Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Коммунальное хозяйство СССРКоммунальное хозяйство СССР. Коммунальное хозяйство в широком смысле этого слова есть хозяйство местных административных или самоуправляющихся публично-правовых единиц, находящихся в непосредственном заведывании последних; в более тесном смысле слова — совокупность хозяйства городских предприятий. На Коммунальном хозяйстве Союза ССР лежит забота не только о городском, но и о сельском благоустройстве в широком смысле этого слова. В состав Коммунального хозяйства СССР входят: 1) предприятия общественного пользования, как-то: водопровод, канализация, ассенизационный обоз, трамвай и конно-железные дороги, электрические станции, газовые заводы, телефонная сеть, бойни и хладобойни, банки, транспортные обозы и прочие мелкие предприятия; 2) жилые строения, торгово-промышленные помещения, городские земли, сады и огороды, места под торговлю, каменоломни, рыбные ловли, леса и пр. недвижимые имущества, дорожное дело, освещение улиц и площадей, противопожарная охрана, содержание прудов и колодцев, содержание свалок нечистот, содержание кладбищ и пр. Современное Коммунальное хозяйство СССР в сравнении с довоенным претерпело значительные изменения и в составе хозяйства и в отношении организации управления. Коммунальное хозяйство расширилось путем включения в свой состав концессионных предприятий, муниципализированного в значительной части жилищного фонда городов, расширившихся земельных фондов и муниципализации части промышленных предприятий городов. Существенное изменение в структуру Коммунального хозяйства внесло исключение из него мероприятий культурно-социального характера, перешедших в ведение специальных и самостоятельных органов. Принципиальные отличия в систему Коммунального хозяйства внесло также объединение в одном органе, исполкоме, функций государственного и собственно местного управлений. Исполкомы являются единственными хозяевами местной жизни, и лишь они обладают правами юридических лиц, олицетворяющих в себе совокупность всех хозяйственных прав. Органы, непосредственно ведающие Коммунальном хозяйством, такими правами не обладают и являются лишь составными частями исполкомов, их отделами, как и все другие органы, ведающие другими отраслями местной жизни. Другим существенным отличием от довоенного является объединение функций по обслуживанию коммунальных нужд города и деревни в одном органе, функций, делившихся ранее между городскими самоуправлениями и земствами. Характеризовать современное Коммунальное хозяйство лучше всего можно на основе бюджетных данных, отражающих все отрасли его работы. Имеющийся материал позволяет характеризовать бюджет Коммунального хозяйства и его роль в общей массе местных бюджетов по бюджету 1925/26 г. и по данным о выполнении бюджета за 1923/24 г. и 1924/25 г. Общий объем местного бюджета Союза ССР по его исполнению в 1924/25 г. составлял по доходам 1.059,4 млн р., по расходам 1.020,6 млн р. Доходы Коммунального хозяйства достигают 301,7 милл., или 28,5 % общей суммы доходов местного бюджета, а расходы 220,5 милл., что составляет 21,6 % общей суммы расходов. Удельный вес Коммунального хозяйства в местных бюджетах отдельных союзных республик не одинаков. Наибольшее значение коммунальные доходы имеют в местном бюджете ЗСФСР, где они составляют 36,6 %. Остальные республики в порядке убывания удельного веса коммунальных доходов располагаются так: УССР — 35,3 %,, РСФСР — 26,7 %, УзбССР — 24 %, ТуркмССР — 23,5 % и БССР — 10,1 %. Удельный вес расходов Коммунального хозяйства всюду значительно ниже, при чем не наблюдается никакого соответствия удельного веса расходов по Коммунальному хозяйству удельному весу коммунальных доходов. Союзные республики по высоте удельного веса расходов по Коммунальному хозяйству в нисходящем порядке располагаются так: УССР — 30,0 %, ЗСФСР — 26,1 %, РСФСР — 19.8 %. УзбССР — 12.3 %, БССР — 6,6 % и ТССР — 6,1 % Рост исполнения коммунального бюджета как по доходам, так и по расходам отстает от роста местного бюджета в целом: в 1924/25 г. исполнение коммунального бюджета возросло против 1923/24 г. по доходам с 218,5 млн руб. до 301,7 млн руб. (на 38 %) и по расходам с 186,8 млн руб. до 220,5 млн руб. (на 12 %), исполнение же местного бюджета — по доходам с 671,6 млн руб. до 1.059,4 млн руб. (на 57,9 %), и по расходам с 649,3 млн руб. до 1.020,6 млн руб. (на 57,2 %); в 1925/26 г. коммунальный бюджет обнаружил дальнейший рост против исполненного бюджета 1924/25 г. на 23 % (с 301,7 млн руб. до 371,1 млн руб.) по доходам и на 25 % (с 220,5 млн руб. до 275,0 млн руб.) по расходам; местный же бюджет возрос на 39,7 %(с 1.059,4 млн руб. до 1.240,3 млн руб.) по доходам. В том же 1925/26 г. единый государственный бюджет, от которого в сильной степени зависит состояние местного бюджета, повысился против 1924/25 г. на 40,5 % (с 2.875 млн руб. до 4.039, 3 млн руб.). После поправок, внесенных центром, союзные республики располагаются в порядке убывания удельного веса коммунального бюджета 1925/26 г. в местном бюджете следующим образом по доходам: УССР — 36,6 %) ТуркмССР — 32,0 %, РСФСР — 29,7 %, УзбССР — 27,8 %, ЗСФСР — 20.4 %, БССР — 14,3 % и по расходам: УССР — 29.3 %, РСФСР — 19,7 %, ЗСФСР — 16,2 %, УзбССР — 11,9, ТССР — 8 %, и БССР — 7,4 %. Анализируя ниже состав доходов и расходов Коммунального хозяйства, развертывая общую их сумму на составные части, мы пользуемся бюджетом в суммах, утвержденных местными органами, т. е. без поправок наркомфинов союзных республик, так как поправки вносились центром лишь к самым общим итогам (разделам); поэтому распределить эти поправки по параграфам, статьям и литерам сметной номенклатуры невозможно. Коммунальные доходы слагаются: 1) из доходов от коммунальных предприятий, и 2) доходов от имуществ и оброчных статей. Значение каждой из этих групп коммунальных доходов в итоге по Союзу ССР характеризуется следующими данными (в тыс. р.): Структура доходов коммунального хозяйства Союза ССР.
