Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Монополия внешней торговли

Монополия внешней торговли — сосредоточение в руках государственной власти всего внешнего товарообмена (ввоза и вывоза) в целях регулирования и направления его в интересах народного хозяйства.

В капиталистических странах Монополия внешней торговли не может иметь места, так как она противоречит всему политическому и экономическому укладу этих стран, стоящему на точке зрения свободы частного торгового оборота. Это конечно не значит, что правительства капиталистических стран оставляют внешний товарообмен свободным от всякого регулирования. Внешняя торговля в очень сильной мере затрагивает интересы различных капиталистических групп каждой страны. Ввоз дешевых иностранных товаров стоит в резком противоречии с интересами туземных промышленников и торговцев. Противостоять такому ввозу путем внутреннего соглашения капиталистических групп в условиях невмешательства государственной власти представляется крайне затруднительным, а нередко и невозможным. Приходится поэтому поневоле прибегать к правительственным мероприятиям и просить о введении высоких запретительных пошлин. С другой стороны, капиталисты данного государства заинтересованы в вывозе своих товаров в другие страны, а для этого им опять приходится обращаться к правительственной власти, чтобы она, путем переговоров с другими правительствами, добилась бы льгот по пропуску товаров на иностранные рынки. С целью облегчения вывоза практикуется также изъятие из налогового обложения (сложение акцизов) вывозных премий. Вместе с тем внешняя торговля, сопряженная с платежами и получениями твердой валюты, имеет сильное влияние на торговый и расчетный балансы, и потому правительства капиталистических стран, в интересах сбалансирования своих расчетов с заграницей и курса своей валюты, не могут оставить ее без внимания. Однако капиталистические правительства во всех перечисленных случаях регулируют ввоз и вывоз обычно при помощи таможенных пошлин, реже — путем прямого запрещения ввоза или вывоза определенных предметов.

Почему СССР не может ограничиться такого рода мероприятиями и, подобно капиталистическим странам, регулировать свою внешнюю торговлю таможенными пошлинами? В. И. Ленин еще в 1922 г. в одном из своих писем как раз по этому вопросу указал, что в существующих условиях капиталистического окружения советской страны невозможно регулировать ее внешнюю торговлю только одними таможенными пошлинами. Капиталистические государства готовы идти на все в целях удушения советской власти. Обладая большими средствами, они легко справились бы даже с очень высокими, крайне протекционистическими таможенными пошлинами. ограждающими Советскую Россию: они преодолели бы это препятствие и форсировали бы свой ввоз к нам путем выдачи своим экспортерам экспортных премий. При этих условиях иностранный экспортер компенсировал бы убытки за счет своей государственной власти, форсировал бы вывоз, наводнил бы советские республики дешевыми иностранными товарами и тем самым создал бы условия, при которых невозможно было бы восстановление нашей промышленности — этой основной базы пролетарского государства. В то же время советская власть была бы совершенно бессильна бороться против иностранной товарной интервенции. Для успеха в этой борьбе потребовалось создание более мощного, более действительного оружия — Монополии внешней торговли, которая, на место легко сравнительно обходимых таможенных пошлин, на место многочисленных разрозненных запрещений ввоза отдельных товаров, ставит планирование внешнего торгового оборота СССР, исходя из соображений планирования всего народного хозяйства Союза и необходимости защиты от иностранной товарной интервенции. Излагаемая ниже структура Монополии внешней торговли и порядок ее осуществления показывают, что Монополия внешней торговли являлась наиболее верным орудием борьбы против попыток иностранных капиталистов «взрыва изнутри» Союза на его хозяйственном фронте. Таково внешнее оправдание Монополии внешней торговли. Ее внутреннее оправдание исходит из плановых начал всего хозяйства советских республик: при всепроникающем планировании невозможно оставить без плана такую большую и важную отрасль народного хозяйства, как внешняя торговля. Эта связанность внешней торговли с внутренним хозяйственным положением страны в последнее время подчеркнута слиянием в один двух комиссариатов: внутренней и внешней торговли. В советских республиках Монополия внешней торговли введена 28 апреля 1918 г. Она осуществляется Народным комиссариатом торговли (НКТ) [Постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1925 г. Народные комиссариаты внутренней и внешней торговли слиты в один комиссариат, в котором одна часть, руководимая одним замнаркомом, ведает внешней торговлей, а другая часть, руководимая другим замнаркомом, — внутренней торговлей], который проводит ее при помощи своих представителей: уполномоченных НКТ — внутри СССР, торгпредов — заграницей и особого органа импортно-экспортной торговли (Госторг). Практически Монополия внешней торговли означает, что ни один товар не может быть ввезен в Союз или вывезен из него помимо участия в этой операции в той или иной мере НКТ; ни одна внешнеторговая сделка не может обойти так или иначе этот высший орган Союза, призванный охранять его интересы во внешнем товарообороте. Участие НКТ во внешних торговых сделках носит разнообразный характер. Одной из форм этого участия является непосредственная торговая деятельность через своих представителей: заготовка экспортного товара уполномоченными НКТ на местах и закупка импортного товара торгпредами; иногда в таких случаях НКВТ выполняет чисто комиссионные функции, продавая по просьбе хозяйственных организаций их товары и закупая для них необходимые предметы за границей. Далее НКТ может выдать какому-либо учреждению или предприятию разрешение (лицензию) на то, чтобы это учреждение или предприятие вывезло товар за границу или ввезло оттуда. Наконец, НКТ, в целях развития внешней торговли СССР и для привлечения в нее иностранных капиталов, образовывает смешанные общества, которые осуществляют свою деятельность по внешнему товарообмену по определенному плану и под контролем НКТ. наряду с НКТ право производства самостоятельных внешнеторговых операций предоставлено Центросоюзу и некоторым наиболее крупным государственным производственным предприятиям и объединениям, перечень которых твердо определен в законодательном порядке (Текстильный синдикат, Чаеуправление, Азнефть и др.). XIV партийная конференция в 1925 г. уделила особенное внимание организационным вопросам внешней торговли. Конференция пришла к заключению, что внешняя торговля Союза как по ввозу, так и по вывозу наиболее целесообразно может быть организована, если в ней примут непосредственное участие заинтересованные хозяйственные организации, объединенные по отдельным отраслям ввоза и вывоза в соответствующие акционерные общества. Таким путем намечена была организация ряда обществ (паевых товариществ) по импорту и экспорту. До настоящего времени организованы следующие общества: текстильимпорт, кожимпорт, электроимпорт, металлоимпорт, химимпорт, сельхозимпорт и три общества по экспорту — хлеба, леса и промышленных изделий. Перечисленные общества осуществляют свою деятельность за границей через специальные отделы торгпредств.

