Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Коммунальный кредит

Коммунальный кредит. В понятие Коммунальный кредит входят займы, заключаемые органами местного самоуправления, как-то: сельскими общинами, чаще городскими, органами самоуправления («муниципалитетами», или «коммунами», как их чаще всего называют — откуда и самое слово Коммунальный кредит) и более обширными единицами — областями, округами, губерниями. К Коммунальному кредиту не могут относиться займы на цели городского благоустройства, заключаемые государствами, хотя бы и не суверенными — например, отдельными республиками, входящими в федеративное государство; эти кредиты должны быть причислены к государственному кредиту.

Нормальный порядок ведения местного хозяйства заключается в достижении равновесия между доходами и расходами посредством правильно составленного бюджета. Однако в коммунальном хозяйстве бывают нужды, которые не могут быть покрыты из обыкновенных доходов одного года. Такие крупные затраты нужны в особенности тогда, когда в интересах растущего хозяйства требуется вызвать к жизни крупные сооружения и предприятия, обслуживающие население. Обращение к кредиту стало необходимым ввиду роста крупных городов Европы и Америки и расширения в них муниципального хозяйства. Трамвай, электричество, газ, бойни, рынки, канализация, постройки, связанные с многосторонними задачами развитого городского хозяйства, требовали затраты единовременно крупных капиталов, непосильных для годового бюджета. Для покрытия такого рода расходов заключаются займы. Обращение к кредиту в этих случаях имело то преимущество, что позволяло употребить средства последующих финансовых периодов на покрытие насущных, настоятельных и непосильных по сумме затрат нужд. При этом обращение к кредиту оправдывалось и тем, что многие коммунальные займы идут на основание таких продуктивных учреждений, которые доставляют необходимые на уплату суммы из своих собственных доходов.

Коммунальные займы, подобно государственным, имеют публичный характер. Коммунальный кредит, однако, не может не отличаться от государственного, ввиду того что органы местного управления и хозяйства ограничены, сравнительно с государством, в своих правах, в объеме и характере своей деятельности и в источниках изыскания средств. Эти отличия Коммунального кредита от государственного выражаются, во-первых, в надзоре и контроле со стороны государства за исключением коммунальных займов (нередко в праве утверждения); во-вторых — в форме займов; в-третьих — в способе получения средств. Государственное утверждение обыкновенно связывается с представлением органом самоуправления сведений о необходимости и цели заключения займа и определенного плана его погашения. В отношении формы займов надо указать, что общинам разрешаются только займы с твердо установленным процентом и определенными сроками погашения. Предпочтение формы срочных займов, со сроком редко превышающим 30 лет, зависит от того: 1) что общины представляют меньшую обеспеченность, чем государство, в отношении своей способности в течение долгого времени уплачивать проценты (их население и благосостояние могут испытывать большие и частые колебания), 2) что коммунальные займы, затраченные на продуктивные предприятия, легче могут обеспечить свое погашение доходами этих предприятий. Короткий срок погашения необходим в интересах здорового финансового хозяйства в коммунальных предприятиях, в которых нередко отсутствуют регулярные амортизационные отчисления с основного их капитала. В отношении способов получения средств существуют значительные отличия Коммунального кредита от государственного, зависящие от меньшей платежеспособности городов и общин. Выпуск облигационных займов на предъявителя производится обыкновенно только крупными городами; мелкие общины, которым недоступны облигационные займы из-за размера эмиссионных расходов, должны прибегать к получению кредита в тех или иных кредитных учреждениях (сберегат. кассы, страховые учреждения, ипотечные и коммерческие банки). Кредит оказывается этими кредитными учреждениями или прямо или принимаются коммунальные долговые обязательства. Рациональной организации Коммунальный кредита для более слабых городских и особенно сельских общин не имелось в большинстве государств, хотя потребность в кредите на городское благоустройство была очень велика. Государство создает нередко фонды для Коммунального кредита или специальные кредитные учреждения для этой цели. Так, в Бельгии с 1860 г. существует общественный кредитный институт (Credit communal) для предоставления кредита общинам. Во Франции важнейшим кредитором коммун явился «Credit foncier» — банк ипотечного кредита. Кредитный институт, который уполномочен государством давать займы общинам — «Caisse des depots et consignations» — развил (до войны) незначительную деятельность (займы не свыше 15 — 20 лет из 4 — 4,5 %). В Германии вопрос об организации коммунального кредита сильно дебатировался и до войны и в настоящее время. Существовало сильное течение в пользу централизации Коммунального кредита в целях устранения недостатков выпуска займов многочисленными городами на чрезвычайно разнообразных условиях. К идее централизации Коммунального кредита отрицательно относятся крупные города, бумаги которых ходят по лучшему курсу. После войны финансовое положение германских городов было очень тяжелое, особенно в период инфляции, когда города принуждены были выпускать займы в суррогатах устойчивой ценности («золотые» «ржаные», «угольные», «электрические»). наряду с займами в сберегательных кассах германские города прибегают теперь и к займам в «жироцентрале» — германскому объединению расчетных касс германских общин. Весь кредит сейчас носит в Германии краткосрочный характер, в долгосрочном испытывается острая нужда.