На доходы от коммунальных предприятий падает свыше половины всех доходов коммунального хозяйства, при чем удельный вес их остается за все годы примерно на одном и том же уровне. Конечно, в отдельных союзных республиках в соответствии со степенью развития городской жизни и преобладанием той или иной формы эксплуатации коммунальных предприятий наблюдаются значительные отклонения от средней по Союзу. Состав этих доходов в отдельных союзных республиках по бюджету 1925/26 г. таков (в тыс. руб): Состав доходов коммунального хозяйства в союзных республиках.
В республиках РСФСР и УССР преобладающую роль играют доходы от коммунальных предприятий, а в остальных республиках — наоборот — доходы от имуществ и оброчных статей. Для ЗСФСР и БССР это обстоятельство находит объяснение в преобладании хозрасчетного способа эксплуатации коммунальных предприятий, благодаря чему валовые доходы, как правило, не находят отражения в бюджете, а основную массу доходов составляют отчисления от прибылей. Невысокий же удельный вес доходов от предприятий в средне-азиатских республиках объясняется немногочисленностью и маломощностью этих предприятий. Рассмотрим более подробно каждую из отмеченных групп коммунальных доходов. Доходы от коммунальных предприятий. Коммунальные предприятия входят в местный бюджет двумя: способами: либо они участвуют в нем всеми своими валовыми доходами и расходами, либо (хозрасчетные предприятия) только отчислениями от прибылей. Небольшое число коммунальных предприятий эксплуатируется путем сдачи в аренду. В итоге доходов по коммунальным предприятиям главную массу 187.089,2 тыс. руб., или 95,0 %, составляют валовые доходы; 6.893,5 тыс. руб., или 3,5 %, доходы по хозрасчетным предприятиям и 3.078,6 тыс. руб. (1,5 %) доходы от аренды. В сравнении с предыдущими годами статейный состав доходов по коммунальным предприятиям изменялся так (в тыс. руб.): Распределение доходов от коммунальных предприятий по статьям.
В 1925/26 году по сравнению с предыдущим отчисления от прибылей возросли на 86,0 %, валовые доходы — на 22,9 %, а арендная плата — на 324,7 %. Рост отчислений от прибылей и повышение удельного веса этой статьи объясняются намечающейся тенденцией к переводу коммунальных предприятий на хозяйственный расчет. Отмеченная тенденция наиболее яркое выражение находит в республиках ЗСФСР и Белоруссии. В Закавказской федерации удельный вес отчислений от прибылей в 1925/26 г. возрос по сравнению с предыдущим годом с 13,4 % до 41,6 %, при одновременном снижении удельного веса валовых доходов с 85,2 до 38,6 %. В Белоруссии хозрасчет был преобладающей формой эксплуатации коммунальных предприятий уже в 1924/25 г. (удельный вес отчислений от прибылей составлял 66,5 %). В 1925/26 г. перевод предприятий на хозяйственный расчет продолжался, в связи с чем удельный вес отчислений от прибылей поднялся до 68,2 %. В РСФСР отмеченная тенденция выражена слабее, и доля отчислений от прибылей в общей массе доходов от коммунальных предприятий возросла с 2,3 % в 1924/25 г. до 3,9 % в 1925/26 г. На Украине коммунальные предприятия отражаются в бюджете валовыми суммами, хотя там уже в 1925/26 г. существовал ряд коммунальных комбинатов, приближающихся к типу хозрасчетных предприятий. По отдельным видам предприятий и по союзным республикам доходы распределяются так (в тыс. руб.):
Основным фактором, определяющим доходность предприятий, является система тарификации коммунальных услуг. До декрета от 22 марта 1922 г. платность коммунальных услуг не была установлена. Тарифы, установленные в начале 1923 г., были ниже себестоимости и ниже довоенных тарифов, а теперь они в среднем значительно перешагнули довоенный уровень, вследствие высокой себестоимости коммунальных услуг, благодаря высоким накладным расходам и большим расходам на восстановление и расширение предприятий. Построены тарифы почти везде по классовому принципу и имеют явно налоговой характер: обычно максимальный тариф превышает во много раз минимальный. Но оплата коммунальных услуг должна освободиться от налогового характера и перейти на хозяйственную базу, коей должна быть не только себестоимость, но и получение некоторой прибыли, без чего не может быть расширено и улучшено хозяйство. IV и V Всероссийские съезды завкомхозов (в 1924 и 1925 гг.) устанавливают следующие методы тарификации коммунальных услуг: построение тарифа на себестоимости, дифференциация тарифа, установление льготных тарифов для наименее оплачиваемых категорий рабочих и служащих и повышение тарифов для заведомо обеспеченных категорий потребителей; основной тариф не должен носить налогового характера, основная масса потребителей должна платить не ниже себестоимости. Построение среднего тарифа на коммунальные услуги с расчетом на прибыль принципиально правильно, особенно в наших условиях отсутствия свободных капиталов и необходимости накопления средств на восстановление, расширение и строительство коммунальных предприятий. Положение важнейших видов коммунальных предприятий таково: Водопроводная сеть СССР недостаточна: общая длина ее равна только 6.400 км, средняя длина сети без Москвы и Ленинграда равна 18,7 км. Из 2.241 городов по СССР водопроводы, по данным на 1 октября 1925 г., существуют только в 330 городах, да и в этих городах присоединено к водопроводу домовладений в 1924/25 г. в Москве 37,0 %. Ленинграде 65 % и прочих городах 10,0 %. В ряде городов состояние водопроводной сети неудовлетворительно, при очень большом проценте утечки воды. По приблизительным подсчетам все водопроводы Союза ССР расходуют около 920 тыс. куб. м, между тем один только лондонский