Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Местные финансы по отдельным государствам

Местные финансы по отдельным государствам. Англия. Английское местное самоуправление имеет ту особенность, что оно не представляет из себя единой связной системы местных органов, а ряд систем, созданных для отправления отдельных функций местного самоуправления. В Англии мы имеем: приходы, хозяйства союзов общественного призрения, сельские и городские санитарные округа, городские округа, города-графства, муниципальные округа, наконец столицу — Лондон, с ее подразделениями на Сити, Лондонское графство и бурги. Объем финансового хозяйства этих различных органов не одинаков. Приход выполняет функции по призрению бедных, некоторые санитарные и полицейские обязанности. Союзы общественного призрения представляют из себя объединения нескольких общин для достижения лучших финансовых и благотворительных результатов в деле призрения бедных, для регистрации рождения и смертей, для принудительного оспопрививания. Союзы и приходы могут объединяться в особые школьные округа для бедных. Сельские санитарные округа ведают вопросами: снабжения населения водой, устранения различных неудобств для населения (борьба с дымом, уличным шумом и т. п.), постройки гигиенических жилищ; открытия больниц, кладбищ и моргов; борьбы с заразными заболеваниями. Сельские санитарные округа, по общему правилу, не могут выходить за пределы графства, и по тому же общему правилу границы сельских союзов общественного призрения совпадают с границами сельских санитарных округов или с сельской частью смешанного союза; но особенность английского местного устройства та, что, несмотря на территориальное совпадение, и та и другая единицы существуют самостоятельно.

Городские округа обладают следующей компетенцией. К их ведению относятся: устройство канализации и освещения; наблюдение за санитарными условиями жилищ, чистотой улиц; принятие мер против нарушения постановлений, охраняющих народное здравие; снабжение населения водой; содержание пожарной охраны; урегулирование рынков и ярмарок; устройство дорог и улиц; наблюдение за порядком движения; надзор за постройкой домов; улучшение быта рабочих; проведение трамваев, электрического освещения и т. п.; забота о начальном и высшем образовании.

Компетенция города-графства представляет из себя слагаемое из компетенций муниципального бурга и графства. Территориально они совершенно выделены из охватывающего их административного графства.

Муниципальные бурги имеют право: покупать, арендовать землю для городских надобностей; содержать мосты; организовать полицию; принимать санитарные меры; вводить начальное и высшее образование и некоторые другие.

Графства — это основное территориально-административное деление Англии. Они имеют двоякого рода функции: одни общегосударственного значения, другие — местного. К числу последних относятся: управление дорогами и мостами; заведывание домами для умалишенных, общими и промышленными школами; наблюдение за мерами и весами; устройство жилищ для рабочих; изменение границ входящих в их состав административных единиц.

Столица делится в административном отношении: на Сити, управляемое на основании особых привилегий и законов, и Лондонское графство и бурги.

Эта система органов дополняется объединением их в особые союзы. Среди них мы находим: союзы графских советов, ассоциации муниципальных корпораций, ассоциации и советы городских округов, ассоциации советов сельских округов; ассоциации союзов попечительства о бедных, ассоциации учебных комиссий, ассоциации муниципальных трамвайных предприятий и ряд других.

Помимо этого вся местная жизнь Англии насыщена всевозможными соглашениями между различными единицами самоуправлений по отдельным вопросам местного хозяйства, носящих название «объединенных комитетов». Члены их выделяются соответствующими советами, объединяющимися для какой-либо специальной цели, например, для устройства домов умалишенных, гаваней, канализации и т. п.

Финансовые ресурсы общин, не имеющих городского характера, слагаются главным образом из целевых налогов «на явную собственность», под которой разумеется недвижимость в широком смысле этого слова. Исключения отсюда составляют лишь городские налоги, взимаемые с владельцев церковной десятины, а также собственников прав на охоту, рыбную ловлю и т. п. промыслы, которые подлежат обложению на основании закона 1874 г. Но так как владения этими правами неразрывно связаны с землею, то очевидно, что эти налоги падают на доходы от недвижимости. Плательщиком налога является фактический пользователь недвижимости, т. е. в случае аренды недвижимости, не собственник, а арендатор. Только в крупных городах и только в отношении наемных помещений с небольшой средней арендной платой — от 10 до 20 ф. ст. в год — налог уплачивается собственником, но при этом ему делается скидка от 15 — 50 % за могущий быть простой помещения.

Система местного обложения в Англии, несмотря на кажущуюся простоту, ввиду того, что источником обложения является «явная собственность», на самом деле очень сложна и запутана.

Под именем целевых налогов, как известно, разумеются такие, которые ставят себе целью направить полученные от налога суммы на удовлетворение одной определенной потребности. Целевые налоги были когда-то очень распространены, и вообще они очень характерны для финансов, стоящих на низком уровне развития, когда не выработалось еще с достаточной ясностью понятие о существовании единого государственного или местного хозяйства, где доходные поступления, в том числе и налоговые, рассматриваются как нечто вполне целое, которым государство или места свободно распоряжаются при удовлетворении различных потребностей, и когда преобладало представление, что государство или местные союзы принимают на себя удовлетворение некоторых специальных целей, для чего и получают в свое распоряжение специальные средства.

