Добавить в закладки Для замечаний |
|
| Аннулирование государственных кредитных обязательствАннулирование государственных кредитных обязательств есть прекращение со стороны государства-заемщика платежа процентов и отказ от возвращения основной суммы долга, а также объявление всех кредитных его обязательств или только некоторых не имеющими никакого юридического значения. В некоторых случаях Аннулирование государственных кредитных обязательств сопровождается требованием со стороны власти сдать в его распоряжение имеющиеся у частных лиц и учреждений кредитные документы аннулируемых займов. Аннулирование государственных кредитных обязательств может быть вызвано разнообразными причинами и может преследовать разные пели. Аннулирование государственных кредитных обязательств может быть вызвано социальными и политическими причинами. Оно может: ставить себе задачей борьбу с социальной группой, которая является держателем данных обязательств, потому что прекращение платежа по займам колеблет материальное благосостояние данной группы; быть чрезвычайным способом ликвидации непомерной задолженности бедного или разоренного государства; быть чрезвычайным способом ликвидации заграничной экономической зависимости, когда удается провести Аннулирование государственных кредитных обязательств, размещенных за границей и у иностранных держателей; быть вообще чрезвычайным способом уменьшения долговых обязательств государства; быть способом восстановления нарушений законного порядка в случаях, когда выпуск или заключение того или другого займа оспариваются с той точки зрения, были ли надлежащие полномочия у власти, заключившей данный заем, и наконец Аннулирование государственных кредитных обязательств может быть средством политической борьбы между партиями. Заранее учесть — можно ли провести и осуществить Аннулирование государственных кредитных обязательств — весьма трудно, и еще труднее подсчитать реальные результаты Аннулирования государственных кредитных обязательств, так как наблюдается, что даже после удачного аннулирования государству приходится, если оно вынуждено снова заключать займы, платить повышенный процент. При развитом капиталистическом хозяйстве также трудно установить, какие стороны экономической жизни будут затронуты. Могут быть самые неожиданные отражения в разных сторонах экономического уклада: Аннулирование государственных кредитных обязательств может отразиться на поземельных банках, хранящих свои капиталы в кредитных обязательствах государства, а через них на сельском хозяйстве в связи с Аннулированием государственных кредитных обязательств. Уменьшение средств, находящихся в распоряжении сельского хозяйства, может повлечь сокращение приобретения сельским хозяйством сельскохозяйственных машин. Уменьшение сбыта машин вызовет сокращение сбыта чугуна. Сокращение металлургии вызывает сокращение сбыта продуктов легкой индустрии. Аннулирование заграничных обязательств вызывает существенное видоизменение в международных расчетах. Если аннулируются все заграничные обязательства, то остается только торговый баланс, а расчетный уменьшается до минимальных размеров. При проведении Аннулирования государственных кредитных обязательств государственная власть может по различному относиться к разным группам кредиторов. Неудачные попытка Аннулирования государственных кредитных обязательств, приводившие к увеличению задолженности, привели к установлению среди буржуазных теоретиков взгляда на нерациональность Аннулирования государственных кредитных обязательств. В истории государственного долга много примеров Аннулирования государственных кредитных обязательств. Во Франции при Генрихе IV его министр Сюлли указами 1596 и 1604 гг. произвел широкое аннулирование государственных обязательств, возникших благодаря слабости предшествовавших правительств. Фердинанд VII, король Испании, в 1823 г. объявил все займы, заключенные испанским конституционным правительством в Лондоне и Париже в 1820 — 1823 гг., недействительными. После многих лет переговоров с кредиторами было достигнуто в 1831 г. соглашение, которое, однако, Испанией не было выполнено, и долги, заключенные конституционным правительством, не были выплачены. В 1841 г. Северо-американский штат Миссисипи аннулировал свой заем в пять миллионов долларов ввиду того, что заем был выпущен несогласно с конституцией штата. Реализация займа была совершена с нарушением установленных правил (заем был реализован ниже паритета, что было запрещено). Несмотря на то, что заем был выгоден штату, штат все же отказался платить. Тридцать четыре года тянулись переговоры между штатом и его кредиторами. В 1875 г. новая конституция подтвердила, что кредитные обязательства аннулированы навсегда. После междоусобной войны из-за освобождения негров в 1863 — 1867 гг. в Сев.