Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Концессия

Концессия. Под концессионным порядком иногда понимается разрешительный порядок. Так, например, занятие некоторыми промыслами может быть обусловлено получением разрешения от подлежащего административного органа. Однако с точки зрения западноевропейского права выдача такого разрешения не зависит исключительно от усмотрения органов власти; при наличии определенных, в законе указанных условий, в просимом разрешении не может быть отказано; сторона, получившая отказ, вправе этот отказ обжаловать в установленном порядке. От концессионного (разрешительного) порядка открытия некоторых промышленных и торговых заведений необходимо отличать Концессии как особое правовое и экономическое явление. Закон выделяет известные области хозяйственной деятельности, объявляя их закрытыми для частных лиц и сохраняя их в специальном ведении государства или коммунальных учреждений. В таких отраслях хозяйственной деятельности закон создает монополию государства или коммунальных учреждений. Обычно это явление имеет место в отношении предприятий, эксплуатация которых удовлетворяет общественные нужды, как, например, железных дорог, трамваев, водопроводов, предприятий по использованию электрической энергии и т. п. Однако в видах скорейшего или наилучшего обслуживания населения эксплуатация того или иного предприятия (например, постройка и эксплуатация данной железной дороги, водопровода в данном городе и т. д.) может быть передана государством или коммунальным органом частному лицу на известных условиях (предприятие предоставляется на определенный срок, обусловливается право выкупа, устанавливаются условия пользования услугами предприятия и пр.). Такой акт предоставления частному лицу права занятия хозяйственной деятельностью, по общему закону закрытой для частных лиц, называется Концессией. В зависимости от объекта хозяйственной деятельности различаются Концессии железнодорожные, коммунальные (трамвай, водопровод, электрическое освещение и пр.), горные и др. Для установления Концессии иногда требуется акт законодательной власти, в некоторых же случаях Концессии предоставляются органами самоуправления. Во всяком случае предоставление Концессии всецело зависит от усмотрения подлежащего органа власти. С точки зрения французской теории административного права концессионер временно и на известных условиях осуществляет в данной области права публичной власти. Как указывает один из новейших французских авторов, чертой, характеризующей некоторые Концессий, является тот факт, что концессионер как бы замещает собой публичную власть, с которой он вступил в договор и которая ему передала осуществление публично-правовых полномочий. Однако тот же автор признает Концессиями и такие, которые по существу являются уступкой в пользу частных лиц, пользования частью имущества государства, города или коммуны. С точки зрения французского права признаком Концессии является тот, что Концессии предоставляются в целях удовлетворения интересов общества, при чем концессионер осуществляет некоторые публично-правовые полномочия. В послевоенный период во Франции замечается рост концессионной деятельности, связанный с изданием ряда законов, касающихся горных Концессий и Концессий по эксплуатации электрической энергией.

Концессии в России. В дореволюционный период развитие концессионного дела в России шло приблизительно теми же путями, что и на Западе. Со второй четверти XIX века появляются железнодорожные Концессии, а в последней четверти XIX и в начале XX вв. мы видим рост Концессий коммунального значения.