С развитием более правильного воззрения на природу публичных союзов целевые налоги вполне естественно отмирают. В системе государственных налогов они почти не встречаются, но еще кое-где остались в системе местных налогов, например, во Франции. В Англии же эта система в области местных финансов сохранилась. Но и здесь происходит процесс в сторону ее упрощения и приближения к нормальному типу обложения. Но происходит этот сдвиг оригинальным способом, путем консолидации ряда специальных налогов, в один, что технически носит название общих rate. Уже в 1739 г. мы встречаем так называемые графские rate, в которые были объединены до 40 специальных налогов. По закону 1834 г. налог на бедных покрывал не только расходы по социальному обеспечению неимущих, но и ряд других, и расходы на составление избирательных списков, оценочные расходы, расходы по взиманию налогов, расходы по ведению списков гражданского состояния и др. Годом позже — в 1835 г. — графские бурги получили право на взимание общей rate бургов взамен ряда существовавших до того специальных налогов. В 1875 г. были консолидированы все налоги на санитарные цели и на народное здравие в одну санитарную rate, превращенную в 1894 г. в общую rate. В 1894 г. была введена приходская rate в качестве общего коммунального налога. В 1899 г. для Лондона образована одна общая rate. Тем не менее до сих пор наряду с этими общими rate существует много специальных. Сюда следует отнести полицейские rate на содержание полиции в графствах, все налоги на такие потребности, как освещение, снабжение водой, на содержание библиотек, музеев и т. п., вводимых на основании специальных парламентских актов.

Любопытна система оценки «видимой собственности», практикующаяся в Англии. До последней реформы 1925 г. в приходских союзах так называемые блюстители бедных выбирали из своей среды оценочный комитет, который должен бы состоять не более чем из 12 человек и не менее чем из 6. В случаях, когда пределы приходского союза совпадают с пределами города, городской совет мог назначить дополнительных членов. Этот комитет есть инстанция, которая объединяла дело оценки в своих пределах. Самая же оценка производилась так называемыми надзирателями бедных и их помощниками таким образом: составлялся оценочный лист, в котором указывались, во-первых, валовая наемная плата или валовая ценность, и, во-вторых, ценность, подлежащая обложению. Под именем первой принималась та наемная плата, «по которой имущество по справедливой оценке может сдаваться в наем из года в год, свободная от обычных налогов съемщика и от платы, заменяющей десятинный налог, буде таковой имеется»; вторая ценность получается за вычетом из первой «средней годовой стоимости ремонта», страхования и других расходов, необходимых для содержания имущества, чтобы за него можно было получать такую наемную плату. Кроме этого в оценочных листах имелась графа «облагаемая ценность»: она получается путем вычета из общей подлежащей налогам ценности земли и зданий каждого домохозяина половины суммы.

Оценочные листы выставляются в соответствующих приходах на 14 дней, для общественного контроля и проверки, — после чего они отсылаются в оценочный комитет, где еще в течение 14 дней подвергаются публичному обозрению. В течение этих 28 дней всякий надзиратель бедных и всякий налогоплательщик имел право обжаловать произведенную оценку. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 28 дней со дня ее поступления.

Оценочный комитет, с своей стороны, мог вносить изменения и поправки в оценочные листы. На оценочный комитет могли быть приносимы жалобы в суд. Утвержденные оценочным комитетом листы вступали в законную силу. На основании этих оценок засим блюстители бедных производили раскладку налогов, при чем оклад выражался в пенсах с фунта стерлингов с подлежащего обложению ценности имущества.

В Лондоне существует особый порядок оценки. Высшей оценочной инстанцией является оценочный комитет муниципальных советов. Для объединения деятельности всех этих отдельных комитетов существует особая «комиссия местного управления, статистики и музеев». Оценка производится через каждые пять лет. Перед составлением оценочных листов в феврале года, предшествующего году оценки, советы городов рассылают всем жителям анкеты, которые должны быть заполнены и возвращены под угрозой штрафа. Кроме этой общей анкеты есть специальные для особых видов облагаемых имуществ, а именно, для домов и квартир, наемная плата которых менее 20 фунт. стерл. в год или которые сдают помещения помесячно или поденно. Для проверки анкеты может быть назначен специальный оценщик. На производство оценки может быть перенесена жалоба в оценочный комитет, а на последний в суд.

Недостатки английского местного обложения — устарелость его, неравномерность обложения, узость налоговой базы, разнообразность оценок и органов взимания — поставили в порядок дня его дальнейшую реформу, которая идет пока в том же направлении, т. е. в сторону дальнейшей консолидации налогов и упрощения оценок. Билль 1923 г. «о местных сборах и оценках», внесенный в парламент и принятый в 1925 г., упростил и улучшил механизм оценок. Взимание местных сборов изъято из ведения приходов и передано городским и окружным советам. Эта реформа сокращает число органов взимания в сельских округах с 12.882 до 648, а в городских с 2.664 до 1.119. Далее, разнообразные сборы объединяются в городах в общий сбор, как это сделано в Лондоне, а в сельских округах в общий сбор и специальный (на санитарные цели и освещение).