Помимо этих перечисленных в законе организаций, ни одно учреждение или предприятие не может производить внешнеторговых операций без особых каждый раз разрешений НКТ. Но и те организации, которые имеют свободный выход на внешний рынок, могут, во-первых, продавать только изделия своего производства, во-вторых, на закупку за границей должны получить особое разрешение СТО и, в-третьих, их сделки совершаются при непосредственном участии представителей НКТ или же контролируются и регистрируются ими. Таким образом все операции по ввозу и вывозу учитываются НКТ, при чем как он сам, так и все другие организации, пользующиеся свободным выходом на внешний рынок, осуществляют свои операции на основании и в пределах так называемого импортно-экспортного плана, разрабатываемого НКТ и утверждаемого Госпланом. Импортно-экспортный план, составляемый перед началом операционного года (1 октября), содержит в себе указания о том, какие товары и в каком количестве могут быть ввезены в СССР и какие товары и в каком количестве предположены к вывозу в предстоящем хозяйственном году. Исходя из этого плана на каждую организацию, пользующуюся свободным выходом на внешний рынок, устанавливаются определенные контингенты (количества) товаров, допускаемых к вывозу и к ввозу в отношении тех товаров, ввоз и вывоз которых ограничен. Учреждения и предприятия, совершающие внешнеторговые сделки, ответственны за соблюдение контингента.

Поскольку экспортно-импортный план составляется к началу операционного года, с тем чтобы выполняться в течение его, постольку этот план не может рассматриваться как нечто твердое, от чего невозможны отступления. Дело в том, что заявки ведомств и организаций на ввоз могут меняться в году отчасти ввиду крайней нужды в предмете, ввоз которого не мог быть предусмотрен, а отчасти по причине невозможности купить товар, на который ранее делалась заявка. Далее, так как размеры ввоза зависят от вывоза, то невозможность вывезти предполагаемые продукты заставляет сжимать импортный план. Что же касается вывоза, в особенности нашего сельскохозяйственного вывоза, то необходимо принять во внимание, что он зависит от урожая хлеба и других продуктов, а размеры урожая не могут быть точно определены ко времени составления экспортно-импортного плана — 1 октября. Вторая причина, от которой зависит экспорт, — цены на международном рынке.

Практика свидетельствует об изменчивости этих цен, а в связи с этим приходится менять первоначальные предположения о вывозе: понижение цены на определенный кредит при наличности высоких заготовительных цен делает убыточным вывоз этого продукта. Вот почему экспортно-импортный план приходится рассматривать как ориентировочный, в который практика вносит те или иные изменения. Все изменения в плане производятся НКТ по соглашению с соответствующими учреждениями и организациями. Государственная монополия внешней торговли в СССР признается одним из самых важных устоев советского строительства, твердо проводится в жизнь и признается всеми государствами, вступающими с Союзом в торговые сношения (договор с Германией, с Италией, с Англией и др.). Капиталистические государства не сразу, не без борьбы и колебаний пошли на признание Монополии внешней торговли. Однако они принуждены были это сделать. Монополия внешней торговли регулируется следующими законодательными актами: декретом от 22 апреля 1918 г., пост. презид. ВЦИК от 13 марта 1924 г., декретом от 16 октября 1922 г. и тремя декретами от 12 апреля 1923 г. (декрет о внешней торговле, о контингентах и лицензиях и о торговых операциях иностранных фирм), пост. СТО от 18 апреля 1923 г., рядом циркуляров и разъяснений НКТ и постановлениями партийных конференций, в частности XIV конференции в 1925 г.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«М»: Матрикулярные взносы, Медные деньги, Местная промышленность, Местные имущества, Местные налоги и сборы, Местные финансы, Местные финансы по отдельным государствам, Местный бюджет, Местный бюджет СССР, Министерство финансов, Монета, Монетная регалия, Монетная стопа, Монетные конвенции, Монетные союзы, Монетный доход, Монометаллизм, Монополия внешней торговли, «М».