водопровод расходует до 1.000 тыс. куб. м Среднее душевое потребление в Союзе равно 9,1 куб. м. Преобладающей формой эксплуатации водопроводных предприятий является сметное финансирование. Удельный вес валовых доходов в общем итоге поднялся с 95,8 % в 1924/25 г. до 97,7 % в 1925/26 г., а отчислений от прибылей упал с 4,2 % до 2,3 % Это может свидетельствовать лишь о том, что массовых изменений в формах эксплуатации в 1925/26 г. не было. Существенно изменилась пропорция между отдельными статьями доходов лишь в ЗСФСР, где имел место перевод некоторых водопроводных предприятий на хозяйственный расчет. Общая сумма поступлений от водопроводов сократилась по всем статьям, кроме арендной платы, которая вообще ничтожна, нетипична и встречается крайне редко. Сокращение валовых доходов находит себе объяснение в переводе части водопроводов на хозяйственный расчет. Сокращение же отчислений от прибылей, несмотря на увеличение числа хозрасчетных предприятий, свидетельствует о том, что значительно большая чем в 1924/25 г. доля этих прибылей оставлена в предприятиях. Если исключить расходы по водопроводам, то можно определить чистое сальдо в пользу местного бюджета. В итоге по Союзу ССР оно выразилось в 1924/25 г. суммой 7.998,4 тыс. руб., а в 1925/26 г. суммой 2.389,5 тыс. руб., т. е. сократилось на 70,1 %. Отчисления от прибылей по хозрасчетным водопроводам сократились на 50 %, а сальдо по водопроводам, финансировавшимся в сметном порядке, — на 73,2 %. Столь значительное сокращение обусловливается ростом капитально-восстановительных затрат. В трех союзных республиках в 1925/26 г. сальдо по водопроводам отрицательное: в БССР на 75,4 тыс. руб., в ЗСФСР на 228,6 тыс. руб. и в УзбССР на 71,9 тыс. руб. Это не свидетельствует, однако, об убыточности водопроводов. В БССР производится постройка водопровода в одном из городов, в ЗСФСР при отрицательном сальдо по водопроводам в 228,6 тыс. руб. предположены капитальные затраты в сумме 246,4 тыс. руб., превышающие расход предыдущего года на ту же цель почти в 10 раз. Отрицательное сальдо по водопроводам в названных республиках объясняется таким образом крупными затратами на восстановление и расширение предприятий. На Украине бюджет водопроводных предприятий в 1925/26 г. сводится с доходным сальдо в 1.102,4 тыс. руб., несмотря на то, что по бюджету отпускаются на капитальный ремонт и расширение водопроводных предприятий значительные средства — 2.407 тыс. руб., или 35 % всей расходной сметы водопроводов. Наличие отчислений от прибылей по хозрасчетным водопроводам и доходного сальдо по водопроводам, финансируемым в сметном порядке по РСФСР, свидетельствует о том, что эти предприятия и здесь рентабельны. Удовлетворительных сводных данных о действующих тарифах, по которым отпускалось водопотребителям, нет. Имеющиеся же отрывочные сведения свидетельствуют о большом разнообразии их построения. По данным Статистического отдела НКВД РСФСР тариф за 1 кубометр воды, отпускаемой наибольшему числу потребителей, колебался по данным 17 губернских и 7 негубернских городов так: а) для населения в губгородах — от 10 до 40 коп., в прочих городах — от 20 до 49 коп.; б) для предприятий в губгородах — от 12 до 57 коп., в прочих городах — от 20 до 81 коп. Причины отмеченных колебаний нужно искать в отсутствии единства политики тарификации коммунальных услуг, в частности тарифов на воду. Значительно распространенным фактом является крайняя дробность тарифа. Как на пример, можно сослаться на тарифы 1925/26 г. в городах Киеве и Одессе. В первом тариф за 100 ведер для отдельных категорий потребителей установлен от 20 коп. до 1 р. 50 к., а во втором — от 20 коп. до 1 р. 25 к. Максимальная ставка в 4 — 5 раз превышает себестоимость, а минимальная — ниже себестоимости на 30 %. Целесообразность такой политики в построении тарифа вызывает большие сомнения, и она совершенно правильно подверглась осуждению на съездах ответственных руководителей коммунальными отделами. Несмотря на это, водопроводы в целом вполне рентабельны и дают прибыль, часть которой за покрытием восстановительных затрат отчисляется в местный бюджет на общебюджетные нужды. Канализационные устройства, по данным городской переписи 1923 г., имеются только в 21 городе (без ЗСФСР), где они обслуживают далеко не все домовладения. В 1923 г. к канализационной сети было присоединено в Москве 31 %, в Ленинграде 48,5 % и в прочих городах 13,3 %, домовладений. Канализации в массе своей являются убыточными предприятиями. По бюджету 1924/25 г. убыток намечается в сумме 1,2 млн руб., или 21,3 % к валовой доходности. Хозрасчетная форма эксплуатации канализаций встречается крайне редко: за последние два года отчисления от прибылей составили по 500 руб. Столь незначительная сумма практического значения не имеет, и мы можем считать, что все канализационные устройства финансируются в сметном порядке. Бюджет канализационного хозяйства в итоге по Союзу за 1924/25 г. дает доходное сальдо в 68,4 тыс. руб., при чем в отдельных республиках финансовые результаты противоположны. В РСФСР и ЗСФСР канализации дали дефицит в 595 тыс. руб., а на Украине — превышение доходов над расходами в сумме 663,4 тыс. руб. В 1925/26 г, чистый остаток по Украине снижается до 312,4 тыс. руб., а по РСФСР и ЗСФСР дефицит возрастает до 1.814,6 тыс. руб. (РСФСР — 1.695,6 и ЗСФСР — 119,9 тыс. руб.). К этой сумме надлежит прибавить 34,6 тыс. руб. — расход на постройку канализации в одном из городов БССР. Общая сумма превышения расходов над доходами в этих трех республиках составит таким образом 1.849,2 тыс. руб. Дефицит в указанной сумме покрывается