Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Местные налоги и сборыМестные налоги и сборы. Налоги и сборы налогового и пошлинного характера, поступающие в местные бюджеты, организованы в различных странах неодинаково. Как часть местных финансов, структура которых находится в тесной зависимости от структуры государственных финансов, Местные налоги и сборы регулируются в разных государствах различными принципами в зависимости от различия взаимоотношений структуры государственного хозяйства и управления, с одной стороны, и хозяйства. и управления входящих в состав государства подчиненных публичных союзов, обладающих бюджетными правами, — с другой. В этом отношении возможны и наблюдаются на практике различные степени связанности и согласованности между собою систем местных и государственных налогов или их самостоятельности и обособленности. Полной независимости местных союзов от государственной власти в выборе объектов и форм и в установлении размеров местного обложения не существует на практике, да едва ли для нее возможно найти и теоретическое обоснование. Такая независимость повлекла бы за собой совершенно неустранимую конкуренцию и коллизию интересов государственного и местного бюджета и хозяйства, одинаково опасную для обоих. Государству, как хранителю общих интересов страны, должно принадлежать право ограничения налоговой независимости низших публичных союзов, а гарантией необходимой самостоятельности последних в деле обложения должно служить установление ограничений в законодательном порядке, а не в порядке управления. Практически вопрос сводится к сфере и пределам ограничения, которые определяются в зависимости от особенностей системы государственного управления, различия характера представительства в нем классовых интересов, степени его централизации: закон может или только указывать формы обложения факультативные или обязательные (дореволюционная Австрия), или же, сверх того, и размеры обложения предельные (максимальные — Россия, Пруссия, Франция) или твердые (некоторые надбавки во Франции). В отношении форм местного обложения принципиальный вопрос о предпочтительности самостоятельных местных налогов, независимых от государственных, или же местных надбавок к последним в науке различных стран и разного времени находит себе различное решение: наряду с выгодами системы надбавок, заключающимися в простоте техники обложения, не требующей специальных учетных и оценочных работ и органов взимания и потому крайне удешевляющей издержки взимания, выдвигаются и ее отрицательные стороны, прежде всего — зависимость местных налогов от государственных, затрудняющая реформы тех и других, и пассивное, недостаточно осмотрительное и продуманное отношение местных органов при проведении местного обложения. На практике преобладание одной из этих форм (почти всегда наряду с использованием в известной мере и другой) обусловливается исторически сложившимися особенностями хозяйственной и административной структуры той или иной страны: так, Франция с ее прочно сложившейся централизацией управления, пережившей все многочисленные режимы, сменившиеся после первой революции, остается до сих пор классической страной системы надбавок («добавочных сантимов»), начисляемых здесь на государственные прямые налоги (при чем до последнего времени сохранились, между прочим, начисления на фиктивные оклады отмененных налогов — налога с окон и дверей и др.); полную противоположность представляет Англия с ее веками сложившимся, снабженным широкими административными функциями, местным управлением, где местное обложение образует систему совершенно самостоятельных, независимых от государственных налогов (возникших из целевых сборов и в значительной мере сохраняющих это значение), взимаемых на основе оценок, производимых для обложения первым по времени возникновения местным налогом (сбором для бедных — poor-rate см.). В дореволюционной России с ее образовавшимися в эпоху преобладания общественной теории (см.) местного самоуправления земскими и городскими учреждениями и хозяйством, стоявшими до конца царизма в известной противоположности к государственному управлению и хозяйству, местное обложение также представляло собою систему самостоятельных (за исключением совершенно ничтожных в бюджетном отношении надбавок к основному промысловому налогу) прямых налогов, базировавшихся на самостоятельных оценках объектов обложения. Вопрос об источниках местного обложения и об обособлении или объединении их с источниками государственного обложения также не находит себе единогласного решения. Долго господствовавший в теории и значительно влиявший на практику взгляд о