В России до революции Коммунальный кредит был развит довольно слабо. Задолженность городов 50 губерний в 1910 г. не достигала даже двойной суммы их весьма небольших бюджетов, тогда как в Германии в 1907 г. долги городов с населением свыше 10 тыс. превосходили их доходы по бюджетам в 2,7 раза, в Великобритании и Ирландии в 1905 г. — в 3,7 раза. Задолженность русских городов составляла в 1910 г. 322,8 млн руб. при бюджете в 160 млн Расходы на городское благоустройство (мостовые, освещение, городские предприятия) составляли 43,6 млн руб., или 27,5 % сводного расходного бюджета. Организация коммунальных предприятий требовала значительных средств. При недостаточности бюджетных поступлений главным источником финансирования коммунальных предприятий являлся облигационный кредит. Использование городами этого источника началось лишь в 900-х гг., когда города начади широко переходить от концессионного способа эксплуатации и сооружения городских предприятий к муниципальному. Задолженность городов в 1910 г. составлялась из 250,4 млн руб., приходившихся на облигационные займы, 21 млн руб. на долги по ссудам из земельных банков и 41,4 млн руб. на долги городским банкам, казне и частным лицам. Пользование облигационным кредитом заметно развивалось, но этот источник кредита был недоступен для мелких городов; 90 % всех займов размещалось на заграничном рынке, преимущественно французском. На 1 янв. 1913 г. облигационная задолженность городов составляла 444,5 млн руб., при чем в пятилетие 1908 — 1913 гг. она увеличилась в 2,5 раза. Кредитом воспользовалось всего 65 городов, при чем на долю 8 самых крупных приходилось 83 % всей облигационной задолженности (на первом месте стояла Москва с долгом в 147,6 млн руб.). Техника облигационных займов была мало удовлетворительна; займы не носили целевого характера, не принимались во внимание сроки амортизации коммунальных предприятий, облигации размещались с трудом. Из 159 городских займов лишь 99 были введены в биржевой оборот; курсы бумаг обычно стояли низко (около 80 — 90) и размещались из 4,5 — 5 %, фактически же еще дороже. Задолженность земств была еще меньше городской; в 1910 г. она была 152,4 млн руб.

В целях более целесообразной организации облигационного кредита и расширения круга городов, могущих пользоваться этим кредитом, в 1913 г. была учреждена на государственные средства «Касса земского и городского кредита». Помимо непосредственной выдачи городам и земствам долгосрочных и краткосрочных ссуд, Касса должна была выступать и в роли посредника при заключении городами и земствами облигационных займов. Основной и оборотный капиталы Кассы равнялись 20 млн руб. Касса выпускала собственные облигации; первый выпуск состоялся в 1913 г. из 4,5 % по курсу 90. Долгосрочные ссуды выдавались облигациями Кассы на 10 — 66,5 лет. Ссуды предназначались на покупку и устройство недвижимости, организацию предприятий и погашение старых займов. На 1 янв. 1916 г. ссуд было выдано городам на 21,3 млн руб.

