Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Аренда государственных земельАренда государственных земель. В дореволюционное время та часть государственных земель, которая состояла в арендном использовании, называлась казенными оброчными статьями. Статьи эти разделялись на земельные, число которых на 1 января 1915 г. определялось по всей России, кроме Прибалтийских губерний и бывш. Царства Польского, в 36.993 отдельных единицы, с общей площадью в 8.019.748,3 гектара (7.340.462 дес.), и 25.724 неземельных статьи, различные виды которых насчитывали до 120 отдельных названий (постоялые дворы, базарные площади, дачные участки, виноградники, пруды, камышевые плавни и мн. др.) с общей площадью в 192.318,7 гектара (176.029 дес.). Размер окладного дохода исчислялся на то же число по всем казенным оброчным статьям в 12.598.104 руб. Первоначально казенные оброчные статьи рассматривались исключительно с точки зрения их фискального значения, и никаких иных задач на них не возлагалось. Единственной формой использования казенных оброчных была сдача их с торгов непосредственно крестьянскому населению. В результате этой системы значительные участки попадали в руки посредников, которые сдавали их нуждающимся крестьянам в порядке субаренды; это вынудило прежнее правительство законом от 9 ноября 1884 г. разрешить сдачу земель сельским обществам без торгов, а законом от 5 июня 1900 г. распространить эту льготу и на товарищества крестьян. Вместе с тем рядом отдельных распоряжений облегчается самый порядок сдачи земли в аренду, удлиняются сроки ее, в интересах менее состоятельных элементов крестьянства крупные статьи разбиваются на более мелкие и т. д. Однако все эти полумеры не были в состоянии ни ощутительно увеличить доход казны, ни удовлетворить нужды крестьян в земле, ни даже уничтожить существование посредников, спекулировавших на земельной нужде крестьянского населения. После 1905 г. имел место поворот в земельной политике царского правительства в сторону попыток создания твердых единоличных крестьянских хозяйств, владеющих землей на началах собственности. Указом от 27 августа 1906 г. была разрешена продажа государственной земли крестьянам на льготных основаниях; арендное использование ее сохранялось лишь в виде исключения. Последовавшими циркулярными распоряжениями устанавливалось, что целью продажи госуд. земель должно быть «насаждение прочных крестьянских хозяйств», выдвигалась на первый план не просто продажа нуждающимся крестьянами образование единоличных владений (хуторов и отрубов). Результаты этой операции оказались ничтожными: за пятилетие 1907 — 1911 гг. из состава казенных оброчных статей было продано всего 359,4 тыс. гект. (329 тыс. дес.), в том числе 333,2 тыс. гектаров (305 т. дес.), или 92,7 %, хуторами и отрубами, покупщиками которых явились 17.521 отдельный крестьянин (Кауфман). С момента Октябрьской революции естественно изменился не только самый состав государственных земель, но и характер их использования. Основной закон о земле (от 19 февр. 1918 г.) отменил всякую собственность на землю и передал ее без выкупа в пользование всего трудового народа. Положение о социалистическом землеустройстве (от 14 февр. 1919 г.) и Земельн. код. РСФСР, УССР и БССР признают все земли собственностью государства, а земли сельскохозяйственного назначения составляют ныне единый государственный земельный фонд. После предоставления из этого фонда земель: а) в непосредственное пользование трудовым земледельцам и их объединениям и б) городам и поселениям городского типа, — все земли, остающиеся в едином государственном земельном фонде, составляют земли непосредственного государственного владения и являются государственными земельными имуществами. Государственные земельные имущества состоят в общем заведывании и распоряжении НКЗема и используются им: 1) либо в порядке непосредственного ведения хозяйства, 2) либо путем предоставления их в пользование государственным и общественным организациям, учреждениям и предприятиям, а также частным лицам на основании особых правил, утверждаемых Советом народи. комиссаров каждой республики. Для РСФСР эти правила утверждены постановлением СНК от 23 августа 1923 г. (Собр. узак. 1923 г., № 74, ст. 716). В них впервые после революции устанавливается принцип возмездного в денежной форме землепользования для всех без исключения арендаторов. Этот принцип нашел себе определенное выражение или в аналогичных, изданных в развитие соответствующих статей земельн. кодексов (УССР и БССР), правилах, или в отдельных постановлениях, — зак. ЦИК (от 22 декабря 1924 г.), СНК УзССР(от 25 августа 1925 г.) и ЦИК и СНК ТССР. Современные госземимущества разделяются на: а) совхозы, б) доходные земельные статьи и в) госземзапас. Каждый из видов земельных имуществ имеет свои, ему свойственные задачи. Наряду с этим все они рассматриваются как источники доходов государственного и местного бюджета и сдаются в арендное использование по установленному типовому договору как с торгов, так и в порядке соглашения. Методы определения нормальной арендной платы указаны в инструкции по земельно-хозяйственному устройству, утвержденной НКЗ РСФСР (от 16 сентября 1924 г.) и применяемой на территориях других республик. По этой инструкции нормальная арендная плата исчисляется на основании доходности госземимуществ, определяемой по: а) производительности почвы, б) долгосрочной аренде и в) съемным ценам. Из полученной суммы доходности по каждому из трех способов исключается 7 — 8 % на управление, а затем стоимость земли определяется капитализацией полученного остатка из 5 — 6,5 % (в зависимости от метода исчисления доходности). Таким же порядком определяется стоимость всех других, кроме пашни, угодий, оцениваются постройки, живой и мертвый инвентарь, и определяется общая стоимость оцениваемого госземимущества. Сумма ежегодной арендной платы определяется исчислением 3 % от стоимости земельной площади, 5 % стоимости построек, 6 % стоимости паровых машин и 8 % от стоимости остального живого и мертвого инвентаря. Все государственные земельные имущества с точки зрения направления доходов разделяются на имущества республиканского и местного значения; доходы с имуществ последней категории поступают полностью в местный бюджет, а доходы с имуществ республиканского значения делятся между бюджетами поровну. По неполным данным на 1 октября 1925 года общая площадь государственных земельных имуществ Союза была следующая: a/32
Распределение государственных земель и имуществ СССР по отдельным республикам (по данным на 1 октября 1925 г.). Степень использования имуществ в зависимости от вида их различна: наиболее полно, почти в размере 100 %, используются совхозы; доходные земельные статьи (в частности гослугфонд) используются не более 72 %, а использование госземзапаса, 93 % которого расположено в малонаселенных районах Сибири, Урала, Нижнего Поволжья и Дальнего Востока, не превышает 12 % общей площади. Общая сумма доходных поступлений исчислена на 1925/26 г. по земельным имуществам республиканского значения по всем союзным республикам в 11.552 тыс. руб. и предположительно по имуществам местного значения в 9.000 тыс. руб., а всего около 20.500 тыс. руб. Несмотря на ежегодный рост этого дохода, в связи с определившимся течением передачи значительной части государственных земельных имуществ в трудовое бесплатное пользование, едва ли можно ожидать более или менее значительного увеличения этого источника дохода нашего государственного и местного бюджета. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«А»: Автономный тариф, Административные сборы, Адресный сбор, Ажио, Аккредитив, Актив, Акциз с сахара, Акцизы, Акционерная компания, Алмазный фонд, Амортизация, Аннулирование бумажных денег, Аннулирование государственных кредитных обязательств, Арбитраж, Аренда государственных земель, Аренда земли, Аренда промышленных предприятий, Ассигнаты, Ассигнации, Ассигновка, «А». |
| |