Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Административные сборыАдминистративные сборы. — Сборы пошлинного, характера, взимаемые государством в качестве вознаграждения за какую-либо определенную деятельность административных органов. Они устанавливаются в тех случаях, когда частные лица вступают в соприкосновение с государственными учреждениями ради своих выгод. Экономическое обоснование административных сборов заключается в том, что заинтересованные лица должны покрывать часть издержек по содержанию административных учреждений. Но государство иногда устанавливает ставки административных сборов, превышающие издержки государства при оказании услуг, и в таких случаях получаются административные сборы с налоговым характером. Достоинства административных сборов: 1) расходы по взиманию невелики, так как административные сборы не требуют специального аппарата взимания, будучи взимаемы учреждениями, которые все равно должны были бы существовать вне зависимости от фискальных интересов; 2) обеспечивается легкий контроль за уплатой сборов и затруднительность уклонения от их уплаты; 3) уплата административных сборов сравнительно мало чувствительна для плательщика, потому что сопровождается приобретением известных услуг от органов государства. К основным недостаткам административных сборов относятся: 1) они часто не сообразуются ни с доходом, ни с имуществом плательщика и тем нарушают основной принцип обложения; 2) они стесняют доступ к крайне необходимым общественным учреждениям. Существует множество видов административных сборов. Системы административных сборов различны в отдельных странах, изменяясь в зависимости от изменения общественных форм и организации управления. Наиболее общая классификация административных сборов представляется в следующем виде: 1) Всеобщие административные сборы. Под ними разумеются сборы, общие всем отраслям управления и не связанные с какой-либо технической организацией. К ним относятся: сборы за выдачу паспортов, служебных и рабочих книжек, за перемену имени, за приобретение прав подданства, за определение на службу, за разрешение практики, за повышение по службе, а равно сборы со свидетельств и аттестатов и т. д. Сплошь и рядом они отличаются сильным налоговым характером. 2) Особые административные сборы по отдельным отраслям управления. Среди них большое значение имеют: а) сборы за образование и обучение, т. е. за обучение в учебных заведениях — запись, окончание школы, экзамены; за пользование культурно-просветительными учреждениями — библиотеками и музеями; б) сборы за заботы о здоровье — при пользовании общественными санитарными учреждениями и т. д.; в) особенно обширны сборы в области народного хозяйства; здесь они взимаются за официальное удостоверение при освидетельствовании известных предметов (за клеймение мер и весов, за засвидетельствование пробы благородных металлов); к этой же области относятся сборы за осуществление официального надзора (за испытание паровых котлов, за исследование качества пищевых продуктов, за контроль над аптеками и лечебницами, за выдачу охотничьих свидетельств и свидетельств на право ношения оружия и т. д.). В некоторых видах этих сборов ярко выражен налоговый характер. Смешанный характер с очень сильным преобладанием налогового имеют так называемые концессионные сборы, сборы за устройство гостиниц, трактиров, за разносную торговлю и т. д. 3) Сборы за наделение особыми правами или за изъятие из общих обязательств и повинностей. К ним относятся: сборы за выдачу прав на изобретение, за дарование прав юридического лица, за аптечную, горную привилегии, за пожалование орденов, академических степеней и т. д.; этим сборам также часто присущ налоговый характер. Взимание указанных сборов возможно или прямым или косвенным путем. Прямое взимание происходит в форме непосредственной уплаты сборов в кассу учреждения или в кассу финансового ведомства. Оно вызывает большие издержки по организации касс и счетной части, неудобно для плательщиков, но зато обеспечивает оплату сборов, позволяет больше согласовать размер их с издержками и является совершенно неизбежным, когда дело идет о крупных суммах и личных отношениях. Косвенный путь — взимание посредством гербовых сборов, а именно, путем употребления гербовой (штемпельной) бумаги и гербовых марок. В современных европейских бюджетах мы встречаемся с большим количеством разнообразных административных сборов. Во французском бюджете больше 24 различных административных сборов. Также большое количество административных сборов в бюджетах немецких государств. В английском бюджете их меньше, чем в других. В дореволюционном русском бюджете был целый ряд административных сборов. Теперь мы видим постепенное восстановление административных сборов. В настоящее время в СССР существует ряд государственных и местных административных сборов. Государственные сборы — нотариальные, консульские, сборы за действия, совершаемые судебными исполнителями, разведочные сборы, сбор с горных отводов, пробирный, за выдачу и визирование заграничных паспортов, маячный и лоцманский лицензионные сборы, сборы за регистрацию товарных знаков, фабричных рисунков и моделей; за патенты на изобретения, за регистрацию акционерных обществ и товариществ, цензурный, за право охоты, за землеустроительные работы, сбор за инспектирование и анализ зерна и некоторые другие. Местные финансы (по Временному положению 1923 г.) также могут пользоваться рядом административных сборов: прописочный, ветеринарный сбор со скота и др. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«А»: Автономный тариф, Административные сборы, Адресный сбор, Ажио, Аккредитив, Актив, Акциз с сахара, Акцизы, Акционерная компания, Алмазный фонд, Амортизация, Аннулирование бумажных денег, Аннулирование государственных кредитных обязательств, Арбитраж, Аренда государственных земель, Аренда земли, Аренда промышленных предприятий, Ассигнаты, Ассигнации, Ассигновка, «А». |
| |