наибольшей пригодности для местного обложения реальных налогов (поземельного, промыслового, подомового), а для государственного — личных (общеподоходного) постепенно уступает место воззрениям, признающим возможность и целесообразность использования для местного бюджета некоторых форм подоходного обложения (в форме пособий из эквализационного фонда, образуемого из средств государственного подоходного налога, или местного самостоятельного или надбавочного подоходного налога, взимаемого лишь с известных категорий населения, в частности — с лиц, имеющих в данной местности постоянные доходы от личного труда), а также выдвигающим различные виды специального обложения (см.) и обложение ренты (см.). На практике также наряду с преобладанием в большинстве стран реального обложения (дореволюционная Россия, в значительной мере Англия, Франция, дореволюционные германские государства, Италия) за последние десятилетия выдвигается специальное обложение имуществ, получающих особые выгоды от мероприятий местного хозяйства (betterment taxe — С.-а. соединенные штаты, Англия), налог на конъюнктурный прирост ценности (Wertzuwachssteuer — Германия). В Голландии основой местного обложения служит подоходный налог (а реальные налоги взимаются государством); не имея коррективов в виде эквализационного фонда, он создает крайнюю неравномерность в местном обложении различных общин. Косвенное обложение, сравнительно мало распространенное в местном обложении, применяется, однако, в устарелой форме привратных акцизов (octrois) во Франции, в Италии) и в некоторых германских государствах. Сборы пошлинного характера имеют сравнительно неширокое применение в местном обложении, еще меньшее — налоги на обращение и на роскошь. Местные налоги и сборы в СССР. До революции местное обложение, городское и внегородское — земское, были построены на различных основаниях. Самым крупным городским налогом был налог с недвижимых имуществ (оценочный сбор), взимавшийся по раскладочной системе максимально в размере 1 % с ценности или 10 % с доходности имуществ (с обширными изъятиями для имуществ казенных, железнодорожных и некоторых учреждений — учебных, духовных и др.)/ Оценочный сбор составлял перед мировой войной около 20 % доходной части городских бюджетов и около 2/3 всех налоговых поступлений городских бюджетов, в которых из других налогов имели наибольшее значение трактирный (раскладочный) сбор, надбавки к основному промысловому налогу (в размере максимум 15 % с цены патентов высших разрядов и 10 % с цены остальных) и введенный законом 1910 г. городской попудный сбор, ранее существовавший по особым законоположениям в немногих преимущественно портовых городах, а с 1910 г. сравнительно широко распространившийся на основании общего закона, хотя и требовавшего специального утверждения правительством в каждом отдельном случае. Кроме того, существовал целый ряд (более 30) мелких налогов и сборов (с извозного промысла, с экипажей, с лошадей, с собак, санитарный, за пользование общественными мерами и весами и др. — см. ниже), не имевших крупного фискального значения. Все налоговые доходы городов составляли в 1912 г. лишь 27,5 % доходной части бюджета; остальные доходы получались от городских предприятий, сооружений и имуществ, от разных пособий и возврата расходов. В земских бюджетах главным доходом являлся сбор с недвижимых имуществ (земель, лесов, заводских, фабричных, торгово-промышленных помещений, с городских недвижимых имуществ и с жилых домов в уездах), составивший в 1914 г. по 43 земским губерниям 60,6 % всех земских доходов. Этот сбор взимался в виде раскладочного сбора по «ценности и доходности» имуществ и должен был покрывать все земские расходы, не покрываемые другими источниками. Раскладки были часто крайне неравномерны, так как делались по неудовлетворительным оценкам (а первоначально в некоторых губерниях — прямо по числу десятин). Начавшиеся с 70-х годов и особенно развернувшиеся за последние десятилетия перед мировой войной широко поставленные и в некоторых губерниях прекрасно проведенные земские оценочно-статистические работы (см.) за немногими исключениями остались незаконченными и не были применены на практике; введение новых оценок, помимо других причин, тормозилось во многих случаях реакционными землевладельческими элементами, преобладавшими в реформированном в 1890 г. земстве, для которых были выгоднее прежние грубые оценки, зачастую искусственно и произвольно перелагавшие налоговое бремя с частновладельческих земель на крестьянские и на торгово-промышленные имущества. Остальные налоговые (и пошлинные) поступления земских бюджетов были ничтожны; они составлялись из надбавок к основному промысловому налогу (в 1914 г. вместе с вознаграждением из казны в возмещение надбавок к питейным патентам при введении винной монополии — 1,72 % — всех доходов), судебных, шоссейных, трактирных сборов и сбора с переправ, мостов и др. дорожных сооружений (в 1914 г. — 0,5 % всех доходов). Временным правительством была начата реформа местного обложения, получившая законодательное оформление только в отношении городских налогов в Постановлении об изменении правил о городских доходах и расходах и в приложенном к нему Положении о городских доходах, расходах, сметах и отчетах (29 сентября 1917 г., Собр. узакон. 