-Амер. Соединенных Штатах было сильное общественное движение за аннулирование военных долгов, заключенных во время войны северными штатами. Правительство Конфедерации южных штатов Северной Америки во время своего существования успело заключить несколько внутренних и внешних займов (во Франции и Англии). После окончания войны между Севером и Югом правительство Сев.-Ам. Соединенных Штатов объявило, что оно аннулирует все кредитные обязательства Конфедерации южных штатов. Английские держатели облигаций южных штатов еще и до сих пор подсчитывают суммы неуплаченных процентов. Одним из наиболее интересных случаев Аннулирования государственных кредитных обязательств является история португальского займа 1832 г. Реакционное правительство дона Мигуэля в Португалии в 1832 г. при помощи французских банкиров Утрекен и Жожа заключило на парижском рынке заем в 40.000.000 фр., эмитированный в виде облигаций в 100 фр., приносящих 7,5 % годовых и выпускаемых по курсу 680 фр. за 1.000. Долг должен был быть погашен через 32 года. Либеральная оппозиция в лице претендентов на португальскую корону дона Педро и донны Марии объявила заранее незаконными всякие займы правительства Мигуэля. В момент получения занятых средств правительство Мигуэля было изгнано из Лиссабона. Противники его в казначействе нашли тратты на Лондон. Дон Педро не только получил по этим траттам причитающиеся суммы, но даже возбудил процесс против лондонской банкирской фирмы Глин и К°, когда та отказалась платить по захваченным траттам. Однако в 1834 г. португальское правительство объявило долг 1832 г. аннулированным и отказалось платить по нему как проценты, так и основную сумму. В течение 60 лет между кредиторами Португалии и ее правительством шла война. Каждая попытка португальского правительства выступить с кредитными операциями на европейских рынках встречала сопротивление со стороны бывших ее кредиторов. Они выпускали агитационные памфлеты, расклеивали афиши, подрывавшие кредит португальского правительства. В 1892 г. по совету парижских банков, занимавшихся постоянно реализациею португальских государственных займов, португальское правительство заключило с держателями облигаций займа 1832 г. мировую сделку. Португальское правительство им уплатило 2.500.000 фр., а держатели облигаций сдали свои облигации правительству и должны были выдать расписки, что они вполне удовлетворены и больше к португальскому правительству не имеют никаких претензий по долгу 1832 г. ни по возвращении капитала ни по уплате процентов. Интересен также пример Германии. Падение германской марки в 1923 г. привело сперва к фактическому аннулированию кредитных обязательств государства. Проценты с 4 % облигации в 1.000.000 марок, составляя сумму в 40.000 марок, были недостаточны для покупки коробки спичек. Свыше 400.000 мелких кредиторов государства впали в полную нищету. Началась отчаянная политическая борьба в защиту мелкой буржуазии. Всякие кредиторы государства добивались установления «социальной ренты». Пытались найти решение в уплате мелким кредиторам сперва удвоенных процентов, затем было сделано предположение уплачивать ушестеренную единицу процентов. Когда же выяснилось, что при дальнейшем падении марки почти в 10.000 раз ничего реально из увеличения суммы процентов на какие-либо множители не получится, германское правительство в начале октября 1923 г. объявило, «что пока оно до следующих распоряжений прекращает выплату процентов». Когда же в следующем году началась работа комиссии Дауэса, то стало ясно, что положение государственных кредиторов Германии будет быстро выяснено. Составители плана Дауэса исходили из предположения, что Германия будет и дальше проводить политику фактического аннулирования государственных долгов. Успех финансовой части плана Дауэса и регулярность репарационных платежей в пользу победителей не могли бы иметь места, если бы Германия производила платежи по внутренним государственным долгам. Ни на Лондонской конференции 16 августа 1924 г. ни в комиссии экспертов, работавшей под председательством Дауэса и Мак-Кенна, об этом не говорилось открыто, но все понимали, что аннулирование германского довоенного долга само собой подразумевается. Буржуазия стран победительниц может получить причитающиеся ей суммы только в том случае, если будут обращены в нищих держатели государственных обязательств Германии. Декрет от 14 февраля 1924 г. объявил, что германское государство приостанавливает платежи по своему государственному долгу впредь до окончательной уплаты репарационных платежей, т. е. иначе говоря, в течение ближайших 42 лет кредиторы государства не могли ждать уплаты процентов. Во время выборной кампании в рейхстаг в 1925 г. вопрос о восстановлении аннулированных платежей был поднят снова. Консерваторы обещали полное восстановление платежей. В результате избирательной борьбы появился закон от 16 июля 1925 г. Фразеология этого закона совершенно не соответствует существу его. Закон говорит о погашении, конверсии государственных долгов. Официальное название закона: закон о конверсии государственных бумаг. Основной