Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Министерство финансовМинистерство финансов. Учреждение Министерства финансов относится к 1802 г., но окончательную организацию оно получило в 1811 г.; в то время Министерство финансов состояло из департаментов государственных имуществ, внешней торговли, разных податей и сборов. горных и соляных дел и канцелярии. К ведению Министерства финансов были также отнесены государственные кредитные учреждения. В течение своего векового существования Министерство финансов подверглось многим существенным изменениям: с одной стороны, ему было передано заведывание некоторыми предметами, ранее относившимися к компетенции других ведомств, а с другой — из его состава были выделены целые отрасли, иногда даже образовавшие новые министерства; кроме того, с развитием финансовой деятельности государства некоторые из учреждений Министерства финансов были разделены на самостоятельные части. К важнейшим изменениям первого рода относились: передача из министерства внутренних дел департамента мануфактур и внутренней торговли (1819 г.), учреждение департамента государственного казначейства (преобразован в 1821 г. из экспедиции о государственных доходах, бывшей в ведении государственного казначея) и железнодорожных тарифных учреждений (1889 г.;. Из изменений второго рода заслуживают внимания: преобразование департамента государственных имуществ в министерство (1837 г.), передача в это министерство горного департамента (1879 г.) и, наконец, выделение учреждений Министерства финансов по торговле и промышленности в особое министерство (1905 г.). В период перед революцией предметы ведения Министерства финансов по закону заключались вообще в управлении государственными доходами и расходами, при чем к ведомству этого министерства принадлежали источники государственных доходов, не состоявшие в заведывании других ведомств, и разные части, в связи с ними находившиеся, а равно и движение всех сумм, поступавших в доход казны. Сверх того Министерству финансов были вверены дела государственного кредита. К концу дореволюционной эпохи в состав Министерства финансов входили следующие учреждения: главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей, департаменты государственного казначейства, окладных сборов, железнодорожных дел и таможенных сборов, две канцелярии министра — общая и особенная по кредитной части, управление отдельного корпуса пограничной стражи и экспедиция заготовления государственных бумаг. Сверх того министру финансов были подчинены государственные кредитные учреждения, а именно: Государственный банк (см.), Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки, Сберегательные кассы (см.), государственная комиссия погашения долгов, касса городского и земского кредита и две ссудных казны — петроградская и московская. Главное управление неокладных сборов и казенной продажи, питей, делившееся на два отдела и канцелярию, заведывало: 1) сборами с питей, табаку, сахару, прессованных дрожжей, осветительных нефтяных масел, зажигательных спичек, гильз и папиросной бумаги и 2) казенною продажею питей. При нем состояли: совет по делам казенной продажи питей, со значительной компетенциею по винной операции, и технический комитет. К ведению Департамента государственного казначейства относились: 1) движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств; 2) главное счетоводство по этим приходам и расходам; 3) дела по рассмотрению составлявшихся всеми ведомствами проектов положений, уставов и других законов (кроме железнодорожных), следствием введения которых в действие мог быть новый расход казны; 4) дела по предварительной проверке финансовых смет всех ведомств, кроме железнодорожных; 5) дела по составлению государственной росписи доходов и расходов и 6) дела пенсионные. В непосредственном подчинении департаменту находилось главное казначейство, являвшееся расходного кассою для всех центральных учреждений. Департамент окладных сборов ведал прямые налоги (государственный поземельный, с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках, промысловый, квартирный, подоходный, с денежных капиталов и др.), пошлины (гербовый сбор, крепостные, с безвозмездного перехода имуществ и нек. др.), земские повинности в неземских губерниях, а также ревизскую часть (причисление к купеческому, мещанскому и крестьянскому сословиям). При нем состояло гербовое казначейство. Департамент таможенных сборов заведывал делами таможенного управления. Тарифные учреждения состояли из совета по тарифным делам, тарифного комитета и департамента железнодорожных дел. К ведению последнего относились дела, касавшиеся железнодорожных тарифов, а также все вообще дела по железнодорожной части, подлежавшие ведению Министерства финансов. Важнейшие частные тарифные вопросы передавались на решение тарифного комитета, имевшего междуведомственный характер, а общие тарифные вопросы, а также те из частных, по которым в тарифном комитете не состоялось решения, шли на рассмотрение совета по тарифным делам, в состав которого входили, кроме представителей заинтересованных ведомств, представители торговли и промышленности, в том числе земледельческой, горной и мореходной и частных железных дорог. Общая канцелярия заведывала делами, не относившимися к предметам ведения других учреждений Министерства финансов. При ней находился ученый комитет Министерства финансов. К компетенции особенной канцелярии по кредитной части относились: 1) дела по кредитным установлениям; 2) дела по внешнему кредиту и 3) дела по ссудам из государственного казначейства. В ведении означенной канцелярии находился петроградский монетный двор. Отдельный корпус пограничной стражи имел своей задачей охрану сухопутной и морской границы государства. На обязанности чинов этого корпуса лежало не допускать водворения товаров или иных предметов из-за границы, а также перехода границы незаконными путями и способами и доставлять задержанные предметы и лиц в таможенные учреждения. Корпус имел военную организацию, был подчинен министру финансов, как своему шефу, и в случае мобилизации автоматически входил в состав вооруженных сил государства. Экспедиция заготовления государственных бумаг исполняла