Совершенно иной характер приобрели Концессии после Октябрьской революции. Мысль о привлечении иностранного капитала к восстановлению народного хозяйства России, разрушенного мировой войной, возникла еще в 1918 г. Способом привлечения иностранного капитала должно было служить предоставление иностранным капиталистам Концессий. Гражданская война затормозила развитие концессионного дела, и лишь в 1920 г. вопрос о привлечении иностранного капитала в форме предоставления Концессий был вновь поставлен на очередь. Декрет от 23 ноября 1920 г. об общих экономических и юридических условиях Концессий создавал правовые предпосылки для работы иностранного капитала в Советской России. Введение в декрет подчеркивало, что «процесс восстановления производительных сил России, а вместе с тем и всего мирового хозяйства, может быть ускорен во много раз путем привлечения иностранных государственных и коммунальных учреждений, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов и рабочих организаций других государств к делу добывания и переработки природных богатств России». Среди тех основных условий Концессий, которые указывались в декрете от 23 ноября 1920 г., два пункта призваны были рассеять опасения иностранных капиталистов относительно той правовой обстановки, в которой им придется работать. Декрет от 23 ноября 1920 г. гарантировал, что «вложенное в предприятие имущество концессионера не будет подвергаться ни национализации, ни конфискации, ни реквизиции»; вместе с тем правительство гарантировало «недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами правительства условий концессионного договора». Большинство постановлений декрета от 23 ноября 1920 г. после издания Гражданского кодекса и ряда законоположений эпохи новой экономической политики следует признать устаревшими, но декрет от 23 ноября 1920 г. сохранил и в настоящее время свое принципиальное значение. Ни Гражданский кодекс, ни декрет от 23 ноября 1920 г., ни декреты, устанавливающие порядок предоставления концессий, не дают определения понятия Концессии. Определение это может быть получено лишь путем рассмотрения законов, регулирующих хозяйственную жизнь в Советской России. В силу ст. 21 Гражд. кодекса «земля является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение землей допускается только на правах пользования». Порядок пользования землей определяется Земельным кодексом. Всякий способ хозяйственного использования земли, не предусмотренный Земельным кодексом, может быть допущен лишь в порядке Концессии. Ст. ст. 53 — 57 Лесного кодекса предусматривают предоставление лесных Концессий. Ст. 55 Гражданского кодекса указывает, что «предприятия, в коих число наемных рабочих выше установленного законом, телеграф и радиотелеграф, а равно другие сооружения, имеющие государственное значение, могут быть предметом частной собственности не иначе, как на основании Концессии, испрашиваемой у правительства». Декреты о монополии внешней торговли устанавливают общий порядок ведения внешних торговых сношений. Изъятия из этого порядка допускаются лишь в силу особых Концессий. Можно указать еще несколько видов хозяйственной деятельности, занятие которыми частным лицам разрешается лишь при условии получения ими соответствующих Концессий. Таким образом по советскому праву под Концессией понимается акт, предоставляющий, в изъятие из общих законов, частному лицу право занятия хозяйственной деятельностью, по общему правилу закрытой для частных лиц. Сроки и условия предоставления этого права обычно указываются в концессионных договорах; условия эти носят строго индивидуальный характер и различаются в зависимости от объекта Концессии и конкретных особенностей каждого данного случая, хотя некоторые отдельные пункты повторяются во всех или почти во всех концессионных договорах (типовые условия). Концессии могут быть предоставлены как иностранцам, так и советским гражданам. Предоставление Концессий отнесено конституцией Союза ССР к компетенции Союза. Литера «з» ст. 1 конституции Союза относит к предметам ведения Союза «заключение концессионных договоров как общесоюзных, так и от имени союзных республик», а литера «е» ст. 3 Пол. о Сов. нар. ком. СССР относит к предметам ведения Совета народных комиссаров Союза «рассмотрение и утверждение концессионных договоров». Точна так же Совету народных комиссаров Союза, как разъяснено было Верховным судом по делу синклеровской компании, принадлежит право расторжения концессионных договоров. Равным образом, в силу прим. к ст. 55 Гражд. код., передача концессионного договора может иметь место только с разрешения Совета народных комиссаров Союза. Органом, ведущим непосредственные переговоры с соискателями концессий и подготовляющим вносимые в СНК проекты концессионных договоров, является Главный концессионный комитет при Совете народных комиссаров Союза ССР. Потребность в создании такого органа обнаружилась вскоре после издания декрета от 23 ноября 1920 г. Уже в 1921 г. был организован Концессионный комитет при Госплане, который должен был координировать и направлять ту работу по заключению концессионных договоров, которая ранее выполнялась отдельными наркоматами. В этот же период была организована при СТО особая Комиссия по делам о смешанных обществах. 