Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Лесной доходЛесной доход. Под Лесным доходом понимается доход, получаемый от эксплуатации лесов. Основною частью его является корневая или попенная плата, взимаемая за продажу леса на корню. За дореволюционное время точные данные о Лесном доходе имеются лишь в отношении бывших казенных лесов, общая площадь которых на 1 января 1913 г. достигала 368,8 млн гект: в том числе 116,6 млн по Европейской России, 5,3 млн по Кавказу и 246,7 млн по Азиатской России; удобная их лесная площадь исчислялась в 196,2 млн гект., в том числе по Европейской России 92,5 млн гект., 3,4 млн по Кавказу и 100,3 млн по Азиатской России. С введением в 1888 г. лесохранительного закона, усилением лесоустройства, улучшением лесного хозяйства и увеличением отпускаемых на последнее кредитов доходность бывших казенных лесов стала заметно развиваться и наибольшего своего расцвета достигла в пятилетие, предшествовавшее войне 1914 г., как это видно из следующей таблицы:
Что же касается отдельных элементов дохода, получавшегося от эксплуатации бывших казенных лесов за тот же период, то участие их в общей сумме валового Лесного дохода приводится ниже:
По отчету бывшего лесного департамента за 1913 г. валовой Лесной доход с 1 гектара удобной лесной почвы в бывших казенных лесах определялся в среднем по всей России в 48,5 к., а в частности для Европейской ее части в 98 к. и для Азиатской — в 4,6 к., при чем вся доходность лесов Азиатской России составляла лишь 5,2 % от общей суммы Лесного дохода. По отдельным же районам Европейской России средняя доходность 1 гектара удобной лесной почвы резко различалась, колеблясь от 11 к. для Архангельской губ. до 13 р. 73 к. для Украины. В среднем могут быть приведены следующие размеры означенной доходности на 1 гект. удобной лесной почвы по бывшей Европейской России: для 5 северных губерний — 23,8 к., для средней — 1 р. 56 к., для южной — 8 р. 48,5 к. и для Кавказа — 38,4 к. Таким образом максимального развития валовая доходность б. казенных лесов достигла в 1913 г., выразившись в 96,2 млн р. Однако эта доходность относилась к казенным лесам России в прежних ее границах; пересчет этой доходности, за исключением отошедшей от нас части ее территории,, дает 74,5. млн р., что составит 77,4 % от вышеприведенной валовой доходности. Довоенная же валовая доходность всех лесов б. Российской империи в прежних ее границах не может быть точно определена, ориентировочно же она исчислялась в 200 — 220 млн р. Распространяя на нее указанный уже выше для б. казенных лесов коэффициент 77,4, довоенная доходность всех лесов в современных границах СССР может быть ориентировочно определена в 155 — 170 млн довоенных рублей. Империалистическая, а затем гражданская войны нанесли резкий удар Лесным доходам, при чем с началом военных действий наш лесной экспорт фактически почти прекратился. Первые годы революции внесли дальнейшее расстройство в лесное хозяйство, в корне поколебав лесной аппарат и ослабив его количественно и качественно. Между тем национализация всех лесов вызвала острую необходимость в значительном увеличении числа лесных работников. Эти тяжелые годы, в связи с отсутствием твердых законодательных директив о лесопользовании и оплате древесины, привели к полному распылению Лесных доходов, который к 1918 году свелся к нулю. Восстановление государственного лесного хозяйства, а вместе с тем Лесные доходы началось с 1922/23 б. г., когда были установлены твердые основания в отношении отпуска и оплаты древесины. Доходная смета по Лесным доходам на 1922/23 б. г. предусматривала уже поступление 28 млн руб., хотя намеченная к отпуску годовая лесосека по своей стоимости превышала в несколько раз сметное исчисление. Однако, даже при таком осторожном исчислении, сметное назначение Лесных доходов было выполнено лишь в 52 %. Тем не менее основание для дальнейшего развития Лесных доходов было заложено, и упорная кампания за улучшение лесного аппарата и постановки лесной доходной части, за соблюдение бюджетной дисциплины и обеспечение сдачи в доход казны взысканных за древесину платежей принесла положительные результаты, при чем в нижеследующей таблице приведены данные о поступлении валового Лесного дохода за 1923/24 и 1924/25 б. г.
