Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Касса, кассовое устройство

Касса, кассовое устройство. Кассой или казначейством называется учреждение, которое ведает непосредственным приемом, хранением и выдачей денежных сумм. В Кассу поступают все взносы по налогам и другим государственным доходам; при помощи Кассы государство расходует свои средства на осуществление различного рода мероприятий и на оплату вознаграждения служащим. Было время, когда каждая территория государства (область, губерния, коммуна), даже каждое ведомство, получающее доходы или взимающее налоги, имело свои бюджеты и свои особые Кассы, производя по своему усмотрению нужные ему расходы. Этот так наз. период децентрализации Кассы во всех государствах уже изжит.

С возникновением правильной финансовой системы, выразившейся между прочим в установлении единого государственного бюджета, прежнее воззрение, что поступившие в Кассу доходы являются предметом совершенно свободного распоряжения правительства, сменяется повсюду тем принципом, что народные деньги, поступающие на удовлетворение государственных нужд, могут быть расходуемы не по произволу отдельных лиц и учреждений, а по заранее определенному законом порядку через государственные органы, специально на то уполномоченные. В связи с этим правительства переходят к системе единства Кассы, при которой все государственные средства сосредоточиваются исключительно в Кассу финансового ведомства и могут быть расходуемы не иначе, как по распоряжениям министерства финансов в тех размерах и на те нужды, какие предусмотрены утвержденным законодательною властью бюджетом. В России до 1862 г. не было системы единства Кассы, и кассовое дело не было централизовано в финансовом ведомстве; каждое ведомство и даже все подчиненные ведомствам управления имели свои Кассы, принимая сборы и производя расходы вне прямого ведения финансового ведомства. Почти все распорядительные управления имели у себя весьма значительные собственные средства, частью в виде доходов от оброчных статей, а большею частью в виде экономических и хозяйственных капиталов и остатков от сметных назначений. Средства эти шли на потребности тех управлений, не входя в общие финансовые сметы и, следовательно, вне соответствия с общим состоянием государственных средств. Поэтому не было возможности знать, сколько сумм хранится в данную минуту в Кассе финансового ведомства и сколько в Кассах, от него не зависящих. Финансовое ведомство не имело даже возможности знать цифры всех государственных средств в данную минуту, а следовательно, и степени производительности государственных доходов, не зная в то же время и всех государственных потребностей, а потому не могло принимать и надлежащих мер к развитию государственных доходов. Распорядительные же управления, имея собственные значительные средства, не вносимые в государственную роспись, нередко преследовали свои частные хозяйственные цели, не согласуя их с общими целями Государственного казначейства, и принимали меры, противоречившие общим финансовым интересам государства; распорядительные управления, имея суммы в своих руках, то оставляли деньги долгое время без употребления, то расходовали на неразрешенные предметы или сверх назначения. В результате значительно уменьшалось то количество средств, которыми Гос. казначейство могло бы свободно располагать при других условиях. Будучи распорядителями и вместе с тем своими собственными кассирами, управления иногда совсем запутывали свои денежные дела. Многочисленность Касс способствовала частым растратам; отчетность и ревизия все более и более усложнялись и запутывались. Все эти недостатки привели к необходимости реорганизации Касс, и после подробного изучения заграничных кассовых порядков у нас в 1862 г. была введена, в связи с единством бюджета, система единства Кассы, т. е. сосредоточение всех денежных средств государства в финансовом ведомстве; последнее, взимая все доходы, должно удовлетворять кредиторов казны по предписаниям распорядительных учреждений.

Система эта заключается в следующих основных положениях: в видах единства Кассы все вообще государственные доходы сосредоточиваются в Кассе финансового ведомства, (д-та Государственного казначейства); этими Кассами уплачиваются в руки прямых кредиторов казны непосредственно расходы всех ведомств и управлений; сами ведомства и подчиненные им учреждения не получают на руки для удовлетворения своих расходов никаких сумм, кроме авансов отпускаемых в строго определенных случаях в счет действующей сметы; для производства денежной выдачи необходимо испрошение кредита, свыше которого расход не допускается; выдачи в счет кредитов производятся Кассой не иначе как по ассигновкам ведомств или уполномоченных ими распорядителей; правила эти распространяются на все казенные суммы и на специальные средства государственных учреждений, при чем правило об отделении хранителя денег от распорядителя применяется и к поступающим в ведение государственных учреждений суммам партикулярным или депозитным.

Система эта неизбежно повлекла за собою пересмотр росписи и преобразования контрольной части, и в 1862 г. были изданы подробные правила сметного, кассового и ревизионного порядков. Вместе с тем в соответствии с изложенными основными положениями было реорганизовано все кассовое устройство, и для приема государственных доходов и для производства расходов были учреждены казначейства, число которых, постепенно увеличиваясь, достигло ко времени Октябрьской революции 796.