Коммунальный кредит после Октябрьской революции. Объем хозяйственной деятельности местных органов управления — советов — в настоящее время значительно шире, чем прежнего самоуправления. Губернские советы являются органами не только местного, но и государственного управления, объединяют в себе прежние земство и город и представляют поэтому более мощные финансовые единицы. Кроме деятельности советов по управлению коммунальными предприятиями, значительно расширилась их хозяйственная деятельность в отношении местной промышленности, торговли и вопросов снабжения городов. Юридическое положение недвижимости за время революции изменилось; земля и крупные строения муниципализированы и изъяты из гражданского оборота. В столицах муниципализировано до 90 % всей жилой площади, в прочих городах — до 50 %. Жилищное строительство возможно лишь через посредство советских организаций, а также жилищно-строительной кооперации и частных предпринимателей на праве договора застройки (на 20 лет для деревянных построек и до 49 лет для каменных). Острый жилищный кризис, обнаружившийся в СССР, как и повсюду после войны, поставил вопрос о жилищностроительном кредите на первое место среди кредитных потребностей местного хозяйства. Не в меньшей степени в кредите нуждаются и коммунальные предприятия (трамвай, водопровод, электричество, газ, канализация), частью для восстановления после разрушений 1918 — 1921 гг., частью для расширения, ввиду роста населения городов.

Облигационный Коммунальный кредит возможен в виде займов местных советов и выпуска облигаций городскими и коммунальными банками на основании постановления ЦИК от 23 января 1923 г. о «кредитных операциях местных советов». К использованию Коммунального кредита посредством выпуска местных займов прибегли сначала некоторые провинциальные города; например, Казанский совет выпустил краткосрочный заем под доходы восстановлявшегося трамвая; некоторые местные советы проектировали лотерейные займы для различных целей (на народное образование, на борьбу с последствиями голода и т. п.). В 1924 г. был разрешен выпуск 8 %-ного «жилищно-строительного займа Московского совета» на 10 млн руб. Заем не имел успеха, и его удалось разместить не более чем на 1 млн руб. Напряжение государственного кредита, сравнительно высокий процент, уплачиваемый по нему, малый объем внутреннего денежного рынка не позволяют надеяться для большинства городов на развитие в ближайшее время облигационного кредита без выхода на иностранные рынки. В этом находит свое оправдание отрицательная позиция НКФ к коммунальным займам.

Кредит на нужды местного хозяйства в широком смысле слова, в частности жилищно-строительный Коммунальный кредит, оказывают коммунальные (городские) банки.

В 1925 г. организован в Москве специальный правительственный «Центральный банк Коммунального кредита и жилищного строительства» (см. Центральный коммунальный банк), который должен внести централизацию и организованность в область Коммунального кредита.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«К»: Кадастр налоговый, Кадастр поземельный, Казначейская эмиссия, Казначейские билеты, Калькуляция, Канцелярский сбор, Капитал, Касса, кассовое устройство, Кассовое устройство, Квартирный налог, Квота, Квотативные налоги, Классификация доходов и расходов, Комитет финансов, Коммунальное хозяйство СССР, Коммунальные (городские, губернские) банки, Коммунальный кредит, Конверсия, Консорциум, Консульские сборы, Контокоррент, Контрабанда, Контрибуция, Контроль, Концессия, Конъюнктура, Конъюнктурное обложение, Корабельные сборы, Корреспонденты, Котировка, Кредит, Кредитная кооперация, Кредитование хлебозаготовок в СССР, Кредиты бюджетные, Купюра, Курортные налоги, «К».