1917 г., ст. 2010). Этим законом установлены, кроме существовавших ранее: оценочного сбора, трактирного сбора, надбавок к основному промысловому налогу, сбора с разносного и развозного торга, с извозного и перевозного промыслов, попудного, за зимовку судов, с пригоняемого на рынки скота, за остановку возов с сельскохозяйственными товарами, за санитарный осмотр привозимого на продажу мяса, за занятие тротуаров при постройках, за рассмотрение планов на новые постройки, за разрешения на перестройку, за осмотр возводимых построек, с аукционных продаж, за совершение, засвидетельствование и пр. различных актов, с лошадей, экипажей, собак, велосипедов, самодвижущихся экипажей, яхт, лодок, сезонного сбора, а также разрешенных отдельным городам — адресного (прописочного), сбора, ярмарочного и др. — следующие налоги и сборы: 1) специальные сборы — взамен натуральных повинностей и с имуществ, получивших преимущественные выгоды от расходов, произведенных для поднятия благоустройства города; 2) надбавки к государственному подоходному налогу и самостоятельный подоходный налог; 3) квартирный (ранее допускавшийся по отдельным ходатайствам); 4) с теплиц и питомников; 5) с реклам и объявлений и 6) с публичных зрелищ и увеселений. Положение от 29 сентября 1917 г. не было введено в действие, но включенный в него перечень налогов был использован при составлении введенного декретом СНК от 3 декабря 1918 г. «в качестве временных правил» Положения о денежных средствах и расходах местных советов (Собр. узак. 1918 г. № 93, ст. 931), явившегося первой систематической попыткой урегулировать местное обложение, находившееся в 1918 г. в хаотическом состоянии и осуществлявшееся преимущественно в виде проводившихся по местной инициативе разнообразных нерегламентированных законом налогов, сборов и чрезвычайных взысканий контрибуционного характера. Положение от 3 декабря 1918 г. дифференцировало Местные налоги и сборы (виды их и ставки по некоторым) между губернскими, уездными, городскими и волостными бюджетами и устанавливало очередность их использования (Н., вводимые «в первую очередь»; Местные налоги, устанавливаемые «в случае недостаточности» первых). В перечень городских налогов включены все виды обложения, перечисленные в Положении Врем. прав. от 29 сентября 1917 г., кроме сборов попудного, за зимовку судов, сезонного, за засвидетельствование актов и временно оставленных в Полож. от 29 сентября (адресного и др.), и кроме того введены вновь налоги с лиц, нанимающих домашнюю прислугу, и с домашнего скота (крупного и мелкого). В губернские бюджеты входили кроме налогов со строений (жилых) и с домашнего скота, специального сбора с имуществ, получивших особые выгоды, и надбавок к подоходному и основному промысловому налогу — также налог «с дохода, получаемого от пользования земельными имуществами», подлежавший взиманию в раскладочной форме по классовому принципу, и налог с фабрично-заводских и торгово-промышленных предприятий. Все налоги, кроме налога с дохода от пользования зем. имуществами, были окладные с установленным в законе максимумом твердых или процентных ставок. Уездные бюджеты могли, кроме налогов и сборов, предоставленных губ. бюджетам, устанавливать сборы с реклам и объявлений, с заведений трактирного промысла, с развозного и разносного торга и с перевозочного промысла. Волостные бюджеты могли, кроме налога с имуществ (земельных и жилых домов), сборов с заведений трактирного промысла, с развозного и разносного торга, с домашнего скота, с выездных лошадей, с извозного промысла, с велосипедов и моторов, с публичных зрелищ, с лиц, нанимающих домашнюю прислугу, и надбавок к основному пром. налогу, — устанавливать еще «прямой всеобщий налог» (в размере не свыше 12 р. в год с работника). Кроме всех этих налогов, Положение от 3 декабря 1918 г. допускало «единовременное чрезвычайное революционное обложение» (буржуазии) на основе изданного перед тем (29 октября 1918 г.) Положения о единовременных чрезвычайных