После Октябрьской революции принцип единства бюджета и связанного с ним единства Кассы был установлен как изданной в 1918 г. конституцией РСФСР (ст. ст. 80 и 83), так и специальными по этому поводу декретами. При определении в 1924 г. бюджетных прав Союза ССР и входящих в его состав союзных республик, согласно которым установлены самостоятельные бюджеты союзных республик, входящие затем в состав единого государственного бюджета. Союза ССР, принцип единства Кассы был вновь, подтвержден постановлением Центрального исполнительного комитета Союза ССР, согласно которому исполнение единого государственного бюджета Союза ССР осуществляется на основе единства Кассы Союза. ССР при раздельности бухгалтерских счетов по доходам и расходам общесоюзной росписи и росписей каждой из союзных республик, а вся денежная наличность касс НКФ Союза ССР и НКФ союзных республик едина.

Таким образом кассовое устройство в Союзе ССР организовано в настоящее время по принципу единства Кассы, которому подчинены учреждения всех народных комиссариатов, состоящие на государственном бюджете, кроме, однако, народных комиссариатов путей сообщения и почт и телеграфов. Этим двум народным комиссариатам, согласно установленному для них особому порядку финансирования, предоставлено не сдавать получаемые ими железнодорожные и почтово-телеграфные сборы, а также другие доходы в кассы Нар. ком. финансов для обращения в единую общую кассовую наличность, а разрешено производить непосредственно за счет этих сборов и доходов расходы, определенные по гос. бюджету на нужды железнодорожного и почтово-телеграфного ведомств.

Приходо-расходные Кассы НКФ, заменившие собою прежние казначейства, кроме чисто кассовых функций по приему и расходованию средств государственного и местного бюджетов, несут еще обязанности по ведению сметного счетоводства по отдельным подразделениям государственного и местного бюджетов, а также ведут окладное счетоводство по налогам и сборам с лицевыми счетами плательщиков.

Кроме Кассы Народного комиссариата финансов для взимания таких государственных доходов и сборов, которые по самому свойству их удобнее взимать при соответствующих ведомствах и учреждениях, а именно — для взимания таможенных пошлин, платы за письма и телеграммы, платы за железнодорожные перевозки и т. п. — существуют так называемые Кассы специальных сборщиков, а именно — таможенные, почтово-телеграфные, железнодорожные и т. д. Кроме того, прием гос. налогов и сборов производится еще учреждениями Госбанка, а в некоторых случаях, главным образом по сельскохозяйственному налогу, волостными и районными Кассами. Кассы специальных сборщиков и другие, перечисленные органы в деле приема сумм имеют значение лишь посредствующих учреждений и обязаны все поступающие к ним суммы государственных доходов тотчас же сдавать в кассы Народный комиссариат финансов, являющиеся единственным органом учета, хранения и расходования всех государственных денежных средств. Волостные и районные Кассы существуют при волостях и районах для приема, хранения, учета и расходования сумм волостного и районного бюджетов; хотя Кассы эти находятся под общим руководством Нар. ком. финансов, но по способу производства операций, счетоводству и другим техническим условиям их деятельности Кассы эти являются наиболее примитивными кассовыми учреждениями.

Вопрос о наиболее правильной организации кассового дела в государстве не разрешается, однако, применением к устройству Кассы одного лишь принципа единства Кассы. Интересы народного хозяйства требуют, чтобы находящиеся в Кассе финансового ведомства суммы, свободные впредь до обращения их на расходы, не лежали праздно в ущерб народному хозяйству, из которого они извлечены, а обращались бы возможно скорее на потребности общего денежного оборота. Эта цель достигается или путем установления самой тесной связи государственной кассовой системы с денежным обращением и кредитной системой или еще лучше посредством возложения всех кассовых обязанностей по приему, хранению и расходованию государственных средств всецело на банки. Только при этом условии устанавливается наиболее полная связь между платежными и кредитными методами народного и финансового хозяйства, и устраняются все затруднения, связанные с существованием специального казенного кассового аппарата; только тогда казна при каждом получении денег и платеже находится в постоянном соприкосновении с народным хозяйством, и всякая временно ненужная ей сумма идет на потребности этого хозяйства.

Из иностранных государств кассовое дело по приему, хранению и расходованию государственных средств поручено банкам в трех странах: Англии, Бельгии и Японии. Во всех этих странах производство операций по приему и расходованию государственных средств возложено на Госбанк на следующих главных началах: 1) Госбанк и его агентуры в этих странах сами не собирают налогов и не имеют или почти не имеют отношения к единичным плательщикам: все поступления стекаются к ним валовыми суммами в результате действия ряда разнообразных касс специальных сборщиков, (податные управления в Японии, налоговые сборщики в Бельгии, таможенные и другие кассы и сборщики в Англии). 2) Госбанк и его агентуры не ведут никакого окладного расчетного счетоводства по поступающим к ним налогам и сборам, не принимают никакого участия в определении недоборов прямых налогов, во взыскании их, в понуждении недоимщиков, в расчетах пени и штрафов, сложения и т. д. Равным образом банки не ведут сметного счетоводства, которое ведется в специально для того организованных учреждениях финансового ведомства. Таким образом во всех странах, где применяется система обслуживания государства в кассовом отношении банком, а именно: в Англии, Бельгии и Японии, на учреждения банка возложены лишь чисто кассовые операции по приему государственных доходов и по производству гос. расходов, а именно — инкассирование всех поступлений по государственным доходам, хранение сумм, передаваемых взимающими учреждениями, производство платежей и т. д.