из общебюджетных ресурсов. На Украине доходное сальдо по канализационному хозяйству также не является общим правилом. Так, например, одесская канализация дефицитна на 131,9 тыс. руб., или на 38,3 %. Объясняется это тем, что около 50 % всей расходной сметы одесской канализации составляют расходы по расширению и ремонту. Причины дефицитности канализационных устройств в РСФСР в подавляющем большинстве случаев объясняются также капитальными вложениями. Трамваи, по данным на 1 января 1925 г., имеются в 37 городах. Общая длина трамвайного пути больше довоенного на 10 %) но находится в эксплуатации лишь 4/5 пути. Число вагонов увеличилось на 6 %, но из них только 45 % находится в движении. Вследствие уменьшения покупательной способности городского населения и высоты современных трамвайных тарифов сравнительно с довоенным временем все показатели эксплуатации трамвая отстают от довоенного, в частности нагрузка трамваев составляет от 25 до 50 % довоенного времени. Сравнительно с последним повысились: расходование энергии, траты на материалы и заработную плату. В 10 городах трамваи в 1923/24 г. дали убыток. Но, несмотря на дефицитность в 10 городах, в общем по Союзу ССР трамваи и конные жел. дороги дают значительную прибыль. Сумма отчислений от прибылей трамвайных предприятий в общесоюзном итоге для 1925/26 г. дает рост на 65,3 %. На такой результат оказывает влияние появление отчислений от прибылей по трамваю в ЗСФСР, в предыдущем году входившего в бюджет брутто. Если же обратиться к данным по РСФСР, где по-видимому численность трамваев, состоящих на хозяйственном расчете, не изменилась, то замечается снижение суммы отчислений от прибылей на 22,4 %, т. е. тенденция, аналогичная той, что нами отмечено для водопроводных предприятий. Если в целях сравнимости исключим из общего итога данные по ЗСФСР, то замечаем, что сумма валовых доходов по трамвайным предприятиям в двух республиках — РСФСР и УССР — возрастет с 68.693.2 тыс. руб. в 1924/25 г. до 80.154,5 тыс. руб. в 1925/26 г., т.е. на 16,7 %. Расходы по тем же предприятиям за то же время возросли с 50.418,8 тыс. руб. до 63.824,4 тыс. руб., или на 26,5 %, т. е. значительно больше чем доходы. В связи с этим сальдо по трамвайным предприятиям снизилось с 18.274,4 тыс. руб. в 1924/25 г. до 16.330,1 тыс. руб., т. е. на 1.944,3 тыс. руб., или 10,6 %. В процентах к объему валовых доходов это сальдо составляло в 1924/25 г. 26,6 %, а в 1925/26 г. — 20,3 %. Процент изъятия на общебюджетные нужды доходов от трамвайных предприятий снизился в обеих республиках: в РСФСР с 29,2 % до 22,4 %, а по Украине — с 14,8 % до 11,0 %. За оба года процент изъятия по Украине в два раза ниже, чем в РСФСР. Следует думать, что уже в текущем году разница в величине названных процентов между РСФСР и УССР уменьшится в сторону приближения РСФСР к украинскому проценту. Потребность в увеличении подвижного состава и особенно в увеличении длины путей за счет проведения их в городские окраины и пригороды весьма велика, равно как велика потребность и в иных капитальных затратах. Между же величиной капитальных, затрат и процентом изъятия доходов на общебюджетные нужды здесь, как и во всех других видах коммунальных предприятий, существует самая непосредственная связь. Почти все трамвайные предприятия финансируются в сметном порядке. Удельный вес валовых доходов в целом. по Союзу ССР в 1924/25 г. составлял 99,9 %, а в 1925/26 г. — 99,8 % общей суммы доходов. Заметный сдвиг в сторону перевода на хозрасчет мы наблюдаем лишь в ЗСФСР, где удельный вес отчислений от прибылей достигает 68,3 % общей суммы доходов, тогда как в предыдущем году все трамвайные предприятия ЗСФСР находились на сметном финансировании. Электрические станции, по данным на 1 января 1925 г., имеются в 600 городах. В среднем на 1 жителя СССР отпускается электрической энергии 19 квт., против 1.850 квт. в Норвегии, 820 квт. в Канаде, 750 квт. в Швейцарии, 500 квт. в С.-а. с. ш., 140 квт. в Англии и т. д. По данным НКВД на 1 октября 1925 г. в среднем по РСФСР электрифицировано в городах около 30 % застроенных домовладений. Помимо средств местного бюджета на восстановление, расширение и строительство местных электростанций из общегосударственных средств отпущено за последние 5 лет 11 млн руб., в то время как на постройку крупных районных электроцентралей 121 млн руб. При эксплуатации электрические станции РСФСР расходуют топливо не экономно, что, в связи с большими расходами на зарплату и недогрузкой станций в среднем на 16 % благодаря преобладанию осветительной нагрузки и работе только в темное время, делает энергию очень дорогой, особенно в мелких городах. Несмотря на это, местный бюджет извлекает из электрических станций значительный доход. В распределении общей суммы доходов по статьям произошел заметный сдвиг в сторону увеличения удельного веса отчислений от прибылей, поднявшегося с 3,6 % в 1924/25 г. до 6,0 % в 1925/26 г., при соответственном снижении удельного веса валовых доходов. Арендная плата выражается ничтожной суммой, так как сдача электрических станций в аренду — явление весьма редкое. Движение в сторону перехода к хозрасчетному способу эксплуатации наблюдается во всех республиках кроме Украины, в которой местный бюджет отражает валовые суммы доходов и расходов по электрическим станциям, как, впрочем, и по всем видам коммунальных предприятий. В РСФСР удельный вес отчислений от прибылей поднялся с 12,5 % до 19,9 %, в Закавказской федерации — с 4,3 % до 52,3 %, в Туркменистане — с 0 % до 36,4 % и наконец в Белоруссии с 95,4 % до 99,6 %, т. е. в последней республике сметное