рев. нал., устанавливаемых местными советами (С. У. 1918 г., № 80, стр. 841). Сложная и пестрая налоговая система Положения от 3 декабря 1918 г. лишь неполно проводилась в жизнь в 1919 г. и начале 1920 г. и отпала с провозглашенным в июне 1920 г. слиянием местного бюджета с государственным. Местные налоги и сборы были затем постепенно восстановлены лишь с переходом к новой экономической политике. Декрет СНК от 22 августа 1921 г. «о местных денежных средствах» наметил в принципе отчисления и надбавки к государственным прямым налогам и самостоятельные местные налоги и сборы, как средства для «более успешного и скорого удовлетворения местных административно-хозяйственных потребностей». В развитие этого декрета Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 декабря 1921 г. «о местных налогах и сборах» установило, кроме отчислений и надбавок к гос. пром. налогу в пользу местных бюджетов, право мест взимать самостоятельные Местные налоги и сборы по особым перечням — в городских поселениях и вне их (вне городов — из числа указанных выше — сбор со строений только торговых, промышленных и дачных), специальный сбор, сбор с заведений трактирного промысла («с заведений для потребления на месте всякого рода кушаний и напитков»), сборы с извозного и перевозного промыслов, за пользование общественными весами и с велосипедов, самодвижущихся экипажей, яхт и моторных лодок и — кроме того — посаженный сбор с промышленных садов и огородов и сбор за право охоты; в городах — те же сборы, кроме сбора за право охоты и с распространением сбора со строений на строения всякого рода, и сверх того — сбор с необлагаемых гос. пром. налогом разносного и развозного торга («разовый сбор»), сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железнодорожным и водным путям сообщения, сборы со скота, с лошадей и др. домашних животных (собак), с пригоняемого на рынок скота, за засвидетельствование сделок и договоров в нотариальных учреждениях и копий, надписей и т. п. в народных судах (нотариальный и судебный сборы — дополнительные к государственным). Все эти налоги и сборы (кроме специального) — окладные с определением максимума твердого или процентного (для городских строений, для разового сбора, для трактирного, нотариального, судебного и для сбора с грузов) оклада. В целях борьбы с самочинным местным «налоготворчеством» декретом было установлено, что всякие иные, кроме перечисленных в нем, налоги и сборы могут вводиться только по специальным разрешениям НКФ по соглашению с НКВД. Законченное законодательное оформление система Местных налогов и сборов получила во Временном положении о местных финансах, утвержденном сессией ЦИК 12 ноября 1923 г. и измененном постановлением сессии ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. Временным положением в редакции 1923 г. предусматриваются — кроме отчислений от единого сельскохозяйственного налога, от госпромналога и от налога с наследства («от наследственных пошлин») и надбавок к гос. пром. и к подоходно-поимущественному налогам, к судебным и нотариальным пошлинам и к гос. охотничьему сбору — двадцать два самостоятельных налога и сбора (к числу самостоятельных редакцией Положения от 12 ноября 1923 г. был отнесен и дополнительный надбавочный к пром. налогу сбор с заведений для потребления на месте кушаний и напитков; редакцией 29 октября 1924 г. он объединен с остальными надбавками к промналогу). Сюда вошли все налоги и сборы, установленные Постановлением ВЦИК и СНК от 10 декабря 1921 г. (кроме сбора за пользование общественными весами и сбора за право охоты, преобразованного в надбавку к государственному охотничьему сбору), при чем разовый сбор был распространен и на все негородские местности (но при этом повсеместно был приурочен лишь к торговле на базарах, площадях и других отведенных для торговли местах), а сбор с грузов — на фабрично-заводские районы; налог же с промышленных садов и огородов ограничен чертой городов, отнесенных к трем высшим поясам по взиманию гос. пром. налога, и местностями, прилегающими к губернским городам. Сверх того, в Положение вошло несколько новых налогов и сборов, частью уже разрешенных НКФ и НКВД в течение 1922/23 г. к введению в отдельных местностях по инициативе и ходатайствам местных советов или же установленных для всей Республики специальными узаконениями (волостной сбор), частью же имевшихся в Положении Временн. прав. от 29 сентября 1917 г. и Полож. о денежных средствах и расходах местных советов от 3 декабря 1921 г. Новыми — по сравнению с Постановлением 10 декабря 1921 г. — городскими налогами явились: налоги с публичных зрелищ и увеселений, с реклам (афиш, плакатов) и