4 апреля 1922 г. Советом народных комиссаров РСФСР было утверждено постановление об утверждении Главного комитета по делам о Концессиях и акционерных обществах при Совете труда и обороны. В введении к этому постановлению указывалось, что Комитет учреждается «для устранения параллелизма и несогласованности при выдаче концессий, с одной стороны, и утверждении уставов акционерных обществ — с другой». Развитие акционерного дела, вызванное новой экономической политикой, и особый характер вопросов, связанных с предоставлением концессий, вызвали необходимость в разделении этих функций. 8 марта 1923 г. было утверждено Положение о Главном концессионном комитете при Совете народных комиссаров РСФСР. По смыслу этого Положения Главный концессионный комитет является совещательным органом, подготовляющим для внесения в СНК проекты концессионных договоров и руководящим переговорами с соискателями Концессий. Организация Союза Советских Социалистических Республик не могла не отразиться на структуре Главного концессионного комитета. Централизация в деле заключения концессионных договоров, установленная ст. 1 конституции Союза, естественно, вызвала расширение компетенции Главного концессионного комитета, нашедшее свое выражение в ныне действующем Положении о нем от 21 августа 1923 г. К предметам ведения Главного концессионного комитета отнесено также и наблюдение за выполнением концессионных договоров. Увеличение числа заключенных договоров выдвинуло значение этой стороны его деятельности, и в августе 1925 г. в составе Главного концессионного комитета была образована, в силу особого постановления Совета народных комиссаров СССР, постоянная комиссия по наблюдению за выполнением концессионных договоров. Декретом от 23 ноября 1926 г. (Собр. зак. 1926 г., № 74, ст. 582) за разъяснениями и предложениями Главного концессионного комитета, делаемыми им по вопросам выполнения концессионных договоров, признана обязательная сила; за заинтересованными народными комиссариатами сохранено право применения по таким решениям Главного концессионного комитета протестов в Совет народных комиссаров Союза ССР. Подчиненными органами Главного концессионного комитета являются концессионные комиссии. Концессионные комиссии образованы при советах народных комиссаров союзных республик, при некоторых союзных наркоматах (при ВСНХ СССР, Наркомторге СССР, НКПС СССР) и при торговых представительствах за границей (в Берлине, Париже, Лондоне, Риме и Токио). Переговоры о выдаче концессий на коммунальные предприятия ведутся заинтересованными губисполкомами.

Время, прошедшее с момента издания декрета от 23 ноября 1920 г., позволяет подвести некоторые итоги советской концессионной политики: к концу 1922 г. поступило 338 концессионных предложений; концессионных договоров было заключено 18; в 1923 г. поступило концессионных предложений 607, заключено концессионных договоров 44; в 1924 г. поступило 311 концессионных предложений, концессионных договоров заключено 25; в 1925 г. поступило 253 концессионных предложения и заключено было 30 договоров. В 1926 г. поступило 506 концессионных предложений. Всего с 1922 г. по 1 января 1927 г. поступило 2.015 концессионных предложений, а заключено 145 концессионных договоров. Среди действующих концессионных договоров необходимо отметить некоторые особенно крупные: с германским акционерным обществом «Мологолес» на разработку леса и достройку железной дороги «Мга-Рыбинск»; с американской фирмой «В. А. Гарриман и К°» на добычу и экспорт марганца в Чиатурском районе; с английским обществом «Лена Гольдфильдс» на добычу золота в Ленско-Витимском горном округе и эксплуатации горных богатств бывш. Сысертского и бывш. Ревдинского горных округов, с японскими обществами на добычу нефти и угля на Северном Сахалине и др.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«К»: Кадастр налоговый, Кадастр поземельный, Казначейская эмиссия, Казначейские билеты, Калькуляция, Канцелярский сбор, Капитал, Касса, кассовое устройство, Кассовое устройство, Квартирный налог, Квота, Квотативные налоги, Классификация доходов и расходов, Комитет финансов, Коммунальное хозяйство СССР, Коммунальные (городские, губернские) банки, Коммунальный кредит, Конверсия, Консорциум, Консульские сборы, Контокоррент, Контрабанда, Контрибуция, Контроль, Концессия, Конъюнктура, Конъюнктурное обложение, Корабельные сборы, Корреспонденты, Котировка, Кредит, Кредитная кооперация, Кредитование хлебозаготовок в СССР, Кредиты бюджетные, Купюра, Курортные налоги, «К».