финансирование электрических станций не имеет места вовсе, так как остальные 0,4 % доходов в главной своей массе падают на арендную плату. Тенденция к переводу электрических станций на хозяйственный расчет выступает таким образом совершенно отчетливо. Суммы, предусмотренные в бюджете 1925/26 г. по каждой из статей возрастают, но местный бюджет получает от электростанций значительно меньшие суммы. Это происходит потому, что расходы по электростанции возросли в гораздо большей мере, при чем по электростанциям, финансируемым в сметном порядке, вместо доходного сальдо в 3.644,5 тыс. руб., определившегося в результате исполнения бюджета за 1924/25 г., на 1925/26 г. намечается дефицит в 338,3 тыс. руб. В результате доходы нетто по электрическим станциям снижаются с 4.432,6 тыс. руб. в 1924/25 г. до 1.049,9 тыс. руб. в 1925/26 г. Снижение составляет 3.382,7 тыс. руб., или 76,3 %. Единственной республикой, в которой по электрическим станциям, финансируемым в сметном порядке, остается доходное сальдо, является Украина, но и там это сальдо сокращается почти в четыре раза — с 3.534,3 тыс. руб. в 1924/25 г. до 959,6 тыс. руб. в 1925/26 г. О величине капитальных затрат по электростанциям можно получить представление из примера г. Киева. На переоборудование и расширение электрических станций города Киева по бюджету 1925/26 г. предусмотрен расход в сумме 2.865 тыс. руб. Капитальные вложения в электрическое предприятие одного города превышают поступления от электростанций в местный бюджет по всему Союзу ССР свыше чем в два с половиной раза. О тарифах на электрическую энергию, определяющих рентабельность станций, следует сказать примерно то же, что было сказано выше о тарифах на воду. Можно думать, что после постановления СНК РСФСР от 4 августа 1926 г. о тарификации коммунальных услуг в тарифную политику местных исполкомов в этой республике будет внесено здоровое начало. Из остальных предприятий наибольшую доходность дают бойни. Структура общесоюзного итога претерпела незначительные изменения: удельный вес отчислений от прибылей как в 1924/25 г., так и в 1925/26 г. составляет 6,4 %, удельный вес валовых доходов несколько снизился — с 90,0 % до 89,3 %, а арендной платы соответственно повысился — с 3,6 % до 4,3 %. В отношении форм эксплуатации боен практика отдельных союзных республик неодинакова. На Украине преобладающей формой эксплуатации является сметное финансирование, в Белоруссии хозрасчет, а в Туркменской ССР сдача в аренду. Закономерных и общих для всех республик тенденций уловить нельзя. Местные советы, видимо, еще ищут наиболее целесообразные в их условиях формы эксплуатации боенских предприятий и пока, пробуя разные способы, не сделали окончательного выбора. Отдельные статьи доходов по бойням и хладобойням возросли не в равной мере. Арендная плата выросла на 20,8 %, отчисления от прибылей на — 2,8 %, а валовые доходы — всего на 1,4 %. Расходы по боенским предприятиям выросли в гораздо большей степени — на 22,8 %, в связи с чем доходное сальдо по ним сократилось с 5.578,6 тыс. руб. до 4.722,3 тыс. руб., т. е. на 856,3 тыс. руб., или 15,3 %. Таким образом и для боенских — этих наиболее рентабельных — предприятий комхозов мы наблюдаем снижение доходов нетто. В 1924/25 г. доходы эти составляли 6.682.2 тыс. руб., а в 1925/26 г. — 5.928,5 тыс. руб., т. е. доход нетто снизился на 753,7 тыс. руб., или на 11,3 %. Весьма прибыльными предприятиями являются также бани. Транспортный обоз и прочие предприятия в целом по Союзу являются убыточными, хотя отдельные предприятия, а в некоторых союзных республиках и целые группы этих предприятий сводят концы с концами и даже дают некоторую прибыль. В общем и целом коммунальные предприятия, хотя и сильно изношенные и не ремонтированные в годы разрухи, работают удовлетворительно и постепенно начинают приближаться к довоенному состоянию и эффекту своей работы. Правда, до войны процент изношенных частей, требующих замены, был меньше, чем теперь, но зато в ряде городов имеется расширение предприятий, увеличение их оборудования и совершенно новые предприятия. Однако при всем том обслуженность населения коммунальными услугами, за исключением немногих столичных городов, совершенно ничтожна, и нужды в строительстве, расширении, а также и в восстановлении огромны. Источниками, финансирующими коммунальные предприятия, в настоящих условиях помимо местного бюджета является госбюджет через посредство банков: Центрально-коммунального, Электробанка и частью Промбанка. Но средств, отпускаемых ими, недостаточно, особенно на постройку новых предприятий: здесь требуются сотни миллионов рублей, получить каковые в ближайшее время невозможно, почему мощное развитие коммунальных предприятий возможно лишь при условии привлечения иностранных капиталов. Скажем несколько слов о Коммунальных сельских предприятиях. В большинстве волостных и районных исполкомов Коммунальное хозяйство не выделено по заведыванию им от всех прочих имуществ, и самое понятие коммунальное предприятие или даже Коммунальное хозяйство в большинстве случаев является для них новым. Поэтому учет Коммунальных предприятий, как и других имуществ, поставлен недостаточно точно и не является исчерпывающим. По сведениям, относящимся к 2.002 волостям по РСФСР, на 1 октября 1925 г. числились следующие 4.704 коммунальных предприятия:
