23 апреля 1923 г. и в Нидерландо-чехословацком торговом договоре от 20 января 1923 г. При применении принципа Наибольшего благоприятствования в договорах сов. правительства мы не встречаем, обычно, указаний на условное или безусловное применение этого принципа. Исключение представляет собою предварительное соглашение с Данией от 23 апреля 1923 г., в котором обе договаривающиеся стороны в отношении общих условий ведения торговли, правового положения подданных или граждан контрагента, допущенных на территорию другой стороны, условий судоходства, транзита и транспорта — предоставляют друг другу те же права, какие предоставлены другим странам, при чем Дания не будет вправе требовать особых прав и привилегий, предоставленных Россией какому-либо государству, признавшему или могущему впредь признать Советскую Россию де-юре, поскольку Дания не будет согласна предоставить сов. правительству компенсацию, соответствующую той, которая предоставлена Советской России данным государством.

Принцип Наибольшего благоприятствования в современных торговых договорах распространяется обычно на: а) правовое положение подданных или граждан контрагента, условия их въезда, местожительства, выезда, приобретения ими всякого рода собственности, владения, пользования и распоряжения ею, б) деятельность иностранных торговых, промышленных и финансовых предприятий, в частности кредитных учреждений и страховых обществ, в) условия ввоза, транзита и вывоза произведений почвы и промышленности каждой из обеих договаривающихся сторон и процедуру таможенных формальностей, которыми обставляется проход товара через государственную границу, г) обложение таможенными пошлинами (что встречается обычно в тех торговых договорах, которые не устанавливают системы конвенционных таможенных тарифов), д) условия въезда странствующих приказчиков, их деятельности на территории контрагента, представления ими соответствующих удостоверений, уплаты установленных сборов, ввоза и обратного вывоза имеющихся при них товарных образцов, е) обложения прямыми налогами и сборами, как общегосударственными, так и местными, ж) торговое мореплавание, включая сюда общие условия доступа судов в порты контрагента, и пользование всякого рода портовыми сооружениями и приспособлениями, з) пользование сухопутными и водными путями сообщения и средствами сношения, включая сюда равенство железнодорожных тарифов за перевозку грузов контрагента и туземных, и порядок выдачи лицензий, срок их действия и определение размеров контингента ввоза и вывоза того или иного контингентированного товара; последнее встречается только в новейших торговых договорах, заключенных после 1919 г., с установлением в отдельных европейских государствах лицензионной системы и введения контингентирования внешней торговли, путем соответствующих ограничений ввоза или вывоза.

Из сферы действия Наибольшего благоприятствования исключаются обычно права, преимущества и льготы, предоставляемые: а) соседним государствам для торговли в пределах пограничной полосы шириною от 15 до 25 километров, б) членам таможенной унии в случае заключения одним из договаривающихся государств с иным третьим государством полного таможенного союза (Бельгия и Люксембург, Швейцария и Лихтенштейн, Дания и Исландия), в) колониям, протекторатам или тем территориям, мандат на управление которыми вручен одной из договаривающихся сторон Лигой наций согласно ст. 23 ее устава, г) государствам, составлявшим до последнего времени одно хозяйственное целое (СССР и окраинные государства, а также окраинные государства между собою, страны-наследницы б. Австро-венгерской империи — Австрия, Венгрия и Чехо-Словакия), д) льготы, вытекающие из особого географического положения данной страны (льготы, предоставляемые сов. правительством государствам, граничащим с СССР в Азии; льготы, предоставляемые скандинавскими странами друг другу; льготы по рыболовству и китовому бою, предоставляемые друг другу северными государствами).

Принцип Наибольшего благоприятствования встречает большое одобрение среди теоретиков международного права. Достоинство этого принципа заключается в том, что он дает возможность сразу получать от контрагента по торговому договору те уступки, которые контрагент уже сделал в отношении других государств; тем самым создаются условия равенства для торговли отдельных государств и конкуренции между ними на международном рынке. Однако при этом надо иметь в виду, что всякая уступка, данная другому контрагенту, распространяется на все державы, состоящие в договорных отношениях с данной страной. Глир остроумно замечает, что принцип Наибольшего благоприятствования создает положение, при котором непрошенный гость, «пользуясь длинной ложкой Наибольшего благоприятствования, влезает в миску и начинает есть суп, сваренный для других». Сарториус фон-Вальтерсгаузен сравнивает Наибольшее благоприятствование с обменом чековыми книжками: «как бланки будут заполнены, это зависит от размеров будущего текущего счета; последний равен нулю, если оба государства придерживаются автономной политики; он достигает максимума при осуществлении принципа свободной торговли». Проф. Прадье-Фодере указывает, что каждый новый договор, заключенный по принципу Наибольшего благоприятствования, задевает интересы тех стран, которые его не заключали. Проф. А. А. Вормс считает целесообразным при заключении торговых договоров советским правительством придерживаться принципа условного Наибольшего благоприятствования: «сознание необходимости всякую индивидуальную льготу, предоставленную за весьма ценную, быть может, компенсацию, немедленно и безвозмездно дать всем другим своим контрагентам не может не стеснять, оно должно лишить экономическую политику обязавшейся страны необходимой гибкости». Во всяком случае следует признать, что принцип Наибольшего благоприятствования проявил за последние годы большую жизнеспособность и будет, несомненно, еще долгие годы регулировать международные отношения подавляющего большинства государств.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Н»: Наибольшее благоприятствование, Налоги, Налоги СССР, Наследственный налог, Натуральные налоги, Национальный доход, Никелевая монета, Нуллификация денежных знаков, «Н».