Неравномерность обложения, которая создавалась тем, что в различных приходах существовал неодинаковый уровень числа неплатящих налог с недвижимостей — почему сумма, падающая на приход в зависимости от оценочной стоимости неодинаково падала на плательщиков налога — устранена тем, что с каждого плательщика взыскивается только одна определенная сумма с фунта оценочной стоимости. Это сделано так, что «взимающий сбор союз» сообщает «союзу, предписывающему сборы», цифру, какую можно получить в союзе при обложении одним пенни с фунта стерлингов. На этом основании союз производит свою раскладку. Оценочной площадью являются самостоятельные графства, города и округа.

Последние избирают оценочные комиссии, которые работают с тесном контакте с органами фиска с целью установления единообразия в государственных и местных оценках. Установлены общие для всей страны нормы вычета для определения чистой доходности. Переоценка производится каждые пять лет. Оценка специальных имуществ (железных дорог, каналов, доков и т. п.) возлагается на центральный оценочный комитет, который образован министерством народного здравия по представлению городских управлений и графств.

Кроме специальных налогов негородские общины имеют в своем распоряжениии пошлины за совершение некоторых административных актов.

Для общин, имеющих городской характер, и для графств круг доходных источников шире. Помимо налогов на «явную собственность» они могут вводить с разрешения парламента специальное обложение. Далее, они могут получать доход от коммунальных предприятий и от пошлин.

В добавление к собственным источникам доходов общины получают крупные пособия из государственных средств. Роль и значение всех этих отдельных источников дохода ясны из следующих табличек: (см. табл. стр. 744 — 748).

Местный бюджет Англии (в тыс. ф. ст.).
Источники доходовДоходы
1913/14 г.1918/19 г.
1. Налоги
2. Пошлины за хозяйственные услуги
3. Пошлины
4. От водопроводов
5. Газовых предприятий
6. Электрических предприятий
7. Городских же л. дор.
8. Суммы, получаемые от общественных работ
9. Ренты, проценты
10. Администр. пошлины
11. Разное
12. Продажа имущества
13. От займов
82.344
27.082
10.306
10.204
11.499
6.385
12.131
1.332

} 14.046

615
24.038
99.054
34.286
15.652
11.552
18.752
12.689
19.366
355

} 19.017

-
5.876
Итого199.983236.599

Для Англии с Уэльсом имеются более поздние данные — 1922/23 г., именно следующие: (В тыс. фунт. стерл.)
Источники доходов1913/14 г.1922/23 г.
1. Налоги
2. Пошлины за хоз. услуги
3. Пошлины
4. От водопровода
5. Газовых предприятий
6. Электрич. предпр.
7. Городск. ж. д.
8. От общ. работ
9. Ренты, предпр., продажа имущ., прочие
10. От займов
71.276
22.617
8.460
8.661
8.716
5.369
10.345
1.305
12.395
19.977
157.273
75.843
17.128
14.900
18.060
18.339
23.420
1.126
35.023
61.077
Итого169.125422.089

Местный бюджет Англии. Доходы. (В тыс. фунт. стерл.).
Предметы расходовАнглия с Уэльсом
1913/141918/191920/211922/23
За исключением сумм, полученных путем займов
На элементарное образование
На высшее образование
На электрическое освещение
На газовое дело
На набережн., доки, гавани и др.
На дороги, мосты и переправы
На народное здравие
На рабочие дома
На библиотеки
На публичное освещение
На содержание душевно-больных
На рынки
На парки; места общ. гулян. и пр.
На содержание полиции
На обществ. призрение
На общ. работы
На канализац.
На краткосрочн. аренды участк.
На гор. жел. дороги
На водопроводы
На прочие
23.063
5.007
2.606
6.939
4.780
13.383
1.932
244
621
2.307
3.582
503
1.055
7.519
11.097
869
2.406
321
7.385
3.475
14.717
32.623
6.196
7.354
12.093
7.547
12.002
3.236
405
687
1.312
4.636
648
1.127
10.185
13.832
252
3.052
332
12.764
5.060
21.600
56.664
13.382
13.833
19.903
13.874
35.504
7.587
1.464
1.342
3.449
7.906
1.161
2.914
20.613
24.291
959
5.526
1.460
22.399
8.945
38.292
56.544
14.254
10.279
14.501
10.879
36.290
6.409
2.840
1.398
3.677
1.376
1.302
2.844
18.777
34.831
998
4.615
1.416
19.907
7.414
33.382
Итого113.811156.943301.499289.135

Шотландия (в тыс. фунтов стерлингов, за исключ. сумм, получ. от займов).
Расходы1913/14 г.1918/19 г.1919/20 г.
Суммы назначенные:
на уплату капит. суммы долга
процентов

2.169
2.243

2.171
2.475

2.197
2.597
Расходы на народное просвещение
На электрическое освещение
На газовые заводы
Набережные, доки, каналы и пр
На дороги и мосты.
На врачебное дело
На постройку рабочих жилищ
На библиотеки
На освещение
На содержание душевно-больных
На рынки
На публичные парки
На общины
Общественн. призрение
На общественн. работы
На очистку (ассениз.)
Канализационн. сооруж.
Трамвай
На водопровод
Прочие
4.156
775
2.467
1.308
1.413
432
148
82
311
157
53
222
755
1.598
29
535
469
1.457
1.191
1.497
5.736
1.619
4.112
1.576
1.541
778
211
101
283
602
62
230
1.125
1.667
8
821
558
2.054
1.471
2.004
9.454
1.922
4.672
1.961
2.600
961
269
119
517
772
75
333
1.920
2.075
8
1.062
626
2.932
1.671
2.688
Итого без сумм на уплату по долгам19.05426.56136.637

