Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Классификация доходов и расходов

Классификация доходов и расходов. может преследовать или научные или практические цели. С научной точки зрения Классификация должна исходить из единой основы деления и за основу эту принимать лишь общие и притом существенные признаки классифицируемых явлений. Поэтому научная Классификация бюджета может идти только по категориям доходов и по предметам расходов. Чисто предметная Классификация расходов нигде, однако, не применяется, а преобладает Классификация смешанная, где расходы делятся по ведомствам, т. е. составляются ведомственные сметы, а затем уже в пределах этих смет расходы распределяются по предметам их назначения. Такая двойственность объясняется соображениями практического свойства: каждое ведомство является распорядителем определенных кредитов, а потому соединение однородных по существу, но находящихся в распоряжении разных ведомств кредитов вызывало бы огромные технические затруднения при производстве расходов. Относительно же доходов ведомственные различия не имеют существенного значения, так как все ведомства являются лишь наблюдающими органами в отношении поступления доходов, а не распорядителями их. Поэтому к доходам обыкновенно применяется предметная Классификация.

Бюджетная Классификация имеет прежде всего систематизационное значение. Доходы и расходы дробятся в ней на ряд нисходящих групп, что, независимо от практических удобств, дает возможность изучения динамики отдельных видов доходов и расходов. Кроме того, Классификация расходов имеет важное юридическое значение: в ней находит свое практическое выражение правовая специализация бюджета (см. Бюджет государственный). Схема бюджетной Классификации зависит прежде всего от содержания бюджета. Кроме того, на нее влияют строй законодательного и административного аппаратов, компетенция того и другого, а также законы и правила, регулирующие исполнение бюджета. Поэтому в каждой стране вырабатывается своя Классификация, не применимая в других государствах.

В России Классификация доходной росписи была установлена законом 1891 г., а расходная Классификация была разработана в 1906 г. По росписи доходы делились на отделы и параграфы, а расходы — последовательно на отделы, главы, сметы и номера, соответствовавшие параграфам смет, а в сметах шло дальнейшее деление доходов на статьи, а расходов — на статьи и литеры. Правовое значение имело только деление расходов по сметам И параграфам: первое определяло главных распорядителей кредитов, а второе — пределы их прав в свободном использовании сбережений по одним кредитам на покрытие недостатков по другим.

Послереволюционный бюджет в течение нескольких лет обходился без определенной Классификации, что зависело от изменчивости его содержания. Поэтому как к доходной, так и к расходной его частям применялась в общем прежняя Классификация, ежегодно подвергавшаяся необходимым поправкам в зависимости от изменений в отдельных группах доходов и расходов, а также от перемен в распорядителях кредитов. Лишь в 1922 г. была разработана новая Классификация, которая и была впервые применена к бюджету на 1922/23 г. На этом дело, однако, не остановилось, и работы по выработке твердой Классификации продолжались. 5 октября 1923 г. была утверждена новая Классификация государственных доходов. Общая схема ее подобна прежней: доходы делятся, как и раньше, на отделы, параграфы и статьи, при чем во многих случаях остается и прежняя номенклатура. Есть, однако, и существенные изменения, зависящие главным образом от включения в бюджет не существовавших ранее источников государственных доходов, преимущественна от разного рода казенных имуществ, государственной промышленности и торговли. Что касается расходов, то к ним применялась Классификация 1922 г., с необходимыми изменениями.

К бюджету на 1925/26 г. была утверждена новая расходная Классификация. Расходы делятся здесь на разделы по предметному признаку, а разделы распадаются на главы, преимущественно по ведомственному признаку. Каждая смета заключает в себе определенные главы подлежащих разделов, а иногда и целый раздел. Главы делятся на параграфы, а параграфы — на статьи. Деление статей на литеры отменено. Характерною особенностью классификационной схемы является, соединение предметной и ведомственной Классификации в такой форме, что разнесенные по сметам отдельных ведомств кредиты могут быть расходуемы без всяких технических затруднений, а вместе с тем они уже в самой росписи распределены и по предметным признакам, что без особых перегруппировок дает возможность статистического изучения отдельных категорий расходов. В этом отношении новая Классификация идет по тому же пути, как и прежняя. Что же касается главных сметных подразделений, т. е. параграфов, то их больше, чем было в дореволюционном бюджете, число же второстепенных подразделений (статей) значительно меньше. Такое уменьшение позволит сократить счетоводство па казенным расходам, но в некоторых случаях может служить препятствием к изучению расходов в их подробностях.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«К»: Кадастр налоговый, Кадастр поземельный, Казначейская эмиссия, Казначейские билеты, Калькуляция, Канцелярский сбор, Капитал, Касса, кассовое устройство, Кассовое устройство, Квартирный налог, Квота, Квотативные налоги, Классификация доходов и расходов, Комитет финансов, Коммунальное хозяйство СССР, Коммунальные (городские, губернские) банки, Коммунальный кредит, Конверсия, Консорциум, Консульские сборы, Контокоррент, Контрабанда, Контрибуция, Контроль, Концессия, Конъюнктура, Конъюнктурное обложение, Корабельные сборы, Корреспонденты, Котировка, Кредит, Кредитная кооперация, Кредитование хлебозаготовок в СССР, Кредиты бюджетные, Купюра, Курортные налоги, «К».