Доходы от имуществ и оброчных статей. Доходы от имуществ и оброчных статей по бюджету 1925/26 г. исчислены в сумме 174,1 млн руб. и составляют 46,9 % всех коммунальных доходов. Как и доходы от коммунальных предприятий, доходы от имуществ входят в бюджет либо валовыми суммами, либо отчислениями от прибылей, либо арендной платой от имуществ, эксплуатируемых путем сдачи в аренду. Четвертым видом в этой группе доходов является дополнительная рента. Главную массу составляют доходы от аренды (вместе с незначительными суммами отчислений от прибылей — 146,3 млн руб., или 84,1 %), второе место принадлежит валовым доходам — 15,1 млн руб., или 8,6 %, и, наконец, последнее место — дополнительной ренте — 12,7 млн руб., или 7,3 %. По отдельным видам имуществ и по союзным республикам доходы распределяются в бюджете 1925/26 г. следующим образом (в тыс. руб.) (см. табл. на стр. 613 — 614). Довоенный коммунальный бюджет не знал таких больших доходов от строений. Следует различать два вида строений: жилые и торгово-промышленные помещения. Арендная политика в отношении каждого из них не одинакова и заслуживает различной оценки. В тесной связи с доходами от жилых строений и арендной платы стоит жилищный вопрос. V Всероссийский съезд завкомхозами 31 марта — 5 апреля 1925 г. констатировал, что тяжелые жилищные условия не только отражаются неблагоприятно на быте широких масс городского населения, на их физическом и культурном благосостоянии, но также являются значительным тормозом для нормального функционирования и развития государственной промышленности — основы существования рабочего класса и социалистического строительства. Поэтому съезд признал необходимым провести в жизнь ряд мероприятий финансового, экономического и правового характера как в интересах правильной эксплуатации наличного жилищного фонда и сохранения его от все еще продолжающегося разрушения, так и в целях развития нового строительства для изжития колоссального дефицита жилой площади. По данным переписи 15 марта 1923 г. средняя жилая площадь на 1 жителя по Союзу ССР составляла 12 кв. арш. (6,1 кв. м), и таким образом до голодной нормы в 16 кв. арш. не хватает 1/3 всего существующего наличного фонда. Для изжития всей жилищной нужды в одной РСФСР, по исчислении Главного управления коммунального хозяйства, при 10-летнем плане строительства потребуется по самой дешевой расценке не менее 7 млрд. р., или по 700 млн ежегодно, если при этом учитывать рост городского населения минимум в 2 %, в год и изнашиваемость существующего жилищного фонда по крайней мере в 1 % в год. По подсчету В. А. Ржевского, исходящего из ежегодного роста городского населения в 4 %, ежегодной изнашиваемости фонда в 1,5 % и убыли его от пожаров в 0,5 %, для всего Союза ССР потребуется около 15 млрд. руб. в 10 лет. По минимальным подсчетам того же ГУКХ для удовлетворения жилищной потребности одних индустриальных и транспортных рабочих РСФСР потребуется ежегодно не менее 310 млн руб.
На 1 октября 1925 г. состав застройщиков характеризуется следующими данными о возведенных ими строениях:
Из вновь возведенных жилищ являются деревянными 94,0 %, каменными 3,9 % и смешанными 2,1 %; 1-этажными 94,3 %, 2-этажными 5,4 % и 3-этажными 0,3 % На 1 октября 1925 г. в состав муниципального жилищного фонда входило 43 % общей жилой площади. По сравнению с данными на 1 октября 1924 г. он уменьшился на 2 % по числу муниципальных строений и увеличился на 0,5 % по площади. По данным 239 городов РСФСР жилая площадь муниципальных домов по категориям пользователей к началу 1925/26 г. распределялась в процентах следующим образом: непосредственно эксплуатируется коммунальными отделами 35,6 %, школами и другими учреждениями народного образования 18,4 %, советскими учреждениями 16,4 %, больницами и другими учреждениями здравоохранения 4,6 %, инвалидными домами и пр. учреждениями соц. обеспечения 0,6 %, жил. аренд. товариществами и другими видами объединений жильцов 9,5 %, частными лицами 5,4 %, заводоуправлениями, сов. учрежд., кооперативами, профсоюзами и пр. для жилья рабочих и служащих 3,4 %, смешанными пользователями 3,5 % и воинскими частями, военными лазаретами и пр. 2,6 %. Жилая площадь в муниципальных домах, непосредственно эксплуатируемых коммунхозами, распределяется по социальному составу съемщиков в этих домах так: служащие 53,5 %, рабочие 33,0 %, лица, находящиеся на соц. обеспечении, 8,7 %, лица свободных профессий 3, 2 % и нетрудовой элемент 1,6 %. Эксплуатация торгово-промышленных помещений дает прекрасный финансовый результат, но целесообразность арендной политики и здесь вызывает большие сомнения, правда несколько в ином отношении. По данным Наркомвнуторга удельный вес арендной платы в общей сумме накладных расходов увеличился сравнительно с довоенным временем в 5 раз и выражается в среднем в 20 — 25 % всех накладных расходов. Поэтому проблема снижения твердых цен на товары в известной степени упирается в необходимость снижения непомерно высоких арендных ставок. Доходы от строений (жилых и торгово-промышленных) обнаруживают тенденцию к дальнейшему росту. По сравнению с 1923/24 г. бюджет 1924/25 г. наметил рост их на 30,5 %. Земельное хозяйство городов эксплуатируется в общем мало удовлетворительно. В первый период революции наблюдалось значительное обезземеление городов: в 1917 г. всех селитебных земель в 91 городе было 221,8 тыс. дес., в 1921 г. — 169 тыс. дес. (на 29 % меньше), в 1923 г. эта цифра доходит до 115,9 тыс. дес, т. е. количество земли еще уменьшилось на 31,4 %. Но потом процесс обезземеления приостанавливается ввиду того, что земля стала рассматриваться как доходная статья. Все указанные цифры являются приблизительными, так как еще до 1 октября 1925 г. около 40,7 % городов РСФСР не привели еще в ясность своего земельного хозяйства. Обычная форма эксплуатации земель сельскохозяйственного значения — сдача в