капитал государственных займов уменьшается: за 1.000 марок довоенных облигаций ренты дается 25 марок номинальных, за 50 миллиардов в обязательствах казначейства 1924 г. уплачивается также 25 марок облигациями нового конверсионного займа и т. д. Новый «конверсионный» долг беспроцентен до окончательной уплаты репарационных платежей. В будущем будет издан закон, что подразумевать под окончательной уплатой репарационных платежей. Владельцы облигаций, имевшие их до 1 июня 1920 г., впавшие в бедность, и государственные и общественные учреждения благотворительного характера частично удовлетворяются из сумм особого займа в 150 млн марок, который должен быть заключен для ликвидации аннулирования кредитных обязательств. Декрет распространяется на 248 миллиардов марок имперского долга и на долги отдельных государств, городов и коммун. Он не имеет силы по отношению к облигациям принудительного займа (9 июля 1922 года), беспроцентным обязательствам Государственного казначейства и к денежным суррогатам (Reichkassenscheine und Darlehenkassenscheine). В настоящее время в Европе, после войны 1914 — 1918 гг. почти во всех странах, принимавших то или иное участие в войне, имеется общественное движение за аннулирование военных долгов, заключенных воевавшими странами как у себя дома, так и за границей, ввиду тягостного положения их финансов, при котором нет никакой возможности поднять хозяйственную жизнь, продолжая затрачивать колоссальные суммы на уплату процентов. Кроме того, в европейской и американской литературе сейчас поднят вопрос об аннулировании займов, которые были заключены между отдельными правительствами в порядке междусоюзнической помощи. Во время войны 1914 — 1918 гг. Германия помогала Австро-Венгрии, Болгарии и Турции. Общая сумма займов, предоставленных Германиею ее союзникам, оценивается в сумму около 2.600 млн руб. золотом. По Версальскому миру Германия отказалась от своих претензий к своим бывшим союзникам. Франция передала около трех с половиной миллиардов долларов, из которых один миллиард долларов был предоставлен России. Кроме России, от Франции получили средства: Италия, Бельгия, Юго-Славия, Румыния, Польша, Греция, Чехо-Словакия. Англия затратила свыше 11 миллиардов долларов. России было предоставлено 4.322 млн долл., Франции — 2.927 млн долл. Кроме того, еще должниками числится 13 стран. С.-А. Соединенные Штаты роздали 11.861 млн долл. Из этой суммы самая значительная цифра числилась за Англиею — 4.661 млн долл., Франциею — 3.990 млн долл., Италией — 2.015 млн долл. (сумма капитального долга с процентами к 1924 г.). Кроме того, 14 государств являются должниками Соединенных Штатов. В 1919 г. в силу резких колебаний вексельных курсов С.-А. Соединенные Штаты были вынуждены предоставить своим кредиторам временный мораториум. С этого момента начинает деятельно пропагандироваться мысль об необходимости отказа от этих долгов. Самые разнообразные государственные деятели сходились во мнении, что аннулирование военных междусоюзнических долгов является наиболее правильным путем оздоровления экономической жизни Европы. Консерватор Рибо во Франции, либерал Кейнс в Англии, проф. Селигман в Америке, — все, стоя на разных платформах, добивались Аннулирования государственных кредитных обязательств. Министр иностранных дел Англии Бальфур в ноте 1 августа 1922 г. высказывался в пользу политики совместного погашения междусоюзнических долгов. В Америке предположение Аннулирования государственных кредитных обязательств не нашло достаточного сочувствия. В следующем году (19 июня 1923 г.) Англия подписала с Америкой соглашение об уплате военного долга в 62 года путем ежегодных платежей, в которые включаются погашение и проценты в размере 160 млн долларов. Подписано, но еще не утверждено соглашение о военных долгах между Америкой и Италиею. Несмотря на это начало, все же можно утверждать, что большая часть военных междусоюзнических долгов будет аннулирована. Самым грандиозным случаем Аннулирования государственных кредитных обязательств является русская аннуляция 1917 — 1920 гг. Номинальная сумма кредитных обязательств, подлежавших аннулированию, к моменту октябрьского переворота составляла сумму около 55 млн руб. Правительство Декретом от 21 января 1918 г. аннулировало все государственные займы, равным образом все гарантии, данные по займам различным учреждениям и предприятиям. В целях осуществления аннулирования Декретом от 18 апреля 1918 г. введена система регистрации ценных бумаг. Каждый держатель бумаг должен был зарегистрировать свои бумаги в Народном банке. Окончательный порядок ликвидации государственного долга был установлен Постановлением от 26 октября 1918 г. Все лица и учреждения были обязаны сдать принадлежащие им или хранящиеся у них государственные бумаги и гарантированные государством процентные бумаги. Граждане, владевшие аннулированными займами на сумму не более 10.000 руб. нарицательных, получили право на уплату им