В России введенная в 1862 г. организация Касс представляла собою самозамкнутую государственную кассовую систему, при которой средства Государственного казначейства являлись совершенно обособленными и не имели никакой связи с общим денежным обращением в народном хозяйстве, регулируемым Госбанком. Недостаток подобной замкнутости кассовой системы и необходимость использования свободных средств Государственного казначейства для нужд народного хозяйства при помощи банка сознавались все более и более. Поэтому в 1896 г. было решено, сохранив казначейства со всеми, их функциями, слить наличность казначейств с наличностью Госбанка. Основные положения этой реформы заключались в том, что для производства всякого рода расходов из сумм Государственного казначейства, специальных средств и депозитов, в казначействах состоит одна общая для всех операций наличность кредитных билетов, золота, серебряной и медной монеты, числящаяся по балансам Госбанка в оборотных его средствах; к этой наличности присоединяются все поступления государственных доходов, специальных средств и депозитов. Для расчетов Госбанка с Государственным казначейством был открыт в Санкт-Петербургской конторе банка текущий счет департамента Государственного казначейства. Самые расчеты состояли в том, что все поступавшие по казначействам в оборотные средства Госбанка превышения дневных поступлений сумм Государственного казначейства над дневными расходами из этих сумм, оставаясь на месте в казначействах, зачислялись банком на текущий счет департамента Государственного казначейства и, наоборот, суммы, употребленные казначействами из оборотных средств Госбанка на расходы Государственного казначейства в случае недостатка для их покрытия дневных поступлений государственных доходов списывались банком с означенного текущего счета. Для расчетов с Госбанком по суммам специальных средств и депозитов в казначействах открывались особые, предназначенные исключительно для этих сумм, текущие счета, на которых записывались превышения дневных поступлений специальных средств и депозитов над дневными расходами из этих источников, с которых списывались суммы, употребленные казначействами из оборотных средств Госбанка в случае недостатка дневных поступлений специальных средств и депозитов для покрытия дневных расходов из тех же источников. В то же время на казначейства было возложено производство следующих простейших банковских операций: а) размен денег, б) покупка и продажа процентных бумаг, в) оплата тиражных процентных бумаг и купонов от них, г) выдача ссуд под залог процентных бумаг, д) переводная операция, е) прием денежных вкладов на текущие счета, ж) прием на хранение процентных бумаг, з) операции сберегательных Касс, и) реализация и конверсия государственных займов и продажа билетов Государственного казначейства и к) прием и выдача денег и процентных бумаг по ордерам местных учреждений банка.

Со времени Октябрьской революции связь между наличностью Государственного казначейства и Госбанком порвалась и до 1925 г. Кассы Народного комиссариата финансов функционировали без всякой связи с учреждениями Госбанка. Постановлением Совета народных комиссаров от 22 сентября 1925 г. решено вновь произвести слияние кассовой наличности Народного комиссариата финансов с наличностью Госбанка на основаниях, аналогичных реформе, произведенной в 1896 г. Согласно этому постановлению с 1 октября 1925 г. вся находящаяся в Кассах Народного комиссариата финансов наличность червонцев, казначейских билетов, серебряной и медной монеты, а также все новые поступления числятся по балансам Госбанка в его оборотных средствах. Для расчетов между Народным комиссариатом финансов и Госбанком образован в правлении Госбанка централизованный беспроцентный текущий счет бюджетного управления Народного комиссариата финансов, на который зачисляются все поступления по государственному бюджету и с которого списываются все расходы по нему. Вместе с тем на Кассу Народного комиссариата финансов возложено производство тех же банковых операций, что и в 1896 г. Порядок этот установлен временно на 5 лет.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«К»: Кадастр налоговый, Кадастр поземельный, Казначейская эмиссия, Казначейские билеты, Калькуляция, Канцелярский сбор, Капитал, Касса, кассовое устройство, Кассовое устройство, Квартирный налог, Квота, Квотативные налоги, Классификация доходов и расходов, Комитет финансов, Коммунальное хозяйство СССР, Коммунальные (городские, губернские) банки, Коммунальный кредит, Конверсия, Консорциум, Консульские сборы, Контокоррент, Контрабанда, Контрибуция, Контроль, Концессия, Конъюнктура, Конъюнктурное обложение, Корабельные сборы, Корреспонденты, Котировка, Кредит, Кредитная кооперация, Кредитование хлебозаготовок в СССР, Кредиты бюджетные, Купюра, Курортные налоги, «К».