краткосрочную аренду. Короткие сроки ведут к хищнической эксплуатации земли арендаторами и истощают их. Арендная плата в большинстве случаев низка. Кроме общих ставок, имеются льготные для трудовых пользователей и государственных учреждений. Так как эти пользователи составляют значительный процент, то это сильно понижает доходность. По данным НКВД в результате земельного неустройства городов остаются без эксплуатации около 1/3 площади угодий, в составе которых большая часть удобных земель. Вопреки общей тенденции к росту всех доходов коммунального хозяйства, доходы от земельных имуществ и обор очных статей, по сравнению с 1923/24 г., в 1924/25 г. сократились на 3,8 %. Расходы Коммунального хозяйства слагаются из расходов по содержанию отделов местного хозяйства, коммунальных зданий, благоустройству, противопожарной охране, расходов по коммунальным предприятиям, не переведенным на хозрасчет, и расходам по устройству и содержанию дорог и дорожных сооружений. В бюджете отдельных республик на 1925/26 г. указанные расходы исчислены в следующих размерах (в тыс. руб.):
Всюду, кроме РСФСР и УССР, преобладающее значение принадлежит расходам по коммунальному благоустройству и содержанию отделов местного хозяйства. В составе расходов по коммунальным предприятиям за два последние года произошел значительный сдвиг в сторону увеличения удельного веса капитальных вложений. В то время как в 1924/25 г. капитально-восстановительные затраты составляли 4 — 4,5 % общей суммы расходов, в 1925/26 г. этот процент достигает в среднем по Союзу ССР 20 %, т. е. в абсолютном выражении 32 млн руб. Капитальные вложения по коммунальным предприятиям, не переведенным на хозяйственный расчет, возросли в 1925/26 г. по сравнению с предыдущим годом почти в четыре раза, тогда как вся сумма валовых расходов по этим предприятиям возросла лишь на 24,8 %. По отдельным видам и союзным республикам расходы по коммунальному благоустройству распределяются так:
Не анализируя подробнее расходов по содержанию отделов местного хозяйства, отметим, что процент (17,6 %), падающий на содержание управленческого аппарата, высок; в отдельных союзных республиках он поднимается до 25. Расходов по содержанию коммунальных зданий мы касались выше при характеристике жилищного вопроса. Здесь нам остается указать, что значительную часть расходов составляют расходы по капитальному ремонту и новому строительству: из 21,2 млн руб. всех расходов по содержанию коммунальных зданий в бюджете 1924/25 г. 12,0 млн руб., или 62,0 %, составляют расходы па капитальный ремонт. В бюджете 1925/26 г. расходы на ремонт и строительство значительно возрастают, достигая 27 млн руб., или 77,0 % общей суммы расходов по коммунальным зданиям. Разгрузка Коммунального хозяйства от колоссального количества муниципализированных строений, путем передачи их жилтовариществам и госучреждениям, позволили оставшейся в непосредственной эксплуатации части зданий уделить больше внимания и средств. Хуже обстоит дело с расходами по благоустройству. Ремонт существующих мостовых в городах выражается в лучшем случае в размере 5 % протяжения мостовых, тогда как для поддержания их необходимо, чтобы он выражался в размере 10 %. Замощение вновь составляет лишь 1/3 % всех незамощеных улиц. Около 2/5 части городов совсем не имеет замощеных улиц. В 1924 г. мосты строились в 36,4 % городов и ремонтировались в 39,4 %. Зеленые насаждения также оставляют желать много лучшего. Общественных садов не имеется в половине городов, а в другой половине количество площади их далеко не доходило до нормы, установленной наукой как минимально удовлетворительной для городских жителей. Скудость освещения характеризуется следующим: в городе 1 фонарь в среднем приходится на 1,5 версты, тогда как он должен приходиться на 10 — 50 сажен. Еще хуже обстоит дело с благоустройством в сельских местностях. По волостному бюджету ассигновано на благоустройство 3,7 коп. на человека, а в некоторых губерниях 0,5 коп., а если выделить дорожное и пожарное дело, то остаются сотые копейки. Решение сессии ЦИК о передаче волбюджету 100 млн руб., отчисленных от сельскохозяйственного налога, уже в значительной степени подводит некоторую материальную базу и под мероприятия для деревенского благоустройства. Однако сильного роста расходов по сельскому благоустройству ожидать нельзя: слишком велики культурно-социальные нужды деревни. Им, вероятно, будет дано предпочтение пред благоустройством. Пожарное дело обнимает совокупность многих мер, принимаемых государством и населением для охраны от огня народного имущества, оцениваемого ЦСУ в 100 млрд. рублей. Несмотря на исключительную важность дела противопожарной обороны через организованную живую силу, снабженную необходимыми для пожаротушения противопожарными средствами, дело это в целом, по признанию V Всероссийского съезда завкомхозами, находится в неудовлетворительном состоянии, особенно в сельских местностях. За годы войны и революции пожарно-технические средства и оборудование пришли в сильное расстройство и местами в негодность, ощущается недостаток в самом необходимом и особенно острый в пожарных рукавах. По самому скромному подсчету НКВД для снабжения одних сельских пожарных организаций РСФСР самым необходимым инвентарем потребуется 10,5 млн руб. в течение 2 — 3-х лет. В 1923/24 г. истрачено на содержание пожарных команд 12 млн руб., из них 7,9 млн руб. на зарплату, на все же прочие противопожарные мероприятия истрачено 442 тыс. руб. Гораздо больших средств требует проведение в жизнь предупредительных мер борьбы с пожарами, как-то: исправление печей, труб