соответствующего возмещения. В особых случаях то же право предоставлялось и лицам, имевшим аннулированные бумаги на сумму более 10.000 нарицательных, но они не могли получить из них более, чем за 10.000 руб.; бумаги потребительных кооперативов, касс взаимопомощи, рабочих страховых касс, ссудосберегательных и эмеритальных касс должны были быть оплачены в полном объеме соответственно их ликвидационной стоимости. Полезные и демократические организации, лишавшиеся постоянного дохода вследствие аннулирования, получали соответственное ежегодное возмещение из средств государственного казначейства. Для определения ликвидационных сумм по постановлению от 26 октября 1918 г. был приложен список всех государственных и гарантированных правительством железных дорог, а равно и облигационных займов государственных земельных банков с указанием ликвидационной стоимости в процентах нарицательного капитала (например, государственная 4 % рента — 75 %, облигации 4,5 % Юго-восточных железных дорог 1914 г. — 90 %). Аннулированными без всякого возмещения считались займы, выпущенные в иностранной валюте за границей, даже если бы они находились в момент регистрации в России. Мелкие держатели за границей не были удовлетворены вследствие того, что иностранные державы с самого возникновения новой власти в России стали к ней во враждебное отношение. На деле из намеченных мероприятий была осуществлена только уплата некоторым группам мелких держателей, но и они получили возмещение падающей бумажной валютой. Общества и учреждения, ввиду последовавшего огосударствления всех сторон общественной жизни, не получили никакого возмещения. Приведение в жизнь данных мероприятий продолжалось в 1919 г. и в 1920 г. Окончательно все дело аннулирования было закончено декретом от 16 сентября 1920 г. Одновременно были аннулированы займы городских самоуправлений декретом от 9 октября 1919 г., а также декретом от 4 марта 1919 г. облигационные займы частных предприятий, переданных государству. Необходимость восстановления экономических отношений с капиталистическими странами побудило советское правительство частично пересмотреть вопрос о внешних долгах. Когда союзные державы обратились к советскому правительству с приглашением на конференцию на Принцевых островах, то по мысли В. И. Ленина (см. статью т. Г. Чичерина «Ленин и внешняя политика» в сборнике «Мировая политика в 1924 г.») советское правительство нотой от 4 февраля 1919 г. впервые согласилось на признание аннулированных долгов России, оставляя открытым способ проведения этого признания в жизнь, и предложило капиталистам союзных стран договориться сразу о ликвидации вопроса о долгах путем участия иностранного капитала в эксплуатации концессий на наши натуральные богатства. В ноте Народного комиссариата по иностранным делам от 28 октября 1921 г. правительство заявило, что «готово сделать ряд уступок в этом важном вопросе». Оно этим самым также идет навстречу желаниям многочисленных мелких держателей русских государственных займов, в особенности во Франции, для которых признание царских долгов представляет существенный интерес. Российское правительство готово признать обязательства перед другими государствами и гражданами по государственным займам, заключенным царским правительством до 1914 г. при предоставлении ему льготных условий, обеспечивающих ему практическую возможность выполнения этих обязательств». Советское правительство каждый раз, когда шла речь о признании внешних долгов, подтверждало, что речь может идти лишь о долгах до начала войны 1914 г., что оно не может признать в какой-либо мере для себя обязательными долги эпохи войны (1914 — 1917), так как они заключались царским правительством для финансирования войны, в которой были заинтересованы страны союзников больше, чем Россия, и потому, что платеж военных долгов лег бы на Россию совершенно непереносимым бременем. Также советское правительство подчеркивало, что речь может идти только о сделке, представляющей выгоды для обеих договаривающихся сторон. Советское правительство было готово возобновить платеж процентов и погашение основных капиталов долгов довоенного времени с известными ограничениями и в известной части, но только в том случае, если заинтересованные стороны примут участие в подъеме хозяйственной жизни и будут характер своих претензий сообразовать с состоянием хозяйственной жизни СССР. Советское правительство категорически отказывалось от безусловного признания долгов как в общем их объеме, так и по отношению ко всем бывшим держателям. Оно неоднократно указывало, что и в отношении довоенного долга не может быть речи о полном признании и что оно не может уравнять всех бывших держателей облигаций русских государственных долгов. На конференции в Генуе (10/IV — 19/V 1922 г.) вопрос о предоставлении России кредитов, при условии возобновления ею платежей по заграничным долгам, был предметом длительных споров. В одном из главных документов