подлежащие заказы правительственных учреждений. Ей предоставлялось также, поскольку это не влекло ущерба для казенных работ, принимать и частные заказы. Так как здесь было хорошо поставлено художественно-типографское и литографское дело, то сюда нередко обращались и частные издатели различных художественных книг, альбомов, открыток и пр. Особенностью Экспедиции являлось то, что она содержалась не на бюджетные кредиты, а на счет сумм, получавшихся от правительственных и частных заказов. Что касается местных учреждений Министерства финансов, то старейшими из них являлись казенные палаты и подведомственные им казначейства, учрежденные еще при Екатерине II и долгое время бывшие единственными губернскими и уездными финансовыми органами. После многоразличных изменений компетенция казенных палат распалась на две главных части: 1) дела казначейские — по управлению казначействами и по заведыванию счетоводством и отчетностью по приходу и расходу обращающихся в них сумм и 2) дела податные — по заведыванию налогами и сборами, состоявшими в ведении департамента окладных сборов. Кроме того, в казенных палатах производились дела ревизские, пенсионные, по наблюдению за взысканием различных неокладных недоимок, по расквартированию войск, по возврату сумм, ненадлежаще поступивших в казну, по производству торгов на казенные подряды и поставки и некоторые другие. Управляющие казенными палатами состояли членами многочисленных губернских междуведомственных коллегий и председателями нескольких присутствий, являвшихся губернскою инстанциею по делам об исчислении некоторых налогов. Во всех своих действиях казенные палаты подчинялись только Сенату и министру финансов и ни от кого больше не принимали предписаний. В непосредственном и исключительном подчинении казенным палатам находились казначейства. На последние были возложены: 1) прием и хранение всех казенных сумм, а также специальных средств и депозитов правительственных мест и лиц; 2) производство расходов из означенных источников; 3) продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, патентов, бандеролей и т. п.; 4) счетоводство по всем поступавшим в них доходам и производившимся в них расходам и 5) производство некоторых банковых операций за счет Государственного банка. Казначейства являлись тем органом Министерства финансов, через который осуществлялось при исполнении бюджета начало единства кассы (см.). Казначейства имелись в губернских и уездных городах, а также в некоторых других значительных поселениях. К 1917 г. число их равнялось 796. В ведении казенных палат находился также другой уездный орган Министерства финансов — податная инспекция (инспекторы и их помощники). На обязанности ее лежало ближайшее руководство и наблюдение за исчислением, распределением и поступлением налогов и сборов, находившихся в ведении департамента окладных сборов, и, в частности, председательствование в уездных присутствиях, устанавливавших оклады некоторых из означенных налогов (раскладочного с торговых и промышленных предприятий, квартирного, с недвижимых имуществ, подоходного). Они входили также на правах членов в состав некоторых уездных коллегий. Далее, на податных инспекторов было возложено собирание сведений о состоянии торговли и промышленности, об экономическом положении населения, его платежных средствах и отбываемых им повинностях, поверка в волостных правлениях и у должностных лиц сельского управления книг и документов, относившихся до денежных повинностей и казенных сборов, а равно поверка наличности денежных сумм. Наконец, податные инспектора исполняли различные поручения казенных палат, как, например, по ревизии казначейств, по приведению в известность ценности и доходности некоторых имуществ и др. Число инспекторов к 1917 г. равнялось 1.129. Заведывание на местах акцизными сборами и казенною продажею питей, составлявшими более 1/3 бюджета, было возложено на губернские акцизные управления, которым были подчинены окружные акцизные управления, с надзирателем акцизных сборов во главе. Последние обнимали несколько уездов и, в свою очередь, разделялись на участки, поручавшиеся надзору помощников надзирателя. Непосредственный же надзор за предприятиями, производившими обложенные акцизом продукты, поручался особым контролерам и надсмотрщикам. В отношении таможенного управления территория государства делилась на таможенные участки, находившиеся в ведении инспекторов. Пропуск же через границу лиц и товаров, а также взимание с них установленных сборов, были возложены на таможенные учреждения, которые, в зависимости от предоставленных им прав, разделялись на таможни первого и второго классов, таможенные заставы и таможенные посты. Кроме того, на значительной части нашей азиатской границы на таможенном ведомстве лежала, взамен корпуса пограничной стражи, таможенная охрана самой границы. Охрана эта производилась через особых надсмотрщиков и стражников. Из изложенного видно, что отличительной чертой прежней местной финансовой администрации являлось разделение ее на самостоятельные части, что зависело отчасти от существа дела — таможенные учреждения не могли улечься в общегубернскую и уездную финансово-административную сеть, отчасти же от соображений практической целесообразности — акцизные сборы и казенная продажа питей представляли столь крупный источник дохода (более трети всех бюджетных поступлений), что требовали особого надзора и специальной его организации. Следует также отметить отсутствие (за исключением таможенного ведомства) особых сборщиков налогов у Министерства финансов: плательщики должны были вносить налоги в казначейства или лично или через лиц, не принадлежавших к финансовой администрации, как-то: сельских сборщиков, волостную администрацию и, отчасти, общую полицию. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«М»: Матрикулярные взносы, Медные деньги, Местная промышленность, Местные имущества, Местные налоги и сборы, Местные финансы, Местные финансы по отдельным государствам, Местный бюджет, Местный бюджет СССР, Министерство финансов, Монета, Монетная регалия, Монетная стопа, Монетные конвенции, Монетные союзы, Монетный доход, Монометаллизм, Монополия внешней торговли, «М». |
| |