и дымоходов, огнестойкое строительство и в первую очередь сооружение огнестойких крыш, приведение пожарного водоснабжения в должное состояние, правильная планировка селений, правильная застройка, развитие древесных насаждений, устройство летних детских яслей и особенно строгий надзор за выполнением мер пожарной безопасности; но все эти предупредительные средства борьбы с пожарами играют ничтожную роль сравнительно с оборонительными вследствие народной темноты, жилищного кризиса и недостатка денежных средств. Источниками средств на противопожарные предприятия являются ассигнования местных исполкомов и отчисления от прибылей Госстраха. Принимая во внимание недостаточность этих средств и неотложную необходимость создания в кратчайший срок сети плановых добровольных пожарных дружин в сельских местностях и снабжения их самым необходимым инвентарем, без чего не представляется возможным вести успешно борьбу с усилившимися деревенскими пожарами, V Всероссийский съезд завкомхозами высказал пожелание об отпуске на эту цель необходимых добавочных средств из общегосударственного бюджета в распоряжение ГУКХ НКВД. Дорожное дело, охватывающее собою около 300.000 верст дорог губернского и уездного значения и около 3.000.000 верст дорог волостного и сельского значения, в первые годы революции было оставлено на произвол судьбы: шоссе и грунтовые дороги не ремонтировались и разрушались, на многих дорогах во время гражданской войны мосты были разрушены, и вставала угроза прекращения сообщения. По данным Сборника статистического отдела НКВД, изд. 1926 г., к началу 1925/26 г. по РСФСР 45,6 % полотна дорог и 51,4 % мостов требовали основательного капитального ремонта; отремонтировано же в 1924/25 г. всего лишь 9,2 %, или около 1/10 протяжения дорог, и 32,4 %, или около 1/3 протяжения мостов, требовавших ремонта. Строительство дорог развивается слабо: в 1924/25 г. вновь построено всего лишь 0,2 % сети. Усиленно развивается строительство мостов, которое сводится собственно к перестройке обветшавших. В 1924/25 г. построено 10,7 % протяжения новых мостов по сравнению с общим их протяжением. В дореволюционное время отпускалось на дорожное дело из местных бюджетов 10 — 12 % их, а в 1922/23 г. ассигновано было лишь 0,29 % местного бюджета, в 1923/24 г. лишь 1,7 % (фактически израсходовано 1,2 % — лишь 7,2 млн руб. из 600 млн руб.) и в 1924/25 г. лишь 1,6 % (15 млн из 927 млн руб.). Такие ассигнования совершенно не соответствуют ни степени разрушения дорог и мостов ни их протяжению. V Всероссийский съезд завкомхозами констатирует прогрессирующую катастрофичность дорожного хозяйства. От плохого состояния гужевых дорог, по коим транспортируется продукция на 85 %, государство несет убытков ежегодно около 1 млрд. руб. Оборудование гужевых дорог является основным базисом для смычки города с деревней и для осуществления лозунга «лицом к деревне». Ввиду колоссального значения дорожного дела в помощь местному бюджету в деле дорожного строительства создан специальный субвенционный фонд из 2,5 млн руб. на 1924/25 г. и из 6 млн руб. на 1925/26 г. Кроме того, союзные республики принимают с своей стороны ряд мероприятий, содействующих делу народного строительства; так, например, по РСФСР согласно постановления СНК РСФСР от 24 марта 1925 г. из местного бюджета на дорожное дело закреплено не менее 3 %, и образован Центральный дорожный фонд, слагающийся из помощи государства в размере 50 % средств, отпускаемых на дорожное дело местам, и из попудного сбора, составляющего теперь 7 млн руб. Все рассмотренные отрасли Коммунального хозяйства, за исключением дорожного дела, являются достоянием городов, а среди них по преимуществу крупных губернских городов. Об этом свидетельствуют между прочим и бюджетные данные. Вот как распределяются между отдельными бюджетными единицами доходы и расходы Коммунального хозяйства в процентах:
Сопоставление общей суммы доходов и расходов Коммунального хозяйства обнаруживает, что во всех союзных республиках доходы превышают расходы. По бюджету 1924/25 г. это превышение по СССР, включая Узб. и Туркм. ССР, достигает 68 млн руб., что составляет по отношению к итогу всех доходов по Коммунальному хозяйству 23,1 %. Процент этот не одинаков: в РСФСР — 22,7, в УССР — 22,2, в ЗСФСР — 20,7 в БССР — 37,4, в УзбССР — 54,6 и в ТССР — 77,4. Этот излишек коммунальных доходов идет на покрытие других, главным образом культурно-социальных нужд местного бюджета. В среднем по СССР за счет излишков коммунальных, доходов покрывается 9,6 % некоммунальных расходов. В средне-азиатских республиках процент этот 16,3 — в УзбССР и 24,3 % — в ТССР. В 1925/26 г. во всех республиках процент изъятия коммунальных доходов на общебюджетные нужды значительно понизился, что указывает на более чуткое отношение к нуждам коммунального хозяйства — этой важнейшей материальной базы местного бюджета. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«К»: Кадастр налоговый, Кадастр поземельный, Казначейская эмиссия, Казначейские билеты, Калькуляция, Канцелярский сбор, Капитал, Касса, кассовое устройство, Кассовое устройство, Квартирный налог, Квота, Квотативные налоги, Классификация доходов и расходов, Комитет финансов, Коммунальное хозяйство СССР, Коммунальные (городские, губернские) банки, Коммунальный кредит, Конверсия, Консорциум, Консульские сборы, Контокоррент, Контрабанда, Контрибуция, Контроль, Концессия, Конъюнктура, Конъюнктурное обложение, Корабельные сборы, Корреспонденты, Котировка, Кредит, Кредитная кооперация, Кредитование хлебозаготовок в СССР, Кредиты бюджетные, Купюра, Курортные налоги, «К». |
| |