Ирландия (в тыс. фунт. стерлингов, без сумм, полученных от займов).
 Расходы
1913/141918/19
Суммы, назначенные:
На уплату капитальн. суммы долга
В фонд погашения
На уплату процент. и дивидендов

368
192
851

399
238
883
На народное образование:
Элементарное
Техническое
Университеты
На электрич. освещение
На газовые заводы
На гавани, доки, каналы, дамбы, набережные речные
На большие дороги, мосты, перевозы
На госпитали (кроме больн. для бедн.)
Публичное освещение
На призрение душевно-больных
На содержание полиции
На общественное призрение
На благоустройство городов путем постройки
новых зданий, разрушение построек, общий ремонт
На канализацию
На трамвай
На водопровод
На очистку улиц
Прочие

67
110
11
139
367
306
1.055
291
111
528
90
1.030

13
205
267
100
124
1.206

90
121
23
303
708
410
1.266
455
98
941
102
1.475

9
328
379
146
164
1.501
Всего суммами на уплату долга7.43810.039
Франция. Французская организация местных финансов ведет свое начало со времен Великой французской революции. Страна делится в административном отношении на департаменты, округа и коммуны. Для местных финансов имеют значение только коммуны и департаменты.

Круг дел, переданных общинам, довольно обширен. Им поручены: расходы на военное снаряжение (в общинах, где имеется гарнизон и введено октруа); выдача пособий лицам, призываемым на учебный сбор; содержание помещений мировых судей вместе с инвентарем; расходы по выборам, производимым в общинах; расходы по народным переписям; расходы на содержание статистических комиссий; содержание полиции; общественное призрение душевнобольных, детей и нетрудоспособных; элементарное обучение; содержание кладбищ; содержание улиц и дорог; принятие мер против наводнений; расходы на содержание помещений «советов сведущих лиц»; административные расходы; ряд факультативных расходов, например, на содержание полевого сторожа.

На департаменты возложены: расходы по содержанию казарм, зданий, принадлежащих департаментам; расходы на содержание дорог и на общественное призрение.

Средства коммун и департаментов слагаются из доходов от имуществ, от пошлин и сборов, налогов и государственных пособий. Главное значение принадлежит налогам.

Система местных налогов во Франции состоит из надбавок к государственным реальным налогам и из самостоятельных прямых и косвенных налогов.

До реформы 1917 г. надбавки во Франции допускались к поземельному налогу, к налогу с незастроенных участков, застроенных участков, налогу на двери и окна и к промысловому налогу. Надбавки эти известны под именем обыкновенных и чрезвычайных сантимов.

После финансовой реформы 1917 г. во Франции были отменены все реальные налоги., к которым общины делали надбавки. Пришлось решать вопрос, как восполнить крупный пробел, получившийся в местных бюджетах. Решено было поступить следующим образом: уничтоженные реальные налоги остаются все же базой для коммунальных надбавочных сантимов. Для этого ежегодно в законодательном порядке устанавливается фиктивная сумма налогов, и на нее общины высчитывают свои добавочные сантимы.

Недостатки этой системы настолько значительны, и самая система настолько своеобразна, что во Франции без конца дебатируется вопрос о реформе местных финансов в этой части; при чем речь идет главным образом о введении набавок к шедулярному государственному подоходному обложению.

Среди самостоятельных налогов французских коммун мы встречаем как прямые, так и косвенные. Наиболее важное бюджетное значение имеют так называемые октруа, или привратные сборы — это налог на съестные припасы и другие продукты потребления за исключением хлеба, муки, молока, масла, фруктов, соли, кофе, сахара, предназначаемых к потреблению на месте, безразлично, ввозятся ли они в коммуну или произведены в ней самой. Введение октруа зависит прежде всего от решения муниципального совета. В этом решении должен быть обозначен район, на который предполагается распространить октруа. Определение подлежащих обложению предметов, способы управления и взимания зависят от муниципального совета. Но октруа может быть допущен только в случаях исключительной финансовой нужды, когда нет других средств для покрытия коммунальных расходов. Тарифные ставки назначаются на единицу метрической системы мер и весов на штуку товара. Все ставки должны равномерно падать на все однородные товары, как привозные, так и производимые на месте. Взимание октруа может производиться 4 способами. Они могут взиматься самими коммунами; они могут отдаваться в простой откуп, или в откуп, но с участием коммуны в прибылях; они могут взиматься органами управления государственными косвенными налогами. При простом откупе откупщик вносит определенную сумму и несет на себе весь риск по сбору октруа. При откупе с участием в прибылях откупщика коммуна получает определенную, сумму и кроме того участвует в части прибыли откупщика в известной доле. При использовании органов государственного управления косвенными налогами последнему уплачивается известная сумма, вознаграждений за услуги, — все остальное поступает в коммуну. Расходы введения и взимания октруа определяются муниципальными советами и утверждаются префектами.