В 1925/26 г. в РСФСР, БССР и отчасти УССР осуществляется отпуск древесины путем продажи ее потребителям с соревнований и торгов, и проведение этой системы отпуска леса, в связи с продолжающимся укреплением и улучшением лесного и лесодоходного аппаратов, дает новое резкое увеличение Лесных доходов, доводя его валовое поступление до 217,8 млн руб., с превышением против сметного назначения на 55 %. Распределение этого поступления между республиками Союза по данным предварительной отчетности и средняя валовая доходность 1 гектара удобной лесной почвы приводятся ниже:
При рассмотрении этой таблицы надлежит иметь в виду, что на снижение средней валовой доходности 1 гект. уд. лесн. почвы сильно влияют: по РСФСР (без ДВК и авт. респ.) включение Сибири с 133.019 тыс. гект., а по авт. республикам — Якутии с 109.250 гект. с самой незначительной доходностью. Таким образом восстановление Лесных доходов вступило на нормальный путь. Дальнейшее развитие Лесных доходов находится в зависимости, с одной стороны, от роста потребности в древесине и возможности удовлетворения этой потребности, а с другой — от политики отпускных цен. В связи с ростом хозяйственного строительства и численности населения, а равно с необходимостью более полного удовлетворения потребностей последнего и всей страны в древесине, общее потребление древесины, исчисляемое в настоящее время, примерно, в 160 млн м3, должно будет несомненно возрастать. Но, если древесный баланс по всему Союзу ССР является положительным и ежегодный прирост древесины обеспечивает это положение и в будущем, крайняя неравномерность распределения лесных массивов на территории Союза приводит к тому, что уже теперь в значительной части районов ощущается недостаток в древесине, при чем леса в этих местностях используются сверх нормы, в то время как в других районах сбыт древесины далеко неполный, как, например, в Сибири, ДВК и Закавказье. Кроме того, до сих пор до 70 % общего количества лесов не устроено и не подверглось экономическому обследованию, благодаря чему учет и инвентаризация наших лесных богатств далеко несовершенны. Поэтому выявление наших сырьевых ресурсов со скорейшим устройством лесов должно стать ближайшею задачею. Самые начала лесоустройства должны быть пересмотрены и приближены к современным экономическим требованиям. Увеличение требований на менее толстомерный и более дешевый лес позволит в ряде местностей перейти к сниженным оборотам рубки, что вместе с улучшением ухода за лесом и производством лесомелиоративных работ увеличит производительность лесов, а расширение сети лесовозных и урегулирование сплавных путей, а также механизация лесозаготовок дадут возможность ввести в эксплуатацию неиспользуемые лесные массивы, удешевить себестоимость производства и снизить цены лесной продукции. Такая интенсификация лесного хозяйства, однако, возможна лишь при параллельном дальнейшем улучшении и укреплении лесного аппарата и правильном финансировании лесного хозяйства; современный размер финансирования этого хозяйства недостаточен и не может обеспечить нормального развития лесного хозяйства до пределов, обеспечивающих возможность полного удовлетворения растущей потребности в древесине. Вместе с тем должен быть осуществлен пересмотр отпускных цен на древесину местному населению и лесных такс. С проведением вышеуказанных мероприятий, а также правильной и устойчивой политики корневой стоимости леса дальнейшее развитие Лесных доходов будет вполне обеспечено. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«Л»: Лаж, Латинский монетный союз, Лесной доход, Лигатура, Лицензия, Ломбард, Лотерейные займы, «Л». |
| |