этой конференции, меморандуме от 2 мая 1922 г. от имени всех государств, принимавших участие в конференции, за исключением Германии и Франции, предполагалось не требовать от России уплаты «в настоящий момент» не только капиталов, но и процентов по ссудам, оказанным царскому и временному правительствам России во время войны. В очень туманных фразах было обещано в будущем позаботиться вообще о сокращении данного долга, но настойчиво проводилась мысль, что вся сумма иностранной задолженности России должна быть целиком признана советским правительством. Советское правительство должно было обязаться в 12-месячный срок договориться с иностранными держателями русских бумаг. Из опубликованных протоколов видно, что отдельные делегаты стремились заранее создать мнение, что принятые советским правительством обязательства все равно не будут соблюдаться. Вопрос о кредитах для восстановления народного хозяйства России не получил достаточной выясненности и ввиду того, что советская делегация все время стояла на неразрывности этих двух вопросов, — все длительные разговоры на Генуэзской конференции ни к чему не привели. По предложению русской делегации для более глубокого изучения природы и объема предъявляемых России требований и более точной оценки могущих быть ей представленных кредитов должна была быть собрана новая международная комиссия. Во время Генуэзской конференции советская делегация заключила с Германией договор в Рапалло, на основании 2-й статьи которого Германия отказалась от претензий, вытекающих из факта применения к германским подданным законов Советской России при условии, что правительство СССР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств. Новая конференция была созвана в Гааге (июнь — июль 1922 г.). Это была конференция экспертов, в задачу которой входило выяснить размеры русских пожеланий в области кредитов и возможность для ее правительства организовать правильную расплату по принятым обязательствам. Представители СССР внесли предложение обсудить вопрос о предоставлении русскому народному хозяйству для восстановления 3.224 млн руб. золотом; в трехлетний срок. Русская делегация представила обширные данные о состоянии русских финансов. Они были подвергнуты довольно подробному анализу представителями иностранных государств, но ввиду настойчиво проводимой точки зрения со стороны русских делегатов, что до получения согласия о предоставлении кредитов нет возможности разрешить вопрос Аннулирования государственных кредитных обязательств, принадлежавших иностранным подданным, работы Гаагской конференции также не дали никаких результатов. Два главные кредитора в отдельности вели с СССР переговоры о возможной ликвидации претензий по аннулированию. С Англией во время пребывания у власти рабочего правительства Макдональда был подписан договор 8 августа 1924 г. VI ст. III главы общего англо-русского договора гласила, что в порядке изъятия из общих положений декрета от 21 января 1918 г. советское правительство удовлетворит британских подданных по государственным и городским займам, выпущенным в иностранной валюте. Британское правительство согласилось, что оно не будет настаивать на полном удовлетворении всех заявленных претензий. II ст. договора предусматривала заключение между Россией и Англией последующего специального договора, который бы окончательно регламентировал все технические вопросы, связанные с Аннулированием государственных кредитных обязательств. После заключения этого второго договора советское правительство должно было выпустить заем, по которому уплата процентов и амортизация гарантируются английским правительством. Договор от 6 августа 1924 г. не вступил в силу ввиду отставки Макдональда. Консервативное правительство отказалось в декабре 1924 г. от его утверждения. Сейчас же после выяснения неуспеха англо-русского соглашения с Аннулированием государственных кредитных обязательств начались переговоры с Франциею. Неустойчивость французских политических настроений, сказывающаяся в частых сменах кабинетов, не дает возможности предполагать быстрого завершения вопроса о старых долгах. При существовании кабинета Эррио можно было надеяться на близкое окончание переговоров, при образовании первого кабинета Пенлеве надежда на успех сократилась; при образовании второго кабинета Пенлеве вероятность соглашения еще уменьшилась, но все же следует сказать, что возможность Соглашения с Францией, которой принадлежит наибольшая часть довоенных кредитных обязательств России, представляет большой интерес для СССР. Финансовая энциклопедия, 1927 г.
«А»: Автономный тариф, Административные сборы, Адресный сбор, Ажио, Аккредитив, Актив, Акциз с сахара, Акцизы, Акционерная компания, Алмазный фонд, Амортизация, Аннулирование бумажных денег, Аннулирование государственных кредитных обязательств, Арбитраж, Аренда государственных земель, Аренда земли, Аренда промышленных предприятий, Ассигнаты, Ассигнации, Ассигновка, «А». |
| |