Октруа давно уже вызывают против себя большое неудовольствие населения, и уже в 80-х гг. делаются попытки к их отмене.. Это движение привело к закону 1897 г. о понижении или отмене октруа на гигиенические напитки, к которым причислены: вино, фруктовые воды, мед, пиво и минеральные воды. Взамен октруа общинам были предоставлены следующие налоги: 1) повышен налог на алкоголь до двойной суммы патентного сбора; 2) разрешен муниципальный сбор с торговцев напитками в дополнение к государственному патентному сбору; 3) специальный налог на вино в бутылках; 4) налог на лошадей, ослов, мулов, экипажей и автомобилей в размере не свыше государственных основных ставок; 5) на клубы, общества и на их помещения; 6) на публичные и частные биллиарды; 7) на собак; 8) до 20 добавочных сантимов ко всем пяти прямым налогам; 9) прямые налоги с земельных участков в пределах коммун.

Кроме этих налогов французским коммунам предоставлено вводить специальное обложение за определенные услуги: за устройство каналов, дорог и т. п., при чем этот сбор организован в весьма оригинальной форме. Он падает только на лиц, у которых приходится отчуждать недвижимость, при чем так, что из суммы вознаграждения за отчуждаемую недвижимость высчитывается прирост ценностей, полученный вследствие мероприятий, и если этот прирост выше суммы отчуждения, то собственник отчуждаемого участка должен приплатить. Это настолько абсурдно, что специальное обложение во Франции практически не применяются.

По закону от 20 февраля 1917 г. и 25 июля 1920 г. во Франции образованы три коммунальных фонда. Первый фонд (20 февраля), появление которого вызвано отменой октруа на алкогольные и гигиенические напитки, образуется за счет увеличения государственного налога на эти напитки и распределялся так: сумма, полученная от обложения гигиенических напитков, пропорциональна их потреблению, какое было в 1913 г., а от обложения алкогольных напитков пропорциональна населению. При чем соблюдается правило, что суммы, получаемые коммунами, не могут быть меньше тех, какие получались от отмененных октруа в 1913 г. Второй фонд (по закону от 25 июня 1920 г.) составляется за счет налога на оборот, который для этой цели увеличивается на 0,1; 2/3 этого фонда предназначаются коммунам, а 1/3 департаментам. Фонд распределяется пропорционально населению. Наконец, третий фонд составляется за счет увеличения на 25 % государственного налога на автомобили. Фонд этот предназначен на дорожное дело и распределяется пропорционально длине дорог, департаментских, межкоммунальных и вицинальных.

Положение коммунальных финансов и их изменение во времени характеризуются следующими данными:

Финансы департаментов и коммун (в млн фр.).
ДепартаментыКоммуны
ГодыДоходыРасходыДолги департам.ГодыОбыкнов. доходыОбыкнов. расходыДолги коммун
1870
1900
1910
1913
1920
1921
1922
235,3
372,0
568,0
612,7
1.602,1
2.170,3
2.662,0
209,9
311,3
562,8
614,0
1.673,7
1.991,5
2.202,1
-
497,1
1.040,5
1.142,4
1.508,1
3.163,5
2.265,0
1868
1900
1910
1913
1920

 
505,0
794,1
974,9
1.071,3
7.357,6

 
400,8
761,1
942,0
1.039,6
6.804,9

 
-
3.881,3
4.164,6
4.854,5
7.424,8

 
Германия. До революции система коммунальных финансов в отдельных союзных государствах Германии была не одинакова. Административное деление различных германских государств, теперь «земель», неодинаково. В Пруссии имеются провинции, округа, уезды, волости, городские и сельские общины. Из них для местных финансов имеют значение: провинции, уезды и общины. Компетенция провинций: содержание и устройство областных дорог; устройство и содержание заведений для умалишенных, слабоумных, эпилептиков, слепых и глухонемых; они могут учреждать рабочие колонии и исправительные дома для бродяг; могут поощрять земледельческие улучшения и сельскохозяйственное образование; устраивать или поощрять страховые от огня учреждения.

В ведении уезда находятся т. наз. малые дороги; он может устраивать госпитали и другие учреждения помощи бедным и оказывать поддержку благотворительным обществам, он должен покрывать 2/3 стоимости содержания призреваемых в провинциальных учреждениях немощных. Он может выполнять и другие задачи, но всякий раз с разрешения высших органов. На обязанности общин лежало: содержание местной полиции, элементарное школьное образование, дорожное дело, призрение бедных.

В Пруссии по закону от 14 июля 1893 г. общинам были предоставлены: доходы от имуществ и предприятий, реальные налоги — на недвижимость и промысловый; трактирный сбор; надбавки к подоходному налогу; налог на прирост ценностей; специальные налоги; налоги на предметы роскоши, налоги на зрелища и увеселения. В некоторых городах допускались самостоятельные подоходные налоги. Необходимо отметить любопытную черту прусского закона 1893 г. — он разрешает вводить налоги только в том случае, если все остальные ресурсы окажутся недостаточными.