с объявлений, с аукционных продаж, со сделок, совершаемых или регистрируемых на бирже; к налогу с лошадей присоединен налог с выездных экипажей; для внегородских местностей — сбор с отпускаемой из лесных дач древесины (надбавки к попенной плате); для тех и других — налог с актов об отчуждении строений или права застройки; только для волостей — волостной сбор на покрытие расходов волбюджетов при недостаточности для этого других доходных источников, указанных во Врем. положении (ст. 127, разд. Б). В отношении всех самостоятельных и надбавочных налогов и сборов строго проведена система установления в законе лишь максимальных предельных ставок (в твердых окладах или в процентах) и факультативность введения налогов по постановлениям губ (обл) съездов советов или пленумов губ(обл) исполкомов. Изменения, проведенные в утвержденной ЦИК СССР 29 октября 1924 г. пересмотренной редакции Вр. положения о местных финансах, имели задачей устранить из Положения мало эффективные в фискальном отношении и в то же время громоздкие по технике налоги и сборы и по возможности уменьшить множественность видов обложения путем объединения однородных налогов. Выполнение этой задачи свелось, однако, лишь к исключению из перечня налогов и сборов специального обложения в городах (совершенно не эффективного при предусмотренном редакцией Положения 1923 г. изъятии от него имуществ, подлежащих обложению дополнительной рентой), налога с других. — кроме скота — домашних животных (собак), к чисто внешнему объединению налогов с лошадей (выездные экипажи исключены из объектов обложения), с велосипедов, самодвижущихся экипажей, моторных лодок, яхт, с извозного и перевозного промыслов — в налог с транспортных средств, к столь же формальному соединению налогов с городских и внегородских строений — в «налог со строений» и к присоединению сбора с пригоняемого на рынки скота к разовому сбору. Сверх того, был исключен волостной сбор, что находилось в связи с тенденцией сосредоточить обложение сельского населения в едином сельхозналоге, из которого с каждым годом все большая часть уделяется местным бюджетам — в виде отчислений (в 1923/24 и в 1925/26 гг.) или надбавок (в 1924/25 г.) (По той же причине не вошел ни в первую ни во вторую редакции Временного положения местный денежный подворный налог (раскладочный), введенный постановлением сессии ВЦИК от 25 октября 1922 г.). Так как наряду с сокращением и объединением Местных налогов и сборов в редакцию Временного положения от 29 октября 1924 г. вошло и несколько новых видов обложения (сборы за ветеринарно-санитарный осмотр скота с приезжающих в лечебные местности, со счетов, подаваемых в гостиницах, ресторанах и т. п. предприятиях; после переиздания Временного положения введен еще весьма нецелесообразно построенный квартирный налог на нужды жилстроительства), то в сущности множественность налогов и сборов не уменьшилась, и действовавшая до 1926 г. система местного обложения, включающая, кроме перечисленных Местных налогов и сборов, надбавки ко всем видам государственного промыслового обложения, гос. подоходного налога, охотничьему сбору, к судебной пошлине и к нотариальной плате (и кроме того — отчисления от госпромналога, единого сельхозналога и налога с наследств) представляла собою сложный конгломерат разнообразнейших видов налогов и сборов и самостоятельных и надбавочных, реальных, личных, на обращение, на роскошь, косвенных (налог с древесины и частью с грузов), пошлинных и регистрационных. Эта система весьма громоздка, особенно в отношении самостоятельных налогов, и так как бюджетное значение последних невелико вообще (около 10 % всех местных доходов в 1923/24 г. и около 7 % в 1924/25 г. по РСФСР) и по сравнению с значением отчислений от госналогов и надбавок к ним, в частности отчисления и надбавки по РСФСР в 1923/24 г. — 32,8 % всех доходов, в 1924/25 г. — 34,3 %, то продолжают раздаваться голоса за дальнейшую унификацию или отмену некоторых налогов (например, с садов и огородов, разового сбора, с транспортных средств, со скота, со счетов). Однако в противовес этому высказываются авторитетные суждения о том, что при скудости местных доходных средств нет оснований лишать места права взимания тех или иных налогов и сборов, мелких в отдельности, но в некоторых конкретных случаях дающих в итоге известный фискальный эффект. Но необходимо окончательно устранить из практики обязательное внесение в бюджеты всех перечисленных в Положении нал. и сб., требовавшееся для выдачи пособий при системе дотаций, но не находящее себе опоры в законе, твердо устанавливающем факультативность всех налогов и сборов (Вр. положение, утв. 29 октября 1924 г., ст.