Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Автономный тариф

Автономный тариф. Под именем автономный тариф, который противополагается конвенционному тарифу (см. Таможенные тарифы), разумеется такой таможенный тариф, который установлен самостоятельно, по собственному усмотрению государственной властью данного государства. Таким образом форма, конструкция, содержание, число и высота ставок, а также продолжительность действия автономного тарифа устанавливаются, по крайней мере формально, односторонним решением государства, вводящего у себя автономный тариф. Государство имеет право и возможность в любой момент вносить любые изменения в свой тариф, не считаясь с другими государствами, участвующими в товарообмене с ним. Автономный тариф может существовать либо в форме единого тарифа, применяющегося ко всем странам с очень незначительными изменениями, пределы которых заранее определены законом (тариф С.-А. Соед. Штатов), либо в форме двойного тарифа — максимального и минимального (французская система). В последнем случае оба тарифа, т. е. и максимальный и минимальный, устанавливаются автономно заинтересованным государством в порядке внутреннего законодательства. При этом минимальный тариф применяется на основе взаимности к товарам, ввозимым из тех государств, которые либо заключили на основе данного тарифа договоры о торговле, либо вообще трактуют благоприятным образом произведения данного государства. Ко всем остальным государствам применяется максимальный тариф, который устанавливается путем более или менее значительного увеличения ставок минимального тарифа.

Под влиянием требований развивающегося мирового оборота, и в частности в связи с растущим значением экспортных интересов, в последние два десятилетия перед войной 1914—1918 гг. автономные тарифы все более уступали место договорным (конвенционным) тарифам. Примирение и согласование сложных и противоречивых интересов отдельных государств возможно лишь путем взаимных уступок. Устраняя возможность произвольного установления и изменения тарифов, договорные тарифы создают на длительное время прочные условия производства и сбыта и тем самым делают возможной солидную коммерческую калькуляцию. В течение переходного послевоенного периода, переживавшегося мировым хозяйством и характеризовавшегося крайней невыясненностью и неустойчивостью хозяйственной конъюнктуры и междувалютных отношений, автономный тариф являлся более эластичным средством регулирования внешнего товарообмена, чем конвенционный тариф, предполагающий закрепление ставок на определенный срок, установленный договором. Поэтому в послевоенные годы автономный тариф являлся господствующей формой в Европе. В последнее время в связи с некоторой стабилизацией хозяйственной конъюнктуры торгово-договорная практика обнаруживает поворот в сторону конвенционных таможенных тарифов (Итало-австрийский торговый договор 23 апреля 1923 г., временная конвенция между Португалией и Нидерландами 8 февраля 1924 г., договор СССР с Италией 7 февраля 1924 г. и др.). До начала 90-х годов Россия придерживалась системы единого автономного тарифа. Эта система не создавала для нас особых неудобств, пока Россия имела возможность пользоваться по отношению к большинству государств, в силу заключенных договоров, правом наибольшего благоприятствования и пока наши важнейшие экспортные товары вообще не облагались в странах ввоза пошлинами. К началу 90-х годов положение совершенно изменилось. Главнейшие предметы нашего экспорта оказались сильно обложенными, а наши конкуренты получили ряд значительных конвенционных понижении пошлины на сельскохозяйственные продукты. Для усиления позиции России в переговорах с Германией и другими государствами в июне 1893 г. был издан закон о двойном таможенном тарифе. В силу этого закона таможенный тариф 1891 г. должен был применяться к товарам тех стран, которые предоставляли или обязались предоставлять русским товарам наиболее льготные условия ввоза и транзита. Товары прочих стран облагались повышенными пошлинами в размере 20 — 30 % существующих ставок. Но России не удалось более удержаться на позиции автономного регулирования своего тарифа. В 1893 г. ей пришлось сделать в своем тарифе ряд конвенционных уступок по договору с Францией, а в 1894 г, — по договору с Германией. Под влиянием значительных скидок в таможенном тарифе, которые русское правительство было вынуждено сделать Германии в 1894 и 1904 гг., у нас создалось, особенно во время войны, сильное течение против конвенционных тарифов. Необходимо указать, что пример Испании, Италии и Франции и особенно русский опыт 90-х годов с несомненностью свидетельствует о чрезвычайной трудности (если не невозможности) для отдельных стран сохранить полную свободу в таможенно-тарифном отношении в то время, когда большинство других влиятельных государств стало придерживаться системы конвенционных тарифов. Страна, связанная множеством нитей с мировым хозяйством, не может безнаказанно отказываться от компромиссов и соглашений со своими контрагентами. Во время войны и в первые годы послевоенного периода положение существенно изменилось. Конвенционные понижения пошлин, установленные по договорам с Германией и Австро-Венгрией, отпали в самом начале войны (в 1914 г.). К концу войны утратили силу конвенционные тарифы, установленные по договорам с Францией, Италией и Португалией (вследствие денонсирования этих договоров Россией). Брестский договор временно возвратил нас к конвенционному тарифу, который вскоре отпал ввиду аннулирования Брестского договора.

Новейшие наши тарифы и в частности действующий тариф 1924 г. являются автономными. Однако постановление президиума ВЦИК от 13 марта 1922 г. («Изв. ВЦИК» от 15.04.1922 г.) не исключает принципиальной возможности изменения таможенных пошлин в силу договоров с отдельными государствами. По договору, заключенному СССР с Италией 7 февраля 1924 г., мы предоставили Италии ряд конвенционных скидок с действующих ставок нашего таможенного тарифа для товаров итальянского происхождения. Скидки эти для некоторых товаров довольно значительны, — например, для лимонов — 75 %, апельсинов — 60 %, бумажных тканей — 55 %, полушелковых тканей — 50 % и т. д. В силу принципа наибольшего благоприятствования эти скидки могут распространяться и на произведения других стран, которые связаны или будут связаны с нами торговыми договорами.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«А»: Автономный тариф, Административные сборы, Адресный сбор, Ажио, Аккредитив, Актив, Акциз с сахара, Акцизы, Акционерная компания, Алмазный фонд, Амортизация, Аннулирование бумажных денег, Аннулирование государственных кредитных обязательств, Арбитраж, Аренда государственных земель, Аренда земли, Аренда промышленных предприятий, Ассигнаты, Ассигнации, Ассигновка, «А».