Обложение недвижимостей совершалось по местам различным образом; точно также разнообразен был и промысловый налог. Подоходный налог взимался, во-первых, в виде прибавки к государственным, но не свыше известного предела; во-вторых, в виде обложения минимума, свободного от государственного налога. В тех случаях, когда допускалось и самостоятельное подоходное обложение, необходимо было удерживать деление на разряды, оценку дохода и основу раскладки ту, которая существовала в государственном подоходном обложении. Кроме того допускались косвенные местные налоги. До 1910 г. их было много: на пиво, солод, фруктовое вино, на помол, на убой скота, на жизненные припасы;, продаваемые на рынках, на корм для скота, на горючие материалы и вина. После 1910 г. оставались лишь налоги с напитков, с съестных припасов, продаваемых на рынке, с корма для скота и с горючих материалов, на птицу и дичь.

В Саксонии крут задач, переданных общинам, был довольно обширен. Общины пользовались широкой автономией в налоговой области: они могли вводить любые налоги и устанавливать любые ставки. Наибольшее значение получил подоходный налог. Кроме подоходного практиковались поземельный налог с универсальных магазинов, налог на собак и на зрелища. Кроме налогов, общины получали доходы от имуществ и пошлин. В Баварии кроме доходов от имуществ, предприятий и пошлин существовали надбавки к реальным государственным налогам и к государственному подоходному налогу, на универсальные магазины, на переход недвижимых имуществ, а из косвенных — налог на пиво.

В Вюртемберге до революции общинам были предоставлены надбавки к государственным реальным налогам — налог на универсальные магазины, надбавки к подоходному налогу, которые допускались, если ставки реальных налогов были не менее 2 %, и они были обязательны, если ставки реальных налогов составляли 6 %. Максимум надбавок — 50 % гос. обложения.

В Бадене существовал общепоимущественный налог, сконструированный по образцу государственного, но с тем различием, что не допускалось вычета долгов.

В Гессене облагались имущества по их ценности, причем лесные дачи облагались по капитализации из 3 % доходности, допускался вычет долгов из оборотного капитала в промысловом обложении и в обложении денежных капиталов.

После революции положение местных финансов в Германии радикально изменилось в связи с радикальным изменением всей государственно-финансовой системы. Закон 1920 г. о налоговых правах отдельных немецких областей лишил их права на взимание самостоятельных подоходных налогов во всякой форме и, оставивши им право надбавок, допустил последние только с согласия государственной центральной власти. Отдельным землям предоставлены реальные налоги и некоторая доля поступлений от подоходного налога, налога на корпорации, налога с наследств, налога на переход недвижимостей и на оборот; земли в свою очередь могут уступать отдельным коммунам эти налоги или полностью, или частично — в форме надбавок к налогам земель. Практика отдельных земель неодинакова. Пруссия и Гессен предоставили реальные налоги целиком общинам. В других местах реальное обложение земли оставили за собой, а общинам предоставили только делать надбавки. Вообще же практика в области коммунального обложения пока настолько текуча, что законченных форм не имеется ни в одной из земель. Наиболее разработанным является сейчас прусское законодательство о местных финансах, может быть потому, что новый порядок в значительной степени стремится скопировать прусский закон 1893 г.

В Пруссии общинам предоставлены как прямые, так и косвенные налоги. Из прямых общинам предоставлены обложение промышленности и недвижимости, как и в дореволюционное время. Но право общин ограничено как при назначении процента надбавки к ставкам прежнего государственного реального налога, так и при введении самостоятельного обложения промышленности и недвижимости. Если прибавка превышает 500 % и если вводится новая форма обложения с меняющеюся ставкой обложения, требуется согласие правительственной власти.

Из непрямых налогов общинам предоставлено, кроме существовавших до революции, обложение излишков жилой площади. От этого налога освобождены площади, занятые под служебные помещения или для промышленных целей, а также служащие для отправления почетных официальных обязанностей. Плата за первую комнату излишней площади однако не может превышать той части наемной платы, какая на нее приходится при делении нормальной платы, — проще говоря, закон допускает существование одной необлагаемой комнаты сверх нормальной площади. Крупной новинкой является усиление правительственного надзора за налоговой деятельностью общин: все новые прямые и косвенные налоги и все изменения в структуре существующих нуждаются в утверждении министерства внутренних дел и министерства финансов.

Другая существенная новинка — в строении налоговой системы округов и провинций. Значительное расширение круга задач последних, уничтожение возможности делать надбавки к подоходному налогу заставили усилить ресурсы и тех и других с иного направления. Округа получили право, во-первых, на введение самостоятельных прямых налогов; во-вторых, право на участие в поступлениях от косвенных налогов, осуществляемых общинами, входящими в состав данного округа; в-третьих, на случай, если всех вышеуказанных источников не хватит, округ может потребовать взносов в его кассу со стороны входящих в его пределы общин и помещичьих участков. Взносы эти распределяются по следующему масштабу: половина раскладываемой суммы распределяется в зависимости от размера государственных налогов, которые поступают в пользу отдельных общин и помещичьих участков, а другая половина — в зависимости от той суммы, которая должна бы поступить от реальных налогов, если бы они взимались по образцу прежних государственных. Окружной съезд может однако положить в основу распределения и ту сумму, которая должна поступить, и при иной организации налога, чем государственный. В том случае, если распределяемая между общинами сумма превышает ту, какая была получена в предшествующем году от гос. прямого обложения, обложения заработной платы и юридических лиц, требуется утверждение распределения соответствующими провинциальными органами.