ст. 37, 40). Утвержденное II сессией 3-го созыва ЦИК СССР 25 апреля 1926 г. Положение о местных финансах, подлежащее введению в действие — взамен Временного положения о местн. фин. — с 1 октября 1926 г., наметило значительные изменения в системе Местных налогов и сборов. Сохраняя отчисления от промыслового налога (в размере 5О % вместо 45 %), и с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, окончательно устанавливая отчисления (а не надбавки, как было по Положению от 29 октября 1924 г. — см. выше) к единому сельскохозяйственному налогу в размере 66 2/3 % и допуская, как и раньше, надбавки к промысловому налогу (несколько более дифференцированные), к подоходному налогу и охотничьему сбору, новое Положение в области самостоятельных местных налогов ограничивается факультативным установлением и регламентацией в союзном масштабе лишь четырех налогов: со строений, с грузов, привозимых и вывозимых по ж.-д. и водным путям сообщения, со сделок, совершаемых или регистрируемых на бирже, и нового по сравнению с Временным положением налога с золотопромышленных предприятий (в размере не свыше 2 % стоимости фактически добываемого золота), при чем основная структура первых трех налогов остается прежняя. Что же касается всех других самостоятельных Местных налогов и сборов как перечислявшихся во Временном положении, так и не указанных в нем, то ЦИКи союзных республик могут предоставлять местным советам право устанавливать и взимать на усиление местных средств такие налоги с объектов, не облагаемых общегосударственными налогами, не испрашивая санкции союзных учреждений, а лишь немедленно доводя о таких разрешениях до сведения ЦИК СССР. Непредусмотренные же Положением Местные налоги и сборы с объектов, облагаемых общегосударственными налогами (точно так же, как и непредусмотренные Положением отчисления от общегосудардарственных налогов и надбавки к ним), могут устанавливаться лишь ЦИК СССР по представлению СНК СССР. Таким образом хотя сфера объектов, не настигаемых государственным налоговым обложением, в настоящее время относительно не велика, но в этой сфере союзные республики получают исключительные по своей обширности полномочия, так как здесь ни объекты, ни формы, ни размеры обложения не регламентируются союзным законодательством. Сверх того, по новому Положению значительно расширяется круг юридических и физических лиц, освобождаемых от уплаты всех местных налогов и сборов, при чем и здесь предоставляются широкие права союзным республикам: в то время как по Временному положению сюда относились лишь дипломатические представительства иностранных государств, а также консульские представительства на началах взаимности, по новому Положению, кроме этих двух категорий, освобождаются от Местных налогов и сборов также учреждения Наркомвоенмора (в отношении штатного и табельного имущества), общества Красного креста и Красного полумесяца, общество содействия жертвам интервенции, товарищество «Народное питание», общество строителей международного Красного стадиона (за исключением содержимых обществом буфетов, киосков и иных хозпредприятий), а также учреждения, предприятия, организации и лица, освобожденные от уплаты Местных налогов и сборов в порядке законодательства союзных республик. Утвержденное ВЦИК 19 ноября 1926 г. Полож. о местн. фин. РСФСР, кроме четырех указанных в союзном Положении местных налогов, факультативно допустило еще три налога для городов: с транспортных средств, со скота и с посетителей публичных зрелищ и увеселений и, кроме того, сборы с отпускаемой из лесных дач древесины, за ветеринарно-санитарный осмотр скота и сырых животных продуктов и с лиц, лишенных права быть сельскими исполнителями, и сохранило целевой квартирный налог, введенный союзным законом от 3 апреля 1925 г. (см. выше). Положение о местных финансах ЗСФСР от 9 августа 1926 г. дополняет список союзных налогов сборами с древесины и за ветеринарно-санитарный осмотр и налогом с промышленных садов и огородов. Положение о местных финансах УзбССР, кроме трех городских налогов, включенных в Положение РСФСР, и налога с древесины, сохраняет налог с плакатов и объявлений в печати и прописочный сбор в городских поселениях. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«М»: Матрикулярные взносы, Медные деньги, Местная промышленность, Местные имущества, Местные налоги и сборы, Местные финансы, Местные финансы по отдельным государствам, Местный бюджет, Местный бюджет СССР, Министерство финансов, Монета, Монетная регалия, Монетная стопа, Монетные конвенции, Монетные союзы, Монетный доход, Монометаллизм, Монополия внешней торговли, «М». |
| |