Налоги, предоставленные провинции, только прямые и специальные. В случае если этих источников не хватает, недостающие суммы распределяются в том же порядке как и окружные.

Бедственное положение местных финансов повело к изданию 23 июня 1923 г. новеллы, в силу которой доля областей в подоходном налоге и налоге с юридических лиц увеличивается с 2/3 до 3/4. Далее, им был предоставлен налог на переход недвижимостей и налог на скачки и автомобили.

14 февраля 1924 г. был издан в порядке чрезвычайного законодательства новый налоговой декрет. В силу этого декрета участие областей и общин в подоходном налоге и налоге на юридических лиц доведено до 90 %; из налога на оборот отчисляется 20 %. Полностью передан налог с биржевых сделок. Наконец, им разрешен квартирный налог. В августе 1925 г. доля земель в государственном налоге на оборот определена до 1 апр. 1926 г. в 35 %; а после этого срока в 30 %. От подоходного налога они получают 75 %. Из этих сумм часть уступается общинам. В Пруссии она составляет 45 % отчислений от налога на оборот и 60 % от подоходного. В Баварии от подоходного налога уступлено общинам 55 %, а в Вюртемберге — 35 1/3 %.

Доходная часть бюджета прусских городов и сельских общин с населением свыше 5 тыс. жит. была следующая:
Группа доходовБюдж. год в млн марок
1924/251925/26
От отчисления обществен. налогов533477,3
От местных реальных налогов585,7601,2
От местных налогов на обращение и потребление78,4146
Итого1.197,11.225,4
Италия. В административном отношении Италия близко напоминает Францию. Она делится на провинции и общины. Провинции имеют узкий круг задач: дорожное дело, санитарное дело. Объем компетенции общин очень значителен: им передано народное образование, санитария, полиция, пожарное дело, расходы на культ, публичные работы, общественное призрение.

Итальянская система местных налогов состоит: а) из надбавок к государственным налогам на землю и строения; б) налога на движимые имущества, как-то: на торговые предприятия, промыслы, на вьючных и сельскохозяйственных животных и на общественные экипажи; в) квартирного налога; г) налога на прислугу и частные экипажи; д) налога на предметы потребления (октруа); е) налога на собак; ж) налога на велосипеды; з) налога на вывески; и) налога на фотографии; к) разных сборов: за убой скота, за занятие городской территории, за право пользования общественными весами, за патенты на содержание гостиниц, ресторанов и пр., школьные сборы и др.

Наибольшие поступления дают октруа. Все коммуны для взимания октруа делятся на закрытые и открытые. Первые опоясываются таможенной стражей, которая останавливает всех въезжающих в коммуну, и если находит при них подлежащие коммунальному или государственному обложению продукты, взыскивают заставные пошлины. По декрету от 24 сент. 1923 г. октруа вводятся по постановлению общин, утверждаемому провинциальной администрацией, при чем общины обязаны ввести октруа, если все другие налоги достигли предельных ставок. Ставки октруа определяются или в процентах от продажной цены товара, или в абсолютной сумме. При том и другом приеме есть установленный законом максимум, В зависимости от класса общины, определяемого количеством населения: Классов четыре: I — общины свыше 50 т. ж.; II кл. — 20 — 50 т.; III — 8 — 20 т.; IV — остальные. Свободны от обложения предметы первой необходимости, уголь и предметы, необходимые для промышленности. Октруа являются главным ресурсом для итальянских крупных коммун, давая до 60 % всего их дохода. Кроме налогов, итальянские общины получают доход от принадлежащих им имуществ и предприятий и от некоторых административных пошлин. Австрия. Австрия в административном отношении делилась и делится на области, округа и общины. Центральной хозяйственной единицей является последняя. Круг ее ведения составляют задачи препорученные и самостоятельные. Круг последних ничем не ограничен. Из препорученных следует отметить: народное образование, народное здравие, благоустройство, содержание полиции, общественное призрение.

В Австрии до войны практиковалась система надбавок к госналогам — подомовому, промысловому и нек. др. Кроме этого им дозволено было вводить самостоятельное обложение пива, водки, съестных продуктов, на собак и некоторые другие. В 1922 г. местные финансы получили новую организацию, главным моментом которой является то, что она ограничила системы надбавок и перешла на систему отчислений от ряда государственных налогов, а именно: от подоходного налога 25 %; от промыслового налога — 25 %; от обложения юридических лиц — 25 %; от обложения пива — 15 %; акциза на спирт — 15 %; на вина — 15 %; плодовых вин — 80 %; с пошлин на переход недвижимости — 40 %; с налога на оборот — 20 %. В 1923 г. возник проект о прекращении отчислений от подоходного налога, который является основным в бюджете общин, но до сих пор не мог быть проведен в жизнь.

Надбавки взимаются к эквивалентному налогу (30 — 100 %), к налогу с продажи недвижимости (100 — 200 %), к налогу на тотализатор (60 — 90 %); их роль в бюджете ничтожна. Из самостоятельных местных налогов в Австрии имеется: поземельный налог, взимается с доходности сельскохозяйственных земель. Исчисление дохода производится с средней довоенной чистой кадастровой доходности.

Обязательный размер налога не меньше 75 % довоенной суммы. Налог взимается областями, а общины делают надбавки в свою пользу. Подомовый налог по закону 1923 г. передан общинам. Оклады налога должны устанавливаться в таком размере, чтобы доход не превышал 10 % довоенной арендной платы за квартиру, 14 % для торговых помещений и 50 % довоенного оклада налога в сельских местностях. Налог областной общины может делать надбавки до 60 %. Налог с заработной платы взимается с предпринимателей, применяющих чужую рабочую силу. Ставки варьируют от 4 — 5 % для торгово-промышленных аренд и от 4 — 8,5 % для банков. Кроме того существуют самостоятельные налоги: на постройку жилищ, на зрелища и увеселения, на предметы питания, на иностранцев, на прирост ценности, на объявления, на прислуг, на автомобили, на собак, за использование водяной энергии, сбор на организацию общественного призрения. Австрийская система вызывает в стране общее недовольство. Главные ее дефекты: во-первых, невозможность для общин заранее знать ту сумму, какою они могут располагать; второй дефект — крупная потеря коммун в силу того, что государство считает сумму отчислений от той, которая внесена в бюджет, и совершенно не принимает во внимание всего годового прироста, если таковой окажется. Кроме налогов, австрийские общины извлекали доход от принадлежащих им имуществ и предприятий. Северо-Американские Соединенные Штаты. Местные финансы в С.-а. с. штатах находятся в ведении городских и сельских общин. Организация тех и других и их компетенция регулируются законами Штатов, что ведет к огромному разнообразию в определении компетенции местных самоуправлений, которая в общем представляется очень широкой. Ныне им предоставляются — местная полиция, пожарное дело, благоустройство, народное образование, народное здравие, водоснабжение, канализация.

В Северо-американских соединенных штатах в основе местных налогов лежит или довольно примитивно сконструированный подушный налог или общий поимущественный налог. Этот последний обычно падает без различия на все имущество, обременяя одинаковой ставкой самые разнообразные его части: землю, дома, заводы, сельскохозяйственный инвентарь и скот, денежный капитал и пр. Оценки крайне неравномерны и произвольны и гораздо ниже действительности, — с целью избежать повышения суммы государственных платежей, имеющих форму надбавки к общинному общепоимущественному налогу. Денежные капиталы обычно ускользают от обложения.

Эти недостатки общепоимущественного налога уже давно поставили на очередь вопрос об его реформе. Течение это, во главе которого стоят так называемые податные ассоциации, состоящие из сторонников реформы, пока выразилось в стремлении улучшить оценку, главным образом оценку недвижимостей. Комиссия, выделенная Луивльским съездом, выработала для Ричмондского съезда в 1911 г. следующие основные принципы оценки: а) составление планов для каждого податного участка; б) раздельная оценка земли и постройки; в) выработка каждым оценщиком оценочных норм; г) таблица ценности участков разной глубины в городах; д) норма строительной стоимости.

Нью-Йорк уже производит обширную работу оценки недвижимости на новых началах. Порядок оценки здесь таков: оценщик получает книжку с планами города и кварталов; кроме того он имеет так называемую полевую книжку, куда заносится оценка владения за ряд предшествующих лет, имя собственника, улица, площадь, номер владения, величина дома, число этажей, страховая оценка, продажная ценность, залоговая оценка и т. д.

Прежде всего оценщик определяет ценность одного фута без построек по фасаду участка в 100 ф. глубиной, для чего он пользуется сведениями о продажных ценах, страховыми и другими оценками и т. п. Наиболее высоко оцениваются угловые места, особенно если они находятся на скрещении двух одинаково важных в торговом отношении улиц. После определения стоимости фута фасада оценщик применяет для оценки особую таблицу Нейля, в основе которой лежит положение, что чем глубже участок, тем он относительно дешевле.

При определении стоимости построек выясняется их материальная стоимость. Для старых построек делается скидка на. обветшалость. Так как постройки нередко обесцениваются не в силу ветхости, а в силу изменения экономических условий, то в этих случаях предписывается исходить из капитализированной доходности, которую оценщик должен выяснить, при чем действует одно общее правило — «ценность недвижимости не может превысить капитализированной доходности, если земля без постройки не превышает ее».

Оценочные списки публикуются 1 октября во всеобщее сведение. До 15 ноября допускаются жалобы и переоценки. Ставки налога устанавливаются советом старейшин. Кроме этих налогов общины имеют право на введение специального налога. В распоряжении американских общин находятся большие земельные имущества, нередко закрепляемые за специальными назначениями, например, школьные фонды.

После войны в Америке обнаружилось определенное течение в сторону отмены общепоимущественного налога и замены его налогом на недвижимости, специальными налогами и прибавками к подоходному налогу штатов.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«М»: Матрикулярные взносы, Медные деньги, Местная промышленность, Местные имущества, Местные налоги и сборы, Местные финансы, Местные финансы по отдельным государствам, Местный бюджет, Местный бюджет СССР, Министерство финансов, Монета, Монетная регалия, Монетная стопа, Монетные конвенции, Монетные союзы, Монетный доход, Монометаллизм, Монополия внешней торговли, «М».